Евгений ЮШКОВ. МОЛЧАНИЕ*

Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 61, 2019 г. На обложке журнала «Вертикаль. ХХI век» № 37, 2012 г. работа В.Г. Калинина Евгений Николаевич Юшков. Родился 16 января 1937 г. в Нижнем Новгороде. Протоиерей. Один из пяти братьев, последовавших служению вслед за отцом, священником Русской Православной Церкви. Окончил Горьковское художественное училище. Провёл несколько персональных выставок. Автор книг «Моё поле», «Фиваида», «В той стране», «Душа моя», «Глас хвалы», «Моя родная Карповка», «Лампада моя тлеет…», «Последняя тетрадь». Член Союза писателей России. Живёт в городе Бор. *Продолжение. Начало в номерах 51, 52, 53, 54, 55, 58, 59, 60 *** «Не допускай в себя недуга гордыни, чтобы враг внезапно не похитил у тебя рассудка». Прп. Ефрем Сирин Ефрем Сирин был простой монах. Только по усиленному настоянию Василия Великого он был возведён в сан диакона. Но в своей скромности и сознании недостоинства (на фоне нашем, если можно так вообще представить, он был тысячу раз достойнее) достиг великих духовных высот. Так что, как Василия Великого и других великих святителей, его поминают православные христиане до сего дня, молятся их словами. Кроме того он был мудр и рассудителен и в бытовых обстоятельствах, умел извлечь пользу духовную из казалось бы совсем не соответствующих его образу жизни, происшествиях, чего мы делать не умеем и даже не стараемся. На днях пришлось мне выслушивать «извержения» одной мамы-дуры с высшим юридическим образованием, которая увидев после свидания её семнадцатилетней дочери с молодым человеком след от поцелуя, назвала её проституткой. Хотя никаких серьёзных оснований для подобной такой крайней характеристики просто не было. Девушка никуда не отлучалась и встреча была на предмет первого знакомства в доме «пострадавших». Мама понимала, что в который уже раз «пережимает», но ничего поделать с собой не может. Просто она (как и большинство из нас) не управляет своим поведением, позволяя эмоциям и фантазиям выплёскиваться, обдавая словесным «зловонием» окружающих. А вот Ефрем Сирин «приходя в Ефессу вместо мужа любомудрого, которого желал встретить, встретился с одною блудницею. Эта встреча его тяжело поразила; посему он, пристально посмотрев на блудницу, как обманувшийся в своей надежде, хотел отойти; она же заметив, что он пристально взглянул на неё, и сама начала внимательно смотреть на него. Тогда мудрый Ефрем спросил её: «Скажи мне, женщина, что ты так пристально смотришь на меня?» Она отвечала: «Я смотрю, как мне следует и прилично, потому что я взята от тебя, мужа, а ты, так как взят от земли, лучше смотри не на меня, а в землю». Выслушав такой неожиданный ответ, мудрый муж признал его для себя полезным весьма и по сему прославил непостижимое могущество Бога, который дарует нам то, чего надеялись, и через то (от чего) не надеялись» (кален. от Пасхи до Пасхи (2018-2019) за 10 февраля). В настольной книге для священника отмечена Ефремова добродетель, полезная ему при жизни. А нам в назидание до сих пор (с четвёртого века) подходящая для подражания: «покаянный дух, он – Ефрем, сочетал с трудом изучения Слова Божия, почерпая в нём для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на душу потому, что он начинал их с обличения себя» (т. 2 стр. 558 изд. Москва 1978 г.). Мы помним Великопостную молитву, которой молится весь христианский православный мир: «Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия, не даждь мне». «Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения…» *** В ночь с 28 февраля на 1 марта приснилась матушка моя Лариса. Сон «материальный», но приятный и душеблагостный. Она в таком виде уже проявлялась: молодая (не юная, с какой познакомился) женщина лет 30, но без каких-либо даже намёков на женскую привлекательность плотскую, а такая ровная, спокойная и улыбающаяся, с каким-то едва заметным вопросом типа «ну как ты?» и даже не ожидающая ответа… Никуда не зовущая, а просто порадовавшая своим появлением. Даже не ясно откуда появившаяся и куда исчезнувшая. Какой-то автобус, фрагменты сиденья. Материально возможно «сработал» фантастический фильм (с планшета) «Прекрасная вселенная». Но приятно – как бальзам на душу. Не хочется думать, что сон от лукавого, хотя опасность духовная возможна. P.S. Ему хорошие сны и во сне не снились, а тут вот те на… Не из «Царства Небесного», но м.б. слабый намёк, что с «окраины Рая»? Простите за мечтательность. 1 марта 2019 г. *** Мы знаем, что многообразие людское так велико. Нет двух одинаковых человеков и всякий уникален как личность Творцом изведённая из небытия в бытие земное. В то же время как мы одинаковы в своей тупости греховной. Между человеком жившим три тысячи лет назад и сегодняшним почти нет отличия. Даже слова, точнее перевод их, не отличаются. Просто поразительно: открываешь текст в библейском Ветхом завете (не исторический, конечно же, а размышленческий) и диву даёшься, как будто вчера услышали-увидели эпизод наказ Божий. Рассудите сами. «И Он сказал мне: (пророку Иезекиилю – о. Е.) сын человеческий! Встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами… дом Израилев не захочет слушать тебя; ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лице крепким против лиц их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицеем их, ибо они мятежный дом…» И далее идёт наказ пророку от Господа о неотступном вразумлении, предостерегающем от беззаконного пути народ Израильский: «…если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу перед ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою» (Иезекииль. 3 гл. ст. 4, 7, 9, 20-21). Надеюсь мы с вами в состоянии понять, что это извлечение из Ветхозаветного писания, относящееся тогда к израильскому народу, также относится и к нам. Тем более, что последователей Христа – христиан – называют Новым Израилем. А также и потому ещё, что мы, как уже сказано было выше, не только не изменились, а ещё и натворили исторически массу своих отступлений от Бога. Соответственно своих бед, не менее коварных. Наша печальная история: разъединённость, раскол, революция… и сегодняшнее смутное время. Великий Пост, 2019 г. *** «И сотвориша тельца… и поклонишася истуканному, и измениша слову Его в подобие тельца ядущаго траву, и забыша Бога спасающего их…» Вот портрет сегодняшнего человека. А зародился-нарисовался-возник он в тот момент, когда Моисей на горе получал Закон – скрижали Завета от Бога. Что-то он, Моисей, там долго замешкался, по мнению израильского народа, выведенного из египетского рабства, и они отлили себе истукана-«тельца ядущего траву», и поклонялись ему, воздавали честь. Образ яркий: Моисей на горе в общении с Богом, а народ смотрит в землю, вспоминая египетскую мясную пищу. Рабство! Но было сытно. А свобода? Свобода требует духовно-душевного напряжения, ей надо уметь пользоваться. А это не всегда получается как у отдельного человека, так и у целого народа. «Придти в себя», размыслить и покаяться – здесь спасение. Беседа перед исповедью В Церкви, особенно в Великом Посте, часто возникают вопросы внешнего порядка, поведения в храме: когда креститься – наносить крестное знамение, когда кланяться, когда непременно земной поклон и другие мелочи церковного обихода. При всей кажущейся простоте вопроса ответ не так прост, потому что однозначной установки нет и быть не может. В некоторых храмах свои устои, вот и в интернете это подтверждается. На днях пришлось мне посмотреть на планшете урок некоего катехизатора – молодого человека в подряснике (может в звании дьякона) обстоятельно объяснявшего азы поведения. Считаю незачем, да и не смог бы я объяснить, когда и как следует креститься и кланяться. Тем более, что за время урока неоднократно оговаривалось, что сердечное желание перекреститься или сделать земной поклон, не может быть отринуто внешней, как бы предписанной формой. Душа возжелала, и человек забыл о предписаниях. Лично для себя я сделал заключение, как бы со стороны, что мера всему голова – в любом вопросе, в любом делании… Вы не замечали, братия и сестры, как наносят на себя крестное знамение (крестятся) некоторые иерархи? Или архиерей (правда, у него бывает жезл-посох в руке)? Очень редко крестятся. Это хорошо или плохо? Если говорится слово, то крестятся редко. Слово – главное! Крестное знамение редко, но значимо должно быть. Креститься надо вовремя и к месту, аккуратно, чётко – мера во всём должна быть. Благо-чинно, но не значит, что персты свои «ввинчивать» в лоб и плечи, то есть без выпячивания. Форма должна быть не выше содержания. В крестном знамении должно крыться осознание! Будем внимательны. Также и поклоны земные (то есть полные, до земли) нужно делать во время и к месту, а не беспорядочно. Келейные навыки-привычки не следует выносить «на люди», то есть в храм. В храме приличнее стояние-сосредоточение на внутреннее состояние, на слушание Слова Божьего. (Если оно плохо слышно, то сосредоточение умное, в уме творимое, на Иисусову молитву.) Есть такое выражение: «стояние у Креста» – со-страдание сердечное. Сочувствие и боль, скорбь – со-переживание Христу распятому. Есть ещё стояние Марии Египетской. Великое покаяние. Глубина таких душевных состояний не всем доступна, но сказать о нём надо со ссылкой на святых отцов в помощь исповедующимся. Бывает у исповедующихся очень сходные обстоятельства, но один человек умеет чётко их изложить, а другой не умеет или навыка к исповеди у него ещё нет… Исповедь не всегда получается. Вот предлагается некий образец-пример исповедальных речей: – Старший сын не хочет со мной общаться. Не женится, не работает, злой ходит. Кажется, употребляет вино, а может и какие-то наркотики. Что делать, батюшка? – Мы не научили детей в своё время, не воспитывали их, не приучали к Церкви. Значит, теперь это их состояние переживать нам надо. Тихо, с молитвой об их вразумлении: Господи, вразуми! Приведи к Церкви, не дай погибнуть душе… – У сестры моей тоже семья неблагополучная. За неё переживаю. Ходила к гадалкам, грешна. Знаю, что Церковь запрещает, но всё-таки ходила. Не буду говорить о подробностях посещения, но лучше не стало… Обижаюсь на всех родственников и на мужа тоже… Не могу определиться с работой, не хочу никуда идти – сижу и плачу… Обида на жизнь. Устала от всех проблем – своих и близких. В роду есть самоубийцы. Были моменты, когда просила у Бога смерти. – Проблема у нас общая (у огромного большинства одна): Мы не можем или не хотим впустить в своё сердце Христа. Мы вроде бы верим в Бога, не отвергаем Его. Вот и в церковь заходим, пытаемся поститься, начинаем или продолжаем молиться, но Он – Христос-Бог – у нас далеко не на первом месте, довериться полностью Ему не получается. А по поводу «желания смерти, мысли о самоубийстве» - это дьявольские наваждения и от них надо изо всех сил стараться убежать. Господу нужно, чтобы мы исправлялись (Он всем хочет спасения), каялись, а не в отчаяние впадали. Он же даровал нам, всем человекам, свободу и волю. И мы эту волю должны включать. – И не у меня одной мысли о суициде, у многих моих самых близких они тоже есть. Не могу избавиться от чувства вины и страха… – Значит и о них надо молиться. К примеру: читаешь молитву Иисусову и заканчиваешь её не «помилуй меня грешную», а «помилуй нас грешных», памятуя при этом имена своих близких… Изо всех сил противостоять таким помыслам вражьим, чаще креститься, читать «Живые в помощи», «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его», «Кресте Господень, огради меня силою Твоею, и сохрани от всякого зла». От гнева и уныния, отчаяния и депрессии и прочее этими же молитвами ограждайся и воюй. Когда невмоготу – к людям беги. Общение нужно, но оно должно быть не с кем попало, а с людьми по христианским нормам живущим. Не простое это дело найти друзей – не по образу, а по духу Христову. – Устаю от людей, но и без них плохо. Никогда не было верных надёжных подруг. Не умею строить отношения – что-то скажу не то или сделаю во вред себе и всё испорчу. – Может быть, оттого, что нет подруги (или друга) виноваты мы сами?.. – Читаю молитвы сидя, без платка, без свечи. – Если не по болезни, то не сиди, а понуждай себя и даже земные поклоны рекомендуют святые отцы делать, особенно в Великом Посте. А относительно платка и свечи – эта «форма» не помешает, а напротив дисциплинирует, настраивает. Очень свечи, лампады напоминают и, может быть, как-то строят внутренне. «Форма» в Церкви необходима. Она только не должна давлеть над содержанием. А так представь себе – священник выйдет служить без облачения (не по форме одетый), мы же не примем его. Мы-то не примем просто по привычке, а Господь (может быть) не примет потому, что священнику она (форма) узаконена ещё в Ветхом Завете (в Новом Завете чуть изменилась). А главное – не примет потому, что он элементарно не закрыл греховность свою… Её надо прикрыть, а потом брать священные предметы, выходить к людям, совершать службу. – Как замолить грех аборта?.. Сказали, что у нас родовое проклятие, что делать?.. Сказали: старший сын отрабатывает карму отца. Что делать?.. – По поводу абортов. По-моему кроме как начать и жить по христианским-церковным нормам, надо всю оставшуюся жизнь читать Иисусову молитву и считать себя разбойником (убийцей), памятуя слова читаемые священником стоящим у Церковных врат с Чашей пред причащением исповедовавшихся и приступающих к Причастию людей: «…Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повели, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Вот какой дар народу Божьему – нам дан… И это сегодня. Пожалуйста! Приди и виждь! Вот это и есть: Бог – Любовь!.. А по поводу «проклятия родового» и про «карму» что можно сказать? Не знаю (думаю, что ваши советчики тоже не знают) кто и чью «карму» отрабатывает. Не надо ни к каким гадалкам ходить, а самим уразуметь, что «проклятие» (свободный выбор при соответствующей «идейной» обработке умов) не родовое, а всероссийско-советское и демократическо-либеральное за миллионы абортов. И при этой всеохватной жути, сотворяемой нами, людьми, Господь даёт нам возможность (продлевает благоприятное время для покаяния) спасения… И ещё: Церковь Христова, это не магия и не пилюля из аптеки, от которой должно произойти исцеление. Церковь – это лечебница от греховной жизни. А греховные болезни чаще всего лечатся не сразу, а длительно. Нужен труд молитвенный. Мольба! Господи! Вот мы такие грешные, и Ты, Господи, спаси от старых грехов, грехов молодости и неведения. И дай крепость духовную стоять на этом пути. И спаси! *** Одна читательница журнала «Вертикаль. ХХI век» спрашивает батюшку: «А что такое «Церковь воинствующая»?» - Ну, это матушка долго можно отвечать. Это надо всю её – Церкви – историю просматривать…. Ереси всякого рода начали возникать ещё с апостольских времён. Или вот яркий пример, его все знают, как «тихий, смирный Николай Чудотворец» воинствующий за истину на Первом Вселенском Соборе в 325 году, по-русски говоря дал оплеуху Арию. Или вот в нашей истории два ревностных христианина – талантливые люди (сегодня бы сказали два лидера) возглавили спор великий: как молиться да какие священные книги читать. Получился раскол, возникли старообрядцы. И убедить их, что они «не православные» не смогли и не смогут, никакие последующие духовные авторитеты. Следует нам сознавать, что в спорах (великих и малых) всегда присутствует и активно действует, провоцирует третий, невидимый субъект. По имени дьявол – враг рода человеческого. Имён у него много, но дело одно: «разделять и властвовать». И скольких он уже свалил и в частности, и целых сообществ, стран. Возьмите нынешнюю Украину. В ней Воинствующая Церковь и раскольническая, еретическая налицо… И война продолжается, и есть убитые и раненые, как и полагается на войне. Печально, но такова жизнь Церкви. «В мире скорбни будете», оставил нам определение Сам Господи – Христос. И добавал: «Но мужайтесь, (ибо) Я победил мир». И так мы живём. Правда, забывая «о скорби», о которой Он напоминает, и от которой, когда она появляется, всячески открещиваемся и от которой стараемся откупиться, избежать её, помянуя только о благополучии, о комфорте. Но бывают отдельные личности, которые эту Христову установку с пониманием принимают. И благодарят Бога за всё! И ещё поучения нам оставляют, утверждая жизненность слов Христовых – их, слов, реальные плоды. Вот мать Мария. Не помню откуда я выписал, а сейчас случайно наткнулся на её мысли: «Перед каждым человеком всегда стоит… необходимость выбора: уют и тепло его земного жилища, хорошо защищённого от ветра и от бурь, или же бескрайнее пространство вечности, в котором есть одно лишь твёрдое и несомненное – и это твёрдое и несомненное есть Крест». «Путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет, – говорила она. – На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли больного и заключённого в тюрьме. И только это спросят. О каждом нищем, голодном, заключённом Спаситель говорит: «Я», «Я алкал и жаждал, я был болен и томился в темнице». Подумайте только: между каждым несчастным и Собой Он ставит знак равенства. Я всегда это знала, но вот теперь это меня как-то пронзило. Это страшно». «Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходишь (по земле) по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только всё время верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть». Не знаю «ходила ли по водам», как Мария Египетская мать Мария, но для нас (про себя точно скажу, не сегодня) нет такой веры, чтобы «ходить по водам». Но, кажется, что есть: «твёрдое и несомненное – Крест», жизненный, который надо нести… И дай Господи терпения и мужества, чтобы донести его до конца, с надеждой на Твою помощь и милосердие. *** Рабе Божий Н. Дорогая Н. Твоя дочь с мужем не то чтобы жалуются на тебя, а скорее высказывают удивление (и я к этому удивлению присоединяюсь) по поводу некоторых твоих высказываний-суждений-выводов, выраженных в словах типа: «Я опять права», или «На слезах матери счастья не построишь», или другие подобные. Меня такие определения настораживают, мне, как священнику, надо высказать мнение, подкреплённое церковными нормами. Хотя ты и исповедовалась один или два раза (к сожалению бегло и поверхностно), но это не лишает меня права считать тебя православной христианкой. Так вот с позиции православной христианки твои фразы не только не верны, а ещё и греховны для тебя и губительны для детей. В них сплошной эгоизм, себялюбие и подавление свободы у взрослых людей. Правда и Правота христианской женщины (и всякого христианина) может быть только тогда, когда она несёт мир и молитву вокруг себя, в среде самых близких. По самому большому счёту, Правда – только Бог. Человеческая правда очень даже нередко оказывается кривдой. Самоуверенность без смирения самого элементарного, как правило, приводит к печальному результату. Как минимум – к отчуждению. Взрослые дети, живущие-создающие уже свою семью, вправе планировать, строить своё жилище, свой образ жизни по своим представлениям. А родители, с того момента, как «прилепился человек к жене своей и стали единой плотью», не вправе посягать на свободу. Только возможно дать совет (высказать своё мнение), если спросят. И только! Если придётся давать совет, то только предварительно помолившись: «Господи, вразуми, не дай отсебятины наплести», то есть: не по своей самости и амбициям действовать, а по любви, как Бог на душу положит. «Слёзы матери», если они от обиды, от досады, что не по-твоему поступили, мало чего стоят, и они считаются греховными. Спасительные слёзы только покаянные и от благодарственной любви к Богу за близких своих, за ту или иную благость полученную (по молитвам) даром от Господа. Всё это я пишу, чтобы ты исповедовалась в ближайшее время и получила разрешительную молитву от священника (там, у себя) ко Святому Причастию. Считай это некоторой подсказкой с моей стороны, хотя, может быть, и достаточно резкой. Думается, что объективной. Вот такое священническое наставление я тебе, дорогая, посылаю с надеждой, что буду правильно понят. 26-29 марта 2019 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога