Анатолий ПАФНУТЬЕВ. ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ ЛЮБВИ

Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 53, 2018 г. На обложке литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» № 53, 2018 г. репродукции картин Кима Ивановича Шихова «Чайки над заливом», «Дамба на остров Муксалму», «Соловецкие березы». *** «Ида». (Может, Зинаида?). Рассказ Бунина. Какой-то сгусток любви и повествования о ней. Повествование ведёт мужчина, композитор, герой рассказа. В нём он равен героине рассказа. (Обычно в рассказах И.А. Бунина женщина выше, лучше мужчины.) Они не разобщены. Но и не объединены физически. Объединяет их чувство – любовь друг к другу. «Солнце моё! Возлюбленная моя!» 28 декабря 2017 *** И вот что ещё меня заинтересовало в этом рассказе. Прошло два года, как куда-то исчезла Ида. И вот понадобилось однажды, зимой, Павлу Николаевичу (так звали композитора) ехать в Западные Края страны. На вокзале узловой станции он увидел Иду. Она была с мужем. Она, оставив мужа, повела композитора по заснеженной платформе, рассказывая о себе и расспрашивая его о московской жизни. Композитор смотрел и со страшным замиранием сердца понимал только одно: то, что, оказывается, он уже много лет зверски любит эту самую Иду. Ида на краю платформы подняла на композитора своё слегка побледневшее лицо, до умопомрачения неожиданно, без передышки сказала ему: «А теперь, дорогой, ответьте мне ещё на один вопрос: знали ли вы и знаете ли вы теперь, что я любила вас целых пять лет и люблю до сих пор?» Композитор, окаменев, не произнёс в ответ ни слова. Она поняла его. Заинтересовало меня здесь вот что. Её обращение к нему: дорогой. Что, в то время было прилично обращаться так женщине к мужчине? Или Ида в душе считала Павла Николаевича своим и потому подобным образом обратилась к нему? 30 декабря 2017 *** Самое удивительное явление в мире – отдающаяся женщина. Описанию этого явления посвящены рассказы Бунина. Чисты и просты они, как сама любовь. Правда, сам И.А. Бунин назвал последнюю свою книгу рассказов – «Тёмные аллеи» (написанные после получения им Нобелевской премии), наверное, имея в виду тёмные аллеи любви. 3 января 2018 *** О молодости, что ль, своей В кустах тоскует соловей? О розу ль укололся больно Согласно сказочной судьбе? К луне привязанный, невольно Я думал ночью о тебе. 1970 *** Когда бы я, положим, мог Жить дважды, я сказал бы: Бог, Дозволь один раз жить – но с нею… Вот что в итоге я имею. 27 января 2018 *** «Имеешь ли?» – спросил приятель. «Иль надо дать дням ход обратный?» 28 января 2018 ДЕВОЧКА В МАРТЕ До восхода солнце в марте Наполняет розоватым Состояньем ранний день, Растворяет теней тень. А взошло – и многим светом, А сначала – как пушком Щёки дня покрыло… Это Робость девочки в том свете И её же сила в нём? 23 марта 2002 *** Ты найдёшь другого, Я найду другую, Только не такого, Только не такую. Только всё же реже Сердце, что чеканщик, Выбивает прежний Образ. Ну а раньше… Раньше, прежде сердце Облик поднимало И полнее солнца Грело-освещало. 1980 *** Ветки машут, машут, машут, Отрицая зиму. Я твои ладони глажу, Зимовать мне с ними. И откуда дождь берётся, Если я не плачу? Мелко-мелко листик бьётся В день моей удачи. 1973 *** Вспоминаю тебя – и ладони Повторяют всё тело твоё. Но уходят как бы от погони Гуси дикие или же кони, Или лёгкое счастье моё. 1991 *** А знаешь ли ты, как стоят По-над дорогою деревья? Склонившися над ней. Таят Они к тебе любовь-доверье. Идти дорогою я рад. 2004 ТЫ Бываешь ты волной-волненьем, Легко ласкающей утёс. Но ты – и жертвенник: на всесожженье Я на него себя принёс. 17 июля 2005 *** Я в том не виновен, что много Сегодня мне лет. По судьбе, Как жатва, угодная Богу, Закончу я жизнь при тебе. Им сказано было: ты поле, Просторное поле моё, Где я поневоле и воле Замкну назначенье своё. 15 февраля 2005

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога