Валерий СДОБНЯКОВ.

СЛОВО И ЗВУК


На фотографии: Валерий Сдобняков и Юрий Адрианов. В рабочем кабинете поэта.


Литература и музыка, язык и звук – две неотъемлемые части существования культуры, а значит национальной идентификации всякого народа проживающего на земле. В первую очередь через слово и звук мы узнаем о его духовном и нравственном состояния, о его мечтах и чаяниях, о восприятии им окружающего мира. И так повелось с самых древнейших времен, ибо от Бога дано и то, и другое. 

Словом написана книга книг – Библия. Но разве полна она будет в своей бесконечной глубине и величии без дивных песнопений-псалмов пророка и царя Давида, без Псалтири. Многие воспринимают это названия только как книгу, забывая, что «псалтирь» – это в первую очередь музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого и исполнялись песнопения.  Каждый день во множестве храмов на Земле звучит это слово-музыка.

Классические произведения русской культуры – яркий пример такого же единства, что дано человечеству «от сотворения мира». Глубока и мудра русская литература, давшая миру таких гениев слова, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, С.А. Есенин и М.А. Шолохов. Но разве менее значимы наши достижения в музыке? И тут сразу вспоминаются дивные произведения П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шестаковича, Г.В. Свиридова. Это воистину русское, неповторимое звучание, которое только и может в полной мере передать духовную широту и мощь того народа, из недр которого вышли эти творцы.
Но опять же – как эти две стихии – звук и слово – мистически зарождающиеся в глубине соборной души народа, дополняют и обогащают друг друга? Тот кто задастся таким вопросом пусть вспомнит наиболее известные произведения перечисленных мною композитором, и вопрос разрешится сам собой. Так же, как при желании прочитает у классиков литературы о том влиянии, которое на них оказывала музыка.

«Как это происходит, – писал Лев Николаевич о музыке, – тайна великая и непостижимая». 
А сын его Сергей Львович вспоминал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так переживал музыку, как мой отец». Слушая музыку, как вспоминали современники, Толстой плакал, «обливался слезами».

И так слияние слова и звука происходило всегда. Происходит и сейчас.
Нижегородские писатели и музыканты всегда творили вместе. Тут можно вспомнить известное либретто Н.Г. Бирюкова,  написанное к опере народного артиста СССР А.А. Касьянова «Степан Разин», и песни Бориса Благовидова на стихи Владимира Половинкина, Юрия Адрианова. И замечательное исполнение произведений Владимира Миронова заслуженным артистом РФ Вячеславом Широковым, который написал музыку к стихам поэта. Неизменно с большим успехом и сейчаc, в зале областной писательской организации проходят концерты скрипача Евгения Андрианова и пианиста Геннадия Курскова – истинных наших друзей.

А недавно на сцене нижегородского Дома актеров была показана опера «Зори здесь тихие», созданная по известной повести советского писателя Бориса Васильева. Поставил её со студентами Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки профессор этого учебного заведения, заслуженный артист РФ, ведущий актёр Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького А.В. Мюрисеп. 
Музыку исполнял Нижегородский русский народный оркестр. На мой взгляд, это удачная работа всего коллектива – и студентов исполнивших свои партии, и музыкантов, и режиссёра-постановщика. Последнего, может быть даже в первую очередь. 
И подчёркиваю я это потому, что Александр Васильевич ещё и профессиональный писатель, член Нижегородской областной организации Союза писателей России, автор нескольких публикаций в литературном журнале «Вертикаль. ХХI век» и трёх книг.
Традиции слова и звука, литературы и музыки – вечны и неразрывны.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога