Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 55,2018

Номер открывается рассказами Владимира Киселёва «Нам плохо друг без друга», «Непредсказуемая», «Апельсиновые брызги». Это три истории любви, истории непростых отношений между мужчиной и женщиной. Писатель В.М. Киселёв в последнее время был известен читателям своими историческими произведениями, книгой «Страстотерпцы. Уренская эпопея», вобравшей в себя девять повестей о жизни в Нижегородском заволжье: «Изгои», «Бунтари», «Раздрай», «Христопродавцы», «Страдальцы», «Светозарцы», «Комса», «Оборотни», «Паутина». На этот раз он выступает в ином качестве, как бы возвращаясь к героям первых своих книг «Поселковая проза» (1985) и «В дали от шума городского» (1989), вышедших у автора в Нижнем Новгороде и Москве после окончания им Литературного института им. М. Горького. Владимир Михайлович продолжает жить в родных для себя местах, в посёлке Арья. «Любовную» тему продолжает и цикл рассказов Леонида Чигина «12 непридуманных рассказов, или Дневники русского Дон Жуана». Это первая публикация художественных произведений директора Нижегородского театрального училища им. Е.А. Евстигнеева, режиссёра, потрудившегося как в городах России, так и Казахстана. Темпераментное, отчасти даже страстное повествование, выдаёт в авторе человека, мыслящего «законами сцены». Живые характеры, искренние переживания, динамично сменяющие друг друга сцены – всё это захватывает и не оставляет читателя равнодушным. Совсем в ином ключе написаны рассказы-воспоминания о далёком военном и послевоенном детстве Николая Офитова «Колосьев перезвон» и Алексея Коломийца «Детство в Ужгороде». Тут всё освещено самыми тёплыми чувства к своим родителям, которые в невероятно трудных бытовых условиях смогли воспитать своих детей достойными гражданами страны. В разделе «Поэзия» журнал публикует большие подборки стихов Натальи Кожевниковой (Оренбург) и Андрея Стариченкова (Нижний Новгород). Чрезвычайно разнообразен в 55-м номере на этот раз раздел очерка и публицистики. Материалы, можно сказать, на любой вкус. Наш постоянный автор, доктор физико-математических наук и член Союза писателей России Анатолий Абрашкин делится впечатлениями о своей поездке в Австрию для участия в Европейском геофизическом конгрессе в путевых заметках «Венские этюды». Известный писатель, историк и публицист Игорь Шумейко публикует материал «Шпицберген», рассказывающий об истории и сегодняшнем дне далёкой от материка русской земле. Анатолий Степанов, главный редактор одного из ведущих церковно-политических ресурсов – информационно-аналитической службы «Русская народная линия» – выступает с остро полемичной статьёй «Царь-мученик Николай и Иосиф Сталин». Философ из Луганска Виталий Даренский публикует статью «Двойная цена катастрофы. Кстати, мы поздравляем Виталия Юрьевича – когда его статья была нами подготовлена к печати, редакции стало известно, что он защитил докторскую диссертацию. Книги, вышедшие в последнее время в различных издательствах России, в своих рецензиях оцениваю Юрий Круглов, Валерий Сдобняков, Нина Ягодинцева, Станислав Смирнов. Редакция с неизменной заинтересованностью продолжает публиковать статьи и заметки священника Русской Православной Церкви протоиерея Евгения Юшкова. «Три дня из дневника», «Слово после отпевания», «Беседа с молодыми людьми» – так назвал на этот раз свои размышления о. Евгений. Не удержусь, и приведу из заметок батюшки небольшие цитаты. «В течение двух последних недель мне пришлось отпевать двух человек: одну женщину (сбило машиной) – внезапная смерть, другая – молодой мужчина (едва перевалило за пятьдесят лет), и хотя он имел болезни, но как-то врачи его спасали, а в этот раз не спасли. Конечно – у священников жизнь несколько другая, не похожая на вашу, но внезапные, «непредвиденные» смерти заставляют всякого человека внимательнее относиться к этому фактору: неминуемому и неотвратимому. Молодости это не свойственно, но это не значит, что так жить (как бы «не знать», или «быть уверенным», что это не для нас), НЕПРАВИЛЬНО. Да и всякому христианину святые отцы (составители молитв) ежедневно напоминают: «Не будет ли сегодня постель моя – одром смертным»? Или: «Дай мне Господи память смертную». То есть память об этом естественна для верующего человека. Но мы знаем, что на практике так не всегда бывает. На практике чаще: «Как умер?! Я три дня назад разговаривала с ним…» «А вот так – пришёл на службу, впал в кому и умер… на рабочем месте». Такая внезапность для христианина не должна быть шоком (в силу «напоминаний» нам указанных, но это для крепко верующих)». «На днях мне рассказали, как в одной из Борских школ проводилась «линейка» прощания с выпускниками, и в одном выступлении было высказано пожелание молодым ребятам руководствоваться (ни более, ни менее) знаками зодиака… Кто под каким созвездием родился, то следите, что предписано, по той характеристике и живите… Что называется – дожили. Живите «по гороскопам». И живут ведь! Язычество. При коммунистах было понятнее – жили без Бога. Человек сам куёт себе счастье… «Светлое будущее» кануло в Лету, так и не открывшись… При демократах и церкви восстанавливают, и многобожие, и всяческие секты – пожалуйста. Молодому человеку не разобраться. Про «Закон Божий» много и долго говорили, но при случае упомянуть о Боге (хотя бы как предложение, как выбор) – ни-ни. Вот зодиаки – пожалуйста. Хаос, неразбериха, несерьёзность – это демократия». Тут хочется упомянуть и о помещённой в этом номере статье Петра Краснова «Сила прозы: направления и цели», в которой писатель размышляет о духовных поисках Л.Н. Толстого, взяв за основу его великий роман «Война и мир». Ну и в завершении обзора, уже по традиции, представлю новую главу из своей книги «Искры потухающих костров. Разворачивая свиток времени», которая называется «Да не смущается сердце ваше. 2016 год». Напомню, предыдущие главы печатались в № 49 – 54 журнала «Вертикаль. ХХI век». Для наглядности и из этой новой главы приведу цитату. «Ненаписанный рассказ. Не помню, отмечал ли я этот случай в давних своих дневниках. А может быть, всё произошло ещё до того, как я их начал вести. Время стремительно — и многое в памяти, относительно сроков, смешивается. Как-то уже поздно вечером рыбачил я на нашем озере. Клевало хорошо, я на берегу в этом месте был один, и потому, хоть солнце уже почти скрылось, село за лесом, бросать ловлю мне не хотелось. В это время я увидел двух мужчин — явно деревенских жителей. Они шли поодаль от берега и негромко разговаривали между собой. Но в тишине, в поле на закате голоса слышатся далеко. Вот и до меня донеслось, как один жалуется другому: — Она мне: «Чего ты тут расселся, иди дрова коли, забор поправь, картошку надо окучивать, а не песни петь». А мне так попеть хочется. Всё работа и работа. Душа песни просит… Спутник говорил жалующемуся какие-то сочувственные слова, ободрял. Быстрым, деловым, торопящимся шагом они прошли поодаль от меня. Я подумал: «Торопятся мужики в совхоз, в магазин за бутылкой. Вырвались наконец-то из дома, сбежали от жён, от бесконечной крестьянской работы (я сам от этой же работы сбежал к озеру с удочкой), чтобы «расслабиться» за бутылочкой вдвоём, выговориться… может быть, даже пожалобиться на жизнь. Солнце совсем скрылось за лесом. И как-то разом всё сумеречно посерело вокруг, да так, что поплавок еле различил на воде. Делать нечего, надо возвращаться домой. Я начал сматывать удочку (удилище из орехового прута, леску скручиваешь вокруг него так, чтобы крючком зацепиться за удилище где-то сантиметров за пятнадцать до его окончания — современные рыбаки о таких снастях уже забыли), выливать из ведёрка с рыбой лишнюю воду, когда от опушки недалёкого, прямо к берегу озера подходящего леса, раздалась песня. Это было так неожиданно, непривычно, что я оставил свои занятия и вышел подальше в поле, чтобы посмотреть — кто это запел. Два мужика, два недавно прошедших мимо меня деревенских жителя, сидели у самой опушки на стволе поваленного дерева и пели. Минуло с тех пор лет двадцать, а я этот случай помню. Так запал он в моё сердце. Жалею только, что не запомнил слова той песни, что звучала мне в спину, когда шёл в потёмках от озера к своей деревне. Много лет спустя я рассказал этот случай Борису Лукину. — Так напиши рассказ. — Подумаю. Я, и правда, хотел после предложения Бориса Ивановича, написать на этот сюжет рассказ, назвать его «Песня» и посвятить Лукину… Но так и не написал. Может, потому, что слова той песни, что пели с душой два убежавших от тяжёлой крестьянской работы мужика, не запомнил?» «Проснулся оттого, что услышал ветер за окном — зимний. Подумал — вот и выпал первый снег. Встал, подошёл к окну. Снега немного, но всё им припорошено — газоны с зеленеющей травой, чёрный асфальт, машины. И редкие жёлтые листики на берёзе стали выглядеть так сиротливо, так грустно на них смотреть… Что-то это мне напоминает в собственной жизни, какую-то давнюю тоску». На обложке журнала помещены репродукции картин Галины Каковкиной «Омут осенью», «Ветер», «Пейзаж после дождя». Валерий Сдобняков Главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога