«ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 37, 2012 г.

(По страницам выпусков журнала «ВЕРТИКАЛЬ. XXI ВЕК» прошлых лет) На фотографии: Валерий Сдобняков и Виктор Калинин. Москва, мастерская художника. Новый выпуск журнала открывается сообщением о том, что его главный редактор Валерий Сдобняков стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Белуха» им. Г.Д. Гребенщикова в номинации «За большой вклад в российскую литературу». Учредителями премии, совместно с Союзом писателей России являются администрация г. Бийска (Алтайский край), Ассоциация писателей Урала, редакция альманаха «Бийский Вестник». Из прозы номера выделим рассказ Василия Дворцова «Гапоня», новую повесть Владимира Чугунова «Забавная история», а также исторических очерков постоянного автора журнала Анатолия Парпары «Герои войны 1812 года». Работа Парпары состоит из трёх разделов (видимо, журнал будет печатать её продолжение), посвящённых жизни и ратным подвигам Михаила Илларионовича Кутузова, Михаила Семёновича Воронцова и Алексея Петровича Ермолова. Предваряется публикация цитатами из высказываний Алексея Ермолова («Настал 1812 год, памятный каждому русскому, тяжкий потерями, знаменитый блистательною славою в роды родов») и Александра Пушкина («Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»). И дух очерков, написанных рукой мастера, полностью совпадает с чувствами наших великих соотечественников. Обширно представлена в номере и поэзия. С большими подборками стихов на этот раз на страницах «Вертикали. ХХI век» выступают Владимир Шемшученко (С-Петербург), Анатолий Аврутин (Минск), Иван Тертычный (Москва), Борис Селезнёв (Нижний Новгород). Мария Сухорукова публикует поэму «Лучезарный столп нижегородчины», посвящённую жизни и мученической смерти причисленного к лику святых архиепископа Фаддея (Успенского). Ещё несколько материалов этого номера непосредственно посвящены историческим темам. Сергей Степанов в статье «Гриша Коц, который Яков» рассказывает о первом председателе Нижегородской ЧК Якове Воробьёве (Григории Коце), чьё имя ещё совсем недавно носила одна из улиц в центре старинного города. Злодейская была личность. Воробьёв отметился в послереволюционном Нижнем жестокими расстрелами, в том числе и женщин. Владимир Цветков в статье «В.В. Маяковский в Нижнем Новгороде» проследил путь приезда поэта в город на Волге, а Алексей Весницкий в заметках «Первая школа им. Ф.И. Шаляпина найдена!» поделился своими открытиями в поиске школы, которая была построена на пожертвования А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Интересные изыскания на суд читателей представляет Дмитрий Фаминский. В статье «Священники Фаминские» он рассказывает о своих предках, опираясь на те документы, которые удалось разыскать в разных архивах. Дионисио Гарсия, напротив, вступает в полемику с известным и даже модным философом М. Мамардашвили. В своей статья «О «феномене» Мамардашвили», говоря о русофобских высказываниях философа (автор приводит его цитату): «Но во мне намного сильнее антирусское начало, чем в наших (грузинских – В.С.) антирусских политиках… Хватит вместе с русскими страдать и вместе с ними жить в дерме!») Гарсия, на это отвечает: «Какое «дерьмо» он имеет в виду? Философу нужно выражаться яснее. А существо¬вала бы сейчас Грузия, если бы не Россия? Едва ли. И отправился бы Мамарда к себе в Грузию вместе с тысячами других грузин, живущих в России. Что же им тут нужно «в дерьме»? Грузия очень много выиграла от общения с Россией и русскими, а если что-то и потеряла, то в несравнимых величинах». В разделе «критика» читателей заинтересуют размышления доцента кафедры русского языка и литературы Тернопольского педагогического университета Людмилы Сипко о новой книге стихов Галины Талановой «Любви душа открыта». Здесь же доктор физико-математических наук Анатолий Абрашкин выдвигает свою оригинальную гипотезу в статье «Поэзия русских числительных». Ну и неизменно привлекают читателей беседы главного редактора Валерия Сдобнякова с известными деятелями науки и культуры. На этот раз Сдобняков встретился с известным художником, членом Президиума Российской академии художеств, обладателем золотых медалей академии Виктором Григорьевичем Калининым. «Валерий Сдобняков. Вы знаете, Виктор Григорьевич, я всё-таки хочу вам признаться, что на меня ваша выставка произвела очень большое впечатление – настолько я захвачен ею, настолько она внутренне меня всего всколыхнула. Но это ощущение в себе я не сразу осознал. Я долго ходил по залам. От каких-то работ уходил и возвращался к ним вновь. Видимо, интуитивно хотел разобраться – чем же они всё-таки так притягивают к себе, что меня так беспокоит, в чём тут дело. Подумал – может быть, весь секрет в том, что вы находите какие-то невероятные цветовые сочетания, насыщаете цвет густой сочностью? Или завораживаете зрителей своей изобразительной техникой, широкими энергичными мазками, благодаря которым рождаются образы, никем до этого не осуществлённые, не явленные миру? И почему одни художники кладут жизнь на то, чтобы как можно точнее, детальнее воспроизвести окружающий нас мир, а другие смело идут на эксперимент и достигают, кажется, в условных формах, намного большего эмоционального эффекта? Видимо, главное в искусстве кроется не только в традиции, но и сокрыто в тайной энергетике художника? Виктор Калинин. Нет, если традицию воспринимать как какую-то мёртвую схему – то это одно. А если художник вживается в неё, она раскрылась для него и он живёт внутри неё – то он совершенно свободен. Жить в каноне и быть свободным – в принципе это одно и то же. Человек не может быть абсолютно анархичен и делать только то, что он хочет. А канон очень строгий и одновременно он настолько разветвлён, настолько богат, настолько бесконечен, особенно в иконописи, что внутри этого жёсткого канона истинный художник свободен. Причём эта мера дана каждому с рождения – мера свободы и мера ответственности – когда ты общаешься с другим, когда ты воспринимаешь им сделанное, когда ты ему показываешь что-то своё сокровенное. Ведь одни сейчас показывают публике свои испражнения, и не стыдятся этого (даже наоборот – гордятся своей «смелостью» и всячески подчёркивают, что вот они какие свободные), а другие выносят на суд людей что-то иное, трепетно хранимое в душе, и очень переживают, что это своё сокровенное они недостаточно хорошо выразили. Живопись обладает удивительным свойством. Это, с одной стороны, ремесло, которое лежит в основе всего и соединяет художника вообще с любой рукотворной деятельностью человека, в том числе и с крестьянской, а с другой стороны – искусство. И чего в живописи больше – сказать трудно. Так же, как невозможно объяснить соблюдение меры необходимого баланса. Это смешивание «таинственных потоков» происходит внутри художника. Результат этого «смешивания» мы и видим на холсте. Глядя на огромное полотно, на загрунтованный холст я вспоминаю, как отец пахал наш огород. Так вот – по какому-то своему напору работа пахаря и художника сродни. Я помню, как отец, дойдя до конца борозды, приподнимал плуг, чтобы развернуть лошадь обратно, и в это время отполированный лемех сверкал на фоне чёрной земли… Так что тут, без всякой натяжки, есть много точек соприкосновения».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СТИХИ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СУЛЕЙМАНУ СТАЛЬСКОМУ. Подборку подготовил Мурад Саид.