Валерий СДОБНЯКОВ. УМНОЖЕНИЕ МУДРОСТИ

Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 19, 2007 г. На обложке литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» № 19, 2007 г.
репродукция картины Евгения Юшкова «Дерево, которое приносило плоды».
Книга избранных стихов Эдуарда-Гелия Александровича вышла в Сарове в 2006 году. В предисловии к ней Любовь Ковшова рассказала об удивительной судьбе автора, который родился в далёком 1926 году в Днепропетровске. Затем по разным обстоятельствам (времена-то какие были!) жил в Кисловодске, Тбилиси, Москве. Исток его поэтического вдохновения именно в тех годах и городах. Лирик проснулся в сердце закоренелого физика. И потому деятельно трудясь на ниве отечественной обороны, Александрович не менее упорно трудился на ниве русской словесности. Благодаря чему в Сарове выходили коллективные поэтические сборники с его участием «Радуга» (1965 г.,1966 г.,1973 г.) и «Общая тетрадь» (1982 г.). Последний в своё время продавался в Доме книги на площади имени В.И. Ленина и я его помню - держал руках, листал. Но вот первая самостоятельная (она же оказавшаяся и итоговой) книга стихов. Давайте перечитаем её не предвзято, с чувством достойного уважения к автору, который в одном из своих стихотворений ещё в далёком 1964 году определил для себя, что: «Жизнь - самый увлекательный роман». И действительно, такое может случиться, если года свои наполнить не только событиями (перемещениями по стране, разнообразной работой, встречами с интересными людьми) но и думами о прожитом, оценками произошедшего и свершившегося с тобой. Вот это-то Александровичу, безусловно, удалось. В своих стихах он не столько лирик (хотя, конечно, лирик тоже), сколько философ пытающийся постичь миг ускользающего бытия. Источник памяти живой Печалью медленной сочится. Мне от неё не излечиться Заговорённою травой. Печаль по кончику пера Перетекает в эти строки. О жизнь! К чему твои уроки?- Прошла учения пора. Это отрывок из стихотворения, помещённого автором в раздел «Позднее лето». Всего же в книге таких разделов восемь (на более чем четырёхстах страницах) и выстроены они в такой последовательности, что напоминает дневник (только поэтический), открывают перед читателем весь жизненный путь поэта. Но путь именно не банально пересказанный, а осмысленно-перечувствованный. Потому и книгу читаешь с чувством особым, будто боишься невольной своей резкой, неуместной в этом случае оценкой задеть, обидеть, ранить поэта, который с первой страницы, со стихотворения, написанного в страшном 1942 году, показывает - я до донышка открыт, откровенен перед тобой читатель: Думал, Война - это красиво, мечтал поглядеть на сраженья, походы… Ну, вот довелось увидеть это диво, мясорубка, образца сорок первого года. Знаю теперь: война-машина. Глотает людей, возвращает крошево. Миллионами идут в мясорубку мужчины. Не жалко: человечье мясо дёшево. И ещё одно замечание личного свойства. Появлению книг подобно этой я всегда приветствую с особой радостью, потому что они умножают мудрость этого мира. Не важно, что не все поэтические строки в сборнике мне пришлись по вкусу. Это издержки всякого литературного труда, это частности. К тому же в нашем случае хороших строк несоизмеримо больше. Умножение же мудрости - тот замечательный дар, который даётся не многим. И уж коли он поселяется в строки, выходящие из-под твоего пера, то это в первую очередь говорит о том, что труды твои не прошли зря. Потому и мне, читателю, радостно. Ещё одна добрая книга хоть чуточку, но изменит нашу жизнь к лучшему.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога