Евгений ЮШКОВ. Беседа с молодыми людьми
Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 55, 2018 г. Оказывается, у нас на Бору при Николо-Знаменском храме есть «Молодёжная группа», которая собирается еженедельно. Руководит ею молодой священник отец Алексий. Группа небольшая – в основном женщины около тридцати лет, и есть в ней одна семья: муж, жена и двое детей. Есть девушка-старшеклассница. Мне неизвестна программа их занятий, но на одном из занятий они пожелали посетить храм (молитвенный дом) в селе Владимирово, помочь, если понадобится, по хозяйственным делам, встретиться за чаем с отцом Евгением (то есть со мной). Отец Алексий позвонил, мы договорились о встрече – занятия в их группе проходят вечером после работы. Я спросил: «В чём интерес, каков характер предполагаемой беседы?» Выяснилось, что они желали бы увидеть батюшку-художника, его картины, услышать какие-то речи от него. Всё было организовано так, что до встречи «за чаем» молодёжь активно поработала в ограде храма – была выкошена трава, политы цветы и сделаны другие мелочи. Накануне были развешены (в классе, где занимались наши дети рисованием и лепкой) пять моих работ, и мы, пропев «Царю Небесный» и «Отче Наш», сели за общий стол из сдвинутых парт. Всё получилось мило и приветливо, но начинать беседу, когда слушатели незнакомы, всегда затруднительно, в том смысле, что не знаешь, что от тебя хотят услышать в первую очередь? Предвидя это обстоятельство, я накануне составил план и разделил предполагаемую беседу на три небольшие части, тематика которых была бы общеинтересна и полезна… Беседа с молодыми людьми, пришедшими в гости в село Владимирово 4 июля 2018 года Так как мы мало знакомы, то я начну с волнующего меня сегодня вопроса, для вас, может быть, несколько неожиданного, но касающегося всех людей – хотим мы того или не хотим. Тем более, что одна из работ моих, перед вами представленных, той же темы. В течение двух последних недель мне пришлось отпевать двух человек: одну женщину (сбило машиной) – внезапная смерть, другая – молодой мужчина (едва перевалило за пятьдесят лет), и хотя он имел болезни, но как-то врачи его спасали, а в этот раз не спасли. Конечно – у священников жизнь несколько другая, не похожая на вашу, но внезапные, «непредвиденные» смерти заставляют всякого человека внимательнее относиться к этому фактору: неминуемому и неотвратимому. Молодости это не свойственно, но это не значит, что так жить (как бы «не знать», или «быть уверенным», что это не для нас), НЕПРАВИЛЬНО. Да и всякому христианину святые отцы (составители молитв) ежедневно напоминают: «Не будет ли сегодня постель моя – одром смертным»? Или: «Дай мне Господи память смертную». То есть память об этом естественна для верующего человека. Но мы знаем, что на практике так не всегда бывает. На практике чаще: «Как умер?! Я три дня назад разговаривала с ним…» «А вот так – пришёл на службу, впал в кому и умер… на рабочем месте». Такая внезапность для христианина не должна быть шоком (в силу «напоминаний» нам указанных, но это для крепко верующих). У меня был такой шок, когда мне было примерно лет тридцать. Моя (ныне покойная) матушка жила до замужества в Городце (её трёхлетнюю увезла туда мама – тогда была война, но Городец не бомбили и там было где жить). У матушки моей был двоюродный брат, физически крепкий, красивый и хорошо сложенный. Я его прозвал «Апполон». Он работал на спасательной станции. Однажды они с друзьями катались по Волге на моторках, и случилось так, что на резком вираже он опрокинулся в воду… и утонул. Его искали долго. Долго мать его бегала по берегу и орала как безумная. Сам спасатель, прекрасный пловец, но оказалось, что ему винтом рассекло плечо… Вот такой шок для всех знающих его. Виктором его звали. Я тогда в один присест написал картинку. Она не совершенна, не тянет на картину. Но это и не этюд, не эскиз – трагическое состояние произошедшего получилось… Художнику легче (в смысле перенесения шока) выплеснуть на холст или бумагу свои чувства, освободиться от них, а каково близким… да ещё вдруг не верующим в Бога? Это был примерно 1967 год, суровые безбожные времена советской действительности. Мы тогда постоянно с женой и детьми ездили (летом на «Ракете») в Городец, посещали тёщу (маму жены) и её маму (то есть бабушку – слепую, живущую в Доме инвалидов), других родственников. Я там писал этюды. Очень живописный город Городец. Знаменитый Городецкий Вал – такую картинку я тоже написал… Это вот как бы вступительная часть нашего с вами знакомства. Я перед вами – священник и художник. Теперь вторая часть. На днях мне пришлось обратиться к вопросу о снах. Думается и вам он не безынтересен, так как его нередко задают. И чтобы не сказать отсебятины, приведём авторитетную цитату. «Не правда ли, мы бываем склонны подвергаться и руководствоваться неправильными (извне подступающими или, может быть, внутри нас живущими) мыслями (помыслами), приметами, суевериями, гаданиями и снами. Всё такое подобное «имеет право», гнездится в глубинах падшей природы нашей, потому что прежде чем нам, людям – христианским – православным, получить Святое Евангелие – Новый Завет, человечество вообще имело множество писаний: языческих, значит, многобожных, где были «предписания» ложных богов (к примеру, в наших дохристианских традициях почитания берёзки, что осталось и до сего дня, и как бы безобидных), и в Ветхом Завете просматриваются всякого рода гадатели, волшебники и звездочеты (от них ведь, наверное, пошли сегодняшние любители и составители «гороскопов»). Что-то от них «вошло в науку» (имеем склонность предположить), что-то в «лженауку»… Мы же не можем отрицать («перешедших в Новый Завет») восточных волхвов – «звездочетов», исследовавших небо и пришедших «по Рождественской звезде» к родившемуся в Вифлееме, в Израильской земле, к Богомладенцу Христу и поклонявшихся Ему?.. И все такие верования праведные – правильные и суеверные, переплетённые до невозможности отследить, живут в нашей психике, и нередко мы склонны прислушиваться к ним от сновидения и строить свои домыслы, повергаясь или в восторг или в печаль и уныние, в зависимости от «тематики», кем-то во сне нам показанной». На днях мне печалится одна женщина, что видела меня во сне среди покойников – близких родственников и сокрушается об этом. – Какая, говорю, беда-то? Все умрём. Наслышан я, что святые люди рекомендуют сны стараться забывать, сразу же или как можно скорее. Да и в Библии, в Ветхом Завете про сны говорят «не в пользу снов». Вот я выделил на одной странице из Сираха: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного… как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям… От нечистого, что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания, и приметы, и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего, для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению». (Сирах гл. 34, ст. 1-7. стр. 667 по изд. Московская Патриархия 1988 г.) Нравится мне, как начинает беседу Петр Мамонов, известный актер, песенник, веселый балагур, и как выходит на поверку, серьёзный, мыслящий и богословствующий. К нему в деревню приехали столичные молодые люди, и один из них задаёт вопрос: «Какие у вас чувствования здесь, в глуши, после московской суеты и ваших концертов там?» А Мамонов ему отвечает: «Давай договоримся так: всякое дело, всякое начинание, и даже задавание вопроса мы должны, (прежде чем) спросить себя: «Зачем?» Зачем я хочу узнать «про чувствования»? Они кому-нибудь будут полезны? По ним кто-то станет жить? Да нет же! Нет и нет!.. Я вот что тебе скажу. Двенадцать лет я хожу в церковь, исповедаюсь, причащаюсь… и совсем недавно… мы зачем ходим в церковь? Журналист медленно, от неожиданности, строит фразу, а Пётр продолжает: «Мы идём к Богу! Там же в Церкви, Он ближе, чтобы получить даром Благодать (Божественные энергии), чтобы ею – Благодатью Святого Духа, питаться и ею держаться в мире, который нас ежедневно окружает, в котором мы эту благодать очень даже скоро можем растерять, снова и снова лишиться её… И потом опять за ней в церковь идти. Вот так… И никаких чувствований я тебе не скажу». «Зачем?» и «В чём смысл?». Вот вопросы, которые меня волнуют и о которых я могу говорить, если получится. У меня готов вопрос… Я задаю его прежде всего себе, а потом всякому желающему со мной побеседовать. Вопрос (а для меня в нём и ответ кроется) такой: «Что я буду делать в четверг, если умру в среду?» Вот незадача-то. С чем ты в Москву-то приедешь от Пети Мамонова?.. Меня когда осенила мысль про Благодать, за которой надо ходить в церковь, попалась мне тогда строчка из псалма. Ты знаешь, конечно, про прекрасную книжицу – Псалтырь? Какая это высокая поэзия и какая это молитва и благодарение, и покаяние, и восторг душевный! Вот такая строчка: «Скажи мне, Господи, путь, которым пойду, яко к Тебе взяв душу мою»… Скажи, Господи!.. Скажи… Начнём спрашивать через Псалтырь, и Господь «скажет как-то», и смысл вопроса будет обеспечен. (Может быть, «в четверг» это воочию увидишь?..) И, в заключение – третья часть нашего разговора. «Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Они разделены премудростью Господа: Он отличил Времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней…» «Как напротив зла – добро, и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого… И я последний бодрственно потрудился, как подбиравший позади собирателей винограда, и по благословению Господа успел… Поймите, что я трудился не для себя одного, но для всех ищущих наставления». (Сирах гл. 33, ст. 7-17) На днях мне рассказали, как в одной из Борских школ проводилась «линейка» прощания с выпускниками, и в одном выступлении было высказано пожелание молодым ребятам руководствоваться (ни более, ни менее) знаками зодиака… Кто под каким созвездием родился, то следите, что предписано, по той характеристике и живите… Что называется – дожили. Живите «по гороскопам». И живут ведь! Язычество. При коммунистах было понятнее – жили без Бога. Человек сам куёт себе счастье… «Светлое будущее» кануло в Лету, так и не открывшись… При демократах и церкви восстанавливают, и многобожие, и всяческие секты – пожалуйста. Молодому человеку не разобраться. Про «Закон Божий» много и долго говорили, но при случае упомянуть о Боге (хотя бы как предложение, как выбор) – ни-ни. Вот зодиаки – пожалуйста. Хаос, неразбериха, несерьёзность – это демократия. А ориентиров у нас в стране – православной, русской – множество. И таких ярких и живых, начиная от апостолов, к празднику которых мы приближаемся, что устанешь перечислять. Апостол Пётр из Вифеаиды (что значит «рыбачье место») с братом своим Андреем, которого назовут потом Первозванным и он окажется апостолом «русским», потому что ему выпадет по жребию Скифия (будущая Русь). Прибыв, наверное, кораблём к берегам нынешнего Крыма – древнего Херсонеса – дойдёт он до места будущего Киева, о чём пророчески предскажет и водрузит Крест Христов на горах. А старший его брат Симон – Пётр, когда привёл его Андрей к Господу и увидел он Мессию-Христа, то воспылало его сердце горячей любовью к Иисусу, сказавшему ему пророческие слова: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, или Петр (камень)» (Ин. 1, 36-42). С тех пор стал самым ревностным и горячим учеником Спасителя-Христа… Вот на этом закончим. Благословение Господне на вас, да будет!
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий