Дмитрий АЛЬПИДОВСКИЙ, Андрей АЛЬПИДОВСКИЙ. АДМИРАЛ ВОЛГИ. К столетию Константина Константиновича Короткова. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 73, 2022 г.

 


Дмитрий Валентинович Альпидовский. Родился в 1936 г. в селе Большая Михайловка Карагандинской области Казахской АССР в составе РСФСР. Окончил факультет судовождения и эксплуатации Горьковского института инженеров водного транспорта. Сорок лет проработал в Волжском объединённом речном пароходстве и в судоходной инспекции Волжского бассейна на различных командных должностях. Почётный работник транспорта Российской Федерации. Автор трех книг воспоминаний (в соавторстве с А.Д.Альпидовским). Живёт в Нижнем Новгороде.

Андрей Дмитриевич Альпидовский. Родился в 1960 г. в г. Горьком. Окончил эксплуатационный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Работает на кафедре Управления транспортом Волжского государственного университета водного транспорта. Доцент, кандидат технических наук, автор более 65 учебно-методических и научных трудов, в том числе монографии. Дипломант и серебряный призер турнира поэтов II литературной Универсиады Приволжского федерального округа, член Союза писателей России. Живёт в Нижнем Новгороде.

 

 

 

 

8 апреля 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения начальника Волжского объединённого речного пароходства (ВОРП) – Константина Константиновича Короткова[1].

Мы решили вспомнить об этом легендарном человеке, посвятившем более тридцати лет (1952-1984 гг.) становлению и развитию крупнейшего речного пароходства в отрасли речного флота России. В книгах Андрея и Дмитрия Альпидовских «Волжские рассказы» и «По волнам памяти», вышедших в издательстве «Вертикаль. XXI век», изложены, в том числе, этапы развития ВОРП и достижения, которые непосредственно связаны с именем К.К. Короткова. Эти достижения по достоинству были оценены руководством страны, наградившим пароходство самой высокой государственной наградой СССР: орденом Ленина.

В то время, когда начальником ВОРП был К. К. Коротков (1960-1984 гг.), пароходство было фактически государством в государстве со всей необходимой для самостоятельного существования инфраструктурой. Это и порты, и заводы, и ремонтно-эксплуатационные базы, и управление рабочего снабжения, и склады материально-технического снабжения, и техникумы, училища, учебные комбинаты, свои радиостанции и телефонная связь. Назначение всех директоров техникумов и начальников училищ согласовывалось с руководством ВОРП, поскольку значительные  отчисления на их материальную базу шли из бюджета пароходства. На каждом заводе были учебные базы, то есть профессионально-технические училища, школы командного состава, в которых работники пароходства повышали свою квалификацию.

На ремонтно-эксплуатационных базах велись практически все виды деятельности. Всё строилось и делалось руками речников – жилищное строительство, коммуникации, амбулатории, поликлиники. У ВОРПа были даже собственные ателье по пошиву одежды, свои пекарни и столовые, общежития для плавсостава, детский сад для детей речников. На заводах производилась продукция не только для речного флота, но и для других ведомств. В течение навигации, когда загруженность заводского производства ремонтом флота была минимальной, выполнялись множество заказов для сельского хозяйства, министерства обороны. Для сельского хозяйства производились тракторные прицепы, насосные станции для орошения полей. То есть ВОРП был многоотраслевым хозяйством.

Пароходством добывались строительные материалы, такие, как гравий, щебень, цемент, которыми снабжалось всё Поволжье, перевозилось соль из Ахтубинска для нужд химической промышленности. В 1976 году пароходством впервые стали осуществляться международные перевозки на судах река-море плавания. Кроме этого, несколько заводов назывались судоремонтно-судостроительные. Например, на заводе «40-й годовщины Октября» строились пассажирские катамараны (теплоход «Отдых»), и грузовые суда для перевозки контейнеров и автомобилей.

С 1960 по 1984 год возглавлял К.К. Коротков Волжское объединённое речное пароходство, и за время его работы флот обновился на 80%, пополнился новыми судами. Значительно обновился пассажирский флот, на Волгу пришли современные комфортабельные теплоходы, построенные в Чехословакии, Венгрии, Германии, Австрии. В Волжском пароходстве работало тогда около 200 судов типа «Ракета», «Метеор». Эти быстроходные суда на подводных крыльях стали революцией на водном транспорте XX века.

Ежегодно проектировались, строились и вводились в эксплуатацию грузовые суда новых проектов с высокими эксплуатационными характеристиками. В 60-х годах на Волге появился самый большой в мире речной сухогруз «Волго-Дон» грузоподъемностью 5 тыс. тонн, в 70-80-е годы работали более 20 судов смешанного река-море плавания. Также активно развивался буксирный флот: появились новые мощные суда – 25 толкачей и составов грузоподъёмностью 8000 и 16000 тонн, 20 составных теплоходов типа «Волжский» грузоподъёмностью 10000 тонн. В ВОРП приезжали многочисленные делегации, в том числе из США, для ознакомления с опытом внедрения на толкаемых составах сцепных замков типа «О-100» и «О-150», выпускаемых на заводе «Теплоход». ВОРП в то время был крупнейшим пароходством не только в Советском Союзе, но и в Европе.

С К.К. Коротковым Дмитрию Валентиновичу Альпидовскому посчастливилось проработать референтом 14 лет: с 1970 по 1984 год. Вот об этом периоде в основном и пойдёт речь далее.

Константин Константинович Коротков, как руководитель, доверял своим подчинённым и всегда поддерживал инициативных работников, а если надо, и защищал. Это ощущали все сотрудники – работали без оглядки и боязни за принятые решения. Благодаря такому стилю руководства инициатива работников буквально «бурлила». Его девиз, которому твёрдо следовал он сам: «Никогда не мечись и не бойся. Принял решение – делай. Напортачил – скажи честно, не виляй!»

Коротков никогда не «сдавал» своих людей, чужая беда для него была, как своя. Он проводил большую общественную работу, неоднократно избирался депутатом областного Совета, делегатом съездов КПСС. Его выдвигали в депутаты поселка им. Памяти Парижской коммуны, и часто приходилось выезжать туда на встречи с избирателями. На один из приемов пришла по квартирному вопросу старая учительница. К.К. Коротков выслушал просьбу, обещал разобраться, а когда посетительница вышла, обратился к директору судоремонтного завода А.Н. Масленникову и к зам. председателя поселкового Совета Г.Н. Галкину: «Ребята, вы, наверное, у нее учились?» Последовал утвердительный ответ. «Так совесть у вас есть? При всех трудностях надо решить, и все вас поймут». Вопрос был решен положительно.

Однажды к нему на прием пришел механик с буксирного парохода из РЭБ им. 25-летия Октября. Человек тяжело болел и жил при этом с пятерыми детьми в бараке. При содействии К.К. Короткова при сдаче нового дома механику была выделена четырехкомнатная квартира. Радостный, он решил отблагодарить начальника подарком, обратился за советом, что подарить, к референту Короткова – Дмитрию Альпидовскому. Дмитрий Валентинович объяснил механику, что так он оскорбит начальника и ничего не надо лучшего, как просто написать ему письмо с благодарностью. Как был рад Константин Константинович, получив это письмо, написанное от души простым русским языком. Он потом вызвал Дмитрия Валентиновича и сказал: «Сохрани это письмо». И добавил: «Вот первый человек, который догадался просто по-человечески сказать спасибо».

Об авторитете Константина Константиновича говорит тот факт, что у него постоянно бывали, и поддерживали с ним деловые и дружеские отношения руководители города, области и крупных предприятий. В пароходстве бывало достаточно много высоких гостей. Все их деловые поездки по Волге сопровождались Коротковым. Однажды, во время поездки на теплоходе «Волга» члена Политбюро ЦК КПСС В.В. Гришина, тот доверительно обратился к начальнику с просьбой: «У меня встали часы «Мозер» – подарок деда. Могу я вам доверить их починить»? От Константина Константиновича последовал ответ: «Если вы мне доверяете пароходство с миллионными материальными ценностями, уж часы-то можете доверить?» Эти часы оживил один из наших умельцев, причем ему К.К. Коротков не сказал, чьи они.

Коротков рассказывал Дмитрию Альпидовскому, как ему приходилось работать с капитанами плотоводов, когда Константин Константинович был главным диспетчером в Средне-Волжском пароходстве. Он свободно перечислял не только их имена, но и давал характеристику личных качеств, знал их семьи. Говорил, как они помогали ему осваивать трудную науку вождения плотов. А ведь каждому в то время старые капитаны не очень-то открывали свои секреты.

Вообще, его отношение к плавсоставу и к капитанам было особенное. Ежегодно по окончании навигации он выезжал на встречи с плавсоставом, которым он придавал особое значение. Все их просьбы и предложения оформлялись в распоряжения, расписывались по исполнителям, срокам, брались на контроль, и по каждому решению шел периодический отчет.

Константин Константинович обладал такой эрудицией, что мог увлечь собеседников не только в профессиональном, но и в культурном плане. Он много читал, знал все новинки литературы, часто посещал театры, был неоднократно консультантом фильмов режиссёров Эльдара Рязанова и Никиты Михалкова.

В навигацию 1983 года, за год до выхода на пенсию, Константин Константинович совершил инспекционную поездку по предприятиям пароходства. Были обязательные посещения обкомов и горкомов КПСС. Дмитрий Альпидовский, участвовавший в этой командировке, с удовольствием отмечал, с каким уважением относятся руководители областей к начальнику Волжского пароходства, и то, что общение руководителей велось «на равных». В этой поездке Константин Константинович по сути прощался с Волгой и речниками, которые шли с ним рука об руку четверть века, и старались никогда не подводить.

16 июня 1993 года, на 72-м году жизни, К.К. Коротков скончался в своей квартире на Верхне-Волжской набережной. Похоронен он на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода. В честь К.К. Короткова назван четырехпалубный пассажирский теплоход. Дмитрий Альпидовский, встречая на Волге пассажирский лайнер «Константин Коротков», всегда кланяется светлой памяти Константина Константиновича, гордясь тем, что работал непосредственно под его руководством в течение 14 лет.

В свой восьмидесятилетний юбилей, в навигацию 2016 года, Дмитрий Валентинович Альпидовский совершил памятную поездку на теплоходе, носящим имя его учителя по жизни и работе. В этом же году в издательстве ««Вертикаль. XXI век»  была выпущена в свет книга Дмитрия и Андрея Альпидовских «Волжские рассказы», подаренная капитану теплохода «Константин Коротков» и его экипажу. Книга очень понравилась и была принята с благодарностью. Дмитрию Валентиновичу было приятно на всём протяжении рейса ощущать особую заботу от всего экипажа прославленного пассажирского лайнера открытого акционерного общества «Волгафлот».

На доме, где проживала семья К.К. Короткова, установлена мемориальная доска с его портретом. На торжественном открытии мемориальной доски 22 июля 2010 года вместе с его дочерью Натальей и внучкой Светланой был (на руках у мамы Светланы) и правнук Константина Константиновича – маленький Костя.

Речники Волги заслуженно называли и называют К.К. Короткова «адмиралом Волги»! Дмитрий и Андрей Альпидовские, вместе со всеми, кому не безразлично будущее речного флота России, испытывают чувство глубокого удовлетворения, сознавая, что память о Константине Константиновиче живёт в сердцах современников.

К.К. Коротков отдал Волге, пароходству, речникам весь свой талант руководителя и человеческую заботу. Константин Константинович был созидателем и государственником! Таким он и останется в памяти потомков, в истории пароходства.

 

 

 

 



[1] Коротков Константин Константинович (08 апреля 1922-16 июня 1993) – участник Великой отечественной войны (механик-водитель танка), заслуженный работник транспорта РСФСР. Начальник Волжского объединенного речного пароходства (1960-1984 гг.). Награжден орденами Отечественной Войны, Ленина, Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Знак почета.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога