В.А. Мельников. КЕРЖЕНЦЫ, КУЛУГУРЫ И КЕРЖАКИ. «Вертикаль. ХХI век», 2023

 


 

Край солнечной живицы: сборник стихов / Сост. В.А. Мельников. – Нижний Новгород: «Вертикаль. ХХI век», 2023. – 140 с.

  

В жизни каждого человека есть места, в которые хочется вернуться и побывать в атмосфере людей, некогда окружавших тебя, впечатлений и красот природы.

Одним из таких мест является лесное Заволжье, а точнее, его дальняя, керженская (кержацкая) сторона. Ещё сравнительно в недавние времена XIX – начала XX века, край привыкли считать лесным с названиями: «Керженец», «Керженские скиты» или «Семёновская глушь».

Сторона, события в которой определили в дальнейшем историческое и культурное отношение к краю.

В то время, как одних из искавших Царства Божия узкий путь приводил в обители, где и подвизались они с братией вкупе, других тот же путь управлял в уединение, в места, не видимые для людского взора: в леса и пустыни. Здесь, наедине с Богом, они очищали свою душу, боролись со своей греховной человеческою волей, полагаясь только на свои силы да на помощь Свыше.

Пустыня стала особым пространством, землёй, где ощутимо присутствие и близость Бога и стала путём нравственного ощущения, «приготовлением» к иной жизни, свободной от греха и порока.

Такой вот новой «Пустыней» и выступили лесные места Керженца, появились первые скиты и скитские поселения.

Последователи старой веры стали именоваться старообрядцами или староверами. Часть из них продолжала совершать богослужения по древнему чину, принимая в свои ряды покаявшихся священников. Другие же считали, что институт священства лишился Божией благодати и наступили времена Антихриста. Они собирались в общины и молились самостоятельно, без священников.

Глухие места и гонения на «старую» веру вели к формированию представления о Керженце как о месте, где «жить покойно и богоспасаемо». Слово «Керженец» стало иметь более широкий смысл, чем географическое понятие, приобрело некий сакральный и духовный смысл: «Приехал с Керженца», «Уехал на Керженец».

После разгрома керженских скитов приверженцы «старой» и гонимой веры бежали на Урал и расселились по всей Сибири до Алтая и Дальнего Востока. По названию реки Керженец за твёрдость веры там они получили название «кержаков».

Слово «кулугур» («калогер») означало имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почётным лицам из монашествующих. Староверы, старообрядцы, раскольники, беспоповцы – неполный перечень определений «кулугуров», и потому оно стало употребляться с пренебрежительно-негативным смыслом. Понятие «кулугур» применялось сторонниками новой веры и носило негативный характер.

Благо, по понятиям кулугуров, это – ежедневный труд, молитвы, добрые дела – только так человек постигает Бога.

Вполне возможно первоначально слово «кулугур», не переделанное греческое «калогер», звучало как «коло-гур»: где «Коло» – солнце, а «Гу-ру» от санскритского – «достойный, великий, важный, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер». Тогда и значение слова звучит проще, но величественнее – «от Солнца утвердившийся (утверждающийся) в истине».

Малые урожаи хлеба и обилие леса вынуждали крестьян браться за любые вспомогательные промыслы, в том числе, изготовление долблёной или точёной посуды и утвари, деревянных ложек и ковшей.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как её ещё называли, керженская. Так уже в 1630-е годы много керженской посуды (или керженцев) было на только что открывшейся Макарьевской ярмарке.

По названию села Хохлома, на базарах которого в основном нашёл сбыт деревенской деревянной, раскрашенной простыми и незатейливыми рисунками, посуды, получил название промысел. Промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду из дерева. По воле эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.

«Краем солнечной живицы» назван край поэтом Владимиром Мироновым. Живица – это не просто смола дерева. Живица – это богиня жизни, плодородия, воплощения жизненной силы и исцеления, духовного и телесного здоровья.

Сборник состоит из введения и пяти частей.

Во введении – «Сказание о земле керженской» приведён исторический экскурс зарождения и становления заволжской стороны, её характера, нравов и устоев.

В первой части «Люди и вера» показаны истоки керженского (кержацкого) характера, его веры, верований и отношения к жизни.

Сложность природных условий края, обилие лесов обусловили занятие жителей края вспомогательными промыслами, связанными с обработкой дерева, появлению хохломской росписи, что отражено во второй части сборника «Ремесло и мастерство».

Притягательная сила красоты форм и красок хохломской росписи отразилась в третьей части сборника «Магия Хохломы».

Четвёртая часть сборника «Семёнов – стольный город славной Хохломы» показывает красоту Семёнова, где «городок бревенчатый, кондовый», «тихая столица знаменитых керженских лесов», прошедший путь от столицы ложкарного царства к столице золотой Хохломы.

Пятая часть сборника «Керженец» говорит о красоте реки и почему «реке незабвенность дана».

 

В.А. Мельников, член-корреспондент академии

космонавтики имени К.Э. Циолковского

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога