Валерий СДОБНЯКОВ. Инвестиционные ожидания
при экономических парадоксах современной
России

На эту тему размышлял на заседании Московского интеллектуального делового клуба (Клуб Н.И. Рыжкова) губернатор Саратовской области П.Л.Ипатов. Москва, 27 июня 2006 г. В книге: Валерий Сдобняков. Собирая Россию. (Статьи. Репортажи. Интервью. 2004 - 2006). К 15-летию создания Московского интеллектуально-делового клуба (Клуб Н.И. Рыжкова). - Нижний Новгород: "Вертикаль. ХХI век", 2007. - 264 с. Все больше и больше убеждаюсь - с сегодняшним временем – эх! И сложно будет разбираться будущим историкам России! Ведь кого только не подняла к вершинам власти бушевавшая в стране "стихия свободы и демократии". И как же тяжело затем пришлось всех этих властолюбцев-демократов с их насиженных мест убирать. Казалось, что могли, они уже разрушили, и потому сам народ должен был бы их со своих плечь стряхнуть, убрать со своего пути. Но приходила пора новых выборов, новых беснований, и сладкоречивые паяцы уговорами, обещаниями, запугиваниями, угрозами, подтасовками и обманами вновь набирали большинство голосов и оставались при власти. Примерно то же самое происходило и в Саратовской области. Тамошний губернатор Аяцков то за открытие публичных домов и легализацию проституции ратовал, то на гармошке играл, то менял жен (попутно присваивая загородные имения, возведенные за казенный счет), людям же, живущим своим трудом, от земли становилось все хуже и тяжелее - промышленный потенциал области сходил на нет, сельское хозяйство возвращалось ускоренными темпами к "первобытному" состоянию, социальная сфера разваливалась. Вот потому немногим более года назад президент В.В.Путин и предложил местным законодателям для утверждения в должности губернатора не очередную "птицу-говоруна", обладающую ярким политическим оперением и умеющую выводить завораживающие ораторские трели, а крепкого хозяйственника и профессионала высочайшего класса Павла Леонидовича Ипатова. Я утверждаю это потому, что перед сегодняшним заседанием не поленился и в Интернете поискал сведения о биографии Павла Леонидовича. И вот что нашел. Он родился 12 апреля 1950 года в селе Асбестовском Свердловской области. Закончил в Свердловске в 1969 году Уральский политехнический техникум, в 1975 году энергетический факультет Уральского политехнического института по специальности "электрические станции", а на излете Советской власти в 1991 году еще и Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР. Кандидат технических наук. До губернаторства Ипатов прошел трудовой путь от начальника смены электроцеха на Кузнецком металлургическом комбинате в Кузбассе до директора Балаковской АЭС (1989 г.), на строительство которой он пришел еще в 1985 году главным инженером дирекции и в дальнейшем сыграл особую роль на завершающем этапе ввода станции в эксплуатацию. А до Балаковской была работа на Славинской ГРЭС, Углегорской ГРЭС, Южно-Уральской АЭС. Были награды - ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, Почета, лауреатство премий Совета Министров СССР, Правительства РФ в области науки и техники, Национальной премии имени Петра Великого. В общем, по всем данным трудовой, заслуженный человек. К тому же свой, не пришлый. Потому 3 марта 2005 г. депутаты Саратовской областной Думы единогласно кандидатуру Ипатова поддержали, и 5 апреля Павел Леонидович торжественно вступил в должность главы Саратовского региона. Свое выступление на очередном заседании МИД - клуба губернатор назвал "Об инвестиционной привлекательности Саратовской области". После того, как Николай Иванович Рыжков, Почетный и бессменный президент Клуба представил главного гостя (оказавшегося ко всему прочему еще и его земляком),а Михаил Иванович Кодин, председатель Совета и исполнительный директор Клуба - пришедших членов Клуба и приглашенных, Ипатов начал свое выступление с таких слов: - Саратовская область в свое время в развитии промышленного комплекса, сельского хозяйства, отчасти в энергетике зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Но после всем известных событий 1991 года в области, как и во всей стране, произошли изменения, приведшие в итоге к тяжелым последствиям.У нас, к сожалению, за прошедшие пятнадцать лет негативные тенденции во всех сферах также только нарастали, и здесь сказалось, в первую очередь, все-таки качество управления. Когда я вступил в должность, то столкнулся со множеством финансовых проблем, дефицитом бюджета. А ведь по сравнению с другими регионами мы имеем значительные преимущества в инвестиционно-привлекательных факторах. Это низкая стоимость земли и наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения (более 700 тысяч га). Это наличие земель для поселений и в то же время готовых производственных площадок с коммуникациями. Наша область хорошо обеспечена электроэнергией. Сейчас мы сами потребляем лишь 50 процентов от того объема, который производят наши Балаковская АЭС и Саратовские ГЭС и ТЭЦ. При этом в регионе существует собственная газодобыча, позволившая практически стопроцентно газифицировать как предприятия, так и населенные пункты. У нас добывается и полностью перерабатывается на ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" нефть, что обеспечивает 100-процентную стабильность топливного рынка области. У нас, наконец, (к сожалению, но это факт) низкая стоимость трудовых ресурсов, которая в 2,5 - 3 раза ниже, чем в столичном регионе. Во взаимосвязи с этим и низкая стоимость недвижимости, так как предложение превышает спрос. Я думаю, что для потенциальных инвесторов должна быть привлекательна развитая транспортная инфраструктура региона - кроме авиа- и железнодорожного широкие возможности предоставляет использование водного транспорта, трубопроводов ("Транснефть", "Голубой поток", "Газпром" и т.д.), автомобильных федеральных трасс с плотностью автомобильных дорог 103 км на 1000 кв.км. К сожалению, в последние годы экономика России развивалась лишь в одном направлении – добыча и торговля сырьевыми ресурсами. Отсюда и материальное положение регионов, в первую очередь, зависило от того, есть на их территории какие-либо полезные ископаемые, или нет. Мы в полной мере к таким областям, которые имеют достаточные сырьевые ресурсы для продажи за границу, не относимся. Саратовская область, в первую очередь, всегда была промышленной областью с крупным оборонным комплексом, с развитым сельским хозяйством, а не сырьевой. Саратов при Советской власти был закрытым городом. При исчезновении оборонного заказа промышленные предприятия в области встали. В сельском хозяйстве была провозглашена ориентация на фермерские хозяйства. Был принят закон о частной собственности на землю. Но результаты и тут весьма неоднозначны. Да, все пашни в области обрабатываются, сохранен уклад жизни многих людей. У нас и теперь треть населения региона – это жители села. Но если говорить о ценовой конкуренции товаров при вступлении России в ВТО, то это чрезвычайно тяжелый момент. Здесь наше сельское хозяйство конкуренции не выдержит, и людей ждут новые трудности, новые беды. Поэтому для нас является приоритетным все-таки развитие промышленного производства, и уже через это, через перераспределение доходов областного бюджета - поддержка развития сельского хозяйства. Затем Павел Леонидович подробно рассказал о тех задачах, которые в настоящее время в инвестиционном плане стоят пере правительством области. А это строительство новых предприятий, использование имеющихся резервов в старых производствах, развитие в области овцеводства и свиноводства. Губернатор поделился впечатлениями о работе заводов по производству холодильников, промышленного стекла, железнодорожных платформ... Иными словами, новая команда управленцев во главе с новым главой региона реально оценивает стоящие перед ними задачи и полна решимости их выполнить. Потому и тон выступления Ипатова был малоэмоционален, сух, деловит. Но совсем по другому заговорил Павел Леонидович, когда пришлось ему отвечать на традиционно задаваемые после выступления "главного гостя" вопросы членов Клуба. Тут уже было все - и эмоции, и доскональные знания по затронутым темам, и убежденность в собственной правоте, и критика определенных действий верховной власти в России. Но давайте непосредственно обратимся к тем вопросам, какие были заданы и процитируем ответы на них. Глухих В.К. Президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, член Совета Федерации ФС РФ, доктор технических наук, поинтересовался судьбой Саратовского авиационного завода. Ипатов П.Л.: Завод практически не работает. Для города это проблема, решения которой пока не найдено. Парадокс ситуации в том, что собственники завода никак не могут найти общего языка с инвесторами. Есть фирмы, которые готовы вложить в его реконструкцию деньги. При этом они хотят контролировать процесс, влиять на производственную стратегию предприятия, с чем не соглашаются собственники. Но ведь по-другому не бывает. Никто не даст денег на условиях - я даю средства, а ты ими распоряжаешься, как хочешь, без моего участия. Поэтому мы в этом году участь предприятия должны решить. Иначе завод просто начнет разваливаться, погибнет. Абалкин Л.И. Академик РАН: Сейчас много говорят о национальных проектах, касающихся жилья, сельского хозяйства, медицины, образования… Поделитесь вашими ощущениями - как может идти эта работа на уровне области. Ведь разговоров много, однако специалисты не привлечены, с учителями, врачами в правительстве не советуются. Ипатов П.Л.: На мой взгляд эти четыре национальных проекта имеют разный уровень проработки. Например, что касается образования, там вообще нет никакой системы. В здравоохранении, о чем сейчас говорит Зурабов, касаясь вопросов родовспоможения, диспансеризации - то это идеи совершенно здравые. Саратовская область еще недавно отставала от соседних регионов по этим вопросам. Здравоохранение у нас фактически тихо умирало. В этом же году национальный проект позволил нам в сферу медицинского обслуживания населения привлечь до 2 млрд. рублей. Позволило увеличить зарплату первичному звену медиков и т.д. Но то, что в этом проекте касается оснащения больниц, госпиталей современным оборудованием, проработано очень плохо и создает перекосы. Но все-таки, несмотря на это, на мой взгляд, здравоохранение получило определенный толчок к выходу из кризисной ситуации. Сейчас многое зависит от региональных властей на местах. Что касается доступного жилья – то нельзя вот так в один момент решить и начать строить. Для этого нужна определенная база, развитая система строительной индустрии. Рыжков Н.И. Член Совета Федерации РФ, президент Российского Союза Товаропроизводителей: А сколько стоит в вашей области квадратный метр жилья? Ипатов П.Л.: Рыночная цена в панельном доме 14 тыс.рублей, в кирпичном - 15 тыс.рублей. Рыжков Н.И.: Откуда тогда Медведев взял 108$? Ипатов П.Л.: В Саратовской области, в селе, в саманных одноэтажных домах существуют и такие цены... Но я продолжу. В нашей области до прошлого года не было ипотеки вообще. Сейчас люди имеют возможность такие кредиты брать. Это стимулирует спрос. В итоге мы очень значительными темпами увеличиваем строительство жилья. По этому показателю мы вышли на шестое место в России. Ведем микрорайонную застройку, инвестируем в инфраструктуру. Все эти меры позволяют сбалансировать спрос и предложение и не допускать резкого роста цен на жилье. За год в области они увеличились только на 15 процентов. В этом году мы введем дополнительно 800 тыс.кв.метров жилья, а через год еще миллион. Рыжков Н.И.: Я хотел бы дополнить вопрос Леонида Ивановича Абалкина. Вы производственник, прошедший путь от рабочего до директора, и знаете, как построена организация производства. Так вот - мы очень много слышим о национальных программах, поддерживаем их, но у этих проектов нет наполнения. Нет достаточных мощностей по производству цемента, других стройматериалов. Отсюда в программе должно быть заранее расписано, сколько и какая область в состоянии построить жилья из имеющихся у нас в стране ресурсов. Вот вы хвалите Зурабова, а мы его боимся. Он уже страшно запутал пенсионную реформу. Теперь то же происходит с национальными проектами. Я в Совете Федерации представляю Белгородскую область. Очень часто там бываю. Действительно, работники первичного звена в сельской медицине получили хорошие денежные прибавки к зарплате. А хирург, специалист высшей квалификации, получает четыре тысячи рублей в месяц. Разве это правильно? И к чему приведут такие реформы? Да мы потеряем последних специалистов! Ипатов П.Л.: Тут мне, Николай Иванович, ни возразить, ни добавить нечего. Ножкин М.И. Народный артист Р.Ф.: Недавно президент Путин предложил, как одно из решений демографической проблемы, принять в Россию мигрантов. Саратовская область граничит с Казахстаном. Как вы относитесь к такому предложению? Ипатов П.Л.: Вообще Россия сейчас к приему таких людей не готова. Ведь подразумеватеся, что приедут соотечественники, профессионалы в определенной сфере деятельности, с образованием, и их знания, опыт будут в стране востребованы. У себя в области мы сделали реестр тех рабочих мест, которые могли бы предложить мигрантам. С учетом этого реестра мы и примем переселенцев. С другой стороны, без вского приглашения к нам едут на сезонные работы в основном граждане с юга, с «подбрюшья» России. Это люди с низкой рабочей квалификацией. Их цель одна - заработать деньги и отправить их за границу. Они приезжают не на жительство, а для поправки своего материального положения. Параллельно с этим потоком приезжих идет криминализация общества, потому что часть мигрантов начинает ввозить в страну наркотики. Мы уже каждый день занимаемся проблемой наркотрафика, проходящего через Саратовскую область. Для наших же соотечественников, решивших приехать в Россию на постоянное место жительства, необходимо вместе с работой предоставить и жилье. Это тоже надо заранее просчитывать. Поэтому страна в целом, я считаю, не готова к приему мигрантов. Пареньков С.Л. Генеральный директор ОАО "Московского металлургического завода "Серп и молот": Я посмотрел вашу инвестиционную программу, и в связи с этим вот какой вопрос - область в привлечении средств рассчитывает на силы той промышленной группы, которая уже сложилась внутри региона, или все-таки на инвестиции извне? Ипатов П.Л.: Мы хотим привлечь инвестиции извне области. Потому что, если оценивать по российским масштабам, в Саратовской области крупного бизнеса нет. Объемы наших производств не превышают пять-шесть млрд. рублей. Отсюда и средние возможности инвестиций. Потому мы планируем привлечь часть московского бизнеса в сельхозпроизводство, иностранные инвестиции, в частности, немецкие деньги, на строительство цементного завода. Всего иностранных инвестиций по подписанным договорам 200 млн. евро. Это немного, всего несколько процентов от общего плана инвестиций. Но и эти наши действия иногда приводят к конфликтам с местным бизнесом. Кодин М.И. Проректор РГСУ, доктор социологических наук, профессор: Вы крупнейший специалист в области атомной энергетики. Объясните, что происходит в России с отраслью? Один руководитель атомной индустрии был специалист, но жулик. Сейчас пришел новый руководитель, известный "Кинндер-сюрприз", который совершенно не знает атомной энергетики, но уже упорно поговаривают, что он готовит ее к приватизации. Хотелось бы услышать от вас - в каком состоянии сейчас находится атомная энергетика России? И если можно, то скажите несколько слов о наших взаимоотношениях в этой отрасли с Ираном? Ипатов П.Л.: Ну, вначале по поводу Бушерской АЭС. Когда иранцы говорят, что нужно ускорить строительство станции, то они совершенно правы. Ввод этой станции в эксплуатацию уже несколько раз откладывался. Все деньги по смете уже потрачены, а строительство объекта так и не закончено. Поэтому по условиям контракта российская сторона должна заплатить штраф. Иран долго об этом молчал, но, видимо, терпение кончилось. "Атомстройэкспорт", организация, которая строит станции за рубежом, оказалась в работе, на мой взгляд, не очень эффективной, и, в определенной степени, коррумпированной. Поэтому тех денег, которые были выделены на достройку станции ( и которых для этого было вполне достаточно), все-таки не хватило. Сегодняшний конфликт России с Ираном состоит именно в этом. О топливе, которое мы туда так и не везем, можно сказать следующее. Его должны поставить на станцию после пуско-наладочных работ и загрузить прямо в реактор. Российская же сторона еще даже не все монтажные работы завершила. Так что тут, если не брать во внимание всякую политическую подоплеку, мы поступаем правильно. В то же время говорить о возможном использовании топлива для создания атомной бомбы - это полная чушь. Оно имеет обогащение не более 4,4 процента. В итоге у нас с Ираном сложились отношения не очень комфортные. А ведь это государство планирует строить еще двадцать станций. У России же за последнее время экспортные возможности очень сужены, и нам обязательно нужно взять на себя строительство некоторых из этих объектов. Для этого необходимо выполнить все свои обязательства по предыдущему контракту, которые, уже понятно, мы в срок не исполним и в 2007 году станцию не запустим. К сожалению, то же самое могу сказать и о Китае. Два китайских блока должны были начать работать «еще вчера». Основная причина задержки - дефекты в оборудовании, поставленном российскими предприятиями. Китайцы оказались принципиальными и сказали, что пока не проведут дополнительные и всесторонние обследования, вводить станцию в эксплуатацию не будут. У Китая еще более амбициозная программа по строительству атомных станций. Они подготовили еще две площадки под российские блоки (я там неоднократно бывал), но теперь все встало из-за проблемы с первыми двумя. Мы обладаем высокими технологиями в производстве атомной энергии - это однозначно. Они конкурентноспособны на мировом рынке. Но еще пару лет такой работы, и свои конкурентные преимущества мы потеряем. Сейчас уже их теряем в Иране, Китае. Почти потеряли в Индии, которая вообще поставила жесткие условия строительства. Первый блок должен вводиться с поставленным российским оборудованием. Для оборудования следующих блоков нужно им передать лицензию, и они будут строить сами. А далее там российского вообще ничего не останется. В Индии и Пакистане очень сильно лоббируют свои интересы США. Что касается наших внутренних дел, то Адамов имел программу реформирования отрасли. Он ее не осуществил. То, что атомная отрасль должна быть адаптирована к современным условиям, - это очевидно. Кириенко сейчас имеет один в один программу, схожую с программой Адамова. На сегодняшний день акционировано со 100-процентным государственным капиталом только производство топлива для АЭС. То, что касается производства эл.энгергии, то станции будут акционированы в течение ближайшего года также со 100-процентным госкапиталом. Что касается добычи и обогащения - это полностью еще советская система. Так что рациональное зерно в реформировании есть. Все зависит от того, как будут работать исполнители. Те исполнители, которые сегодня пришли в руководство отраслью - это люди далекие от атомной энергетики. Но амбициозные, уверенные в себе, говорящие - у нас достаточно денег, чтобы нанять тех людей, которые в атомной энергетике разбираются. Рыжков Н.И.: Но ведь мы понимаем, пройдет три - четыре года, и Кириенко скажет - давайте 25 процентов акций продадим. Раз он говорит, что у него есть друзья с деньгами. И через десять лет государство вообще может лишиться своих атомных станций. Акционирование - первый шаг в таком направлении. Мы же все прекрасно понимаем. Ипатов П.Л.: От этого никто не застрахован. Но в программе, которая готовится сегодня для реформирования отрасли, предусматривается, что ее финансирование будет происходить из стабилизационного фонда. Начиная с 40 млрд. в год и в дальнейшем с значительным увеличением. Иными словами, пока говорится о вложении именно государственных денег в развитие атомной энергетики. Своих корпоративных денег у "Росатома" хватает для строительства одной трети блока, а по программе, которая поставлена перед Кириенко, нужно вводить два блока миллионника в год. А в перспективе - аж 4! То – есть, нужно увеличить в шесть раз строительство атомных станций. Советский Союз в самый пик своей экономической мощи не вводил и трех блоков. Сейчас атомное машиностроение фактически разрушено, систем управления не было и нет, индустриальный комплекс такой, что не могут собрать специалистов на строительство одного блока - миллионника в Ростовской области. Встает вопрос - кто будет осваивать эти деньги? Отсюда выводы. Первое - энергомашиностроительные заводы не готовы к реализации такой амбициозной программы. Второе - весь индустриальный комплекс растерян, и строить блоки просто некому (сейчас необходимо весь индустриальный комплекс увеличивать в десять раз, как это сделать в нашей стране - я не знаю). Третье - систем управления нет и скорее всего не будет, и для этого понадобятся дополнительные деньги, чтобы закупить их за рубежом. Вот на такой, совсем не веселой ноте закончил свое выступление губернатор Саратовской области. Конечно, никто из присутствующих и не рассчитывал услышать каких-то победных реляций от Павла Леонидовича. Все прекрасно понимают ту экономическую ситуацию, которая сложилась в современной России. И все-таки... все-таки.... Подводя итог заседанию, Н.И.Рыжков подчеркнул. - К сожалению, сегодняшние власти загнали страну и общество в такое состояние, из которого им очень сложно будет выйти. И все эти популистские решения, совершенно не подкрепленные возможностями промышленного комплекса, говорят лишь об одном - власти всерьез напуганы и потому «кормят» общество баснями. Но мы очень надеемся и, по мере своих сил, этому поможем, чтобы наметившиеся позитивные сдвиги в Саратовской области укрепились и развились. Далее члены Клуба единогласно приняли в свои ряды П.Л.Ипатова, а епископ Егорьевский Марк от имени Патриарха Алексия II вручил награды РПЦ В.К.Глухих - орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени и Ю.Я.Таратухе, президенту ЗАО "Белый Дом" такой же орден III степени.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога