Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 55,2018
Номер открывается рассказами Владимира Киселёва «Нам плохо друг без друга», «Непредсказуемая», «Апельсиновые брызги». Это три истории любви, истории непростых отношений между мужчиной и женщиной. Писатель В.М. Киселёв в последнее время был известен читателям своими историческими произведениями, книгой «Страстотерпцы. Уренская эпопея», вобравшей в себя девять повестей о жизни в Нижегородском заволжье: «Изгои», «Бунтари», «Раздрай», «Христопродавцы», «Страдальцы», «Светозарцы», «Комса», «Оборотни», «Паутина». На этот раз он выступает в ином качестве, как бы возвращаясь к героям первых своих книг «Поселковая проза» (1985) и «В дали от шума городского» (1989), вышедших у автора в Нижнем Новгороде и Москве после окончания им Литературного института им. М. Горького. Владимир Михайлович продолжает жить в родных для себя местах, в посёлке Арья. «Любовную» тему продолжает и цикл рассказов Леонида Чигина «12 непридуманных рассказов, или Дневники русского Дон Жуана». Это первая публикация художественных произведений директора Нижегородского театрального училища им. Е.А. Евстигнеева, режиссёра, потрудившегося как в городах России, так и Казахстана. Темпераментное, отчасти даже страстное повествование, выдаёт в авторе человека, мыслящего «законами сцены». Живые характеры, искренние переживания, динамично сменяющие друг друга сцены – всё это захватывает и не оставляет читателя равнодушным. Совсем в ином ключе написаны рассказы-воспоминания о далёком военном и послевоенном детстве Николая Офитова «Колосьев перезвон» и Алексея Коломийца «Детство в Ужгороде». Тут всё освещено самыми тёплыми чувства к своим родителям, которые в невероятно трудных бытовых условиях смогли воспитать своих детей достойными гражданами страны. В разделе «Поэзия» журнал публикует большие подборки стихов Натальи Кожевниковой (Оренбург) и Андрея Стариченкова (Нижний Новгород). Чрезвычайно разнообразен в 55-м номере на этот раз раздел очерка и публицистики. Материалы, можно сказать, на любой вкус. Наш постоянный автор, доктор физико-математических наук и член Союза писателей России Анатолий Абрашкин делится впечатлениями о своей поездке в Австрию для участия в Европейском геофизическом конгрессе в путевых заметках «Венские этюды». Известный писатель, историк и публицист Игорь Шумейко публикует материал «Шпицберген», рассказывающий об истории и сегодняшнем дне далёкой от материка русской земле. Анатолий Степанов, главный редактор одного из ведущих церковно-политических ресурсов – информационно-аналитической службы «Русская народная линия» – выступает с остро полемичной статьёй «Царь-мученик Николай и Иосиф Сталин». Философ из Луганска Виталий Даренский публикует статью «Двойная цена катастрофы. Кстати, мы поздравляем Виталия Юрьевича – когда его статья была нами подготовлена к печати, редакции стало известно, что он защитил докторскую диссертацию. Книги, вышедшие в последнее время в различных издательствах России, в своих рецензиях оцениваю Юрий Круглов, Валерий Сдобняков, Нина Ягодинцева, Станислав Смирнов. Редакция с неизменной заинтересованностью продолжает публиковать статьи и заметки священника Русской Православной Церкви протоиерея Евгения Юшкова. «Три дня из дневника», «Слово после отпевания», «Беседа с молодыми людьми» – так назвал на этот раз свои размышления о. Евгений. Не удержусь, и приведу из заметок батюшки небольшие цитаты. «В течение двух последних недель мне пришлось отпевать двух человек: одну женщину (сбило машиной) – внезапная смерть, другая – молодой мужчина (едва перевалило за пятьдесят лет), и хотя он имел болезни, но как-то врачи его спасали, а в этот раз не спасли. Конечно – у священников жизнь несколько другая, не похожая на вашу, но внезапные, «непредвиденные» смерти заставляют всякого человека внимательнее относиться к этому фактору: неминуемому и неотвратимому. Молодости это не свойственно, но это не значит, что так жить (как бы «не знать», или «быть уверенным», что это не для нас), НЕПРАВИЛЬНО. Да и всякому христианину святые отцы (составители молитв) ежедневно напоминают: «Не будет ли сегодня постель моя – одром смертным»? Или: «Дай мне Господи память смертную». То есть память об этом естественна для верующего человека. Но мы знаем, что на практике так не всегда бывает. На практике чаще: «Как умер?! Я три дня назад разговаривала с ним…» «А вот так – пришёл на службу, впал в кому и умер… на рабочем месте». Такая внезапность для христианина не должна быть шоком (в силу «напоминаний» нам указанных, но это для крепко верующих)». «На днях мне рассказали, как в одной из Борских школ проводилась «линейка» прощания с выпускниками, и в одном выступлении было высказано пожелание молодым ребятам руководствоваться (ни более, ни менее) знаками зодиака… Кто под каким созвездием родился, то следите, что предписано, по той характеристике и живите… Что называется – дожили. Живите «по гороскопам». И живут ведь! Язычество. При коммунистах было понятнее – жили без Бога. Человек сам куёт себе счастье… «Светлое будущее» кануло в Лету, так и не открывшись… При демократах и церкви восстанавливают, и многобожие, и всяческие секты – пожалуйста. Молодому человеку не разобраться. Про «Закон Божий» много и долго говорили, но при случае упомянуть о Боге (хотя бы как предложение, как выбор) – ни-ни. Вот зодиаки – пожалуйста. Хаос, неразбериха, несерьёзность – это демократия». Тут хочется упомянуть и о помещённой в этом номере статье Петра Краснова «Сила прозы: направления и цели», в которой писатель размышляет о духовных поисках Л.Н. Толстого, взяв за основу его великий роман «Война и мир». Ну и в завершении обзора, уже по традиции, представлю новую главу из своей книги «Искры потухающих костров. Разворачивая свиток времени», которая называется «Да не смущается сердце ваше. 2016 год». Напомню, предыдущие главы печатались в № 49 – 54 журнала «Вертикаль. ХХI век». Для наглядности и из этой новой главы приведу цитату. «Ненаписанный рассказ. Не помню, отмечал ли я этот случай в давних своих дневниках. А может быть, всё произошло ещё до того, как я их начал вести. Время стремительно — и многое в памяти, относительно сроков, смешивается. Как-то уже поздно вечером рыбачил я на нашем озере. Клевало хорошо, я на берегу в этом месте был один, и потому, хоть солнце уже почти скрылось, село за лесом, бросать ловлю мне не хотелось. В это время я увидел двух мужчин — явно деревенских жителей. Они шли поодаль от берега и негромко разговаривали между собой. Но в тишине, в поле на закате голоса слышатся далеко. Вот и до меня донеслось, как один жалуется другому: — Она мне: «Чего ты тут расселся, иди дрова коли, забор поправь, картошку надо окучивать, а не песни петь». А мне так попеть хочется. Всё работа и работа. Душа песни просит… Спутник говорил жалующемуся какие-то сочувственные слова, ободрял. Быстрым, деловым, торопящимся шагом они прошли поодаль от меня. Я подумал: «Торопятся мужики в совхоз, в магазин за бутылкой. Вырвались наконец-то из дома, сбежали от жён, от бесконечной крестьянской работы (я сам от этой же работы сбежал к озеру с удочкой), чтобы «расслабиться» за бутылочкой вдвоём, выговориться… может быть, даже пожалобиться на жизнь. Солнце совсем скрылось за лесом. И как-то разом всё сумеречно посерело вокруг, да так, что поплавок еле различил на воде. Делать нечего, надо возвращаться домой. Я начал сматывать удочку (удилище из орехового прута, леску скручиваешь вокруг него так, чтобы крючком зацепиться за удилище где-то сантиметров за пятнадцать до его окончания — современные рыбаки о таких снастях уже забыли), выливать из ведёрка с рыбой лишнюю воду, когда от опушки недалёкого, прямо к берегу озера подходящего леса, раздалась песня. Это было так неожиданно, непривычно, что я оставил свои занятия и вышел подальше в поле, чтобы посмотреть — кто это запел. Два мужика, два недавно прошедших мимо меня деревенских жителя, сидели у самой опушки на стволе поваленного дерева и пели. Минуло с тех пор лет двадцать, а я этот случай помню. Так запал он в моё сердце. Жалею только, что не запомнил слова той песни, что звучала мне в спину, когда шёл в потёмках от озера к своей деревне. Много лет спустя я рассказал этот случай Борису Лукину. — Так напиши рассказ. — Подумаю. Я, и правда, хотел после предложения Бориса Ивановича, написать на этот сюжет рассказ, назвать его «Песня» и посвятить Лукину… Но так и не написал. Может, потому, что слова той песни, что пели с душой два убежавших от тяжёлой крестьянской работы мужика, не запомнил?» «Проснулся оттого, что услышал ветер за окном — зимний. Подумал — вот и выпал первый снег. Встал, подошёл к окну. Снега немного, но всё им припорошено — газоны с зеленеющей травой, чёрный асфальт, машины. И редкие жёлтые листики на берёзе стали выглядеть так сиротливо, так грустно на них смотреть… Что-то это мне напоминает в собственной жизни, какую-то давнюю тоску». На обложке журнала помещены репродукции картин Галины Каковкиной «Омут осенью», «Ветер», «Пейзаж после дождя». Валерий Сдобняков Главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий