Александр Пашков. ПИСАТЕЛИ В ОЖИДАНИИ
ПОНИМАНИЯ. А ВЫ ДУМАЛИ ГОДО?

Газета «Нижегородские новости», 28 мая 2003 г. На фотографии: Валерий Сдобняков и Александр Пашков (справа) в редакции "Нижегородских новостей". Сегодня писатели очень по-разному выстраивают свои отношения с обществом, читателями, даже с профессией. Мы уже рассказывали о Вадиме Рыжакове, известном нижегородском прозаике, который в последние годы пишет, что называется, в стол – издаваться практически нет возможности. Наоборот, поэт и прозаик Елена Крюкова за пару лет выпустила в свет несколько своих романов и готова выпустить ещё, отчаянно пытаясь соединить коммерческое предприятие и духовное начало. А Владимир Ануфриев уже соединил – научную работу, природоохранную деятельность, увлечение документальным кино с работой прозаика. Подозреваю, что в связке «писатель и общество, писатель и читатель» сегодня такое многообразие подходов, конфликтов, судеб, что тема, конечно же, нуждается в продолжении. Во всяком случае, предлагаю вам сегодня познакомиться ещё с одним нижегородским прозаиком – Валерием Сдобняковым и его детищем – альманахом «Вертикаль». В совершенно, кажется, безденежные времена В.Сдобняков предпринял издание – вышло уже пять книжек, шестая – в типографии, которые получили самый живой и одобрительный отклик и у читателей, и у критики, и у прессы… Такие, получается, времена. – У одного театрального режиссёра не так давно вышла автобиографическая книга, которая начинается с главы «Откуда я взялся». Так откуда вы взялись, Валерий Викторович? – Как положено, из Сибири, ею же будет прирастать могущество России. Ну, вот я и родился на Транссибе, на станции Решеты, аж в 57-м году. Правда, отец у меня был нижегородец – из Гагинского района, и в мои пять лет семья перебралась в Канавино, здесь и живу до сих пор. К писательству я пристрастился не то чтобы рано, но и не поздно. Как-то в армии, а служил я в славных войсках ПВО, читал я газетку и поделился с товарищем, что заметки плохо написаны. Товарищ мой не без ехидства заметил, что критиковать-то, конечно, можно, вот самому… «А что самому? Да запросто…» – возразил я, и полились из меня, как из рога изобилия, заметки, репортажи, очерки. После армии я стал работать и одновременно учиться в институте советской торговли, но у меня в судьбе оказалось ещё два института – газета «Горьковский рабочий», сотрудники которой А.В. Чеботарёв и Г.А. Селивёрстова очень много сделали для меня, и литературное объединение В.А. Николаева «Воложка». Они, собственно, меня и привели в писательскую профессию. – А ещё один институт – Литературный – не пытались пройти? – Здесь просто как кто-то поворожил. Трижды я подавал документы в Литинститут, трижды проходил творческий конкурс и трижды что-то мешало сдавать экзамены. Однажды во время приёмных экзаменов я оказался в больнице, в другой раз меня не захотели принимать на дневное отделение, потому что у меня уже было высшее образование, потом ещё что-то. Хотя часть моей жизни всё равно прошла в аудиториях и в общении со студентами Литературного. Это было какое-то необыкновенное сообщество. Литинститут собирал молодых людей со всех концов бескрайней страны – от Калининграда до Владивостока. Мы много спорили, говорили, я бывал на лекциях и занятиях Смирнова, Амлинского, Лобанова… – Известно, что вас приняли в Союз писателей России по итогам первого после распада СССР Всероссийского совещания молодых писателей в 1994 году. – До этого была повесть «Мост», опубликованная в 1988 году, множество рукописей… А само совещание было необыкновенным: что-то сломалось в общей жизни, страна оказалась на краю какого-то нового своего существования. Писатель ведь как барометр. Вот и съехались такие люди. Чувствовались боль, бесприютство. Всё было накалено… Я оказался в семинаре В.Распутина, М.Лобанова, С.Шуртакова, С.Иванова, В.Черных – они меня позднее и рекомендовали в Союз писателей. – После тех лет что оказалось главным в вашей жизни? – Много работал, что-то во мне окрепло в мировоззренческом плане. Под конец века я выпустил книжку – сборник прозы «Искушение». Она мне очень дорога, делал её, составлял я долго. Ну а ещё, конечно, путешествия по России. Последние годы – это сплошные занятия бизнесом: я торговал машинами, лесом, был директором разных фирм, а заодно продолжил знакомство с просторами бывшего Союза. Я и до этого любил ездить, у меня множество друзей в разных концах бывшего СССР, вот перед самым нашим интервью мне звонили знакомые из Алма-Аты, а здесь, как говорится, и сам бог велел. Мне запомнилась в эти годы Тюмень – город, как огромное общежитие. После того, как я пожил в нём, я стал ценить культурную ауру, которая окружает такие города, как наш Нижний. В Тюмени же из «культурного окружения» был какой-то несчастнейший театр их и филармония, где только и можно было на каком-нибудь концерте согреть душу. – В последнем была нужда? – Хотелось найти ответы на самые сущностные вопросы. Хотите верьте, хотите нет, но на какое-то время я перестал читать светскую литературу, а читал только духовную и церковную. В нижегородский аэропорт на рейс до Тюмени меня всегда провожали с огромной сумкой книг, которые я получал в библиотеке православного братства Александра Невского. Мне кажется, я что-то почувствовал. Однажды я прилетел в Адлер поздней осенью. Пустые парки, пустые пляжи, пустые улочки, которые ещё вчера были наполнены людьми. Я догадался, что и жизнь человека напоминает это состояние: после мгновения наполненности, постепенное опустение и уход. – Такие мысли, конечно, не остаются бесследными. – Наверное. Во всяком случае, когда в одной литературной компании мы не так давно заговорили о собственном журнале, альманахе, я сказал, что подобное можно делать только на очень глубокой основе. Это должно быть педагогическое и философское издание. Надо разговаривать с читателями по самому большому счёту. – Это возымело действие на ваших товарищей? – Это понимают и чувствуют сразу же те, кто помогает нам альманах «Вертикаль» выпускать. Да, в наше издание вкладывают деньги благодетели. Слово «вкладывают» я беру в кавычки потому, что, конечно же, им это не сулит никакой коммерческой, финансовой или иной выгоды. Просто эти люди понимают, что страна не может существовать без своей культуры, литературы. Без осмысления прошлого, без взгляда в будущее. Без возрождения глубокого православного, патриотического, державного мышления. Без культуры русского слова, без осмысления вечных истин, без напоминания о них. Нельзя духовно питаться только поп-культурой. Нужна работа духа. – Душа обязана трудиться – и день и ночь, и день и ночь. – Нужно острое ощущение нами своей неслучайности появления на этой земле, своей вечности во взаимосвязи с ушедшими и будущими поколениями. И совсем необязательно об этом с надрывом и раздражением кричать, тем самым как бы подтверждая некую свою ущербность и убогость, обиженность, неполноценность. Лучше всего обо всём этом спокойно и с достоинством говорить. Не риторически что-то утверждать, а вдумчиво и основательно показывать на примерах прошлой и сегодняшней жизни. – Вот «Вертикаль» сегодня замечена всё-таки: есть благосклонные отзывы в «Дне литературы», «Литературной газете», «Москве православной», ряде других изданий. А Союз писателей помогал вам встать на ноги? – В самом начале, два с половиной года назад, с идеей альманаха я пришёл именно к руководству Союза. Предложил совместное сотрудничество. Попросил выделить маленький кабинет для редакции, чтобы в нём держать архив, встречаться с авторами, готовить выпуски для типографии и т.д. В то время почти всё здание пустовало. Тогда мне предложили поставить стул в коридоре и там, около этого стула, встречаться с авторами, обсуждать материалы и разрабатывать идею альманаха, встречаться с благодетелями и разговаривать с ними о возможном финансировании проекта. Вот такой абсурд! За прошедшее время мы о своей работе услышали много добрых откликов от людей известных, уважаемых, умных. За это же время в Союзе было много всяких арендаторов помещений, которые платили какие-то гроши, а потом непременно исчезали, оставляя Союзу неимоверные, по его бюджету, долги за свет, телефон, тепло. (Кстати, чтобы покрывать эти долги, руководству Союза вновь и вновь приходилось просить о финансовой помощи Министерство культуры.) Для редакции же «Вертикали», как и прежде, отыскать места в доме писателей никак не получается. – А искать поддержки у властей, в том же министерстве культуры пробовали? – Я решил сначала, насколько хватит сил, поставить дело на ноги, а потом уже обратиться к властям предержащим с готовым предложением преподнести его, что называется, «на блюдечке с голубой каёмочкой». Тут и министра культуры назначили нового. Владимир Седов сам издавал журнал. И, насколько я слышал, была такая мысль в министерстве – возобновить издание журнала. Записался на прием к министру, встретился, сделал предложение, на которое, как я думаю, трудно заинтересованному человеку ответить отказом. И, надо сказать, Седов, как мне показалось, искренне заинтересовался моими словами. Попросил недельку на размышление, а потом обещал со мной связаться. Но что-то, видно, не получилось. Жаль. Звонка не последовало, хотя, я думаю, мы бы могли эту тему спокойно и основательно обсудить. И Седов, и я занимались бизнесом, и я уверен, что мы нашли бы точки соприкосновения нашим интересам, как издавать нужный и серьёзный журнал. Впрочем, может быть, разговор ещё и состоится. Я, во всяком случае, надежды не теряю. Только бы опять не получилось как всегда. Каждого нового человека команда чиновников, приближённых засвеченной элиты встречает в штыки, а потом не успеешь оглянуться, как они опять окружили нового лидера и начинают диктовать ему свои правила. Мне бы хотелось, чтобы с новым министром культуры этого не произошло. – Мне однажды сказали по поводу просьбы о помощи одному театральному проекту: «Что вы ходите и попрошайничаете? Это недостойно цивилизованного человека». А один преуспевающий нижегородский редактор, когда его спросили, почему на страницах его газет нет материалов по культуре, просто взвился. По его словам, этому места в его изданиях не будет никогда: «Вы сначала воспитайте своих детей, чтобы они были потребителями этого продукта». – Один из известнейших в мире экономистов Ф.Фукуяма неустанно отстаивает стратегию, которую называет «новая экономическая политика». Смысл её в том, что мировая экономика всё больше, всё активнее занимается инвестированием в человеческий капитал, образование, науку, культуру при поощряющей роли государства. Экономисты, близкие к Ф.Фукуяме, считают, что рынок не может сам по себе обеспечить оптимальное сочетание и отдачу таких переменных, как капитал и труд. Нужны инвестиции в человека, его духовность, чтобы шло динамичное развитие экономики. Так что, как видите, на очень прогрессивном Западе, которому готовы молиться иные наши деятели до расшибания лба, уже поняли, что инвестиции в образование, культуру, науку – дело очень важное, даже государственное, необходимое условие и его экономического роста, и его внутренней и внешней безопасности. – Давайте спустимся с высот макроэкономики к проблемам одного отдельно взятого альманаха «Вертикаль». Что день грядущий уготовил для него? – Встречи с новыми интересными авторами. Известнейший русский поэт Олег Шестинский на этот раз предложил альманаху свою прозу, очень интересную, прозаик из Адыгеи Селедцов прислал повесть «Нет в раю нераспятых». Очень тёплый, светлый очерк «Запах сена» передал «Вертикали» журналист вашей газеты Виктор Кузнецов. Среди наших авторов и сотрудников вы найдёте сегодня Юрия Адрианова. Очень надеюсь, что и дальше альманах будет вызывать интерес у читающей публики, что к нам придёт ещё не один новый автор. Ко дню столетия прославления Серафима Саровского в нашем редакционном портфеле собралось много интересных материалов, посвящённых старцу. Авторы их не только из России, но и из Франции, Италии, Германии. Мог бы получиться хороший специальный выпуск альманаха. Но деньги на него в полном объёме собрать пока не удаётся. Ведь хочется выпустить книгу, посвящённую такому великому событию (говорю с полной убеждённостью, искренне, это событие огромного масштаба) серьёзную, значимую, с достойным оформлением и полиграфическим исполнением. Мы предложили городской администрации частично профинансировать проект в рамках проводимого праздника. Очень бы хотелось, чтобы наша просьба не осталась без внимания. – Писатели сами пишут, сами издают свои книги, может быть, в такой ситуации Союз писателей и не нужен вовсе? – Идея, заложенная в Союз, нужная. Но в состоянии, в котором пребывает сейчас наша Нижегородская организация, нет идей… По-моему, мы никак уже не влияем на культурную жизнь города. Союз – это клуб интеллигентных людей, способных доносить свои выстраданные идеи до нормальных, грамотных людей. Где всё это ныне? – Ладно, о грустном не будем и закончим, как положено, творческими планами. Слышал я, что это повесть о детстве, которую тоже традиционно пишет каждый русский писатель. – Выходит, что так. Повесть будет называться «Снега моего детства». В том времени мы так счастливо живём, что необходимо нам, уже взрослым, возвращаться к самим себе.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога