Валерий СДОБНЯКОВ.
Портрет Валерия Сдобнякова. Художник А.Ф. Важнев. Моё детство прошло возле его стен в играх, обидах, огорчениях и радостях. Ещё не были возведены у стен его строительные леса для реставраторов, в послереволюционный период впервые решивших подновить внешний облик здания. Вымощенная булыжником мостовая, проросшая травой, являлась для нас и площадкой для игры в лапту, чижика, и местом для катания на велосипедах. Мне нравилось здесь бывать летними вечерами. Тепло и тихо. Неподвижно стоят старые высокие липы. Тогда вокруг собора их росло много. Они как бы отделяли его живой изгородью от сараев, непрерывной стеной протянувшихся с одной стороны за алтарём, с другой стороны — на месте бывшей когда-то колокольни (о том, что с западной стороны собора возвышалась колокольня, я узнал позже, разглядывая старинные фотографии). Перед собором, с той его стороны, которая обращена к Главному ярмарочному зданию, возвышался крепкий бревенчатый дом, окружённый малоухоженным садом, вольно заросшим вишнёвыми деревьями и смородиной. Я помню, как ломали этот дом, и мы, мальчишки, выискивая что-нибудь таинственное, неожиданное (почему-то веря, что в таком доме подобные предметы обязательно должны быть), пробирались по раскуроченным полам из одной комнаты в другую, подбирая всякие занятные тогда для нас вещички, которые, действительно, всегда оставляются хозяевами в порушенном и брошенном ими жилье. С другой стороны собора стоял жилой двухэтажный каменный дом (стоит он и по сей день), а уже за домом, за железнодорожной насыпью, в котловине было озеро со странным названием — Цыганка. Когда-то озеро входило в единую систему ярмарочных каналов. Но затем каналы перерезали насыпями. Так образовалось пять самостоятельных озёр. Но единственное из них — Цыганка — имело самостоятельное название и не было загрязнено нечистотами. В нём ребятня и взрослые купались и ловили рыбу. Оно было соединено ручьём с огромным в ту пору и на удивление чистым Мещерским озером. Сейчас ни одно из этих озёр не существует. Как не существует и многое из того, что окружало собор в мои детские годы. Но удивительно другое. И сейчас, вспоминая свои ощущения, я как бы заново переживаю те минуты таинственности, что каждый раз испытывались мною, когда я проходил возле величественных белых стен. Проходил мимо сказочного и непонятного, оставшегося от какого-то другого, неведомого, непостижного для меня мира. Это ощущение складывалось ещё и от того, что, в отличие от других порушенных и осквернённых церквей, Спасский собор был не разрушен. Его массивные двери, окованные металлом, покрытые почерневшей и местами проржавевшей до дыр чеканкой, были всегда заперты. За этими дверями сначала хранили химикаты, потом металлические лодки, ещё что-то. Это для меня, мальчишки, было понятным, будничным. Но уезжали нагруженные машины. Закрывались невероятной высоты и тяжести двери, скрипя коваными петлями. Бухало гулкое эхо. Лязгал замок, повешенный на вделанные в окантовку дверей кольца, и собор с этого момента, казалось, начинал жить своей, неведомой и непонятной для меня жизнью. Холодом и сыростью тянуло из зарешеченных ажурной ковкой подвальных окошек. Много всяких небылиц рассказывали мальчишки друг другу про эти подвалы, пугая и нагоняя страху на собеседника. Когда шли к дому с рыбалки уже затемно, то также невольно опасались и неприступных пикообразных решёток на высоких окнах самого собора, потому что за ними было неведомое и непостижимое для нас, но необоримо влекущее к себе. Я много раз пытался заглядывать в эти окна. Для этого мы местами отгибали крашеный металл, которым были забиты окна, но ничего разглядеть не могли. Непроглядная темнота добавляла ещё большей таинственности, фантастической непостижимости для наших детских умишек и сердец. Позже, немного повзрослев (мне тогда исполнилось лет двенадцать — собор к этому времени одели в строительные леса, реставраторы подновили лепнину, заменили металл на куполах, покрасили серебрянкой), я побывал на крыше собора. По ненадёжной висячей металлической лестнице, один конец которой был прикручен к кромке купола ржавой проволокой, а другой свободно болтался, отчего лестница раскачивалась в разные стороны, я поднялся на самый верх собора, — к кресту над главным куполом. Тогда же каким-то чудом оказался и внутри собора. Было покинуто жутко, одиноко. Мне казалось, что в осквернённом храме поселилась враждебная, недобрая сила. А может быть, затрепетала в мальчишечьей груди душа, потянулась, ожила. И именно это новое, незнакомое состояние напугало беспомощное, не укреплённое верой сердечко. Три из четырёх кругов малых глав изнутри храма тогда ещё были затянуты живописными холстами с ликами. В то время размеры их для меня были огромны, а форма холстов в виде круга — необычной. Помню и каменные ступени перед алтарём и металлическую решётку, ограждающую солею. Всё увиденное произвело тогда на меня большое впечатление. Впервые осознанно я находился в Божьем храме. Видел пусть разорённое, разграбленное, но во внешней, главной форме оставшееся нетронутым внутреннее расположение храма. Долго внутри собора я боялся находиться и потому побыстрее выбрался наружу, где всё было знакомо, понятно, доступно. Надо сказать, что собор был своеобразным притяжением для людей, по тем временам не совсем обычных. Так, в двухэтажном доме за собором жил охотник, привёзший однажды из леса живого медвежонка. Зверь этот жил в палисаднике под окнами квартиры охотника. Для него там была сколочена будка, которая перестраивалась по мере того, как медвежонок рос, превращаясь в настоящего бурого медведя. Изменялся и забор вокруг палисадника, всё больше становившийся похожим на ограждение зверинца. Все эти строения были сооружены возле дома со стороны озера. Медвежонок был прикован к будке цепью. По мере возмужания зверя цепь всё чаще и чаще не выдерживала мишкиных забав, рвалась, и тогда он вольно бегал вокруг собора на забаву детям, с визгом от него убегающим, к невообразимому ужасу родителей. Когда мишка стал уже совсем большим, разгневанные соседи и родители выдвинули его хозяину ультиматум, после которого зверь исчез. Куда и какова его дальнейшая судьба, мне неведомо. В том же доме за собором жил ещё один примечательный человек. За день он обходил все окрестные помойки и свалки. В те времена подобное занятие для жителей нашего района было в редкость. Собирал на них всякую рухлядь. Стаскивал её всё в тот же палисадник, который огородил высоким, без единой щёлки забором, сколоченным из обломков досок, ржавого железа, стянутого верёвками и колючей проволокой. Богатство своё он берёг пуще глаза. Злые собаки (перевоспитанные и каким-то образом отдрессированные наши обыкновенные разношерстные и до этого бывшие добродушнейшими псами ярмарочные дворняжки) поднимали невообразимый лай и рычание, когда кто-нибудь приближался к его владениям. А там, вдоль железнодорожного полотна, приспособленного как тупик для отстоя вагонов, проходила известная всем тропинка. Лай за колючей проволокой днём не утихал. Но была у этого человека одна рыжая, гладкошерстная псина, отличавшаяся от других бесконечной преданностью хозяину и лютой ненавистью ко всем, кто осмеливался к нему приблизиться. Она неотступно, понурив голову, плелась за стариком. Вместе с ним по вечерам обходила вокруг забора. Мы прятались от неё за колонны паперти, залезали на крыши стоявших рядом гаражей, прятались в разросшихся кустах вдоль дороги. Если старик нас всё-таки замечал, он коротко приказывал собаке: «Взять!?» И тогда гурьбой мы бросались бежать от собора по усыпанной щебнем аллее, которая через некоторое время стала именоваться бульваром в честь 50-летия Великого Октября, затем превратилась в чистый и уютный сквер, потом — в грязный и разбитый проезд и, наконец, много лет спустя, стала пешеходным путём к открытому, вновь ожившему собору. Но до этого было ещё очень далеко. Нужно было сломать деревянные дома перед собором, вырубить одичавший садик, убрать гаражи и расчистить место от сараев. Вот в этих-то сараях и заключалась ещё одна отличительная черта жителей дома у собора. Дело в том, что ко времени далёкого моего детства из всей округи только они держали на крышах этих сараев голубятни с жившими в них удивительно красивыми птицами. Летом, по вечерам, когда заходящее солнце малиново окрашивало небо, взрослые парни выпускали птиц на волю. Голуби поднимались в небо на невероятную высоту, превращаясь в трепещущие белые точки. Стаи полукружьем уходили от нас, но, завершая круг, вновь возвращались к собору. Мы, мальчуганы, затаив дыхание и задрав головы, следили, как голуби летали в вышине, наслаждаясь свободой после долгого сидения в запертой клетке. Затем птицы, словно падая камнем, стремительно неслись вниз — к собору, к голубятне, к хозяину. Много позже, повзрослев, в каких бы храмах, церквах я ни бывал, везде, где видел роспись, изображавшую крещение Иоанном Предтечей Иисуса и спускающегося с небес Святого Духа в виде голубя, я почему-то вспоминал птиц моего детства. Может быть, это связано с тем, что больше я уже никогда не видел обжитых, с птицами, голубятен. Только заброшенные, порушенные, под ржавыми замками. Они в какой-то степени разделили судьбы храмов.
Спасский Староярмарочный собор
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий