Евгений ЮШКОВ. МОЛЧАНИЕ

Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 62, 2019 г. Окончание. Начало в номерах 51, 52, 53, 54, 55, 58, 59, 60, 61. На фотографии: протоиерей Евгений Юшков на юбилейном вечере Валерия Сдобнякова в Нижегородском государственном художественном музее. Евгений Николаевич Юшков. Родился 16 января 1937 г. в Нижнем Новгороде. Протоиерей. Один из пяти братьев, последовавших служению вслед за отцом, священником Русской Православной Церкви. Окончил Горьковское художественное училище. Провёл несколько персональных выставок. Автор книг «Моё поле», «Фиваида», «В той стране», «Душа моя», «Глас хвалы», «Моя родная Карповка», «Лампада моя тлеет…», «Последняя тетрадь». Член Союза писателей России. Живёт в городе Бор. *** Закончились Пасхальные песнопения. Мы радовались им, душа наша ликовала, всё было хорошо, как бы твёрдо и уверенно. Великорадостный канон Пасхальный написан Иоанном Дамаскиным. В каноне он ярко выразил ликование, веру апостолов, жён-мироносиц, учеников и всех последовавших за Христом — как тогда, так и до ныне, через две тысячи лет. Но при всём этом мы из Евангелия часто слышим настораживающие слова о неверии… Вот вчера мы читали такие слова: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него…» Это, видимо, сказано вообще о народе. А вот про учеников, апостолов и приближенных (за всенощной службой в Евангелии от Марка): «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине… она пошла и возвестила бывшим с Ним плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили». (По-славянски: «не яша веры».) «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Дефицит веры, как видно, был изначально. «Верую Господи, помоги моему неверию»: ныне всё также актуально. И мы, как тот евангельский отец, просящий об исцелении сына, сказавший эти слова Христу, также можем множество раз повторять их, веря и не веря, и ожидать… чуда, полагая, что чудо должно произойти от Христа, забывая о своём участии в этом процессе. В другом месте Евангелия Господь говорит (отмечая наше маловерие): «Если сколько-нибудь веришь, получишь, о чем просишь». Всего-то надо с «горчичное семечко» иметь веры, чтобы «переставлять горы». Малое стадо апостолов, учеников и всех последователей Христовых (которым было сказано: «Идите, научите…») перевернули сознание мира. Два тысячелетия христианской цивилизации тому подтверждение. А далее что? Вопрос к Богу и к себе! В том смысле, что следует нам противостоять неверию и укреплять веру, молясь… Сказано в Отдание Пасхи 5 июня 2019 г. с. Владимирово Слово на Вознесение Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Праздник Вознесения длится восемь дней… и очевидно, что он соединяет нас с Днём Сошествия Святаго Духа на Апостолов, и значит, следует предполагать, что мы тоже должны получить этот Дар — Благодать Святаго Духа, как Его получили Апостолы (ну, не в такой, конечно, силе, но всё же). Это, разумеется, в идеале, а на самом деле, на нашей практике, бывает далеко не так. В прошедшую неделю пришлось мне быть участником очень не простых бесед-разговоров, отнюдь не способствующих получению благодати Святаго Духа… Какое, уж, получение, не утратить бы и те крупицы от Пасхальных служб… Мы с вами переживаем время, сказать «смутное» слишком слабо, оно мрачное — неразборчивое и трудно определяемое (как на экране компьютера или «планшета», рядом с Беседой о Божественных Тайнах Исаака Сирина, заголовок — вопрос: можно ли целовать некоторые места на человеческом теле? Ткни пальцем, и всё тебе расскажут… Вы не ткнёте, а бес всё равно «улыбнётся», потому что это его информация и вы её прочли… и она может задержаться в вашем, нашем уме). Его уловки, бывает, неплохо срабатывают… Время мрачное, насыщенное идеями развращающими. Рядом с умилительной картинкой с золотыми куполами церквей или ангелами (на открытых от вековых наслоений копоти, грязи и извёстки, фресках Мирожского монастыря) влеплена заставка, на которой Патриарха называют бесом. Вы знаете, что есть люди, так называемые «непоминающие». Они называют Патриарха еретиком… и есть много чего ещё, что срабатывает на раздрай, на разделение, на оклеветание и безверие. Из одной случайной беседы выясняется: человек утверждает «правоту» тех людей, которые относят себя к «непоминающим» и не ходят в церковь, считая всех священников — поминающих Патриарха, погибающими. На вопрос, чем или кем руководствуетесь, отвечает «Афонитами» (т.е. высказываниями Афонских старцев)… Афон, конечно же, духовный маяк! И мы слушаем их, старцев, мнения и предсказания, но в настоящее время Господь попускает, или греховность общемирская столь велика, дело дошло до того, что и там возник подобный факт: «поминать — не поминать» Варфоломея — (Афонские монастыри находятся в ведении Константинопольского Патриархата)… Выходит, что по мнению наших «непоминающих», то есть, по логике, у нас один «еретик», а в Константинополе — Стамбуле другой еретик… Вот где смутность и мрачность вопроса… Не разобраться нам, а можно ещё и усугублять подобную неразбериху своим поведением. Сложность вопроса ещё в том, что Церковь Христианская иерархична: «Епископ управляет той или иной поместной церковью… Епископ, священники — народ Божий. Без епископа нет церкви… Епископ перед Богом отвечает за свои деяния… Народ Божий, по старым правилам, может переизбрать епископа, но такое было давно, и народ был грамотный и верный Христу крепко, хотя нестроения и ереси были всегда в истории Церкви. И всегда нужно было внимательно и кропотливо разбираться на Соборах… Сегодня Православная Церковь чтит память Святых Отцов Первого Вселенского Собора, бывшего в 325 году… На нём вырабатывался и утверждался «Символ веры» и там была обличена ересь Ария. На Втором Вселенском Соборе в 381 году окончательно оформился Символ веры (все 12 членов) и утверждён, и была осуждена Отцами другая, возникшая к тому времени ересь… Как мы знаем из Истории Церкви — времени Вселенских Соборов, что ереси осуждались, отсекались, но они не исчезали насовсем, а продолжали свою раскольническую деятельность и имели своих приверженцев. Рождались всё новые и новые «учения», и их нужно было в очередной раз отсекать Истиной — Христом. Это удел Святых Отцов, возглавляющих Поместные Церкви во всём мире, а верующие — народ Божий, внимательно следить, что ПРАВОславно, а что — нет, и молиться, взывая к Господу-Спасителю и снисходя к немощам человеческим… «Человеку свойственно ошибаться», Господи вразуми, дай силы молиться и не осуждать… Мы помним такое изречение: «Всех Господь заключил в непослушание, чтобы всех спасти». Не будь этого «непослушания», люди склонны приписать себе то или иное деяние, а Господь заботится о нашем смирении и предостерегает впасть в самомнение, в прелесть, и, соответственно падшей человеческой природе, в очередной раз, «наломать дров», говоря попросту, по-русски… И я в «непослушании», Господи, но каюсь, и немного молюсь и взываю к Тебе о спасении моём, о спасении нашем. Аминь. Тема Праздника Вознесения Господня склоняет ещё добавить-почитать: «Став первым Апостолом – Посланником Бога в мир сей» Христос посвятил Себя смирению и спасению простого народа. «Создав Церковь апостольской и воинствующей против мира зла — Господь повелел и пастырям Её быть посланниками из мира Божьего в мирской океан грехов и страстей: дабы они, как ловцы человеков и воины Христа… защищали Тело Матери Церкви, простой народ Божий. «Паси овец Моих», – трижды сказал Господь апостолу Петру. Пасти — значит охранять стадо от волков. «Народ в Священном Писании — главное действующее лицо… Для завершения новозаветной истории Бог избрал святорусский народ, чтобы на могучем корне его могли развиваться все обращающиеся ко Христу. Последнюю тысячу лет он и несёт на себе Господний Крест — Святого Православия, являясь носителем веры чистой, детской и хранителем общественного мирового порядка Христа на планете. Чтобы сохранить народ свой верным, Бог постоянно закаляет его в горниле истории… Господь наш — Хозяин Вселенной. Пастырь и Владыка народа Божьего…» (Заключительные слова из книги «Апостолы Христовы». Автор невыяснен. С.Петербург 2008). Фраза из заключительного слова: «Бог избрал святорусский народ, чтобы на могучем корне его могли развиваться все обращающиеся ко Христу» даёт нам основание, во-первых, признать понятие «Святая Русь» (это особая большая тема и особый разговор), а во-вторых: «на могучем корне… развиваться…», напоминает нам о необыкновенном множестве кроме святых, великих русских писателей, художников, музыкантов, философов и богословов, наполнивших до верха кладовую русской культуры. И, заканчивая нашу беседу, не могу удержаться, чтобы не привести слова (хотя они, может быть, неоднократно цитировались) великого писателя Фёдора Михайловича Достоевского: «Христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех её зол… На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного Лица уж, конечно, есть бесконечное чудо. Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа Его Слова и всякого прекрасного восприятия… В несчастье яснеет истина. Я скажу вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе Символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовию говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной»… Вот такой восторг образом Христа у Фёдора Достоевского, выраженный из глубины сердечной, душой страдающей и благодатью Божией осененной. Аминь. Сказано 6 июня 2019 г. с. Владимирово А он какой, Бог-то ваш? (Беседа в школе с показом «Нерукотворного Образа» моей работы) С такого вопроса началось наше знакомство с девушкой-одиннадцатиклассницей, когда меня ввели и представили в их классе. Выпускникам была предложена встреча с батюшкой-художником. Класс небольшой, человек двадцать. Батюшка был готов к подобному вопросу, но чтобы так сразу — это было удивительно и выглядело несколько вызывающе. Ученица ещё и продолжила: «Я слышала, как бабушка, когда у нас умер родственник, напевала «Бога человеку невозможно видети…» У меня, естественно, выплеснулось слово: «хвалю вас за внимательность и любознательность». После усаживания за стол и некоторой паузы (рассматривания класса, а класс меня) началась беседа. — Мы изображаем Бога-Христа. Чуть позднее я скажу и покажу образ-икону, и поём или читаем, что «Его невозможно видети…» В этом нет противоречия. И то, и другое — правильно. Просто это различные периоды исторического хода христианской веры, христианской Церкви. Внимание некоторое отступления. Мы знаем из мировой истории, что нет ни одного народа, у которого бы не было религии. Правда, в ХХ веке ясно обозначились (и во многих странах) атеисты, то есть неверующие в Бога люди («тео» — Бог, приставка «а» — отрицающая). Сегодня их огромное множество. И были среди них такие, которые обещали «светлое будущее — коммунистическое общество, справедливое: всем всё поровну, и без Бога». На практике такого не произошло, осталась только красивая теория. На практике ныне мы живём в стране Российская Федерация, имеем олигархов, которые очень богатые, и богатство их приобретено неправедным путём. Следует, однако, сказать, что отдельные люди, отрицающие Бога или противящиеся Ему, были и в начале истории. Про таких мы узнаём из Псалтыри — это одна из книг Ветхого Завета. Там в одном из псалмов есть такие слова: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». По-русски это так: только безумный человек может говорить, что Бога нет. А теперь по теме, хотя тема «А кто такой Бог?» настолько пространная, что затруднительно даже определиться с чего начать. Первое слово Библии (Ветхий Завет: «Бытие», написанная пророком Моисеем) звучит так: «В начале сотворил Бог небо и землю», и далее можно долго читать, удивляться — как это «просто» всё происходило. Нам это сегодня понять почти невозможно. Записана та первая строчка на греческом языке в III веке до Рождества Христова или «до нашей эры». В новой эре один великий человек (также, как Моисей в своё время) в начале своего Евангелия провозгласил такие слова (их читают в первый день Пасхи христиане всего мира вот уже 2000 лет, а на Руси 1000 лет с лишним, с тех пор, как Русь во главе с великим князем Владимиром приняла крещение, выбрав-приняв эту веру от греков, от Византии): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» Вы должно быть знаете, что православные христиане веруют в Единого Бога, Который в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Бог-Сын — это и есть Христос, Его ещё называют Бог-Слово. Он был всегда, также, как Бог-Отец и Бог-Дух Святой. А во времени воплотился от Девы Марии и Духа Святого, то есть стал Человеком. Все знают праздник Рождество Христово. Вот такие непонятности, как это: «Единый Бог в трёх лицах», или «Младенец Христос — Богочеловек», или «Дева и Матерь»? Если подобные вопросы у вас уже на языке, то потерпите их задавать, потому что прежде, чем на них ответить, я задам вам вопрос, к примеру, что такое Н2О и как это обозначить тремя какими-то знаками воду, которая есть начало физической жизни? Или что такое электричество? Вы если возьмётесь мне отвечать, то ответ ваш будет примитивный и неудовлетворительный. Потому что есть в природе вещи, которые уму человеческому непостижимы, а некоторые даже научные открытия приходится принять на веру. Что касается духовной сферы вообще и темы Бога, то это стократно так… Так вот: «Бога человеку невозможно видети». Бога-Отца видел только Бог-Сын и Бог Дух Святой. Кстати заметим: есть некоторые верования, с нашей православной точки зрения ложные, так называемые «Свидетели Иеговы». Они никаким образом не могли быть «свидетелями», а вот свидетелями явленного миру Христа являются ученики Его — апостолы, жены-мироносицы и другие лица, как любящие, так и ненавидящие и равнодушные (фарисеи, Пилат). Древние иудеи, израильтяне не изображали Бога, а явившегося в мир Христа-Сына Божия они Богом не признали. Они распяли Его. Естественно для них и сейчас Его не изображать. А мы — христиане (Новый Израиль) Его изображаем, потому что Бог принял человеческую плоть и жил с людьми. Он дал нам знак, как бы указание и право на Его изображение. Это было как бы «невзначай». «Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя (в соседней стране) в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражён по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4.24) и дошёл до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой придти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришёл в Иерусалим и увидел Господа, окружённого народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей слушавших проповедь Спасителя. Тогда он встал на высокий камень и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал послать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воды и убрус (холст-полотенце). Он умыл лицо, отёр его убрусом, и на нём отпечатался Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принёс в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни осталась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил… Авгаря и жителей Едессы. Апостол написал на Нерукотворном Образе слова: «Христе Боже, всякий, уповая на тебя, не постыдится». Авгарь украсил Образ и установил в нише над городскими воротами» (Настольная книга священнослужителя Т.3. Москва-1979. 16 августа ст. стиль стр. 724-725). Вот такая священная история – священное предание в Православной церкви, дающее нам явное основание изображать Христа Спасителя. И как-то невольно обращаешь внимание на тот факт, что оно, изображение, как бы подобие иконы (в переводе — образ) даётся не еврейскому народу, а языческому (Авгарь и его посланник были же не евреи). Это обстоятельство в свою очередь наводит на мысль — вспоминаются «фаюмские портреты». К этому времени, ещё в старой эре, сложилась, возникла «школа живописи». (Фаюм это, кажется, Египет.) Сирией Анания, возможно предположить, знал это ремесло. Тогда и предание о том, что апостол и евангелист Лука, написавший Образ Божией Матери с Младенцем, находит подтверждение. Прижизненный «портрет» Богоматери, как Самой Богоматери. Тема иконописи церковной, это большой, отдельный разговор, а нам остаётся в заключении нашей беседы рассказать, как появился на свет вот этот образ, написанный мною «не по правилам», а по сердечному движению, масляными красками на фанере. Мне хотелось сделать подарок отцу (папе), как священнику в благодарность за его любовь ко мне и за его осуществившуюся мечту, что его старший сын (то есть я) стал художником. Отслужив в Армии и возвратившись домой, у меня был период (июль-август 1960 года), когда я ещё не определился с трудоустройством. Тогда эта икона и была написана. У меня и образца хорошего тогда не нашлось, а была чёрно-белая репродукция на газетной бумаге. Получилось, что цвет я сам «изобретал», памятуя училищные живописные портреты, и в этом смысле как бы «своя» работа или «вольная копия» с плохого образца. Работой я был удовлетворён, но не считал её сильно хорошей, а папа поместил образ в свой иконный угол на самое центральное место и был очень доволен сыновним подарком. Ну и осталось сказать, что, конечно же, я не ответил на вопрос: «Кто такой и какой Он, наш Бог». Это и невозможно за один урок. Но, мне кажется, ориентир я вам дал. Вы можете начать движение. Движение это должно быть не «горизонтальным», а «вертикальным», в небо или иначе в глубь сердца, в умозрительную сферу. В познание Истины. Истина же есть Христос! Желаю вам успехов и верю, что учение вообще, а Священного Писания в частности, это залог успеха, разумеется — духовного. Вместо эпилога 30 июня в ночь на воскресенье – Неделя Всех святых в земле Русской просиявших, умер брат – отец Геннадий. Совсем недавно мы пели с ним кант «С другом я вчера сидел, ныне смерти зрю предел. О горе, горе мне великое». Он любил петь канты и чаще других его пел. Ныне «горе» его кончилось, потому что отец Геннадий часто каялся и причащался Святых Христовых Тайн перед кончиной. Господь отпустит ему грехи вольные и невольные, и ввести его в селения с Праведными… При отпевании священника бывает чтение, когда усопший как бы говорит с присутствующими молящимися, плачущими родственниками, говорит такими словами: «Мысленно молю: услышите (что я вам скажу) ради вас сотворил рыдание, и что было бы к пользе, и когда петь будете поминайте и меня, иногда знаемого: мы же так много раз все вместе собирались и пели: «Аллилуя». Такая вот нота молчания…

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога