Евгений ЮШКОВ. Беседа с молодыми людьми

Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 55, 2018 г. Оказывается, у нас на Бору при Николо-Знаменском храме есть «Молодёжная группа», которая собирается еженедельно. Руководит ею молодой священник отец Алексий. Группа небольшая – в основном женщины около тридцати лет, и есть в ней одна семья: муж, жена и двое детей. Есть девушка-старшеклассница. Мне неизвестна программа их занятий, но на одном из занятий они пожелали посетить храм (молитвенный дом) в селе Владимирово, помочь, если понадобится, по хозяйственным делам, встретиться за чаем с отцом Евгением (то есть со мной). Отец Алексий позвонил, мы договорились о встрече – занятия в их группе проходят вечером после работы. Я спросил: «В чём интерес, каков характер предполагаемой беседы?» Выяснилось, что они желали бы увидеть батюшку-художника, его картины, услышать какие-то речи от него. Всё было организовано так, что до встречи «за чаем» молодёжь активно поработала в ограде храма – была выкошена трава, политы цветы и сделаны другие мелочи. Накануне были развешены (в классе, где занимались наши дети рисованием и лепкой) пять моих работ, и мы, пропев «Царю Небесный» и «Отче Наш», сели за общий стол из сдвинутых парт. Всё получилось мило и приветливо, но начинать беседу, когда слушатели незнакомы, всегда затруднительно, в том смысле, что не знаешь, что от тебя хотят услышать в первую очередь? Предвидя это обстоятельство, я накануне составил план и разделил предполагаемую беседу на три небольшие части, тематика которых была бы общеинтересна и полезна… Беседа с молодыми людьми, пришедшими в гости в село Владимирово 4 июля 2018 года Так как мы мало знакомы, то я начну с волнующего меня сегодня вопроса, для вас, может быть, несколько неожиданного, но касающегося всех людей – хотим мы того или не хотим. Тем более, что одна из работ моих, перед вами представленных, той же темы. В течение двух последних недель мне пришлось отпевать двух человек: одну женщину (сбило машиной) – внезапная смерть, другая – молодой мужчина (едва перевалило за пятьдесят лет), и хотя он имел болезни, но как-то врачи его спасали, а в этот раз не спасли. Конечно – у священников жизнь несколько другая, не похожая на вашу, но внезапные, «непредвиденные» смерти заставляют всякого человека внимательнее относиться к этому фактору: неминуемому и неотвратимому. Молодости это не свойственно, но это не значит, что так жить (как бы «не знать», или «быть уверенным», что это не для нас), НЕПРАВИЛЬНО. Да и всякому христианину святые отцы (составители молитв) ежедневно напоминают: «Не будет ли сегодня постель моя – одром смертным»? Или: «Дай мне Господи память смертную». То есть память об этом естественна для верующего человека. Но мы знаем, что на практике так не всегда бывает. На практике чаще: «Как умер?! Я три дня назад разговаривала с ним…» «А вот так – пришёл на службу, впал в кому и умер… на рабочем месте». Такая внезапность для христианина не должна быть шоком (в силу «напоминаний» нам указанных, но это для крепко верующих). У меня был такой шок, когда мне было примерно лет тридцать. Моя (ныне покойная) матушка жила до замужества в Городце (её трёхлетнюю увезла туда мама – тогда была война, но Городец не бомбили и там было где жить). У матушки моей был двоюродный брат, физически крепкий, красивый и хорошо сложенный. Я его прозвал «Апполон». Он работал на спасательной станции. Однажды они с друзьями катались по Волге на моторках, и случилось так, что на резком вираже он опрокинулся в воду… и утонул. Его искали долго. Долго мать его бегала по берегу и орала как безумная. Сам спасатель, прекрасный пловец, но оказалось, что ему винтом рассекло плечо… Вот такой шок для всех знающих его. Виктором его звали. Я тогда в один присест написал картинку. Она не совершенна, не тянет на картину. Но это и не этюд, не эскиз – трагическое состояние произошедшего получилось… Художнику легче (в смысле перенесения шока) выплеснуть на холст или бумагу свои чувства, освободиться от них, а каково близким… да ещё вдруг не верующим в Бога? Это был примерно 1967 год, суровые безбожные времена советской действительности. Мы тогда постоянно с женой и детьми ездили (летом на «Ракете») в Городец, посещали тёщу (маму жены) и её маму (то есть бабушку – слепую, живущую в Доме инвалидов), других родственников. Я там писал этюды. Очень живописный город Городец. Знаменитый Городецкий Вал – такую картинку я тоже написал… Это вот как бы вступительная часть нашего с вами знакомства. Я перед вами – священник и художник. Теперь вторая часть. На днях мне пришлось обратиться к вопросу о снах. Думается и вам он не безынтересен, так как его нередко задают. И чтобы не сказать отсебятины, приведём авторитетную цитату. «Не правда ли, мы бываем склонны подвергаться и руководствоваться неправильными (извне подступающими или, может быть, внутри нас живущими) мыслями (помыслами), приметами, суевериями, гаданиями и снами. Всё такое подобное «имеет право», гнездится в глубинах падшей природы нашей, потому что прежде чем нам, людям – христианским – православным, получить Святое Евангелие – Новый Завет, человечество вообще имело множество писаний: языческих, значит, многобожных, где были «предписания» ложных богов (к примеру, в наших дохристианских традициях почитания берёзки, что осталось и до сего дня, и как бы безобидных), и в Ветхом Завете просматриваются всякого рода гадатели, волшебники и звездочеты (от них ведь, наверное, пошли сегодняшние любители и составители «гороскопов»). Что-то от них «вошло в науку» (имеем склонность предположить), что-то в «лженауку»… Мы же не можем отрицать («перешедших в Новый Завет») восточных волхвов – «звездочетов», исследовавших небо и пришедших «по Рождественской звезде» к родившемуся в Вифлееме, в Израильской земле, к Богомладенцу Христу и поклонявшихся Ему?.. И все такие верования праведные – правильные и суеверные, переплетённые до невозможности отследить, живут в нашей психике, и нередко мы склонны прислушиваться к ним от сновидения и строить свои домыслы, повергаясь или в восторг или в печаль и уныние, в зависимости от «тематики», кем-то во сне нам показанной». На днях мне печалится одна женщина, что видела меня во сне среди покойников – близких родственников и сокрушается об этом. – Какая, говорю, беда-то? Все умрём. Наслышан я, что святые люди рекомендуют сны стараться забывать, сразу же или как можно скорее. Да и в Библии, в Ветхом Завете про сны говорят «не в пользу снов». Вот я выделил на одной странице из Сираха: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного… как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям… От нечистого, что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания, и приметы, и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего, для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению». (Сирах гл. 34, ст. 1-7. стр. 667 по изд. Московская Патриархия 1988 г.) Нравится мне, как начинает беседу Петр Мамонов, известный актер, песенник, веселый балагур, и как выходит на поверку, серьёзный, мыслящий и богословствующий. К нему в деревню приехали столичные молодые люди, и один из них задаёт вопрос: «Какие у вас чувствования здесь, в глуши, после московской суеты и ваших концертов там?» А Мамонов ему отвечает: «Давай договоримся так: всякое дело, всякое начинание, и даже задавание вопроса мы должны, (прежде чем) спросить себя: «Зачем?» Зачем я хочу узнать «про чувствования»? Они кому-нибудь будут полезны? По ним кто-то станет жить? Да нет же! Нет и нет!.. Я вот что тебе скажу. Двенадцать лет я хожу в церковь, исповедаюсь, причащаюсь… и совсем недавно… мы зачем ходим в церковь? Журналист медленно, от неожиданности, строит фразу, а Пётр продолжает: «Мы идём к Богу! Там же в Церкви, Он ближе, чтобы получить даром Благодать (Божественные энергии), чтобы ею – Благодатью Святого Духа, питаться и ею держаться в мире, который нас ежедневно окружает, в котором мы эту благодать очень даже скоро можем растерять, снова и снова лишиться её… И потом опять за ней в церковь идти. Вот так… И никаких чувствований я тебе не скажу». «Зачем?» и «В чём смысл?». Вот вопросы, которые меня волнуют и о которых я могу говорить, если получится. У меня готов вопрос… Я задаю его прежде всего себе, а потом всякому желающему со мной побеседовать. Вопрос (а для меня в нём и ответ кроется) такой: «Что я буду делать в четверг, если умру в среду?» Вот незадача-то. С чем ты в Москву-то приедешь от Пети Мамонова?.. Меня когда осенила мысль про Благодать, за которой надо ходить в церковь, попалась мне тогда строчка из псалма. Ты знаешь, конечно, про прекрасную книжицу – Псалтырь? Какая это высокая поэзия и какая это молитва и благодарение, и покаяние, и восторг душевный! Вот такая строчка: «Скажи мне, Господи, путь, которым пойду, яко к Тебе взяв душу мою»… Скажи, Господи!.. Скажи… Начнём спрашивать через Псалтырь, и Господь «скажет как-то», и смысл вопроса будет обеспечен. (Может быть, «в четверг» это воочию увидишь?..) И, в заключение – третья часть нашего разговора. «Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Они разделены премудростью Господа: Он отличил Времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней…» «Как напротив зла – добро, и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого… И я последний бодрственно потрудился, как подбиравший позади собирателей винограда, и по благословению Господа успел… Поймите, что я трудился не для себя одного, но для всех ищущих наставления». (Сирах гл. 33, ст. 7-17) На днях мне рассказали, как в одной из Борских школ проводилась «линейка» прощания с выпускниками, и в одном выступлении было высказано пожелание молодым ребятам руководствоваться (ни более, ни менее) знаками зодиака… Кто под каким созвездием родился, то следите, что предписано, по той характеристике и живите… Что называется – дожили. Живите «по гороскопам». И живут ведь! Язычество. При коммунистах было понятнее – жили без Бога. Человек сам куёт себе счастье… «Светлое будущее» кануло в Лету, так и не открывшись… При демократах и церкви восстанавливают, и многобожие, и всяческие секты – пожалуйста. Молодому человеку не разобраться. Про «Закон Божий» много и долго говорили, но при случае упомянуть о Боге (хотя бы как предложение, как выбор) – ни-ни. Вот зодиаки – пожалуйста. Хаос, неразбериха, несерьёзность – это демократия. А ориентиров у нас в стране – православной, русской – множество. И таких ярких и живых, начиная от апостолов, к празднику которых мы приближаемся, что устанешь перечислять. Апостол Пётр из Вифеаиды (что значит «рыбачье место») с братом своим Андреем, которого назовут потом Первозванным и он окажется апостолом «русским», потому что ему выпадет по жребию Скифия (будущая Русь). Прибыв, наверное, кораблём к берегам нынешнего Крыма – древнего Херсонеса – дойдёт он до места будущего Киева, о чём пророчески предскажет и водрузит Крест Христов на горах. А старший его брат Симон – Пётр, когда привёл его Андрей к Господу и увидел он Мессию-Христа, то воспылало его сердце горячей любовью к Иисусу, сказавшему ему пророческие слова: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, или Петр (камень)» (Ин. 1, 36-42). С тех пор стал самым ревностным и горячим учеником Спасителя-Христа… Вот на этом закончим. Благословение Господне на вас, да будет!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога