Валерий СДОБНЯКОВ. ДАЛЁКИЕ И ПРЕКРАСНЫЕ ГОДЫ

(Несколько слов о художнике Альберте Дмитриевиче Данилине) На фотографии: художники Е.И. Юсов, В.И. Занога, писатели В.Г. Цветков, В.В. Сдобняков, художник А.Д. Данилин, скульптор В.И. Пурихов. У меня в квартире на стене комнаты, где я чаще всего работаю, висит большой этюд – пейзаж, написанный нижегородским художником Альбертом Дмитриевичем Данилиным. В справочнике Нижегородской организации Союза художников России «Художники Нижнего Новгорода. 1933-2003» репродукция этой картины названа «Отчий дом». Под ней стоит дата – 1987 год. Для страны начинались тяжелейшие испытания, о которых она пока не догадывалась. Но предчувствие чего-то тяжелого, скорбного уже подсказало художнику иначе взглянуть на привычный, с детства до мельчайших деталей знакомый, мир. Мир, окружающий отчий дом. Потому в этой работе, с одной стороны, вроде бы по сюжету вовсе незатейливой (двор деревенского дома, в котором есть какая-то неустроенность, обречённость), с другой стороны есть колоритность, живописность, насыщенность цветом. В ней ощущается духовное напряжение. Пейзаж внутри себя как бы законсервировал неспокойное ожидание. Я этой картиной дорожу. Подарил мне её Альберт Дмитриевич ещё в начале нашего знакомства, прямо со своей юбилейной выставки, которая проходила в залах Выставочного комплекса на площади Минина и Пожарского. Потом он забирал эту картину на другие выставки, но всякий раз она возвращалась на своё место на стене моей комнаты. Человек Альберт Дмитриевич порывистый, нетерпеливый и даже несдержанный. В оценках категоричный. И как всякий категоричный человек, он, не всегда доказательно критикуя других, совершенно не выносит критических замечаний в свой адрес. И от этого можно подумать, что тут кроется в его душе некое эгоистическое начало. Но это не так. Потому что ну кто ещё может тяжелейшим трудом вырастить у себя в Сеченове урожай лука, собрать его, привезти в Нижний Новгород и раздать друзьям? Никого, кто бы мог ещё так же поступить, я не знаю. Ведь это не яблоки собрать, а лук, для которого, чтобы получить урожай, пришлось лопатой перевернуть тонны земли, вспахать этой лопатой целое поле. Затем его поливать, пропалывать, обихаживать. По осени собрать выращенное, обработать, высушить, в сетках и мешках на своих плечах перетаскать в машину, из неё (по приезду в Нижний Новгород на площадь Лядова) в мастерскую. В общем – труды не малые. И не всякий на них решится. А уж после так распорядиться добром… Или вот кто ещё устраивал посмертные выставки своим коллегам, как это делал Данилин? А он не только преданно послужил памяти друзей-художников Виталия Степановича Баранова и Льва Фёдоровича Шаболдина, но и написал о них статьи (также жёстко, взыскательно, но, главное, заинтересованно, неравнодушно), настоял на том, чтобы репродукции их картин были опубликованы на обложке журнала «Вертикаль. ХХI век» в номерах 35 и 38. Вообще писательству Данилин не чужд. Он постоянный автор литературного альманаха «Тёплый Стан», который издаётся у него на родине в Сеченове. В 2011 году даже выпустил небольшую книжку с лаконичным названием «Проза», в которую вошли воспоминания о близких, односельчанах, художниках, зарисовки человеческих характеров, размышления по поводу исторического пути России. Может быть, из-за того, что Альберт Дмитриевич не порывает с Сеченовым (бывшим селом Тёплый Стан), он и остался верен до конца своей большой Родине. Здесь корни и его жизни, и его творчества, и его поисков в мироздании. Мне случалось бывать у художника в гостях в Сеченове, париться в его баньке у оврага, сиживать за его хлебосольным столом, рассматривая рисунки и картины на стенах родительского дома. В военном 1942 году родился Альберт Дмитриевич в семье художника и учителя, заслужившего у односельчан добрую память (о нём даже стенд есть в местном краеведческом музее), потому он и естественно перенял от отца тягу к творчеству. Потому после службы в Военно-Морском флоте всё-таки завершил учёбу в Горьковском художественном училище. Оттого и естественным кажутся его слова благодарности своим тогдашним учителям, которыми он завершает последнюю страницу в своей книжке: «…С благодарностью помнишь многих преподавателей – и Анатолия Васильевича Самсонова, и Галину Павловну Миронову, и Дмитрия Дмитриевича Арсенина, и Кима Ивановича Шихова, и Владимира Петровича Батуро, и Елену Сергеевну Кукош, чья душевная щедрость многим из нас оказала поддержку в трудные, далёкие и прекрасные годы нашей юности!» Валерий СДОБНЯКОВ, председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога