Александр Паволович, критик, заслуженный
работник культуры РФ

Обложка книги: Сдобняков Валерий Викторович: Библиографический указатель. - Нижний Новгород: "Вертикаль. ХХI век", 2007.

Писатель и «Вертикаль»

1. Судьбы русских писателей так несхожи, что любая из них уникальна. А.Сухово-Кобылин за всю свою долгую жизнь написал только три пьесы (четвёртая сгорела во время пожара в деревенском доме), но каждая помнится и живёт. Фёдор Сологуб уже в послереволюционное время, чтобы зарегистрироваться в какой-то комиссии, привёз с собой большую тележку написанных им романов и стихов, но если бы не «Мелкий Бес» да пяток стихотворений, кто знает, не был ли он широко известен только в узких кругах филологов. Нижегородского писателя Валерия Сдобнякова кто-то может и упрекнуть: всего-то три своих книги он подготовил и выпустил в свет, причём повести и рассказы вошли только в одну, первую – «Искушение» (Нижний Новгород, 1999). Но в том –то и дело, что с помощью арифметики наших писателей никак невозможно понять. Писатель Валерий Сдобняков начал давно, здесь целая история, и некоторым образом завершилась она аж в феврале 1994 года, когда Валерий принял участие в Первом Всероссийском совещании молодых писателей. Один из руководителей его семинара Валентин Распутин заметил и отметил его маленькую повесть в рассказах «Колька». И впрямь, было за что; здесь сошлись, оказались в пучке возможные стороны писательского таланта нижегородца: дотошное знание жизненной фактуры (такая даже фактурная скурпулёзность) и умение почувствовать поэтическую природу характера, в данном случае детского. Любопытна судьба «Кольки», минулоболее полутора десятка лет с момента написания повести и её всё просят и просят издатели для опубликования. В последние годы повесть была переиздана в разных изданиях городов России. У прозы Валерия Сдобнякова большая степень вызревания, есть основание полагать, что главные книги у писателя ещё впереди. 2. Кто-то и не заметил, быть может, что с началом перестройки, в 90-х, в стране происходило поистине «второе крещение Руси». Открылись все шлюзы, и интерес к религии, моральным и духовным ценностям Православия резко возрос. Миллионы людей, среди них немало интеллектуалов и «инженеров человеческих душ», принялись открывать для себя такое, что стоило, наверное, всей жизни. Слово есть Бог, говорилось в Евангелии от Иоанна, и это надо было мастерам писательского слова, атеистам в большинстве своём в предшествующей жизни, прочувствовать в себе до конца. Кто-то этот путь прошёл. Владимир Крупин теперь сознаётся: «Господь – это такая же реальность, как окружающий нас Божий мир». Нечто подобное, по-моему, случилось с Валерием Сдобняковым. 90-е годы и начало нового века у него «ушли» на труднейшие диалоги с совестью, приобщение к вере и золотникам православного учения и мудрости. Это была очень отважная и даже фанатическая работа. Следы её в многочисленных статьях писателя и в двух книгах публицистики: «Обретение России» (2003) и «Сопротивление нелюбви» (2006). Без этой работы Сдобняков, наверное, не мог бы состояться как писатель. Он принял вызов времени и возвращение Православия на круги своя и отдал вочеловечеванию себя всё без остатка и отпущенную Богом меру дарования. 3. Хотя и знание жизненной фактуры подтолкнуло его к интересной писательской и человеческой деятельности тоже. В 90-х происходит развал писательской системы. Писатели остаются наедине со своими рукописями. Писатели же, не признающие коммерческий конвой в своём творчестве, вообще оказываются на обочине жизни. Именно в этот момент – 2001-й год – Сдобняков решает издавать в Нижнем сначала альманах и потом журнал «Вертикаль». К сегодняшнему дню вышло 19 выпусков. Без копейки поддержки из бюджета. О журнале теперь знают, цитируют во многих центрах России. «Вертикаль» презентовалась в Москве, в Центральном доме литератора. На пятилетний юбилей журнала в Нижний приезжала делегация писателей – секретарей Союза писателей России. «Вертикаль» в своё время благословляли архиепископ Евгений и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Работа редактора журнала Валерия Сдобнякова была отмечена премией А.М. Горького (2004) и Всероссийской премией «Хрустальная роза» Виктора Розова (2006). Но дело даже не в самих фактах признания его редакторской деятельности. Ситуация шире, в журнале появилась необыкновенная и очень важная среда: здесь выступают известные российские писатели – Валентин Распутин, Олег Шестинский, Владимир Крупин, Николай Переяслов и далее, имён много. Вместе с ними под одной обложкой, в одном литературном ряду, дополняют друг друга, обращаются к читателям и нижегородские писатели. В тот момент, когда мы особенно подчёркиваем, что собирание сил, возрождение России так актуально, Нижегородский журнал «Вертикаль», благодаря его редактору, становится примером такого единого дела. 4. Куда выведет «Вертикаль» дорожка будущего, сказать сложно. «Финансовая цензура» – самая мощная в мире, некоторые тоталитарные режимы даже гордились своей просвещённостью. Но направление у Сдобнякова есть. Он тяготеет к кругу людей, близких Московскому политическому клубу Николая Ивановича Рыжкова. Общения, которые возникли у нижегородского писателя в последние годы, очень сильно повлияли на «Вертикаль». Появились новые авторы, в журнальных рубриках и публикациях появились идеи, мнения очень профессиональных людей – политиков, военных, учёных, которые много сделали для страны. «Вертикаль» становится изданием не декларирующим, а пропитанным токами любви к России. Дорогого стоит. «Нижегородские новости» № 128 (3780), 18 июля 2007 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога