Валерий СДОБНЯКОВ
ХРАНИТЕЛЬ СВИТКА ВРЕМЕНИ
К 70-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА И ПОЭТА ВИКТОРА КАЛИНИНА
На фотографии Валерий Сдобняков и Виктор Калинин.
Обычно говоря о писателе «художник» мы подразумеваем, что он создал глубокий художественный образ в каком-либо произведении. Но я хочу рассказать о человеке, являющемся художником сразу в нескольких творческих смыслах. Это член Президиума Российской академии художеств и член Союза писателей России Виктор Григорьевич Калинин, который в эти дни отмечает свой замечательный юбилей. Калинин – художник, живописец с мировым именем. Его картины находятся в лучших собраниях России – Третьяковской галерее и Русском музее, а также во многих региональных музеях страны, а ещё в музеях Германии, Польши, Словакии, США…
За свои достижения Виктор Григорьевич награждён Золотой медалью Российской академии художеств. Но с нижегородской землёй он связан навечно тем, что именно здесь учился в Горьковском художественном училище с 1962 по 1965 гг. Потому со своими работами Калинин много раз принимал участие в выставках, проходивших в Нижнем Новгороде. Но я, хоть и очарован творчеством этого выдающегося мастера, в этой статье хочу поговорить о его не менее талантливых стихах. Виктор Калинин автор нескольких книг, где опубликованы его поэтические произведения. В работе со словом он предстает и как глубокий философ-созерцатель, и как размышляющий, неравнодушный историк, но главным образом, как талантливый живописец:«Оступиться в синичий свист,/Уложиться в собачий лай,/На обласканный светом лист/Поселить прошлой жизни рай.//Рай забот и ночных тревог,/Рай стыда за неловкий жест –/ Изнуряющий рай дорог,/Уводящих из райских мест». Это строки художника, пытающегося на холсте передать сложную полифонию чувств и переживаний. Это строки творца, в своих стихах «не попрашайничающего у вечности», хранящего «свиток времени», ловящего «искры потухающих звездных костров», пытающегося оседлать «клейменых временем коней» и видящего, что «в глыбы облаков вмурован ветер». Да, это замечательная поэзия, выросшая из живиси, где через созерцание окружающего мира художник слова открывает нам, читателям, нечто непривычное, ранее не замечаемое, не осознаваемое в будничной суете. Не замечаемое и не постигаемое в обыденности. В этом и есть чудо творчества – как поэзии, так и живописи. В этом и чудо пережитого, наполненного чувством слова, и восхитительный образный зрительный ряд. Когда же эти два чуда сливаются воедино, то мы, слушая ли стихи, рассматривая ли картины, открываем в себе неведомые, недосягаемые ранее миры: «Высот господствующих кобальт,/И умбры выспавшейся выпас./Звезды серебряная проба/На глади озера укрылась./И слоя красочного осыпь/Дорогу к лесу перекрыла./Как будто – ночь, как будто – осень,/Как будто ЭТО с нами было».
И стихи, и живопись у Калинина абсолютно созвучны друг другу. Есть у Виктора Григорьевича большой цикл стихов «Посвящение Ирине». Хотя произведения из него и обращены к жене, а значит к самому близкому и родному человеку, но это не стихи о любви в привычном, обывательском понимании. Тут происходит особый разговор с музой без всяких сантиментов. Тут всё важно, взывает к думам о вечном. Калинин не умеет пустословить: «Пароконная тяга отпущенных сроков пуглива./Паралельная жизнь, увядшая жизнь плодоносит./На гончарном кругу Бытия стынет лунная глина,/А горшечник усталый уносит ее и уносит».
«Горшечник усталый», «Как будто ЭТО с нами было». А, может быть, и правда было, раз душа откликается и сердце волнуется от неких, то ли воспоминаний прошлого, то ли предчувствий будущего? Ведь всё в мире уже когда-то было… и всё будет, всё повторится – любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Виктор Григорьевич Калинин черпает вдохновение именно из этих вечных глубин мироздания. Но и глубина человеческой души, её творческого потенциала никем не измерена, нами не познана. А значит и открытия ею произведённые не имеют предела.
Комментарии
Отправить комментарий