Александр Мюрисеп, заслуженный артист России.
ВСЁ ЛУЧШЕЕ

Журнал «Вертикаль. ХХ век» № 33, 2011 г. На обложке журнала «Вертикаль. ХХ век» № 33, 2011 г. репродукция картины
Марии Владимировны Заноги "Русский Север. г. Кемь"
Давненько уж мы с ним знакомы. Ещё в далеких семидесятых встречались во Владивостоке на подмостках Приморского краевого драматического театра в «Марии Стюарт» Фридриха Шиллера. И вот последние двадцать лет уже в нижегородском театре драмы сидим рядом в одной гримуборной. Иногда встречаемся каждый день, когда репетируем спектакль, где заняты оба. Иногда же только раз в неделю пересекаются пути наши всё в той же гримерке, когда какой-то спектакль сводит пути эти в назначенное время в старинное здание на Театральной площади. Гримуборная – это особое место в театре, и особое место оно занимает в жизни актёра. Здесь готовятся к выходу на сцену, отдыхают в перерывах между лицедейством, принимают друзей и поклонников, выслушиваются актёрские байки и исповедальные монологи, здесь звучит смех и льются слезы, раскрываются сердца и распахиваются души. Многое слышали и слышат стены этих театральных келий. И многое ещё услышат... Потому и я о многом знаю, что живет в душе моего сотоварища по сцене, собрата по актёрскому ремеслу, близкого мне по духу и по месту нахождения человека, народного артиста России Валерия Никитина. Вот сидим с ним почти час в гримёрке в ожидании финального выхода на сцену во время второго действия «Игрока» – спектакля по роману Фёдора Достоевского и обсуждаем, чем живёт театральная провинция, и чем дышат столицы. Сходимся во мнении, что Москва – другое государство и периферийные страсти и заботы принципиально отличаются от эстетических забот центра. Сходимся и в оценках того, что видим на телеэкранах, где новые идолы, умело внедряют в сознание молодых «новые» ценности, разрушающие нравственные устои, хранимые поколениями русских людей… Человек он, вообще-то говоря, – закрытый. Но необходимость быть вместе в замкнутом пространстве гримуборной создают предпосылки для откровенных разговоров. Это как в поезде: люди открывают свою душу совсем незнакомым попутчикам. Или, помню, напротив, – знакомым... Военные сборы. Случились они после окончания четвёртого курса университета, когда нас, студентов, облачённых в армейское обмундирование, организовали в роту солдат и разместили в четырёх армейских палатках. Каждый Божий вечер, устроившись на узких железных кроватях, каждый из нас рассказывал историю своей жизни, и, знаю, как мы сроднились, узнав друг о друге несравненно больше, нежели за четыре года совместной жизни на факультете. Так, быть может, и здесь... Внешне он очень прост, в нём как бы и нет ничего такого, чтобы люди останавливались на улице, оглядывались на него и говорили: «Вот, вот, это – артист идет!» Нет! Он, с первого взгляда, – очень свой, обычный, он – наш сосед. В быту он, быть может, внешне, в пластике тяжеловат и вяловат, и бывает так, что не идеально прибраны волосы на его голове, и случается, что костюм иногда не сидит с иголочки. И все-таки, я думаю, многих что-то притягивает к нему, заставляет обратить на него внимание, запомнить это смуглое лицо, эти тёмные глаза. Интенсивная и напряжённая внутренняя жизнь, высокий градус и яркий накал мысли читаются в этих глазах ... Валерий прошел достаточно продолжительный и совсем не простой жизненный путь, путь, который, несомненно, определялся тем ориентиром, название которому – творчество. То есть жизнь свою повседневную он, безусловно, подчинил тому, что, так или иначе, проявляло его человеческую природу и его артистический талант. Театр, подмостки – вот мерило того, с чем соизмерял он свою жизнь. Многое зависело и от того, кто будет его партнером в сценическом творчестве, кто будет его собеседником и сотворцом, кто будет учителем и мудрым философом-товарищем, кто будет соперником на сценическом поле азартной и увлекательной игры. Зависело это от тех, кто владеет тайнами ремесла, от тех, кто понимает природу человека и творчества. Никитину повезло. Он сразу попал в хорошие руки. Народный артист СССР Юрий Киселёв, замечательный педагог и режиссёр-практик, главный режиссёр Саратовского ТЮЗа был первым учителем молодого Валерия ... Путь артиста проходил и по волжским городам и вдали от многоводной Волги: Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Орёл, Воронеж, Куйбышев, Ташкент, Владивосток, Горький – Нижний Новгород. Со многими замечательными людьми и художниками сцены связывала жизнь Валерия Никитина, но один человек вошел в жизнь его особым образом. Этот человек – Ефим Табачников. Они встретились во Владивостоке. Табачников обладал особым, абсолютным слухом и мог различить в сценической невнятице уникальное звучание каждого голоса в труппе. Он слышал их, голоса эти, как звучание инструмента в симфоническом оркестре. Он сразу же выделил возможности и особый тембр артистического голоса Никитина, индивидуальность его дара. Никитин стал тем артистом в театре Табачникова, на ком тот строил peпepтyap, создавая свой неповторимый театр. Морозко в «Разгроме», Макар Девушкин в «Бедных людях», Протасов в «Детях солнца», Ричард в «Ричарде III», Кэлин и Груя в «Святая святых» и т.д., и т.д. Десять лет вместе с выдающимся режиссёром-мастером раскрывали артиста, его талант, возвышали его творения до уровня творений классиков театра. Но пришло время, и Табачников вернулся в Горький – Нижний, в котором когда-то, в годы «хрущёвской оттепели» особняком отстояли его спектакли, современные по языку, живые и созвучные времени. Табачников, дирекция театра приглашают Никитина в Нижегородскую академическую труппу. И Валерий, конечно, откликается на зов Мастера. На нижегородских подмостках возобновляются «Бедные люди» Ф. Достоевского в их новой редакции. Создаются художественно выразительные и убедительные образы Жан-Поля Марата в масштабном спектакле по пьесе П. Вайса, деревенского плута Адама в изящном и озорном спектакле по пьесе Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин», репетируется «Поминальная молитва» Григория Горина – Шолом-Алейхема, где Никитин работает над ролью Степана. Но спектакль этот в силу драматических обстоятельств так и не увидел света в Нижнем Новгороде. Не стало Табачникова. Ушёл, быть может, самый близкий Никитину человек и режиссёр. Пришли другие спектакли, пришли другие роли. Это случилось двадцать лет назад. И вот двадцать лет уже, как мы с ним рядом. В каких-то спектаклях мы – друзья, в других мы далеко отстоим друг от друга и находимся на разных ступенях социальной лестницы, в-третьих – непримиримые антагонисты и враги ... Вот Никитин в роли гениального артиста Эдмунда Кина в «Кине IV» Григория Горина. И рядом с ним, преданный Кину и в жизни, и на сцене, заботливый, как отец, мудрый Соломон. А вот Никитинский брат Лоренцо и мой герцог объединяются в трагическом финале великой пьесы «Ромео и Джульетта». А вот мы с ним сенаторы Рима, замышляющие убийство и избавление от тирана-императора в «Калигуле» Альбера Камю. А вот мы сходимся в гостиной Гурмыжской, непримиримые недруги помещик Милонов и актёр Несчастливцев в знаменитой комедии А.Н. Островского «Лес». А вот мы – соперники-артисты, исполняющие в очередь одну и ту же роль Гораса Вандергельдера в мюзикле Уайльдера–Стюарта «Хелло, Долли» или генерала Якова Михайловича Аносова в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна... В артисте Никитине есть качество, отличающее настоящего художника-профессионала от ремесленника: приступая к работе над ролью, или к работе над концертной программой, он «заболевает» ими. Тогда разговоры наши в гримёрке приобретают формы исповедальных монологов, связанных с этими работами, отношением к ним, и к содержанию новых работ. Слушая его, я чувствую, как Валерий влюбляется в материал, пытается и меня влюбить в него, я вижу, как он погружается в глубины авторских образов и фантазий, насыщается атмосферой произведения, и как рождается в душе его неодолимая потребность поделиться своими переживаниями и мыслями, с жаждущей – так в это хочется верить – встречи с актёрским искусством публикой. Вот последняя его работа – Бунин в спектакле театра «Последний поединок Ивана Бунина» (пьеса Р. Ибрагимбекова). Я знаю, как много было им проработано и пережито, и как проникновенно зазвучали душевные струны артиста, отозвавшись благодарной тишиной зала, когда в спектакле возникали фрагменты бунинских рассказов... Значительны и любимы им лесопромышленник Антипа Зыков, трепетно несущий свои чувства к юной Павле в «Зыковых» М. Горького, упомянутый уже борец за великий театр правдолюбец Несчастливцев в «Лесе», кряж Эфраим Кэбот из «Любви под вязами» Юджина О'Нила, сентиментальный и неожиданный Плюшкин из «Похождений г-на Ч.» по «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, одинокий и беззащитный музыкант Сарафанов в «Свидании в предместье» А. Вампилова... Они, эти роли, демонстрируют мощь таланта артиста Никитина, его способность глубоко постигать психологию рожденных им героев... Творчество для Валерия Никитина – важнейшая часть жизни, если не сама жизнь. Жажда творчества испытывается им постоянно. Пауз в актёрском деле он не терпит и не допускает. А если вдруг возникает пауза, – ну, нет новых ролей в театре! – то тогда рождается нечто иное... Так появился философский моноспектакль по произведению французского писателя Эрика-Эммануила Шмита – «Господин Ибрагим и цветы Корана», который Никитин играл на подмостках Дома актёра, и с которым народный артист с успехом гастролировал в Самаре. Даже во время отпуска – я знаю – уехав в Звенигородский Дом творчества, он брал с собой рассказы Юрия Казакова, чтобы подготовить новую литературную концертную программу. Не работать он не умеет. И работает непрерывно… Никитин – человек страсти и страстной увлечённости. Он мне рассказывал, что когда учился в студии, определил для себя задачу: овладеть спецдисциплинами. «Ребята – гулять, а я – заниматься сценической речью, вокалом, сцендвижением... Уж это, видно, в генах у меня, я же рос в деревне! Ведь там, на земле, если сена не заготовишь, то всё! – без молока останешься..." Начинать и доделывать всё до конца – вот его внутренняя установка... И тогда, и сейчас. Роли, концертные программы, физкультура... Да. И физкультура! И она тоже для него дело профессиональное. Его занятия ежедневны и интенсивны. Он десятилетиями упивается бегом, увлеченный им и, чувствуя реальное благотворное его действие на состояние, самочувствие, является убеждённым пропагандистом бега и лыжных передвижений. Говорит: «Ты знаешь, если не бегаю – не получается по времени – чувствую дискомфорт, ну, просто сделать что-то безобразное хочется!.. И баню люблю, люблю попариться. Вчера мужики пихтовые веники принесли. Дышится – легко!.. И люблю поговорить со стариками. Сидим, значит, мы, отдыхаем после парной, и такие замечательные разговоры идут, и так они хорошо рассказывают про жизнь... Отдыхаю душой. Заряд получаю от них…». Все эти увлечения, а может быть, это и работа – как тут разъединить –помогают ему быть в хорошей физической форме, а в профессиональной деятельности – мощно усиливают выразительные средства, обогащают актёрские краски, расширяют сценическую палитру. Кто из нас может сесть на «шпагат» в зрелом возрасте, да и в молодости? А вот герой Валерия – Горас – в финале спектакля «Хелло, Долли» – пожалуйста!.. Вызывая в зале, да и за кулисами восторг и изумление... А Эфраим Кэбот из «Любви под вязами», обнажённый по пояс мощный старик в танце-схватке с молодыми соседями-фермерами – он молод телом и физически прекрасен! Закончился спектакль. Поклон. Никитин входит в гримёрку: В Москве, в отдалённом райо-о-не, Двена-а-дцатый дом от угла-а, Чуде-е-сная девушка То-о-ня, Согласно прописке жила-а, – негромко напевает он популярную советскую песню 50-х. Видно, что спектакль прошёл хорошо, и настроение у артиста превосходное, и песня ему нравится. И я каждый раз восхищаюсь его безупречным слухом и красивым баритональным тонам голоса, который проникает в самую глубину сердца... А, говорят, в песне открывается душа человеческая... Известно, что артисты – народ ранимый, обижаются иногда на партнёра даже за то, что тот превосходит их в той или иной роли. Никитин – так я наблюдаю – на превосходство партнёра не обижается, он пытается оценить его по достоинству, он – благороден, он – доброжелателен... Он расположен к своим коллегам. И ещё. Валерий – артист благодарный. Он благодарен режиссёру за то, что тот выбрал его, взял к себе в спектакль, он благодарен своим партнёрам за то, что он творит с ними рядом. Кино... «Как много в этом звуке...» Гримуборная. Фрагмент диалога, длиною в два десятилетия: «Я – король кинопроб», – произносит Валерий с чувством уважения к самому себе. Вижу, что такое определение ему нравится, и как бы стирает огорчения по поводу не утверждения на роль... Кино театральные артисты любят. И слава. И масштаб. И новые горизонты – режиссёры, партнёры, путешествия-экспедиции. И деньги. Но есть и ещё нечто... А это «нечто» – иной ракурс во взгляде на твое актёрское искусство. Объектив и микрофон уловят то, что театральный зритель заприметить не может: глубинные душевные движения, проявляющиеся во взглядах, в малейших пластических изменениях, в естественности звучания голоса и едва уловимых изменениях в нём... Он проходил пробы у крупных советских режиссёров: у Ю. Райзмана («Визит вежливости»), у А. Салтыкова («Крик дельфина», эпизод), С. Самсонова (Он – «Каждый вечер после одиннадцати»), Л. Гайдая (Остап Бендер – «12 стульев»), В. Меньшова (Василий – «Любовь и Голуби»), А. Германа (Генерал – «Хрусталёв, машину», Вожак – «Трудно быть богом»)... И в хорошей компании ведущих киноартистов страны... Но не случилось тогда. Тут уместно сказать, что в этом деле важен и навык, и место жительство. Думаю, если бы Никитин жил в столицах, он подружился бы с кинематографом более тесно. И, тем не менее, он был замечен. В последние годы он снялся у Андрея Эшпая: сначала в эпизоде «Детей Арбата», а потом в роли митрополита Филиппа в «Иване Грозном», в сериале «Простые парни из УГРо» у Марины Видинеевой. Я видел и слышал, как Никитин серьёзно готовился к съёмкам в «Иване Грозном», неоднажды в рассказе он проживал трагическую сцену казни своего героя... Тут, пожалуй, самое время сказать о том, что Никитин не только воспитан на серьёзной литературе, но он знает, любит и глубоко чувствует её. Своё прочтение, её философское осмысление он предлагает зрителям и слушателям в концертах с эстрадных подмостков. Он замечательно читает рассказы Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, Василия Шукшина, Юрия Казакова, читает стихи и поэмы Михаила Лермонтова – и тогда, когда его голос звучит в волнах радиоэфира. Благоговейное отношение к радио он вынес с детских лет. Тогда, ещё мальчишкой в деревенской избе слушал завораживающие звуки, несущиеся от самой Москвы. Там, на далёком Урале, где родился и вырос Валерий, впервые услышал он через радиотарелку голоса великих артистов и великие строки великой литературы. Март 2011 года. Великий пост. Полдень. Дома включаю радио, древнее, проводное. Слышу знакомый голос... Он читает «Лето Господне» Ивана Шмелёва. «Постный рынок» из главы «Великий пост». Читает так, что отойти от радио или выключить его невозможно. Голос действует магнетически. Завораживает. Кажется, что он читает только для тебя. И какое мощное видение – в его сознании сверкает всеми красками и дорога на Постный рынок, и старая лошадка со смешным именем – Кривая, и лубяные сани, и Московский Кремль, и строящийся бескрестный, весь в лесах великий храм Христа Спасителя, и Постный рынок с дивными красотами исконно русских природных яств... Никитин, мне чудится, точно так же наполнен радостью открытий, как и юный герой, и творец этого чудного произведения... И всё драгоценное многоцветье это возникает перед внутренним взором слушателей... Заканчивается передача. Слышу всем знакомый голос нижегородского диктора Юрия Прохорова: «Из фондов радио... Запись 1993 года»... Звукозаписи голоса народного артиста Валерия Никитина, хранимые в радийных фондах, периодически возрождаются в нижегородском эфире, радуя слушателей встречей с настоящей литературой, с актёрским талантом большого мастера... Есть ещё одна сторона творчества народного артиста – он очень любит играть для детей. Года два тому назад он сказал мне: «Если доживу до 70-ти, может быть, расскажешь, как я играл в твоих спектаклях: от Ильи Муромца до Бармалея. А ведь, действительно, сколько ролей переиграл Никитин в детских спектаклях на легендарной академической сцене Нижегородской филармонии имени Мстислава Ростроповича в зимние праздничные дни. Здесь и Старик из пушкинской сказки про разбитое корыто, и былинный герой Илья Муромец, и Бармалей, и глупый стражник, и Волк из русских сказок... В те тяжелые для артистов часы – по три спектакля в день – я частенько сидел за кулисами и с радостным удивление смотрел, как, с каким озорством и вдохновением, с каким удовольствием играет Валерий (он это называет – особой радостью). Дети – народ искренний. И искренность их в оценке актёрского творчества дарит артисту минуты подлинного счастья. Одна из последних театральных ролей Валерия – Василий Иванович Базаров – это, на мой взгляд, лучшая и очень личная работа Никитина. (Спектакль «Отцы и дети. Роман» по хрестоматийному произведению Ивана Тургенева). Его герой появляется в конце спектакля. Узнав о неминуем уходе сына из жизни, он сдержанно и мужественно ведёт с ним диалог, но сколько душевных сил уходят на эту сдержанность, и какая пронзительная любовь отца к сыну освещает эту сцену. Здесь Никитин поднимается до высот высокой трагедии и показывает, какие глубины существуют в душе его и какой масштаб драмы подвластен его таланту. Подобное проникновение в предлагаемые обстоятельства пьесы и роли я видел в сценическом бытии Макара Девушкина... И думаю я о тех ролях, которые могли бы в полной мере открыть степень дарования артиста, и о нереализованных возможностях его трагедийного дара. И ещё думаю я о том, что победы возможны лишь при условии встречи актёра с настоящей драматургией, попадания индивидуальности в роль и, конечно, в сотворчестве с крупным режиссёром-мастером, с подлинным художником и профессионалом высокой пробы... И ещё я думаю о том, что на таких людях и держится уникальное русское театральное искусство, сохраняются и развиваются традиции великой театральной школы... Как-то Александр Блок послал героине одного из стихотворных циклов книги со своими стихами, сопроводив их письмом, в котором сказал так: «… я выражаю в них лучшее, что могу выразить…». Так и в актёрском творчестве народного артиста Валерия Никитина сосредоточено всё то лучшее, что есть в нём самом. Никитин Валерий Васильевич Родился 9 марта 1941 г. в поселке Куз-Елга Белорецкого района Башкирии, а детство и юность прошли в деревне Ермотаево того же Белорецкого района. В 1959 г. окончил металлургический техникум в городе Белорецке по специальности техник-технолог проволочно-канатного производства. Работал на заводе им. В.И.Ленина в Саратове. В 1963 г. окончил театральную студию при Саратовском ТЮЗе. Работал в ТЮЗе (Саратов), в драматических театрах Казани, Воронежа, Ростова-на-Дону, Куйбышева, Ташкента, Владивостока. В труппе Нижегородского государственного академического театра драмы им.М.Горького с 1988 года Заслуженный артист РСФСР (1980 г.) Народный артист России (1986 г.) Дипломант международного фестиваля моноспектаклей в Минске. Лауреат премии журнала «Театральная жизнь». Лауреат премии Нижнего Новгорода (дважды). Дипломант Первого Всероссийского театрального фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» Лауреат премии I -го фестиваля-конкурса им. Е.А.Евстигнеева (За сохранение традиций русской театральной школы) . Лауреат премии IV фестиваля-конкурса им. Е.А.Евстигнеева (Актерская режиссура) Лауреат премии VIII фестиваля-конкурса им. Е.А.Евстигнеева (Лучшая мужская роль второго плана) Роли, сыгранные на сцене Приморского краевого драматического театра им. М. Горького (г. Владивосток) с 1975 по1988 год: Платонов – «Океан». А.Штейн Федоровский – «Соловьиная ночь». В.Ежов Самарин – «Берегите белую птицу». Н.Мирошниченко Мортимер – «Мария Стюарт». Ф.Шиллер Борисов – «Муж и жена снимут комнату». М.Рощин Морозко – «Разгром». А.Фадеев Антонио – «Дуэнья» Р.Шеридан Макар Девушкин – «Бедные люди», пьеса Ю.Волчека по роману Ф. М. Достоевского Одноглазый – «Кабала святош». М.Булгаков Карлсон – «Карлсон снова прилетел». А.Линдгрен Басов – «Танкер «Дербент». Ю.Крымов Блажевич – «Страшный суд». В.Шкваркин Кэлин, Груя – «Святая святых» И.Друцэ Харитонов – «Старик». М.Горький Алычев – «Без четвёртой стены». М.Бриман Ричард III – «Ричард III». У.Шекспир Эзоп – «Эзоп». Фигерейдо Лёня Шиндин – «Мы, нижеподписавшиеся». А.Гельман Голубев – «Наедине со всеми». А.Гельман Егерь – «Егерь». С.Балабин Свешнев – «Шахта». М.Плетнёв Протасов – «Дети солнца». М.Горький Степан Сыроваров – «Метель». Л.Леонов Дрозд – «Дорога». А.Чебалин Дон Армадо – «Бесплодные усилия любви». У.Шекспир Дугин – «Рядовые». А.Дударев Шерехов – «Змеелов». Л.Карелин Ермаков – «Последний посетитель». В.Дозорцев Диоген – «Диоген». Б.Рацер, В.Константинов Эдуардо Палумбе – «Утешитель вдов». Д.Маротта, М.Рондоне Хлудов – «Бег». М.Булгаков капитан Кандауров – «Человек с другой стороны». К.Горак, В.Шульжик Сыгранные роли на сцене Нижегородского театра драмы: Макар Девушкин – «Бедные люди», пьеса Ю.Волчека по роману Ф. М. Достоевского Адам – «Разбитый кувшин». Г.фон Клейст Жан-Поль Марат – «Преследование и убийство Жан-Поля Марата». П. Вайс Мишель Старо – «Загадка дома Вернье». Пьеса Р. Тома по роману А. Кристи. Кин IV – «Кин IV-й». Г. Горин Антипа Зыков – «Зыковы». М. Горький Дикой – «Гроза». А.Н. Островский Брат Лоренцо – «Ромео и Джульетта». В. Шекспир Метелл – «Калигула». А. Камю. Горас – «Хелло, Долли!». Т.Уайльдер, Д.Герман, М.Стюарт Несчастливцев – «Лес». А.Н. Островский Абрам Венгерович – «Прости меня, мой ангел белоснежный…», («Безотцовщина»). А.П.Чехов Эфраим Кэбот – «Любовь под вязами». Ю. О Нил Альфонс – «Три товарища» (инсценировка романа). Э. М. Ремарк Плюшкин – «Похождения г- на Ч.». По «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя. Сарафанов – «Свидание в предместье». А. Вампилов Полковник Кинчин – «Мотылёк». П. Гладилин Ихменев – «Петербургский роман». По роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые». (Инсценировка Л.Белявского) Яковлев, часовых дел мастер, одноглазый – «Фальшивая монета». Максим Горький Роли текущего репертуара: Василий Иванович Базаров – «Отцы и дети. Роман». И.С. Тургенев Призрак отца Гамлета – «Гамлет, принц Датский». Вильям Шекспир Первый могильщик – «Гамлет, принц Датский». Вильям Шекспир Яков Михайлович Аносов – «Гранатовый браслет». Пьеса А.Песегова по повести А.И. Куприна Генерал – «Игрок», пьеса Р.Горяева по роману Ф. М. Достоевского Сэр Уилби Нельсон – «Клинический случай» Рэй Куни Старик – «Когда ты рядом». Нина Прибутковская Еремеев – «Прошлым летом в Чулимске». Александр Вампилов Максим Кузмич Варравин, Капитан Полутатаринов – одно лицо – «Смерть Тарелкина». А. В. Сухово-Кобылин Бунин – «Последний поединок Ивана Бунина». Рустам Ибрагимбеков Работы на Нижегородском радио (ГТРК) (с 1988г.). Звукозапись литературных передач. Авторы: М.Горький (Рассказы) А.С.Пушкин (Лирика) А.П.Чехов (Рассказы) И.С.Шмелёв («Лето Господне» – отдельные рассказы) В.М.Шукшин (Рассказ «Алёша Бесконвойный») Авторы – современники-нижегородцы: Ю.Адрианов (Стихи и очерки) В.Жильцов (Стихотворения) А.Люкин (Стихотворения) Е.Садулин (Стихотворения) В.Сдобняков (Повесть «Колька», рассказы и очерки «Дорога») Н.Симонов (Стихотворения) В.Терехов (Стихотворения) В.Шамшурин (Стихотворения) Концертные программы по произведениям: А.С.Пушкина (Лирика) М.Ю.Лермонтова («Демон», «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова) М.Е.Салтыкова-Щедрина (Из «Сказок» – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть») А.П.Чехова («Хамелеон», «Смерть чиновника», «Жених и папенька», «Оратор», «Гость») А.И.Куприна («Белый пудель») Л.Н.Андреева («Кусака») И.С.Шмелёва («Весенний ветер», «Наполеон») Ю.П.Казакова («Манька», «Тедди») Моноспектакль «Господин Ибрагим и цветы Корана» ( автор: Эрик-Эммануил Шмит) Киноработы: Егорыч «Дети Арбата» (режиссёр Андрей Эшпай) Пахомыч «Простые парни из УГРо» (Режиссёр Марина Видинеева) Митрополит Филипп «Иван Грозный» (Режиссёр Андрей Эшпай)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога