Валерий СДОБНЯКОВ. СМЕНА ИДЁТ?

Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 18, 2006 г. На фотографии: Валерий Сдобняков и Арсений Ларионов в кабинете генерального директора
издательства «Советский писатель».
Эта встреча со студентами 4-5 курсов журналистского факультета педагогического университета им. М.А. Шолохова состоялась по инициативе генерального директора издательства «Советский писатель», главного редактора журнала «Слово» Арсения Ларионова и прошла в Шолоховском зале издательства. Вообще, было в этом что-то символичное – совсем молодые люди, но уже начинающие профессионально работать в журналистике, говорили о современности, а со стены на них будто бы с любопытством взирали фотопортреты не только известных мировых политиков, но и тех, кто уже сотворил славу русской советской литературы в ХХ веке – писатели, поэты, публицисты – все те, кто в разное время становился лауреатом премии, носящей имя великого Шолохова. Сразу надо признаться – я очень редко соглашаюсь на подобные выступления. Совершенно не ощущаю для себя в них никакой надобности. Но тут любопытство взяло верх. Я дал согласие, приехал в Москву и не пожалел. Но об этом чуть позже. Вначале все-таки необходимо раскрыть «сам замысел» происходящего. А он вот в чем. Уже несколько лет Арсений Васильевич ведет спецсеминар в университете. Он пытается научить будущих журналистов мыслить самостоятельно, свободно, воспитывает в них вкус к слову и анализу произведений. На этот раз им были розданы для прочтения мои очерки и статьи, опубликованные в столичных СМИ, а также выпуски журнала «Вертикаль. XXI век» и книга «Сопротивление нелюбви», в которую вошли избранные статьи, написанные мною на протяжении последних лет – таких переломных и судьбоносных для России. В подавляющем большинстве мои работы касались социального состояния сегодняшнего российского общества и в связи с этим затрагивали внешнеполитические, исторические аспекты существования нашего государства как православной державы, в которой внутренняя жизнь немыслима вне православного мировоззрения. Отсюда столь явное непонимание нашего пути, наших ценностей западным миром. Особенно эти идеи я попытался утвердить в книге «Сопротивление нелюбви», где на исторических примерах показал всю несхожесть подходов к оценке значимости самой человеческой жизни между русскими и западноевропейскими историками, философам и, литераторами… И вот тут, в общении со студентами, меня ожидало некоторое разочарование. С одной стороны, выступающие говорили в общем-то правильные вещи. Это подчеркивало их достаточно высокий образовательный уровень. Но все эти правильные рассуждения располагались в эстетической плоскости, и, как мне показалось, совсем не затрагивали сферы духа. По большому счету будущим журналистам было все равно, о чем рассуждать. Вернее, не так – внешне они готовы были умно и хорошо рассуждать о чем угодно, при этом их внутренний мир оставался «не задействованным», оставался «закрытым за семью печатями». И будут ли использовать этот свой потенциал они в дальнейшем, для меня так и осталось загадкой. Я буду очень рад ошибиться (а это именно такой случай, когда ошибиться мне хочется до чрезвычайности), но пока мне показалось, что тенденция современной журналистики – где главное достоинство быть работником по «сооружению» необходимых для работодателя текстов без «подключения» в работе собственного мнения, собственного мировоззрения, собственных чувств и переживаний – берет верх. Я специально не останавливаюсь на каких-то отдельных выступлениях. Конечно же, они разнились и в оценочном плане, и в плане индивидуальной подготовки. Я лишь говорю о той тенденции, которая, по моим представлениям, уже достаточно заметно для постороннего взгляда влияет на формирование профессиональных навыков у совсем молодых журналистов. Если брать индивидуальные выступления, то Елена Большакова представила на номер «Вертикали» просто готовую для публикации рецензию. Причем при нашем прощании после завершения встречи еще и книжечку стихов подарили «Девочка ветер» – изящно изданную, с репродукциями собственных картин. В этих своих заметках не удержусь и процитирую отрывок из одного стихотворения Елены: Гений, не хвали меня, молю! Мне дороже похвала ровесника, Как и я, такого безызвестного. Гений, не хвали меня, молю! Небо, не щади меня, карай! Ставь преграды мне, преодолею! Дам отпор, поверь, «и льву и змею» Небо, не щади меня, карай! Боже, дай мне все постичь самой. Только дай мне чуточку везения, Музыку и свет мне в утешение. Боже, дай мне все постичь самой. Но это лирическое отступление все-таки не меняет главного впечатления, вынесенного мною из общения с начинающими журналистами. Хотя с другой стороны характеризует устремления входящих в самостоятельную жизнь молодых людей. Конечно, в этом стихотворении много бравады. Во время нашего разговора при обсуждении статей и очерков я этого чувства в студентах не замечал. Но может быть оно просто таилось подспудно в их душах – как знать. Теперь почему я не пожалел о состоявшейся встречи. Более того, я абсолютно убежден, что мысленно к ней еще не раз буду возвращаться. Все дело в том, что мы, писатели православного убеждения, очень редко выходим на «территорию» которая к нам если не враждебна, то холодно – равнодушна. А это все-таки испытание и его мы должны проходить. Здесь сказывается наше не столько просветительское, сколько апостольское служение. Говорить о любви к родине, патриотизме, вере предков, в аудитории, не согретой взаимопониманием, оказалось чрезвычайно сложно. И это для меня урок, который, по большому счету, может быть, я и не выдержал. Но приобретенный не совсем положительный опыт – тоже опыт. Во всяком случае, я теперь точно знаю – «на идеологическом фронте» в ближайшем будущем предстоят бои далеко не местного значения. Москва, 13 октября 2006 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога