«ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 37, 2012 г.

(По страницам выпусков журнала «ВЕРТИКАЛЬ. XXI ВЕК» прошлых лет) На фотографии: Валерий Сдобняков и Виктор Калинин. Москва, мастерская художника. Новый выпуск журнала открывается сообщением о том, что его главный редактор Валерий Сдобняков стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Белуха» им. Г.Д. Гребенщикова в номинации «За большой вклад в российскую литературу». Учредителями премии, совместно с Союзом писателей России являются администрация г. Бийска (Алтайский край), Ассоциация писателей Урала, редакция альманаха «Бийский Вестник». Из прозы номера выделим рассказ Василия Дворцова «Гапоня», новую повесть Владимира Чугунова «Забавная история», а также исторических очерков постоянного автора журнала Анатолия Парпары «Герои войны 1812 года». Работа Парпары состоит из трёх разделов (видимо, журнал будет печатать её продолжение), посвящённых жизни и ратным подвигам Михаила Илларионовича Кутузова, Михаила Семёновича Воронцова и Алексея Петровича Ермолова. Предваряется публикация цитатами из высказываний Алексея Ермолова («Настал 1812 год, памятный каждому русскому, тяжкий потерями, знаменитый блистательною славою в роды родов») и Александра Пушкина («Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»). И дух очерков, написанных рукой мастера, полностью совпадает с чувствами наших великих соотечественников. Обширно представлена в номере и поэзия. С большими подборками стихов на этот раз на страницах «Вертикали. ХХI век» выступают Владимир Шемшученко (С-Петербург), Анатолий Аврутин (Минск), Иван Тертычный (Москва), Борис Селезнёв (Нижний Новгород). Мария Сухорукова публикует поэму «Лучезарный столп нижегородчины», посвящённую жизни и мученической смерти причисленного к лику святых архиепископа Фаддея (Успенского). Ещё несколько материалов этого номера непосредственно посвящены историческим темам. Сергей Степанов в статье «Гриша Коц, который Яков» рассказывает о первом председателе Нижегородской ЧК Якове Воробьёве (Григории Коце), чьё имя ещё совсем недавно носила одна из улиц в центре старинного города. Злодейская была личность. Воробьёв отметился в послереволюционном Нижнем жестокими расстрелами, в том числе и женщин. Владимир Цветков в статье «В.В. Маяковский в Нижнем Новгороде» проследил путь приезда поэта в город на Волге, а Алексей Весницкий в заметках «Первая школа им. Ф.И. Шаляпина найдена!» поделился своими открытиями в поиске школы, которая была построена на пожертвования А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Интересные изыскания на суд читателей представляет Дмитрий Фаминский. В статье «Священники Фаминские» он рассказывает о своих предках, опираясь на те документы, которые удалось разыскать в разных архивах. Дионисио Гарсия, напротив, вступает в полемику с известным и даже модным философом М. Мамардашвили. В своей статья «О «феномене» Мамардашвили», говоря о русофобских высказываниях философа (автор приводит его цитату): «Но во мне намного сильнее антирусское начало, чем в наших (грузинских – В.С.) антирусских политиках… Хватит вместе с русскими страдать и вместе с ними жить в дерме!») Гарсия, на это отвечает: «Какое «дерьмо» он имеет в виду? Философу нужно выражаться яснее. А существо¬вала бы сейчас Грузия, если бы не Россия? Едва ли. И отправился бы Мамарда к себе в Грузию вместе с тысячами других грузин, живущих в России. Что же им тут нужно «в дерьме»? Грузия очень много выиграла от общения с Россией и русскими, а если что-то и потеряла, то в несравнимых величинах». В разделе «критика» читателей заинтересуют размышления доцента кафедры русского языка и литературы Тернопольского педагогического университета Людмилы Сипко о новой книге стихов Галины Талановой «Любви душа открыта». Здесь же доктор физико-математических наук Анатолий Абрашкин выдвигает свою оригинальную гипотезу в статье «Поэзия русских числительных». Ну и неизменно привлекают читателей беседы главного редактора Валерия Сдобнякова с известными деятелями науки и культуры. На этот раз Сдобняков встретился с известным художником, членом Президиума Российской академии художеств, обладателем золотых медалей академии Виктором Григорьевичем Калининым. «Валерий Сдобняков. Вы знаете, Виктор Григорьевич, я всё-таки хочу вам признаться, что на меня ваша выставка произвела очень большое впечатление – настолько я захвачен ею, настолько она внутренне меня всего всколыхнула. Но это ощущение в себе я не сразу осознал. Я долго ходил по залам. От каких-то работ уходил и возвращался к ним вновь. Видимо, интуитивно хотел разобраться – чем же они всё-таки так притягивают к себе, что меня так беспокоит, в чём тут дело. Подумал – может быть, весь секрет в том, что вы находите какие-то невероятные цветовые сочетания, насыщаете цвет густой сочностью? Или завораживаете зрителей своей изобразительной техникой, широкими энергичными мазками, благодаря которым рождаются образы, никем до этого не осуществлённые, не явленные миру? И почему одни художники кладут жизнь на то, чтобы как можно точнее, детальнее воспроизвести окружающий нас мир, а другие смело идут на эксперимент и достигают, кажется, в условных формах, намного большего эмоционального эффекта? Видимо, главное в искусстве кроется не только в традиции, но и сокрыто в тайной энергетике художника? Виктор Калинин. Нет, если традицию воспринимать как какую-то мёртвую схему – то это одно. А если художник вживается в неё, она раскрылась для него и он живёт внутри неё – то он совершенно свободен. Жить в каноне и быть свободным – в принципе это одно и то же. Человек не может быть абсолютно анархичен и делать только то, что он хочет. А канон очень строгий и одновременно он настолько разветвлён, настолько богат, настолько бесконечен, особенно в иконописи, что внутри этого жёсткого канона истинный художник свободен. Причём эта мера дана каждому с рождения – мера свободы и мера ответственности – когда ты общаешься с другим, когда ты воспринимаешь им сделанное, когда ты ему показываешь что-то своё сокровенное. Ведь одни сейчас показывают публике свои испражнения, и не стыдятся этого (даже наоборот – гордятся своей «смелостью» и всячески подчёркивают, что вот они какие свободные), а другие выносят на суд людей что-то иное, трепетно хранимое в душе, и очень переживают, что это своё сокровенное они недостаточно хорошо выразили. Живопись обладает удивительным свойством. Это, с одной стороны, ремесло, которое лежит в основе всего и соединяет художника вообще с любой рукотворной деятельностью человека, в том числе и с крестьянской, а с другой стороны – искусство. И чего в живописи больше – сказать трудно. Так же, как невозможно объяснить соблюдение меры необходимого баланса. Это смешивание «таинственных потоков» происходит внутри художника. Результат этого «смешивания» мы и видим на холсте. Глядя на огромное полотно, на загрунтованный холст я вспоминаю, как отец пахал наш огород. Так вот – по какому-то своему напору работа пахаря и художника сродни. Я помню, как отец, дойдя до конца борозды, приподнимал плуг, чтобы развернуть лошадь обратно, и в это время отполированный лемех сверкал на фоне чёрной земли… Так что тут, без всякой натяжки, есть много точек соприкосновения».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога