ВАЛЕРИЙ СДОБНЯКОВ. ИСКРЫ ПОТУХАЮЩИХ КОСТРОВ
(ДЕКАБРЬ, 2000)

Разворачивая свиток времени Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 59, 2019 г. Обложка книги повестей и рассказов Валерия Сдобнякова "Искушение" - Нижний Новгород, 1999 год Сдобняков Валерий Викторович. Родился в 1957 г. в Красноярском крае. Создатель и главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век». Секретарь Союза писателей России. Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. Награждён государственной наградой – «Медалью Пушкина», а также Почётной грамотой Нижегородской области и Почётным знаком главы города Нижнего Новгорода. Автор тридцати книг прозы, публицистики, критики. Живёт в Нижнем Новгороде. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ 2000-2001 годы 11 декабря До этого дня были разговоры по телефону с Климешовым и встреча у меня на работе с Селезнёвым. По техническим причинам возвратились к формату альманаха А-5. Иначе на ризографе не получится. Сегодня встречались с Гофманом в доме притча за Староярмарочным собором в редакционно-издательском центре. Приняли мой проект содержания первого номера. Оказывается, Н.И. Телешева звонила Борису, читала ему своё стихотворение, которым я хочу открыть номер (услышал от неё во время застолья после собрания). Материалы на первый номер, практически, собраны. Нет прозы от о. Владимира Чугунова, но по телефону он мне обещал. Если подведёт, надо будет как-то выкручиваться. Материал Климешова о бабушке ставить никак не хочется. Другие задачи у альманаха должны быть! Другие! Гофман дал старую статью из газете о сектантах. Придётся её отвергнуть. Стихи Селезнёва, как я и ожидал, спокойные, но с чувством. Статья Павла о романе Евгения Шишкина тоже подходит. О моём материале «Обретение России» отозвались положительно, но так, как мне показалось, чтобы не обидеть. Много говорили о том, как найти деньги на издание. Есть некоторые варианты. Я думаю, что должно получиться. По моему предложению будут готовить «буклет» (обложка, вступительная заметка, содержание), чтобы его можно было оставлять возможным благотворителям и показывать потенциальным покупателям (будущим) альманаха. После встречи пошли втроём в микрорайон Мещерское озеро в гости к Дорышеву. Оказывается, его мать — соседка моей мамы по дому на улице Полтавской. Говорили о России, политике, литературе. На компьютере подготовили содержание с короткими аннотациями материалов. Пили горячий зелёный чай. Вывод: мне надо готовить и третью часть статьи. Так и материал будет цельнее, и при дефиците текстов он пригодится. 14 декабря События разворачиваются стремительно. Вчера была встреча с директором «Волгагеологии» Алексеем Марковичем Коломийцем. Оказался нашим человеком, пишет стихи, готовит к изданию в Санкт-Петербурге вторую книгу. В помощи по выпуску книги «Светлого воскресения» не отказал, но уточнил, что всю сумм не потянет. Будет агитировать помочь своих друзей — директоров предприятий. Думаю, дело сделается. Неожиданно сообщил, что готовит книгу православных стихов по договорённости с какой-то питерской игуменьей. Я тут же предложил ему участвовать в нашем альманахе. Алексей Маркович прочитал стихи. Подходят. Запросил с него подборку во второй номер. Вот и начали находиться солидные люди, близкие нам по духу. После этой встречи я находился в некотором возбуждении. Появилась уверенность, что у нас всё получится. На встрече были и Гофман с Климешовым. В 17.00 встречались втроём во Дворце бракосочетания — я, Борис Селезнёв, о. В. Гофман. Сегодня же решил написать послесловие к первому номеру — не более странички, но это очень важно расставить акценты. Поговорив об альманахе, мы так и не дождались директора типографии, который должен был приехать. Гофман позвонил ему и предупредил, что мы с Борисом его навестим сами. Встреча состоялась на ул. Марата, 25. Всё-таки полиграфические услуги очень дороги. Православный сборник обойдётся в тридцать пять тысяч рублей. Расценки же на альманах нам никак не подходят. Борис Селезнёв отдаёт то, что собрано для альманаха, в набор. Это я его тороплю. Хочется побыстрее определиться с объёмом сборника. Вчера в «Волгагеологии» директор, попросивший представиться, услышав мою фамилию, воскликнул, что, конечно же, её слышал (в смысле в литературных кругах). Занёс свою книгу «Искушение» на кафедру Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского профессору Н.Ф. Филатову. Его самого, к сожалению, не застал, хотя заходил два раза. Впервые посмотрел вёрстку православного сборника «Светлое Воскресенье». Мой очерк «Дорога» там сильно урезан. Даны только две первые его части, да и то, я думаю, в сокращении. 16 декабря Вчера написал «Предисловие» к «Вертикали». Зашёл в редакцию «Нижнего Новгорода» за четвёртым номером журнала, а там опять размышляют о Половинкине, Союзе: зло, с крайним раздражением — надоело это слушать. С Борисом Селезнёвым ездили в село Николо-Погост Городецкого района к о. Владимиру Чугунову. Встретились в 7.30. Борис приехал на «Москвиче» («Каблук»). В Погост, не без приключений, добрались в 9.30 прямо к храму, на службу. После разговаривали у Чугунова дома. Для альманаха он передал первую главу из своей книги, над которой начал работать — «Русские мальчики». Договорились, что в ближайшие дни передаст и вторую. Обнадёживающие сведения о реализации альманаха. о. Владимир предложил выставить его в Дивееве и Москве (Даниловский монастырь). Итак, первый номер полностью сформирован. Борис то, что было уже собрано, отдал в набор. Опять решили печатать альманах средней величины (больше книги, но меньше журнала и пошире). Я всё-таки склонил Бориса к тому, что альманах — первоочередное. Селезнёв начинает заражаться моим нетерпением — как можно быстрее выпустить первый номер. Но главное, кажется, начинает по-настоящему разделять мою «идеологию», мои требования к будущему изданию. 20 декабря После посещения «Волгагеологии» Селезнёв зашёл ко мне в офис на улице Полтавской, занёс распечатанные письма для благотворителей и буклет. Гофман два письма кому-то уже отнёс. Будем надеяться, что не впустую. Договорились, что он же сделает два звонка (универсам «Нагорный» и фирма «Саюс»), попытается склонить их хозяев на нашу сторону. Если не спонсировать, то хотя бы пообещать купить несколько номеров альманаха. По телефону долго разговаривали с Климешовым. Надо посмотреть повесть Павла для следующих номеров. С Ниной Прибутковской говорил о возможной официальной регистрации альманаха. Она предложила создать некий некоммерческий фонд. Надо бы это обдумать и с кем-нибудь посоветоваться. Борис оставил письма и наши буклеты в «Волгагеологии». Будем ждать результат. 24 декабря Встречались с Селезнёвым у меня дома. Говорили о наших делах по альманаху. Борис полностью за то (и это уже он говорит сам, а не с моей подачи), чтобы альманахом занимались только мы вдвоём. Разочарован (он) поведением Павла Климешова. Тот по поводу альманаха говорит с людьми посторонними и явно попадает под их влияние, советы. Затем эти советы несёт нам. Говорю «нам», потому что он звонил и мне, сетуя, что, обходя Союз писателей, мы тем самым обижаем его руководство. Я на это ответил довольно резко и категорично. Помощи от Союза ждать нечего (это стало ясно во время нашего разговора с Половинкиным), а вот позиция Климешова, вечно ноющего, что его не понимают и обижают, мне непонятна. Всё-таки выходит, что ему нужно перед кем-то выслужиться. Чувствую, нас ещё ждут проблемы со стороны Павла. Его обидчивость, бесхребётность и трусливость нам недобро аукнется. Особенно, когда что-то коснётся денег. Да и вообще, я думаю, с недоброжелательством мы ещё нахлебаемся. Хорошо поговорили об «общих» вопросах веры, отношения к ней в обществе. Радует, что мы здесь с Борисом единомышленники, прекрасно понимаем, какие трудности ждут впереди. Расставаясь, написал Селезнёву вопросы, которые по телефону он должен выяснить у Гофмана: 1. Звонки его в «Нагорный» и «Саюс». 2. Звонок в «Волгагеологию» по поводу оплаты по письму и возможного участия других предприятий. 3. Что с теми письмами, которые раздал сам Гофман? 4. Чтобы он на нашем буклете получил благословение митрополита. 5. Можно ли указать адрес собора и его служебный телефон, как адрес и телефон редакции. Борис обещал сегодня вечером всё выяснить и перезвонить мне. 30 декабря За это время были разговоры по телефону с Борисом Селезнёвым и о. Владимиром Чугуновым. С Климешовым и Гофманом встречался на итоговом вечере журнала «Нижний Новгород» в Центральной областной библиотеке 26 декабря. Итак, по порядку. Мне кажется, Гофман идеей альманаха не «горит», а делает какие-то движения в его пользу по инерции или ещё с какой-то непонятной мне целью. Впрочем, у него и без этого много всяких нагрузок: выступления на телевидении в программе «Свете тихий», лекции в лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова, встречи в обществе К. Минина... Может быть, он просто сильно загружен, и это сказывается. Павел Климешов меня беспокоит всё больше и больше. Позитивного он изданию ничего не даст. Его желание выпустить альманах кому-то в пику — это бред и недостойно поставленной цели. Чугунов «Вертикалью» «заражён». Прислал на пяти страницах переделки и доработки к той части рукописи, которая нами (как сказал Борис) уже набрана. Звонил и сегодня. Настойчиво советует изменить название. Я тоже поначалу был от него не в восторге, но сейчас как-то свыкся. Хотя мне по душе название «Русский путь». Это надо ещё обсудить. Ну и главные новости от Селезнёва. Формирование первого номера завершено полностью — включая стихотворение Нины Телешевой и стихи А.М. Коломийца. Все тексты набраны, за исключением окончания моей статьи. Оно мною написано, но не перепечатано. За праздники необходимо будет сделать. И, наконец, уже четыре организации подтвердили, что профинансируют «Светлое Воскресенье»: «Волгагеология», завод «Гидромаш», универсам «Нагорный», фирма, поставляющая металл на Горьковский автомобильный завод. Необходимые деньги на сборник набираются. Надеюсь, что вместе с письмами Коломиец раздавал и буклеты. В универсаме у директора он точно есть — относил Борис. Про универсам никто не знает, кроме нас (я, Борис, Гофман), и потому эти деньги смело можно будет использовать на издание альманаха. В использовании номера телефона Архангельского собора, как контактного для редакции, Гофман отказал.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога