Лигия Лопухова
Лигия Лопухова (Лигия Петровна Дементьева) (1930–2001). Член Союза журналистов СССР с 1961 г., член Союза писателей СССР с 1976 г., заслуженный работник культуры России. Родилась в 1930 году в Балахне. Стихи начала писать еще в школе. В годы войны организовала первую в поселке Правдинск пионерскую «тимуровскую команду», которая шефствовала над эвакогоспиталями. Работала воспитателем в общежитии бумкомбината. Окончила Горьковскую зубоврачебную школу, работала врачом в рабочем поселке Анопино Владимирской области. Первые публикации состоялись во владимирской областной газете. Окончила Московский Литературный институт. В Горьком работала в газетах «Клич пионера», «Ленинская смена», на телевидении, в «Горьковском рабочем», в 1977 году стала главным редактором Волго-Вятского книжного издательства. Изданы поэтические сборники «Я шагаю к огню» (1966), «Строки любви и тревоги» (1971), «Верность» (1975), «Строка становится судьбою» (1980), «Женщина – имя твое» (1985), «Жизнь как любовь» (1990). Война ...Она пришла в завьюженный поселок с нежданным санитарным эшелоном. С хватающей за душу, невеселою полночной песней тормозов вагонных. ...Пришла с щемящим скрежетом усталым суставов искореженных состава за долгий путь страданий и потерь. Она была так далеко от дома: по письмам и по сводкам лишь знакома. ...Но вот пришла с полночным эшелоном и горю – настежь – распахнула дверь. И санитары прятали глаза, безмолвные носилки опуская... И закипала горькая слеза, твердел комок какой-то жгучий в горле, когда внезапно кто-то шапку сдернет, ее уже всю ночь не надевая... На станции, буксуя, завывали машины, наледь серую дробя. Мы вместе с матерями их толкали, ругая за бессилие себя. Жег руки борт. Внезапно стон протяжный пронзил сердца. И будто бы стена закрыла все ненужное, неважное... В тот миг мы поняли – пришла Война. Военные зимы Как зимы военные были люты! Полвека живу я все в тех же широтах и жду ежегодно (не без маеты) подобных тем давним... Пустая забота! Возможно, в неправде меня уличат: мол, полно-ка, не перетягивай вожжи! Что, дескать, морозы случались и позже. Покрепче военных-то, под пятьдесят!.. Возможно. Отсчет ведь у каждого свой. А я вспоминаю тот утренник ясный, январский, сверкающий, весь голубой, с прозрачною дымкой от солнечной каски. Она чуть накрыла вершину сосны. Вот-вот и снега подожжет на угоре. И вспыхнут вокруг разноцветные сны, что в детстве нас часто спасали от горя. ...Но мне не пришлось их увидеть тогда. Смерзаясь, струилась вода из колонки. Я всем своим худеньким телом легла на ручку, храня эту струечку тонкую. В корыте змеились, сплетаясь, бинты и красили воду в багрянец рассвета. Лишь миг – и они уже словно клинки, блестят от закалки мороза и ветра. Отливщик-мороз, чародей и злодей, нас гнал от колонки, разбойно присвистнув. Развел мурашей под шубейкой моей. До боли ручонки в голичках он стиснул. А мама полощет в корыте белье. Ей после дежурства поспать бы вначале: всю ночь эти сильные руки ее бойцов бинтовали, носилки таскали... Как в те времена была мама красива! Как женственна в старом пальтишке своем. Но таз с леденеющим, тяжким бельем она, не сгибаясь, до дома носила. С корытом за ней поспешала. След в след. Да, верно: у каждого есть свой отсчет. Мне было – неполных одиннадцать лет. А мама совсем молодая еще. Красивая. Стройная. Я откровенно гордилась: здороваясь с мамой, мужчины склонялись к рукам ее, так, беспричинно, с галантностью прямо почти довоенной. Она же их за спину прячет смущенно, стыдясь обмороженной их красноты. И грустью светились глаза потаенно. ...Как зимы военные были люты! Воспоминанье Дядя-тетя Маруся… Воспоминанье С этим именем странным приходит ко мне. Очень ярко и крупно, как на экране, Снова детство мое в той жестокой войне. …Дядя-тетя Маруся – наш конюх больничный. Галифе. Козья ножка торчит изо рта. Ей старухи твердят: «Что смолишь? Неприлично! Ты же – баба, Маруся». – А… Ни черта! Но старухи шипели: «О Боже Исусе! – Оглушенные свистом горячим кнута. – Не поймешь: то ль мужик, то ль ты баба, Маруся!» А Маруся в ответ им: – А вам на черта? «Дядя-тетя Маруся!» – дразнились мы тоже, когда шла она мимо, к ночи усталая. Мы стремились порой Быть на взрослых похожими Не со зла, а скорей от бездумья, пожалуй. Но она не гневилась. А что ей, веселой! На ногах кнутовищем обмотки поправит. В Новый год навезет нам разлапистых елок, Детвора – мигом в сани. И счастлив, кто правит! Ей обязана я причащенностью к ветру, Лихо рядом летящему с гривой коня. А свалюсь – встать поможет: – Вот черт! Ну, не сетуй… Вновь поймает коня и подсадит меня. Но однажды… Однажды в промерзшей конюшне Я нашла ее, сжавшуюся в комок. Было зябко. И хрупал соломой в кормушке Отощавший за зиму усталый конек. Побелев и глаза свои черные сузив, Она выла так страшно, пронзительно, тонко, Что, опешив, я: «Дядя, – сказала, – Маруся…» – И замолкла, увидев в руке похоронку. О, как билась она головою о стенку! Как тоскливо и горько сказала мне: – Ах ты, черт! Станешь тут вот и дядей, девонька, Коли все мужики полегли на войне. …День Победы! Счастливее дня я не знаю. Мы примчались на станцию в грузовике. Здесь оркестр громыхал, пар над рельсами таял… И смеялась, к щетине отцов приникая, Детвора: нет войны – нет и места тоске! И стояла в сторонке Маруся. Седая. В темном платье. С кнутом в побелевшей руке. * * * А мне все чаще видится одно замерзшее туманное окно... И женщина, припавшая к окну, И руки — белый снег — одна в одну... Что ей за тем узорочьем окна? Какой тревогой вся она полна? Ведь сквозь глазок в рисунке ледяном — лишь белый снег да вьюга за окном, дороги заметенной белый след. И никого... На весь на белый свет! * * * Был трудный год. Война еще не знала, что близится победный поворот. И шли составы к тыловым вокзалам от всех меридианов и широт. И этот ранним утром в город мой пришел какой-то скорбный, нежилой. С охраной на площадках тормозных, кой-где еще досматривавшей сны. Откатывались, глухо плача, двери, выталкивая на металл путей полураздетых и совсем растерянных каких-то женщин, стариков, детей... Они еще с одежд своих дорожных не отряхнули пыль, а уж молва неясная, а потому тревожная в наш городок со станции плыла. Шли женщины. Все в черное одеты. Несли узлы на сгорбленных плечах. А сзади: мал-мала, худые дети. И страх в глазах раскосых глухо чах. Шли озираясь: вдруг кто бросит камень иль словом бранным рубанет сплеча. И встречные суровели глазами: «Не сселят зря», – решая сгоряча... Гортанный звук речей их был невнятен: «Крым... Молоко...» – Не много и не мало! Как будто на курорт явились тати, – судили мы суровей трибунала. В голодном детстве, в уличной стихии рождались клички подло и легко. И вслед им – мы (из-за угла лихие) орали: «Крымтатарымолоко...» И – словно гром с небес! В столовой детской, где нас подкармливал бумкомбинат, увидели, сидящих по соседству, тех, сжавшихся от страха, татарчат. Голодные глаза косят сторожко. Казалось, сердца слышатся толчки. И крепко алюминиевые ложки сжимают худенькие кулачки. И шепот поварихи, из любви перловку добавлявшей в наши миски, звучал каким-то новым, высшим смыслом: «У матери все детушки – свои...»
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий