Анатолий СТЕПАНОВ. Николай Рерих – основатель секты рерихианцев? Ответ разгневанным почитателям своего кумира.



 А.Д. Степанов в гостях у Нижегородской областной организации Союза писателей России. Выступает В.В. Сдобняков.


Текст взят с ресурса «Русская народная линия».

 


Во вторник, 13 декабря, «Русская народная линия» по доброй традиции опубликовала редакционный материал «Этот день в Русской истории» под названием «День памяти святого апостола Андрея Первозванного». 

Напомним, что на протяжении многих лет мы публикуем каждый день подобные материалы. В этих материалах мы не только сообщаем читателю о выдающих православных деятелях русской культуры в широком смысле слова, но упоминаем о тех русских людях, которые имеют сложную репутацию, но также скончались в этот день.

В конце текста было упомянуто, что «в этот день скончались два художника, имевшие неоднозначную репутацию: основатель абстакционизма Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) и выдающийся художник, археолог, путешественник, активный общественный деятель и основатель секты рерихианцев Николай Константинович Рерих (1874-1947)».

Эту новость мы публикуем ежегодно в течение нескольких лет. И только в этом году она вызвала такой резонанс.

Неожиданно в адрес «Русской народной линии» пришёл целый пакет возмущённых писем от представителей общества рерихианцев из разных городов нашей страны. Они возмущены, что в данном материале содержится информация, что Николай Рерих является «основателем секты рерихианцев».

В частности, Лопатин Сергей Леонидович из Бердска пишет, обращаясь к главному редактору РНЛ А.Д. Степанову: «Его духовником был сам Св. Иоанн Кронштадтский. Наставляя Рериха на жизненном пути, он говорил: "Не болей! Придется для Родины много потрудиться". Вот Рерих и трудился для нашей любимой Родины. Шесть православных храмов довелось Н.К. Рериху украшать».

«Поэтому обращаясь к Вам, – продолжил он, – как к православному русскому патриоту, предлагаю придерживаться корректной оценке личности Н.К. Рериха и базироваться на первоисточниках. Предлагаю сделать опровержение недостоверных сведений о Николае Константиновиче. Сейчас наша страна проходит очередной этап испытания ее на прочность. В этих условиях каждый патриот должен стоять плечом к плечу на защите нашей Родины. Некоторые из тех, кто упомянут в публикации Вашей информационно-аналитической службе под обозначением «секты рерихианцев» уже находятся в качестве добровольцев в зоне проведения СВО. Другие, на кого было поставлено клеймо «секты», благословили своих сыновей по мобилизации и отправили на фронт. Сейчас время такое, что можно легко определить – кто патриот, а кто из секты».

Ещё в одном письме группы рерихианцев говорится: «В наши дни в России работают Рериховские общества, положившие в основу своей деятельности Учение Живой Этики и концепцию Культуры, разработанную Н.К. Рерихом и изложенную им в своих философско-литературных очерках. Культуру Рерих называл духовной основой жизни и обращал внимание, что в самом слове "Культура" выражается его смысл как "почитание Света". Живую Этику, созданную Е.И. Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, современные учёные, изучившие её, определяют как философию космической реальности. Живая Этика содержит знания о Космосе, об устройстве мироздания, о космических законах и связи человека с мирозданием».

О.В.Тихолаз из Бежецка возмущённо пишет: «Николай Константинович – инициатор международного договора о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Договор об охране художественных и научных учреждений и памятников – первый в истории международный договор был назван Пактом Рериха. В 1954 году Пакт лёг в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооружённых конфликтов. Этот документ был подписан 37 государствами. Занимался археологией, коллекционированием, как художник участвовал в проектировании и росписи церквей. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, основал Институт Гималайских исследований "Урусвати". Вёл активную общественную деятельность и основал более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. По своей сути Николай Константинович был гражданином Мира».

«Не в силе Бог, а в Правде. Так давайте следовать этому афоризму и будем правдивы по отношению к Николаю Константиновичу Рериху, одного из великих творцов культуры России, прославляющего нашу Родину на весь мир, воплощающий духовность и светлое начало в своих полотнах, стихах, сказках, пьесах и публикациях», – отмечается далее.

Сотрудники культурно-просветительской организации «Рериховское общество г.Заречного Пензенской области» пишут: «Странно звучит обвинение в сектантстве в адрес великого гуманиста Николая Константиновича Рериха, который никогда не отвергал русскую православную традицию и всем своим творчеством утверждал православную традицию в Америке, Европе и Азии, тесно сотрудничая с Русской Православной Церковью за рубежом».

Председатель Бежецкой Рериховской общественной организации Т.Ю.Орлова возмущенно пишет: «Авторы статьи, называя Н.К.Рериха основателем секты, распространяют ложь о нашем великом соотечественнике и даже сами себе противоречат».

«Для тех, – говорится далее, – кто хоть сколько-нибудь знаком с жизнью, творчеством и широкой общественной деятельностью Николая Константиновича Рериха, ясно, что понятие сектантства абсолютно не приложимо к его личности. Н.К.Рерих был инициатором идеи договора о защите мировых сокровищ культуры».

На разгневанные письма почитателей Н.К. Рериха отвечает главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов:

Ситуация с письмами возмущённых рерихианцев – удивительна. Всё это напоминает «добрую» советскую традицию коллективных писем с возмущением и требованиями разобраться и наказать. Забавно, что этот редакционный текст «Этот день в Русской истории» от 13 декабря на протяжении многих лет публикуется на «Русской народной линии». И только в 2022 году, видимо, кому-то из рерихианцев попался на глаза этот текст, и они дружно решили выступить с протестами. Всё это довольно забавно.

Ну, а теперь по существу вопроса. Николай Константинович Рерих, действительно, очень сложная фигура в нашей истории и культуре. Несомненно, он – великий художник, выдающийся путешественник, внесший вклад в развитие археологии и этнографии.

Действительно, на первом этапе своей жизни он был православным христианином, расписал как художник многие храмы Русской Православной Церкви, жил православной жизнью. Но на втором этапе жизни Николая Рериха невозможно назвать православным христианином. Не видеть этого коренного разрыва, не видеть двух этапов его жизни – невозможно. Но авторы возмущённых писем то ли этого не видят, то ли считают оккультистскую «Живую этику» – вершиной православия.

В этом я вижу либо их сознательное лукавство, либо их непричастность к православной традиции. «Живая этика» Николая и Елены Рерихов не имеет никакого отношения к Православию. Она имеет отношение к оккультизму, эзотерике, теософии, т.е. к учениям, которые глубоко враждебны не только Православию, но и в целом христианству. «Живая этика» – это попытка размыть основы Православия.

И в этом смысле второй этап жизни Н.К. Рериха – это не духовное восхождение, а нисхождение в глубины демонических сущностей. И это был его личный выбор, за что не несёт ответственности ни святой праведный Иоанн Кронштадтский, ни кто-то еще из духовных авторитетов, с которыми общался, наверняка Рерих, находясь в лоне Церкви. В конце жизни Рерих от Церкви отпал, это мы и выразили вполне корректной фразой про неоднозначную репутацию.

Ситуация с Рерихом напоминает историю другого великого мастера русской культуры Льва Толстого. Лев Николаевич, несомненно, великий русский писатель, но он закончил свою жизнь в отрыве от Православия, вне спасительной Церкви. Лев Толстой в первый период своей жизни и своего творчества был чадом Церкви, против которой потом поднял бунт. В результате Русская Православная Церковь констатировала отпадение Льва Толстого от Церкви.

Русская Православная Церковь не констатировала отпадение Николая Рериха от Церкви, насколько мне известно, но в ХХ веке ситуация была совершенно иной, к тому же он не был гражданином Советского Союза и находился вдали от Родины. Да и Церковь не имела возможности откровенно и прямо высказываться по этим вопросам.

Поэтому дорогие наши сограждане, рерихианцы, мы нисколько не сомневаемся в вашем патриотизме и в вашей благонамеренности, но всё-таки надо смотреть правде в глаза. Николай Константинович Рерих как мыслитель, как теоретик не имеет отношения к русской православной традиции. Да, Рерих-художник первого этапа своего творчества находился в традиции русской православной культуры. Но затем от православной культуры он отпал, попав под влияние различных оккультистских и теософских учений.

Можно ли говорить о том, что Николай Рерих – основатель секты рерихианцев? И да, и нет. В прямом смысле слова как таковой секты рерихианцев не существует, но, несомненно, рерихианское движение имеет все признаки религиозной организации сектантского типа. Поэтому в пространном смысле слова можно сказать, что Рерих основал эту секту.

Вы призываете нас к единству, призываете не вносить разделения в наши трудные времена. Ну, что ж, мы готовы сделать шаг навстречу, но, не меняя наших принципиальных позиций в оценке деятельности Николая Рериха. В нашей редакционной статье, которую мы опубликуем и в следующем году, если живы будем, мы переформулируем свою мысль и будем говорить о том, что Н.К. Рерих является не основателем секты рерихианцев, а основателем международного оккультно-теософского движения рерихианцев.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога