Андрей АЛЬПИДОВСКИЙ. ВЕРНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 62, 2019 г. Андрей Дмитриевич Альпидовский. Родился в 1960 г. в г. Горьком. В 1977 году поступил в Горьковский государственный университет им. Лобачевского и в 1984 году окончил эксплуатационный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Доцент, кандидат технических наук. Автор нескольких книг стихов и прозы. Его стихи и статьи печатались в журнале «Вертикаль. XXI век», в коллективных сборниках. Второй призёр турнира поэтов второй литературной универсиады Приволжского федерального округа в г. Саранске. Член Нижегородской областной организации Союза писателей России. Живёт в Нижнем Новгороде. В предлагаемом рассказе о жизни и служении церковных тружеников из духовной династии Альпидовских, я изложу сведения, ставшие мне известными от моего казанского родственника Владимира Алексеевича Альпидовского (военнослужащего в отставке), который много лет потратил на исследование исторических материалов в Национальных архивах Республики Татарстан и Марий Эл. Прапрадед Александр Гавриилович Родился наш общий прапрадед Александр Гаврилович Альпидовский в царствование императора Николая Ι в 1835 г., и был вторым ребенком в многодетной семье (всего 9 человек) дьячка села Ахмылова Козмодемьянского уезда Гавриила Михайловича Альпидовского и законной жены его Анны Феодоровны (урожденная дьячковская дочь Иванова). Село Ахмылово, раскинулось в живописном месте на берегу Волги, в 1835 году имело около 27 дворов, в которых проживало 71 мужская и 80 женских душ крестьян. Это число менялось в большую или меньшую сторону в зависимости от эпидемий и болезней, которые охватывали село в разные годы. На самом высоком месте села располагался приходской каменный храм с колокольней и двумя престолами: первый, холодный во имя Иоанна-Предтечи; второй теплый во имя Сретения Господня. Построен на средства прихожан в 1828 году. С этим храмом были связаны детские годы Александра. Здесь в младенчестве его крестили, здесь пел и читал на клиросе, ходил по селу с детьми славить Христа в Рождество и Пасху, собирая подарки и мелкие денежки, которые давали прихожане. Деревенская обстановка давала детям полный простор для игр и затей. В храме с 1832 года служил дьячком и отец Александра – Гавриил Михайлович Альпидовский (наш прапрапрадед). Дьячок Гавриил Михайлович Альпидовский служил ревностно, с любовью и вниманием к церковному уставу и прихожанам. Церковное начальство в 1890 году за многолетние труды в одном приходе представило его к награждению. Последовал Указ Государя императора Александра III о награждении «За 50-летнюю беспорочную и отлично усердную службу золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее, на Аннинской ленте». Такой высокой награды, по моему мнению, не получал никто из дьячков Казанской епархии. За время служения в приходской церкви села Ахмылово по записям в метрических книгах дьячок Гавриил Альпидовский около 50-ти раз становился крестным отцом младенцам, рождавшимся в марийских и русских семьях прихожан из деревень: Большая Рутка, Малая Рутка, Кукшарь, Тогашево, Троицкий Посад, Эникеево, Икса, Кумьи. В те патриархальные времена родители новорожденных младенцев очень серьезно относились к выбору крестных для ребенка (кума и кумы). Людей с моральными и физическими недостатками, вдов и вдовцов, бездетных и несчастливых не приглашали. Вот таким уважаемым в приходе человеком был отец Александра дьячок Гавриил Альпидовский. О матери Александра Анне Феодоровне Ивановой известно, что она была дочерью заштатного дьячка Феодора Иванова, ранее служившего в этом же селе. Умерла она в 1896 году апреля 9 дня на 79 году жизни. Гавриил Михайлович пережил ее на 2 года, и по весне 1898 года апреля 30 дня скончался. Захоронены они на Ахмыловском кладбище. Родители Александра не сомневались, что он, так же как и его старший брат Иван, пойдет по стопам предков, будет служить по духовному ведомству. По достижении 12 лет Александр, обученный грамоте в родительском доме, был отдан в Чебоксарское духовное училище в причетнический класс. Летом 1854 года по окончании полного курса духовного училища, был уволен из него в Епархиальное ведомство, а в 1855 году октября 16 дня был определен по прошению, на освободившееся штатное место пономаря к церкви села Арда Козмодемьянского уезда. В то время в церкви служили: священник Иван Рождественский, диакон Петр Тимашевский, дьячок Алексей Ардатский, второй диакон Петр Измайлов и пономарь Василий Мудров. Село располагалось в 218 верстах от города Казани и в 118 верстах от уездного города Козмодемьянска. Ближайшая к селу Арда церковь, это церковь села Ахмылово в 16 верстах. Ардинская церковь была построена в 1816 году на средства прихожан. Имела два престола: первый главный холодный в честь Рождества Христова, второй теплый во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Надо отметить, что Ардинский приход, в котором предстояло служить моему прапрадеду Александру, по тому времени считался небедным. На содержание священно-церковнослужителей от казны выделялось по 276 рублей серебром в год (сахар в то время стоил 24 коп. серебром за 1 фунт, водка – 1 руб. 13 коп. серебром за четверть ведра, говядина – 5 руб. 30 коп. ассигнациями за 1 пуд). Сведения о ценах с сайта: https://statehistory.ru/3506/TSeny-iz-memuarov-russkikh-krestyan-18-19-vv/. Дополнительно к денежному содержанию собиралась еще с прихожан руга, которая составляла для священника 300 пудов, диаконам 225 пудов, дьячкам 150 пудов и пономарю 150 пудов пшеницы в год. Доходы от молебнов и крестного хода всем причтом составляли во весь год еще 30 рублей серебром. Назначение пономарем Александра именно в это село Арда, по-видимому, объясняется тем, что он хорошо знал черемисский (марийский) язык и мог изъясняться на нем. В то время в селе преобладало марийское население – сто с лишним крестьянских дворов; русских же крестьянских дворов было 7-8. В этом же 1855 году в возрасте 20-ти лет Александр сочетался браком с девицей Надеждой Васильевной Мудровой. Она была седьмым и последним ребенком в семье пономаря Мудрова. Надежда стала пономарю Александру верным, неизменным спутником в жизни, помощником в трудах, радостях и скорбях. Жили в добре и благочестии, подавая пример своим детям. Хочется немного сказать об отце Надежды Мудровой – пономаре Ардинской церкви Василии Григорьевиче Мудрове. Пономарь Василий Мудров был участником Казанского ополчения, в которое он вступил добровольно по окончании Казанской Духовной Академии во время Отечественной войны 1812 года с Наполеоном, и прослужил до роспуска ополчения в 1816 году. Кроме того, он является родоначальником большого рода священно-церковнослужителей Марийского края, совмещавших свою духовную службу с учительством в селе Пернягаш (Пайгусово) в мужском училище и двух женских церковно-приходских школах, начиная с 1861 года. В 1865 г. псаломщику села Арды Александру Альпидовскому объявляется благодарность Епархиального начальства «за отчетливое чтение и пение». Господь благословил его праведное семейство, даровав им с Надеждой Васильевной семерых детей. Первый, родившийся в 1856 году, был назван Сергеем, потом родились Евлампия в 1858 году, Хрисанф в 1861 году, Василий в 1862 году, Павел в 1868 году, Димитрий в 1870 году, Мария в 1873 году. Большая семья пономаря Александра жила не богато (жалование псаломщика в те годы составляло 53 рубля серебром в год), но все же они с женой Надеждой Васильевной смогли дать духовное образование своим сыновьям, которые их надежды в дальнейшем оправдали. Нелегкая сельская жизнь вынуждала приходское священство и церковнослужителей держать домашнее хозяйство. Зачастую священник, диакон, пономарь были больше крестьянами, нежели духовными лицами. Александр сам косил, рубил лес, сеял хлеб и занимался многим другим крестьянским трудом, чтобы обеспечить содержание всей семьи и обучение своих детей. В те времена в многодетной пономарской семье работали все от мала до велика, не взирая на возраст, тем более в такую пору, как лето, когда «день год кормит». Не являлись исключением и сыновья Сергей, Василий, Хрисанф, Павел, Дмитрий и дочери Евлампия и Мария. В обязанности их входила уборка сена и другие сельскохозяйственные работы. Сыновья Сергей и Дмитрий (мой прадед) выслужили в разное время сан протоиерея. Сын Василий (прадед моего казанского родственника Владимира Алексеевича Альпидовского) служил в сане дьякона. Сергей окончил Чебоксарское духовное училище, поступил в Казанскую Духовную семинарию, окончил ее по 2 разряду в 1879 году, был возведен в сан священника к Владимирской церкви села Кузнецово Царевококшайского уезда. В 1885 году по прошению был переведен на священническое место в село Нурма Царевококшайского уезда к церкви во имя Казанской Божией Матери, где прослужил в этом сане до 1919 года. В 1919 году был возведен в сан протоиерея. Умер в 1937 году. Василий окончил Чебоксарское духовное училище в 1879 году. В 1880 году поступал в Казанскую Духовную семинарию, но не прошел экзаменационные испытания и не был зачислен. По прошению, в 1882 году был определен псаломщиком в село Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии к Владимиро-Богородицкой церкви. Прослужил в этом сане до 1901 года. 25 февраля 1901 года рукоположен в сан диакона, продолжая занимать псаломщическую вакансию. В 1906 году переведен в село Нырты Мамадышского уезда Казанской губернии. Умер в 1921 году. Димитрий окончил Чебоксарское духовное училище, поступил в Казанскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1891 году был направлен в село Азаново Царевококшайского уезда служить в псаломщическом звании в церкви во имя Казанской божией Матери. В 1892 октября 18 дня рукоположен в сан священника. В 1899 году перемещен священником к Смоленской церкви села Соловцово Казанского уезда. С 1911 года служил в Покровской церкви села Тагашево этого уезда. В тридцатых годах был возведен в сан протоиерея. Умер в 1937 году. Захоронен он в этом же селе. Хрисанф окончил Чебоксарское Духовное училище в 1876 году, по окончании служил письмоводителем в различных присутственных местах. Павел – окончил Чебоксарское Духовное училище в 1885 году и с того времени стал служить учителем в церковно-приходских школах деревень Кушерга, Ершовой Ардинского прихода. За ревностные труды свои на учительской ниве Павлу было присвоено звание «Почетный гражданин». К сожалению, он рано ушел из жизни, умер в 1900 году на 37 году жизни от чахотки. Захоронен на Ардинском кладбище. Евлампия – вышла замуж за диакона церкви села Чермышево Козмодемьянского уезда Феодора Тимофеевича Лебедева из крещёных марийцев. Мария – вышла замуж за псаломщика церкви села Ахмылово Александра Петровича Альфонсова, сына чиновника г. Козмодемьянска. Пятого января 1902 года, в селе Арда Козмодемьянского уезда, на 68 году жизни скончался псаломщик Христовоздвиженской церкви Александр Гавриилович Альпидовский, смиренный и праведный служитель Церкви Божией. В тишине и безвестности, скромно и с простым сердцем делавший свое церковное дело; снискавший любовь и уважение прихожан за свою многолетнюю службу в церкви села Арда, в должности псаломщика. Таким был мой покойный прапрадед Александр, сын бедного дьячка села Ахмылово Козмодемьянского уезда Казанской губернии. Прадед Дмитрий Александрович Итак, у псаломщика Александра Гавриловича Альпидовского 20 октября 1870 г. в селе Арды Козьмодемьянского уезда родился третий сын Дмитрий. 30 мая 1892 г. Дмитрий окончил полный курс Казанской духовной семинарии по 2-му разряду. Отдохнув после учебы и набравшись сил у папеньки с маменькой, Дмитрий Александрович 22 сентября 1892 г. по прошению определен в село Азаново Царевококшайского уезда. В 1892 г. законоучитель священник Дмитрий Альпидовский преподает Закон Божий в деревне Арбаны в Арбанской церковно-приходской школе с учительницей Александрой Романовой. В школе обучалось 26 мальчиков и 8 девочек. Предположительно в 1894 г. Дмитрий Александрович женился на девице Апполинарии Анатольевне (моей прабабушке), 1872 г.р. 17 февраля 1895 г. по прошению Дмитрий Александрович был перемещен в село Бирюли Казанского уезда. От Казани село Бирюли находилось в 30-ти верстах. В 1895 г. 23 ноября в селе Бирюли у Дмитрия и Апполинарии родилась дочь Екатерина (впоследствии в замужестве – Архипова) – моя двоюродная бабушка. Крестили её 26 ноября. Вос-приемниками (крестными) были: села Чепчуги священник Анатолий Феодорович Темин (это родной отец Апполинарии Анатольевны), его жена Анна Алексеевна и Царевококшайского уезда села Нурмы священник Сергей Александрович Альпидовский (родной брат Димитрия Александровича Альпидовского). Таинство крещения осуще¬ствил священник Анатолий Темин и псаломщик села Бирюли Гурий Четаев, записал и выдал свидетельство Благочинный священник Павел Измайлов 27 ноября 1895 г. Екатерина окончила курсы в Казанском окружном женском духовном училище (училище основано в 1852 г. и помещалось в собственном доме на Малой Казанской улице). В советское время работала учителем русского языка в селах Шали, Кулаево Пестречинского района. По свидетельству Владимира Алексеевича Альпидовского у нее был сын, которого звали Женя. 6 февраля 1896 г. Дмитрий Александрович награжден набедренником. 27 февраля 1898 г. в том же селе Бирюли у супругов Альпидовских родился первый сын, названный при крещении Николаем (мой двоюродный дедушка). О его детских годах известно, что он, как и отец его, учился в Казанском духовном училище, находящемся в то время на ул. Пятницкой г. Казани. По окончании Казанского Духовного училища Николай поступил в сентябре 1912 г. в Казанскую Духовную семинарию (Казанская Духовная семинария располагалась на улице Воскресенская) и обучался в ней по май 1918 г. Николай окончил семинарию на «отлично» (по первому разряду). 20 мая 1918 г. ему был вручен аттестат об окончании Казанской Духовной семинарии. В архивах найдены свидетельство о посещении богослужений в селе Тагашево во время отпуска и отпускной билет Николая Альпидовского. По сведениям Владимира Алексеевича Альпидовского Николай Дмитриевич после окончания духовной семинарии уехал за границу в Германию, в г. Берлин, где окончил Берлинский университет, факультет экономики и строительства. В Германии он женился на немецкой девушке по имени Эльза Карловна. До конца своих дней Эльза Карловна жила со своей дочерью в г. Новосибирске. Николай Дмитриевич приехал из Германии в Советский Союз и работал военным топографом на Украине в г. Одессе, затем строил Краматорский машиностроительный завод. По окончании строительства был переведен в г. Новосибирск на должность начальника Управления геодезии и картографии Сибири. По роду своей службы состав¬лял геодезические карты Дальнего Севера и Восточной Сибири. Николай Дмитриевич умер примерно в 1950 г. от туберкулеза. Во время топографических съемок он простыл, заболел воспалением легких, болезнь перешла в туберкулез легких, отчего он и умер. Похоронен в г. Новосибирске на Заельцовском кладбище. Николай Дмитриевич имел сына Станислава Николаевича, который был первым директором школы-интерната № 133 г. Новосибирска с 1977г. по 2002г., получил степень кандидата педагогических наук, звание отличника народного образования, награжден медалью 2-ой степени «За особые заслуги перед Отечеством». У Николая Дмитриевича также была дочь Маргарита. Недавно в Интернете я увидел книгу «Военные топографы Красной Армии» (авторы-составители Долгов Е. И., Сергеев С. В.) и обнаружил в ней интересные сведения о службе Николая Альпидовского В Красной Армии в 1920 – 1925 гг. Цитата из книги: «Обучался в духовной академии (не окончил); 1920 – 1922 – обучался в Омской военно-топографической школе; с 25.12.1922 – младший, с 1.09.1923 г. старший производитель топографических работ отряда геодезических и топографических работ Кавказского ВТО. Из характеристики, данной ему в 1923 г. военкомом отдела П.В. Николаенко: «…Отношение к делу добросовестное. Скрытный. Наружно старается быть со всеми любезным и интеллигентным. Заносчив, большого мнения о себе, вспыльчив. Перед начальством раболепствует. Живет сравнительно скромно. Отношение к Соввласти безразличное, но иногда чувствуется скрытая глубокая ненависть. Хотя говорит, что сочувствует Соввласти, но иногда проскальзывают кадетские выпады, хотя это бывает редко. По идеологии идеалист. Если действительно ненавидит Соввласть, то по своему характеру может вонзить нож в спину в трудный момент. Должности соответствует, необходимо наблюдение…» С 11.05.1924 – помощник триангулятора, с 01.04.1925 г. – триангулятор, с 01.04.1926 г. – старший триангулятор 2-го военно-тригонометрического отряда. По постановлению ЦИК СССР от 11.02.1925 г. снят с учета как «бывший белый». Дальнейшая судьба не известна». Очень своеобразная характеристика, не правда ли (особенно фраза о «ноже в спину»)? Однако вернемся к жизнеописанию моего прадеда, Дмитрия Александровича. В 1899 г. иерей Дмитрий получил благодарность от Епархиального начальства с внесением в формуляр за усердие в преподавании закона Божьего в Бирюлинской церковно-приходской школе. 4 ноября 1899 г. священник Дмитрий Альпидовский по распоряжению Епархиального начальства за полезную службу перемещен в село Соловцово Казан¬ского уезда, где в Варваринской церкви с 18 ноября приступил к выполнению своих обязанностей. С 1899 г. по 1911 г. о. Дмитрий являлся депутатом от Духовного ведомства при межевании церковных земель по 3-ему благочинному округу Казанского уезда. В 1901 г. в селе Соловцово Казанского уезда у Димитрия Александровича и его жены Апполинарии Анатольевны родилась вторая дочь, которой при крещении 17 сентября 1901 г дали имя Надежда. Крестные: чиновник Казанского Интендантского управления коллежский асессор Василий Анатольевич Тёмин и села Ключей Казанского уезда священника Анатолия Федоровича Тёмина жена – Анна Алексеевна Тёмина. Таинство совершил священник села Ключей Анатолий Федорович Тёмин с псаломщиком села Соловцово Николаем Рождественским. Надежда обучалась в Окружном женском духовном училище на средства отца. 1 октября 1902 г. в том же селе Соловцово Казанского уезда у Дмитрия Александровича родился второй сын Алексей. В августе 1913 г. он поступил в первый класс Казанского Духовного училища. По окончании училища 29 апреля 1917 г. при поведении «отлично» причислен училищным правлением к первому разряду. В сентябре 1917 г. Алексей по прошению поступил в Казанскую духовную семинарию. В 1905 г. Дмитрий Александрович за служебное рвение был награжден Владыкой фиолетовой скуфьею. В том же 1905 г. в селе Соловцово у Димитрия Александровича и его жены Апполинарии Ана-тольевны родился третий сын Виктор. О нем известно то, что впо¬следствии он был женат на дочери диакона Николая Сокольского Софье. Когда в 30-х годах прошлого века большевики разрушали церкви и начались гонения на священнослужителей, Виктору Дмитриевичу пришлось уехать на Алтай. В браке у него родились сыновья: Олег и Вячеслав. Сведения о Викторе Дмитриевиче из материалов Владимира Алексеевича Альпидовского: Виктор Дмитриевич Альпидовский, проживая в селе Тагашево Пестречинского района Республики Татарстан (конец 20-х годов 20 века), работал бухгалтером. После переезда в Алтайский край, а впоследствии и Сибирь работал там сначала учителем, совмещая должность председателя сельсовета, агронома в колхозе и директора школы. В 1935 г. Виктор Дмитриевич был назначен директором школы и преподавателем биологии в 5-х, 6-х, 7-х классах Кыштовского района г. Новосибирска. В 1949 г. работал преподавателем средней школы с. Черновское. В 1955 г. был переведен директором детского дома № 1 поселка Тутальский. В 1958 г. был переведен директором в началь¬ную среднюю школу № 204 станции Юкса, где проработал до 1963 г. В 1963 г. ушел на пенсию. За многолетнюю добросовестную работу в области образования Виктор Дмитриевич Альпидовский в 1945г. был награжден Орденом «Знак почета», в 1949г. – Орденом Трудового Красного знамени. Его жена Софья Николаевна Сокольская за безупречную работу, а также за выслугу лет в 1949г. была награждена Орде¬ном Трудового Красного знамени, также была награждена медалью за Трудовую доб¬лесть. Она работала вместе с мужем в средней школе № 204 учителем географии. Она умерла в 1986г. в г. Новосибирске. После смерти своей матери Софьи Николаевны Олег Викторович забрал жить к себе в Москву своего отца Виктора Дмитриевича. Вновь возвращаемся к жизненному пути моего прадеда Дмитрия Александровича. С 1904 по 1906 гг. и с 1908 по 1911 гг. он служит младшим помощником благочинного в третьем округе Казанского уезда. В 1908 г. Дмитрий Альпидовский получил медаль от общества Красного креста в память об участии в дея¬тельности общества во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Медаль носилась на александровской ленте. В 1908 г. в селе Соловцово у него родилась третья дочь Нина. И вот, наконец, мы добрались до рождения моего родного деда. В 1909 г. 22 марта в семье Дмитрия Альпидовского появился на свет четвертый сын – Валентин. Мой дед родился в селе Соловцово. В 1911 г. Дмитрий Александрович подал прошение на освободив¬шееся священническое место в Покровской церкви села Тагашево Казанского уезда (ныне Пестречинский район Республики Татарстан). На это место было подано 35 прошений от священников всей Казанской епархии (имеется копия архивного дела). В конце 1911 г. его прошение было удовлетворено и семья переехала в село Тагашево. С 1912 г. Дмитрий Альпидовский служит священником в Покровской церкви и проходит в должности законоучителя в земском двуклассном училище в селе Тагашево и в деревне Арышхазда в земском одноклассном училище. 22 декабря 1912 г. у священника и его жены Апполинарии Анатольевны родился сын. При крещении младенцу дали имя Анатолий. Крестными были дети Дмитрия Александровича: сын Алексей и дочь Надежда. В 1912 г. мой прадед получает содержание: от казны 160 рублей и доходов от прихода и земли 450 рублей. Грамоту и указы имеет. Его семья состоит из жены Апполинарии Анатольевны 40 лет и детей: дочь Екатерина – 17 лет, сын Николай – 15 лет, дочь Надежда – 11 лет, сын Алексей – 10 лет, сын Виктор – 7 лет, дочь Нина – 4 лет, сын Валентин (мой дед) – 3 лет и сын Анатолий, родившейся в 1912 г. (то есть три дочери и пять сыновей). По сведениям Благочинного надзора за поведением священно-церковнослужителей и членов их семей, сообщаемым для Епархиального начальства, семья Дмитрия Альпидовского была «отличного и хорошего скромного поведения». С 1911 года и до самой смерти священник Димитрий Александрович Альпидовский так и жил в селе Тагашево. По свидетельствам односельчан, собранным В. А. Альпидовским, умер Дмитрий Александрович в 1937 году при следующих обстоятельствах: пошел в соседнее село Арышхазда к кузнецу чинить самовар и когда возвращался обратно, в поле, взойдя на небольшой холм, почувствовал себя плохо, присел на бугорок и умер, предположительно от разрыва сердца. На этом линия церковнослужителей Альпидовских в нашей семье оборвалась. Сын батюшки Дмитрия Валентин (по примеру старшего брата Николая) всю жизнь работал геологом-топографом. Внук Дмитрий, названный в честь деда, связал свою жизнь с речным флотом, стал судоводителем. Но служение их родной стране, каждого на своей стезе, как и у предков, было верным.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога