Валерий СДОБНЯКОВ. БЕСЦЕННЫЙ ДАР СУДЬБЫ
Художнику А.Ф. Важневу – 70 лет На фотографии: автор портрета А.Ф. Важнев и герой картины В.В. Сдобняков Нас познакомил заслуженный художник России К.И. Шихов. Как-то вечером сидели мы с Кимом Ивановичем в его мастерской в Кузнечихе, пили водку, настоенную на кедровых орешках (удивительный это напиток получался в приготовлении Шихова), и вот хозяин мне говорит: – Знаешь, недавно познакомился я с одним чудаком (так Ким называл тех людей, которые чем-то его в хорошем смысле удивили, были приятны в общении), он раньше большой пост занимал в строительной отрасли, но теперь, выйдя на пенсию, вернулся к увлечению юности – пишет картины. Встретились мы случайно… Тут Шихов рассказал, как однажды возвращаясь из Автозаводской школы искусств, где тогда преподавал детям уроки мастерства, разговорился с подвозившим его домой шофером, и тот, узнав, что везет художника, предложил заехать в посёлок Горбатовку к его знакомому, тоже занимающемуся живописью, чтобы они познакомились, а заодно Ким Иванович посмотрел его работы. Шихов согласился, и оказался несколько удивлён, увидев большие свободные копии знаменитых картин, выполненных А.Ф. Важневым с собственных фотографий, сделанных в Лувре, где он бывал два раза, и в Ватикане. Это картины Геррит ван Хонтхорста «Поклонение пастухов» и Франческо Манчини «Отдых на пути в Египет». – Нет, этот человек не случаен в живописи. Конечно, ещё нужно работать, но у него есть и несомненные способности, – сказал мне тогда Ким. – А самостоятельные работы? – Есть, и в них виден собственный узнаваемый стиль. – Тогда давай опубликуем репродукции его картин на обложке «Вертикали. ХХI век». – Хорошо, я это предложу. А ещё попрошу помочь – он добрый человек, многим помогает, а уж тебе на общее дело (как ты только выдерживаешь, чтобы в подобных условиях издавать журнал) тем более надо. Больше мы в этот вечер, как, впрочем, и в последующие, к живописи Важнева не возвращались. Тут мне хочется немного отвлечься от изначально заявленной темы и вспомнить о тех наших с Шиховым вечерах, что проводили мы за беседами в его мастерской на шестом этаже за длинным досчатым столом, собранным из толстых плах, выкрашенных тёмной коричневой краской. Стол был сконструирован Кимом (идею подсмотрел в каком-то питейном заведении в Москве) и выполнен по заказу художника. Это было удивительное по взаимной приязни и заинтересованности общение. Я, конечно же, знал Шихова давно – в городе это известный живописец, к тому же друживший с некоторыми писателями. Как-то даже я побывал у него в мастерской вместе с писателем Валентином Николаевым, которому Ким показывал недавно законченный его портрет. Но личное наше знакомство случилось не так давно – лет десять назад. На открытии одного из осенних вернисажей нижегородских художников, я подарил Шихову свежий номер журнала «Вертикаль. ХХI век». И, что называется, попал в точку. Ким Иванович оказался страстным читателем. Все подаренные мной и моими друзьями книги он просто «проглатывал» и не единожды благодарил за то, что я вернул его к чтению литературы. Но по вечерам в мастерской, когда тушился свет в большой комнате, где стоял мольберт с незаконченным холстом (творил Ким Иванович не переставая, сюжетных замыслов он держал в своей голове огромное множество), а на полу у стен стояли уже известные многим картины, мы садились за стол в соседней комнате с более низким потолком, зажигали свечи на подсвечнике, разливали по рюмкам водку и часами говорили о литературе, политике, искусстве, истории, вспоминали своё прошлое и многих знаменитых нижегородцев… – Странно, – говорил не единожды Ким, – так легко с тобой говорить, будто мы всю жизнь друг друга знаем. Мне неоднократно приходилось слышать подобную фразу от других известнейших, умнейших людей, и я этим чрезвычайно дорожу, такое отношение ко мне с благодарностью храню в сердце. Это невероятный подарок судьбы, когда можешь общаться – общением с замечательными, талантливейшими творцами в самых разных сферах деятельности – от политики и науки до искусства и литературы. Вот и с Кимом мы как бы шаг за шагом узнавали друг друга, сближались, и от этого узнавания и сближения нам обоим было хорошо, тепло на душе. То же самое происходило в дальнейшем и с возникшей между нами дружбой с Александром Фёдоровичем Важневым. В один из дней Шихов позвонил мне в редакцию и попросил зайти в мастерскую. – Забери диск с фотографиями произведений того художника, о котором я тебе говорил. Так на обложке 36-го выпуска «Вертикали. ХХI век» появились репродукции картин «На Волге. Вид на Макарьевский монастырь» (2010) и «Зима, п. Горбатовка» (2007). Позже мы ещё не раз обращались к творчеству Важнева. Его работы доброжелательно были встречены читателями журнала. Но тогда, после первой публикации мы впервые с Важневым пожали руки друг другу в летней мастерской Шихова в деревне Бурцево. День выдался прохладным, дождливым. Ким позвал меня, чтобы сделать некоторые наброски для моего портрета, который задумал написать, но сюжет картины (кто знаком с творчество этого художника, тот знает, что Шихов почти не пишет «стандартных» портретов, у него большей частью это картина с особым сюжетом, интерьером, не сразу открывающейся зрителю подоплёкой) от меня самого держал в строжайшей тайне. Вот тогда и приехал в Бурцево Важнев. И за столом под навесом, что укрывал нас от мелкого, нудного дождя, я впервые услышал о непростом жизненном пути этого человека. Александр Фёдорович Важнев родился в деревне Светлушка (которая сейчас уже исчезла с лица земли – сгорела) в лесной Заволжской стороне в тридцати километрах от реки Ветлуги в семье русских крестьян, из которых отец Фёдор Николаевич стал лесником, а матушка Евдокия Ивановна выучилась водить трактор, возглавила тракторную бригаду в местном МТС. Отсюда с самого раннего детства выработалась у Александра привычка к труду – на огороде, в поле, в лесу. Отец, чтобы прокормить большую семью, и сам покоя не знал, и сыновьям с дочерьми спуску не давал. А было детей пять человек – двое мальчишек и три девочки. Александр среди них старший – значит, за всё ответчик, первая опора отцу в трудах. В трудах не абы каких, а ответственных. Недаром сын по сию пору вспоминает напутствие отца: «У Важневых брака быть не может». Всё делалось на совесть, чтобы перед людьми не стыдно было. Но в это же время что-то подспудно тянуло паренька к рисованию. С учёбы в начальных классах сельской школы случайно сохранился у Важнёва рисунок карандашом, позднее увидев который К.И. Шихов и отметит, что безусловные задатки художника у мальчишки были с рождения. Однако о том, чтобы посвятить себя искусству, Александр даже и не помышлял. После окончания сначала четырёх классов в школе родного села, затем восьмилетки в школе села соседнего, отправился он доучиваться в районный центр Воскресенское. Получив аттестат об окончании средней школы, пошёл «в люди» – стал работать в литейном цехе Горьковского автомобильного завода, лить из серого чугуна детали (тяжелейшая работа, требующая многих физических сил, выносливости и терпения), жить в заводском общежитии. Оттуда из цеха ушёл служить в ряды Советской Армии. О работе на Автозаводе Александр Фёдорович вспоминает с теплотой. Хороший там был коллектив – истинный рабочий класс, не шкурники, помогали и поддерживали друг друга. Потому, отслужив в армии, Важнев и вернулся в литейку. Чтобы дать парню возможность жизненного и трудового роста, отправили его от завода на рабфак в Горьковский политехнический институт им. Жданова. Там и встретил студент свою любовь. Создалась семья (с супругой Риммой Васильевной они вот уже многие десятилетия вместе), пришлось задуматься о «своём угле». Быстрее всего квартиру можно получить, работая на стройке. Так стал Александр Фёдорович строителем, окончил техникум, но и институт не бросил – везде успел. В трудах своих за десятилетия достиг Важнев больших высот – много чего построил (чем заслуженно гордится), организовал крупнейшее предприятие, в котором трудились тысячи человек, занял высокие должности, был избран депутатом (и тут откликался на просьбы избирателей, помогал им, чем мог – строил дороги, ремонтировал школы…), растил своих дочерей. Много забот, и казалось, до творчества ли тут. Но не уходила из его души тяга к художеству. Может потому, что ещё с детства, с молодости любил поэзию, знал наизусть стихи русских классиков от Пушкина до Есенина. Великая это тайна – творческое начало в человеке. Где оно зарождается и скрывается до времени – в сердце, в душе, в интеллекте? Нет на это ни у кого ответа. Ни одна наука не смогла проникнуть в эту тайну, ибо не от человека всё это происходит, а от Бога. Потому и говорят чаще всего, если хотят выделить особенности какого-то человека, что у него Божий дар. Иными словами – дарована эта особенность Богом, от Бога. И вот как-то однажды буквально за вечер и ночь (не мог остановиться, пока не закончил работу) написал Важнев с репродукции копию картины Франца Ханфштенгля, при этом пережив такие чувства, что и спустя годы отголоски их волнуют. Это было открытие чего-то внутри себя, в своей душе, в сердце. Вот с тех пор изобразительное искусство и стало целью его жизни. Когда первый раз я попал в гостеприимный и хлебосольный дом Важнева, то был немало удивлён обилию картин на стенах. Тут и произведения друзей-художников (К. Шихова, В. Ерофеева), но много и работ самого хозяина. Александр Фёдорович пробует свои силы в самых разных жанрах – от пейзажа и натюрморта – до сюжетных картин и портретов. Иногда ему непосредственно удаётся передать то взволнованное чувство, что испытал он сам от увиденного или понятого. В первую очередь я тут имею в виду незаконченную картину, посвящённую Дню Победы, которую начал создавать художник после прошедшего митинга у стелы памяти павшим в скверике своего посёлка. В изобразительной технике Важнева есть что-то абсолютно индивидуальное, неповторимое, своё – мягкость, проникновенность, что ли. Я уже упоминал, что на обложке журнала «Вертикаль. ХХI век» мы продолжили публикацию работ Александра Фёдоровича. Так вот, и его празднично-красочная «Зимнее утро», и философичная «Ночь раздумий», и серия созерцательных городских пейзажей «Зеленский съезд», «Нижний Новгород», «Нижний Новгород. Вид с реки» – все они неизменно приводили в восхищение моих коллег-писателей, издателей литературных журналов, когда они видели их на обложке «Вертикали». Потому-то мы и искренне гордимся нашим сотрудничеством. Не могу я не сказать и несколько слов о моём портрете, что написал Важнев в 2016 году, и который уже выставлялся в Нижегородском государственном художественном музее во время демонстрации там выставки «Земляки», что вот уже много лет подряд организует в Нижнем Новгороде и Москве талантливый человек, неравнодушный, безмерно преданный искусству художник Алексей Степанович Фёдоров. После того, как картина «Над речным раздольем. Портрет Валерия Сдобнякова» (2013) была К.И. Шиховым завершена и показана на осеннем вернисаже в Нижегородском государственном выставочном комплексе на площади Минина и Пожарского, Александр Фёдорович заявил: «Я тоже сделаю портрет Сдобнякова, и ещё посмотрим, чья работа окажется лучше». Азартный Важнев человек, упорный, привыкший добиваться поставленной цели. В этом основа его характера, его дружбы. И вот создал совершенно другое по стилю, внутреннему состоянию, заложенным в нём задачах произведение. В обеих картинах я узнаю себя. Конечно же, не о внешнем сходстве тут речь, а о том, что и словами-то объяснить сложно, не сразу получится. Я узнаю характер, темперамент – хотя и в этом отношении картины Шихова и Важнева совершенно разные. У каждого художника свой взгляд, своя оценка, своё понимание поставленных задач и опыт общения с героем картины. Всё это нашло отражение в созданных ими полотнах, за что я им искренне благодарен. Вся полифония наших отношений с Александром Фёдоровичем Важневым отображена мною в дневниках «Искры потухающих костров. Разворачивая свиток времени». Это откровенная, для меня исповедальная книга. Не знаю, получится ли у меня её когда-то издать, будет ли она интересна ещё кому-то, кроме написавшего её автора. Не знаю, всё ли в ней понравится и художнику, потому-то здесь, в этой статье, как бы подводя некий промежуточный итог нашей дружбы, я хочу сказать, что люблю его как близкого мне человека, как брата, и потому надеюсь, что ещё смогу увидеть многие его новые картины. Хочется мне в заключении вспомнить один особенный эпизод нашего общения. Поехали мы в начале осени 2015 года с Важневым на Ветлугу, в гости к художнику Владимиру Ерофееву. Замечательной оказалась эта поездка. Места от Воскресенского до деревни Сухоборка по правому берегу реки невероятно красивые. Тридцать километров дорога петляет, оставляя по пути деревни Задворки, Докукино, Галибиха – не названия, а запечатлённая сказка в слове. Но перед тем, как окончательно добраться до нашего пристанища на Ветлуге, заехали мы с Александром Фёдоровичем на старое кладбище районного центра, прошли к могилам его родителей. Почти у самого обрыва оказалась их ухоженная оградка. Внизу неспешно и напористо несла свои воды Ветлуга. Под обрывом росли деревья и разная зелёная поросль, а здесь наверху стоял человек и разговаривал со своими умершими родителями, как с живыми. И подумалось мне тогда – нет в мире смерти. Потому что и после нашего физического ухода с этой земли, остаются после нас наши дела, свершения, наше служение людям… Остаётся всё то, что мы называем одним коротким, но таким ёмким словом – память. Жизнь удивительна. Она щедро одаривает нас встречами, талантами, переживаниями. Наша задача заключается только в одном – не упустить того, что тебе в качестве бесценного дара преподносит судьба. Нижний Новгород Июль 2018 года
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий