Валерий СДОБНЯКОВ. ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ,
ЭКОЛОГИЯ ДУХА – НЕРАЗРЫВНЫЕ ПОНЯТИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Выступление на Секретариате Союза писателей России Орёл, 15 июня 2019 г. На обложке журнала «Вертикаль. ХХI век» № 41, 2014 г. работы Е.И. Юсова Уверен, что, только услышав название моего выступления, все поняли, о чём в нём пойдёт речь. И действительно – проблема экологии в первую очередь нравственная проблема, а уж потом производственная. Понимаю, что мысль эта не нова, но повторить её ещё раз большим грехом не будет. Безусловно, в первую очередь нам приходят на память выдающиеся поступки русских писателей, таких, как Сергей Залыгин, Василий Белов, Валентин Распутин, которые смогли уберечь Россию от огромных экологических бедствий. Один поворот на юг стока северных рек мог принести нашей стране огромные потери и неисчислимые бедствия. Слово русских писателей тогда звучало не конъюнктурно, громко, ответственно перед будущими поколениями. А ответственность – это нравственная категория. Потому в те времена просто взять и отмахнуться от выступления известных писателей было невозможно. Но тут, как мне кажется, есть и ещё одна, может быть даже главная особенность. Поколения русских писателей, художников, музыкантов своими произведениями воспитывали в соборной русской душе любовь к той земле, что дал нашему народу Бог. Какие великие картины посвятил этой теме Иван Иванович Шишкин. Какие замечательные стихи были написаны русскими поэтами от Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Фёдора Ивановича Тютчева до наших современников Юрия Кузнецова, Станислава Куняева, нижегородцев Фёдора Сухова и Юрия Адрианова. Эта традиция, зародившаяся в истоках русской литературы, была пронесена нашими творцами через все века своего существования. И потому мы с какой-то особенной душевной трепетностью читали и продолжаем читать произведения наших классиков от Сергея Тимофеевича Аксакова и Ивана Сергеевича Тургенева до писателей двадцатого века: Михаила Михайловича Пришвина, Константина Георгиевича Паустовского, потрясающе интересных работ Владимира Алексеевича Солоухина («Третья охота», «Трава»), Василия Михайловича Пескова («Просёлки», «Странствия», «Окно в природу»). Не прервана эта традиция сейчас, хотя литература переживает и не самые добрые времена в своей истории. Но и сквозь эти недобрые времена к нам прорываются произведения (тут можно назвать многие писательские времена: Владимира Личутина, Михаила Тарковского, Николая Старченко, Павла Кренева или, например, опять же нижегородца Валентина Николаева. Все они писали и пишут не только с восхищением об окружающем их мире, но и поднимали острые социально-нравственные проблемы, связанные с охраной и сбережением наших рек и озёр, полей и лесов. Воспитывая своими лирическими произведениями любовь, они не давали успокоиться нашим сердцам, пробуждали в них ответственность за то, что стоило хранить и оберегать. Современные условия хозяйствования (а мы знаем, какому разграблению теперь подвержены тайга, биоресурсы морей и океанов – эта проблема не нова и в определенной мере существовала и в двадцатом веке) Но в двадцать первом, в условиях рыночной экономики она приобрела просто устрашающие, гигантские размеры. Возможность безнаказанно использовать общенародное, а лучше сказать общемировое достояние многим помутила разум. Жажда наживы стала преобладающей над пониманием того, что оставят эти люди будущим поколениям, своим детям и внукам. Ответственность, как в производстве, так и в бизнесе тех, кто занимается экономической деятельностью сегодня должна быть особенной. Ведь с изменением окружающей среды неизменно случатся изменения в наших душах. Это произойдет неявно, не внешне, не одномоментно, но оттого последствия этих изменений будут не менее катастрофичны. Я помню, как наиболее серьёзные философы конца двадцатого века, в том числе и автор журнала «Вертикаль. XXI век», доктор философских наук, профессор Владимир Александрович Кутырёв в своих книгах и статьях предупреждали о пагубности замены человека во всех сферах электронными машинами, компьютерами. И тогда нам это казалось некой фантастикой. Вот что он писал в книге «Культура и технология: борьба миров» 2001 года: «По мере того, как дыхание Нечто начинает достигать современности и веет вокруг наших лиц, у пока ещё живых людей зарождается протест против подобной перспективы. Они не хотят терять свою идентичность, то есть умирать. Происходит переоценка ценностей, которую можно определить как бунт против прогресса. Конечно не у всех, а у чувствующих, понимающих, куда идёт дело. Прогресс, которому безоговорочно преклонялись, на который молились, ставится под сомнение. Он перестаёт связываться со словом «хорошо» и выражает лишь процесс перемен. Оказывается, вполне возможно, что его направление угрожает человеку и стоит задуматься, нет ли других путей развития. (…) Параллельно этому слово традиция приобретает нейтральный или положительный смысл. Плюс и минус меняются местами. (…) Уже проходят конференции на тему: «Интернет и традиционная культура». Ещё несколько лет и будут созываться симпозиумы по проблеме «Искусственный интеллект и традиционный человек». Повторю, это цитата из книги профессора Кутырёва 2001 года. Предвидение учёного сбылось в полной мере. Симпозиумы на тему «Искусственный интеллект» и его главенство над живым человеком (если же взять шире, то подразумевается – над его, человека, волей) уже проходят. Эта проблема выдвигается как первоочередная на общегосударственном уровне. Недавно, буквально на днях выступил на эту тему президент России В.В. Путин. Главная его мысль: будущее за искусственным интеллектом. "Искусственный интеллект — это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира. И очень бы не хотелось, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то конкретных руках, поэтому мы, если мы будем лидерами в этой сфере, также будем делиться этими технологиями со всем миром, как мы сегодня делимся атомными технологиями, ядерными технологиями». Именно тут возникают серьёзнейшие противоречия между личностью и государством. Для конкретного индивидуума это гибельно (в духовном смысле), грядущие условия ведут его в так называемый «электронный концлагерь», где судьба его во многом будет решаться «искусственным интеллектом», лишённым эмоций, понятий милосердия, сострадания, честности… Человек неизбежно превратится в некий придаток «машине». Но государство, если оно стремится сохранить себя, в современных условиях вынуждено в разработке этих технологий идти вперёд. Иначе оно окажется в роли проигравшего со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такова безумная логика технического прогресса, которую в качестве основного жизненного критерия приняло для себя человечество. Кто-то скажет: это всё фантазии больного воображения. Сейчас на наших глазах так называемые «фантазии» невероятными темпами захватывают мир, в котором живёт человек. Безусловно, в первую очередь это касается производственной, научной и социальной сфер. И единственное, что непосредственно человеку не даёт полностью подчиниться искусственному интеллекту – это его возможность соприкасаться с миром Божьим, соприкасаться с тем, что изначально было даровано человеку свыше. Поэт Юрий Адрианов незадолго до своего ухода написал такое стихотворение: Зрелый желудь – это капля вечности, Миг, что должен жизнью прорасти. …По ночам потоком звездной млечности Неба обозначились пути. Тишина просторная, усталая, Залегла в дубовые леса, Где в земле сокрыта капля малая – Древа животворная слеза. Мне особенно приятно процитировать это стихотворение, потому что оно посвящено поэтом мне. В этих строках, где воедино соединены миг и вечность нашей жизни, микро и макро события сокрыт глубочайший смысл естественности сменяемости жизни на земле. Именно в таком состоянии кроется тайна вечности всего живого в мироздании, а значит и человека в окружающей его природе. В заключении отмечу: понимая, что экологические проблемы связаны (неотрывно) с духовным состоянием человечества, журнал «Вертикаль. XXI век», которому в скором времени исполнится двадцать лет, выпускал специальные экологические номера, в которых своими размышлениями с читателями делились видные писатели, учёные и общественные деятели, такие, как доктора наук, академики Н.Н. Моисеев, В.А. Садовничий, Л.А. Ильин, М.И. Кодин, В.П. Полеванов, А.М. Коломиец, В.А. Кутырев, писатели Василий Белов, Владимир Крупин, Анатолий Парпара, Николай Переяслов и многие другие. Мы и в дальнейшем эту тему не оставим без своего внимания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога