Валерий СДОБНЯКОВ. РАСКРЫВАЯ СТАРУЮ ПАПКУ

Журнал "Вертикаль. ХХI век" № 46, 2015 г. На обложке журнала "Вертикаль. ХХI век" № 46, 2015 г. портрет Е.Д. Табачникова.
Художник Татьяна Сельвинская.
Со школьных времён я помню то необыкновенное, захватывающее меня чувство, когда в большом, красивом зале гаснет свет и на сцене, этой возвышающейся над первыми рядами зрителей площадке, где декорациями уже воссозданы антуражи неведомой мне жизни, начинается захватывающее действо. Вначале это были сказки. Затем русская классика. С ранних классов в школе нас приучали к театру. Помню, как приходила к нам на уроки пожилая женщина, распространитель билетов из Театра юного зрителя, и скороговоркой, увлечённо рассказывала о новой театральной постановке, да так, что всем классом мы кричали «ура» и на следующий день бежали из дома, зажав в кулачках небольшие деньги для покупки билетов. Учитель эти деньги собирала, и в ближайшее воскресенье у нас, у детворы, был праздник – посещение театра. Так, ещё ребёнком, я обошёл их все, кроме кукольного, что довольно странно. В кукольный театр (сейчас в этом помещении Учебный театр нашего училища им. Е. А. Евстигнеева) впервые я попал только после армии уже взрослым человеком на взрослый же спектакль. Конечно, сейчас я мало что помню из увиденного тогда. Но некоторые спектакли остались жить во мне каким-то своим особым впечатлением. Например, я помню, как в 1973 году просто до изнеможения хохотал на спектакле «Осмелюсь доложить» (инсценировка по мотивам романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» Е. Николаева и Р. Тименчик), поставленного в ТЮЗе Борисом Наравцевичем. Бравого солдата тогда играл, если я не ошибаюсь, Александр Романович Палеес. Хотя времени прошло много, может быть это был и Олег Арлахов. Или вот позже, уже в 1975 году, но в том же театре смотрел «В списках не значился» (Сценарий по повести Б. Васильева написал и поставил спектакль С. В. Таюшев). Тогда я, наверно, впервые так явно ощутил трагедию войны. Не забыть мне и увиденные спектакли на сцене нашего Горьковского академического театра драмы. В том же 1975 году это «Энергичные люди» Василия Шукшина в постановке А. А. Тумиловича. В роли Аристарха блистал Владимир Вихров, в роли Брюхатого Николай Селивестрович Хлибко, Веру Семёновну играла великолепная Лилия Степановна Дроздова. Или «Забыть Герострата» Григория Горина со Светланой Семёновой в роли Клементины и Георгием Демуровым в роли Герострата. Был выпущен театром в этот юбилейный год нашей Победы и ещё один неожиданный спектакль. Назывался он «Генеральный штаб в годы войны» и был создан по мотивам книги воспоминаний генерала армии С. М. Штеменко и с использованием эпизодов из книги воспоминаний маршала Г. К. Жукова. Как всё это можно было организовать в театральное действо – мне не ведомо. Да, видимо, не очень и получилось, раз ничем этот спектакль не зацепился в моей памяти, кроме одного эпизода – когда на сцену, не успев произнести ни одного слова, вышел актёр Глеб Писарев в роли И. В. Сталина его играл Глеб Писарев, но тут не в актёрском мастерстве дело) – зал взорвался аплодисментами. А как забыть Александра Брухацкого в роли Сирано де Бержерака (это уже после, году в 1977)? Или Игоря Бокова в роли Рожнова (Комедия «Бунт». Горьковский театр комедии. Этот театра в те годы находился как бы на отшибе всей театральной жизни, показывал свои спектакли в очень непрезентабельном зале, но и там случались успехи, например спектакль «Девки» – инсценировка по роману Н. Кочина). Открыл я старую папку с театральными программками, буклетами, репертуарными афишками, и словно за невидимую ниточку бесконечных воспоминаний потянул. И возрадовалось во мне что-то (ведь всё это было!), и грустно немного стало (как давно это было!). Вот программка (помечена мною 24 февраля 1979 г.) спектакля «Любовь, джаз и чёрт» – одноактная драма литовца Ю. Грушаса. На сцене театра драмы её поставил тогда молодой актёр Владимир Морозов. Он же сыграл одну из ролей. В постановке принимали участи Тамара Кириллова, Юрий Фильшин, другие актёры, в том числе и из ТЮЗа. Я помню, как было захватывающе интересно с галёрки смотреть эту постановку, сколь дерзка, откровенна и нервно обнажена была она. Вернувшись из театра, я тогда на одном дыхании написал на этот спектакль рецензию и отнёс её Аркадию Чеботарёву в отдел культуры «Горьковского рабочего». Сам был молод, горяч, нетерпелив. Нет, надо останавливаться и закрывать папку, иначе воспоминаниям не будет конца. В завершение этой части своих заметок лишь добавлю, что есть во всём этом театральном мире какое-то таинство, какая-то притягательная сила, что-то необъяснимое, магическое. Ведь вроде бы взрослые люди, понимаем, что всё происходящее на сцене – не настоящая жизнь, не происходит на самом деле. И актёр, играющий последнего подлеца, в настоящей жизни, наверняка, не такой уж и плохой человек. И главная героиня в спектакле, что, заламывая руки, клянётся ему в вечной любви, после спектакля, вернее всего, придёт усталая домой к своему мужу, и уже его будет нещадно «пилить» за то, что, например, так и не сделал чего-то необходимое по дому. Всё это так. Но почему же, когда мы смотрим из зала на сцену, то обо всём этом забываем? Почему переживаем чужие жизни, мучаемся чужими вопросами, пытаясь разгадать чужие загадки?.. Нет этому простого ответа. В этом и заключаются чудо и магия театра. Первую постановку, которую я увидел в нашем театре драмы после того, как главным режиссёром его стал Е.Д. Табачников, – это был спектакль по пьесе А. Николаи «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?», поставленный Р. Виктюком. Но, увы, в стране начинались такие времена, что в одночасье всем стало не до театра. Я ещё успел посмотреть «Блез» Клода Манье – спектакль, поставленный самим Ефимом Давидовичем – но это уже произошло на исходе интереса к тому, что пытаются донести до зрителей наши театры. Правильнее будет сказать, что в те годы на много лет они потеряли своего зрителя. Конечно, я продолжал смотреть какие-то спектакли, но это было уже довольно нерегулярно. Вернул мой интерес не только к нашему, но и вообще к театру, театральным постановкам, сначала народный артист России В. В. Никитин, а затем журналист и критик А. П. Пашков (Асеевский). Но, как оказалось, это было лишь преддверием к возвращению. Я это понял, когда в мою жизнь вошёл и во многом её изменил в восприятии театрального искусства Александр Васильевич Мюрисеп. Наши долгие разговоры о театре, обсуждение увиденных спектаклей (а посмотрели мы их вместе многие десятки), размышления о театральной жизни прошлых лет довольно часто приводили Александра Васильевича к воспоминаниям о своём учителе в постижении драматического искусства Ефиме Давидовиче Табачникове. Его образ он даже вывел в одной из своих повестей. Но, видимо, наши разговоры подтолкнули Александра Васильевича к мысли, что следует ему написать о своём учителе воспоминания. И вот начали появляться на свет сначала какие-то отрывки, которые постепенно формировались в отдельные «увесистые» главы. Я читал эти тексты по мере их появления из-под авторского пера. Не всё меня в них поначалу устраивало, но Александр Васильевич всегда внимательно относился к замечаниям и в итоге, что называется, «отпустил себя», и начал писать полновесные, довольно подробные воспоминания. Но написанные главы требовали какой-то реализации, выхода к читателям. И вот тогда постепенно от желания их разрозненной публикации мы пришли к пониманию, что просто необходимо подготовить специальный выпуск журнала «Вертикаль. ХХI век». И было бы замечательно, если бы этот журнал вышел в год 70-летия Великой Победы. Ведь Табачников – фронтовик, ушедший на войну в самом её начале, добровольцем. И Александр Васильевич Мюрисеп, с отвагой преданного ученика, взялся за работу, которая поначалу казалась почти невыполнимой. Даже я, имеющий за плечами опыт по изданию многих книг, не до конца был уверен в полном выполнении поставленной задачи. Он совместно с Н. Е. Табачниковой собрал имеющиеся разрозненно опубликованные в книгах и журналах материалы не только самого Табачникова, но и воспоминания о нём и его деятельности. Нужно было собрать интересный фотоматериал. Мюрисеп отыскал уникальные, интереснейшие фотографии, и просто в огромное количестве. Далеко не всё попало на страницы этого выпуска журнала, но многое. Мы благодарны семье Е. Д. Табачникова – супруге И. Ф. Богдановой и дочери Н. Е. Табачниковой – за предоставленные из архива мастера рабочие тетради, записные книжки, дневники, неопубликованные воспоминания, фотографии и другие материалы. Отдельная тема – воспоминания нижегородцев о Ефиме Давидовиче. На предложение Мюрисепа откликнулись многие из тех, кто лично знал режиссёра – Э. Б. Фертельмейстер, В. В. Никитин, А. М. Скульский, В. А. Горшкова, М. П. Алашеева, Р. Я. Левите и ещё многие и многие другие. Всех их от имени редакции я искренне благодарю. Кстати, пока мы готовили этот специальный выпуск журнала, Александр Васильевич успел стать членом Союза писателей России, войти в наше творческое товарищеское братство.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога