ВАЛЕРИЙ СДОБНЯКОВ. ИСКРЫ ПОТУХАЮЩИХ КОСТРОВ
(НОЯБРЬ, 2000)

Разворачивая свиток времени Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 59, 2019 г. Обложка альманаха "Вертикаль" № 1, 2001 г. Сдобняков Валерий Викторович. Родился в 1957 г. в Красноярском крае. Создатель и главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век». Секретарь Союза писателей России. Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. Награждён государственной наградой – «Медалью Пушкина», а также Почётной грамотой Нижегородской области и Почётным знаком главы города Нижнего Новгорода. Автор тридцати книг прозы, публицистики, критики. Живёт в Нижнем Новгороде. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ 2000-2001 годы 10 ноября Зашёл в редакцию журнала «Нижний Новгород» вычитать вёрстку своей статьи «Вернувшиеся» о В.А. Никифорове-Волгине и И.С. Шмелёве. Во время чтения Евгений Шишкин, главный редактор, ошарашил меня новостью: Владимир Седов, местный предприниматель и хозяин журнала, решил стать председателем Нижегородского отделения Союза писателей России. Сказал Евгений это как-то неопределённо, так, что я даже не понял, одобряет он подобное решение своего шефа, или нет. Людмила Фёдоровна Калинина, заместитель редактора, наоборот, от этой новости в восторге и буквально грызёт землю, рвётся в бой за своего благодетеля. Главный её аргумент — Седов будет давать транспорт. Для чего? Чушь какая-то. В конце беседы определился в своей позиции и Шишкин, но осторожно, пряча глаза и без особого энтузиазма. Понимает, что дело затеяно неправедное, вне разума. Ну какой Седов писатель? Убогий графоман — и только. Это же будет позор для нашего Союза — бывший неудачный милиционер и бывший директор барахолки возглавит писательское сообщество. Я понимаю, что хочется продаться, но не так же цинично и бездарно. Во время нашего разговора в кабинете был местный поэт Саша Высоцкий. Его позиция, как всегда, бесцветна, труслива. Явно ждёт, куда качнёт перевес, чтобы, не дай Бог, не ошибиться. Я ответил Шишкину, что прежде всего тут следует крепко подумать. Из редакции вышел с Высоцким на улицу Малую Покровскую. Пока шли в сторону Звездинского скверика, я выразил сомнение в правильности затеянной акции. Сашина позиция опять не определена никак. Относительно его действий у меня возникают опасения. Хотя, вернее всего, он сохранит нейтралитет — ни нашим, ни вашим. 14 ноября Событие получает неожиданное продолжение. Позвонил Паша Климешов: «Нужно встретиться, поговорить об альманахе и дальнейшем существовании Союза писателей». Договорились собраться сегодня у Бориса Селезнёва на улице Бекетова. Должен быть и Высоцкий, но по каким-то причинам не приехал. Проговорили за чаем часа два. Впервые так серьёзно. Я предложил создать группу писателей, стоящих на патриотических, национальных (русских) и православных позициях. Только тогда есть смысл и в альманахе, и в борьбе за руководство в Союзе писателей, и в создании бюро пропаганды, и в коммерческо-издательской деятельности. Если мы серьёзно заявим о себе, то найдутся и благодетели, и союзники, и читатели-слушатели. Решили посмотреть, кто может нас поддержать, по списку стоящих на учёте в Нижегородском отделении Союза писателей России. Пока набирается человек семь-восемь. Считаю, что и это хорошо. Я сформулировал три основных требования к нынешнему председателю правления В.В. Половинкину: 1. Выделение помещения в особняке Союза для редакции и нашего штаба. 2. Мы против избрания В.И. Седова председателем организации. 3. Мы против досрочного переизбрания, но во время нормальных выборов должен стать председателем наш кандидат. Решили через день встретиться вновь в Архангельском соборе в Кремле, после службы у о. Владимира Гофмана в расширенном составе нашей группы (плюс Гофман и Высоцкий), чтобы договориться об окончательной редакции наших требований и совместном «походе» к Половинкину, пригласив туда из «стариков» прозаиков Вадима Степановича Рыжакова, Константина Даниловича Проймина и поэта Эльвиру Леонидовну Бочкову. 16 ноября Вчера был в Союзе писателей (относил журнал «Наш современник»). Александр Фигарев суетлив и напуган. Встреча на ул. Малая Покровская во Дворце бракосочетания: Селезнёв, Климешов, Гофман. Высоцкий вновь не пришёл. Я изложил свой взгляд на проблему. Вроде бы полное единомыслие и понимание. Оказывается, во Дворце собирается некое патриотическое общество им. К. Минина. О. Владимир познакомил с его руководителем. Много говорили об альманахе. Кажется, что мои собеседники не совсем понимают, чего я хочу. А ведь я предлагаю встать на несколько радикальную, обострённую позицию. Борис Селезнёв через К.Д. Проймина договорился о встрече в Союзе писателей завтра. Константин Данилович настаивает провести её без Половинкина. Может быть, это и правильно. Жаль, не получается некой спайки, азартности между нами. Пока всё очень рыхло и ненадёжно. А ведь издание имеет смысл, если поставить перед собой цель: осмысление и развитие (философское, художественное) русской национальной идеи. Борьбу за неё — острую, откровенную, бескомпромиссную и отчаянную. Гофман мне показался человеком думающим и организованным. 17 ноября Как договорились — встретились в Союзе. Я немного запоздал, и всем пришлось меня дожидаться. От нас Климешов, Селезнёв, Высоцкий. От руководства Союза писателей Проймин и Половинкин. Я вновь изложил свою точку зрения: несогласие с избранием Седова; православно-патриотическую направленность альманаха. В.В. Половинкин полностью поддерживает издание альманаха (даже пообещал выхлопотать для него двадцать тысяч рублей), но с оговорками, чтобы в нём не было экстремизма. По моей просьбе Владимир Васильевич цитатой из Устава убедил, что сейчас переизбрание невозможно. Но когда я потребовал помещение для редакции — всё вошло в прежнее русло. Почти отказ со ссылкой на совершенно глупые причины — они не могут предоставлять помещение после своего рабочего времени. Я горячился, говорил в повышенном тоне. Замечательно высказывание Половинкина: «Сейчас никто не читает, все смотрят телевизор. Потому и писать статьи, печататься в прессе не имеет смысла». Это говорит руководитель писательской организации. А Проймин позже вообще заявил, что теперь мы живём в другой стране. Для него не существует тысячелетней истории, как я понял. Господи, как тошно мне с ними со всеми разговаривать. Какая лень в мыслях и поступках. Борис хочет, чтобы альманах выходил под эгидой Союза писателей. Я всё больше склоняюсь к независимому изданию. И место для работы тоже, пожалуй, надо искать вне стен Союза. О том, что на смену Половинкину должен быть избран кто-то из нас, я не говорил. Это было в той ситуации и некорректно, и лишне. В конце беседы Владимир Васильевич ещё раз поблагодарил за поддержку и за единомыслие с ним нашей группы. Как всегда долгие и банальные рассуждения К.Д. Проймина упускаю. Какая скучная и бесцветная личность, занятая лишь собственным любованием. Для альманаха Павел Климешов предложил написать статью о романе Евгения Шишкина «Бесова душа». Это подойдёт. 19 ноября Вчера звонил Борис Селезнёв. Он уже беспокоится об административном решении вопроса: кто будет главным редактором альманаха? Договорились встретиться сегодня у Союза писателей перед выступлением профессора И.К. Кузьмичёва. Ходили по ул. Минина, разговаривали. Уже видятся конкретные контуры сборника. Я предложил обдумать, стоит ли нам звать в учредители писательскую организацию. Не лучше ли, если будем мы вдвоём. Он с радостью согласился. По содержанию альманаха мои предложения: три раздела публицистики и два или три раздела поэзии. В публицистике один — литературная критика, два — острая публицистика. (Возможно, один заменить прозой — рассказами Гофмана.) Вступительную заметку к изданию альманаха пишет Борис. Он предложил назвать его «Вертикаль». Надо думать. Может быть, всё-таки лучше «Лестница» (моё название). Административный вопрос. Я — главный редактор (предложение Бориса). Борис — ответственный секретарь (предложение моё). Между собой этот вопрос вроде бы согласовали. За Павлом Климешовым — подбор прозы. Неделю на работу. В конце её необходимо уже что-то собрать. Моё предложение по объёму альманаха — страниц 150. Может быть, даже и меньше. Павел и Борис (Климешов присоединился к нам) согласились. После разговора перед тем, как идти на встречу в Союз, зашли в храм, поставили свечи за наше начинание. Я помолился преподобному Серафиму Саровскому. В Союзе писателей — В.В. Половинкин подчёркнуто доброжелателен. Даже радостен. Непривычно. 24 ноября В Союзе писателей приём в члены СП России Игоря Грача, Виктора Кельдюшкина, Сергея Жукова, Владимира Морева. На середине обсуждения вышел из зала, сел на диван. Подошёл Борис Селезнёв, затем Паша Климешов. Заговорили об альманахе. Павел принёс два материала: статью о книге Шишкина «Бесова душа» и очерк о своей бабушке. Борис написал вступительную заметку. Начало положено. Борис передал пожелание о. Владимира Гофмана в каждом номере писать о сектах. Согласились. Обсудили внешний вид альманаха. Я представлял его размеры в виде стандартной книжки размера А-5. Борис — в виде литературного журнала. Я взял «Нижний Новгород». Отсчитал поначалу 150 страниц, затем 100. Журнал всё равно смотрится прилично. А с учётом перспективы увеличения его объёма это может быть и более удачная форма. Согласился. Впервые, когда отмерял постраничный объём, понял, как много материала нужно даже для ста страниц. Так не хочется заполнять его всякой всячиной. Да и идея моя, и без того крайне тяжело выполнимая, неизбежно размоется. Поживём — увидим. О помещении. Половинкин стоит на том, чтобы пустить нас в зал собраний. О предстоящем издании альманаха, как и о предстоящем проекте возглавляемого им Союза, Владимир Васильевич объявил в конце собрания в разделе «разное». Он доволен, что бунта во время собрания не произошло.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога