ВАЛЕРИЙ СДОБНЯКОВ. ИСКРЫ ПОТУХАЮЩИХ КОСТРОВ
Разворачивая свиток времени Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 55, 2018 г. На обложке журнала «Вертикаль. ХХI век» № 7, 2003 г. акварель художника Нины Ждановой Сдобняков Валерий Викторович. Родился в 1957 г. в Красноярском крае. Создатель и главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век». Секретарь Союза писателей России. Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. Награждён государственной наградой – «Медалью Пушкина», а также Почётной грамотой Нижегородской области и Почётным знаком главы города Нижнего Новгорода. Автор тридцати книг прозы, публицистики, критики. Живёт в Нижнем Новгороде. ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ 2016 год 6 октября Театр драмы. Премьера на нижегородской сцене пьесы Бориса Рацера «Осеннее танго». В спектакле заняты четыре актёра (две пары) — Георгий Демуров, Тамара Кириллова, Анатолий Фирстов, Юлия Муранова. Сюжет незатейливый: у старой одинокой обеспеченной американки делает ремонт русский эмигрант (как впоследствии выясняется — профессор, хирург). У них у обоих выросли дети, теперь живут своей жизнью. Старики, конечно же, страдают от одиночества, тоскуют по детям, внуками, которые, в общем-то, неплохие люди, не забывают о родителях… но у них своя жизнь, своя борьба за выживание. В связи с этим и возникают некоторые сюжетные коллизии, которые сближают стариков, и даже рождают в их сердцах чувства. Другая пара играет на обострение сюжета — интриги, любовный треугольник и так далее. Хороший, тёплый спектакль. Просто великолепен в нём Георгий Демуров — естественен, абсолютно достоверен в роли «мистера Попова». Замечательный актёр. В паре с Маргаритой Кирилловой у них получился великолепный дуэт. И как явно им проигрывает вторая пара, у которой нет ни глубины создания характера, ни интересного рисунка в разыгрываемых образах. Всё поверхностно и довольно фальшиво. Давно я не видел на сцене Георгия Сергеевича и теперь искренне порадовался за актёра, глядя на работу мастера. 7 октября Приезжала ко мне в Союз писателей доктор филологических наук из Арзамаса Родина Галина Ивановна. Вообще-то она специалист по немецкой литературе, но почему-то ещё заинтересовалась жизнью и творчеством Михаила Васильевича Шестерикова — одного из писателей-нижегородцев «первого призыва». Она познакомилась с внучкой Шестерикова, забрала у неё то, что сохранилось в архиве, проштудировала периодику довоенных лет и нашла более ста статей этого автора. Теперь готовит публицистический сборник к печати. (А я-то знал Шестерикова только как поэта, кроме всего прочего опубликовавшего в «Новом мире», в № 10 за 1957 год у Александра Трифоновича Твардовского поэму «Огонёк моей юности».) К сожалению, в нашем архиве никаких документов Михаила Васильевича не осталось. Даже личного дела. Конечно, может быть, его сдали в фонд, в областной архив (в лучшем случае), но, может, эта папка просто утеряна. Во всяком случае, пообещал, что если что-то найду — сообщу. Несколько меня удивило, что учёный не знала о публикации письма Твардовского Шестерикову в последнем томе собрания сочинений (красном) Александра Трифоновича. Подарил Галине Ивановне (профессору) «В предчувствии Апокалипсиса» и №№ 47, 48 «Вертикали. ХХI век». Она пообещала прислать статью о Михаиле Васильевиче. Рассказала немного (впрочем, я не интересовался подробностями) о случившихся неприятностях и отстранении Евгения Павловича Титкова от ректорства Арзамасского педагогического института. По тону понял, что Родина не из сочувствующих ему. 8 октября Привезли из типографии книжку Анатолия Ивановича Пафнутьева «Гимн любви А.С. Пушкина». Договорились с автором встретиться сегодня. Поднимаюсь по лестнице, и вдруг слышу: — Валера! Кричит Пафнутьев из нашего коридорчика. Открываю дверь. Темно. Включаю свет. Анатолий Иванович стоит, забившись в дальний угол. — Ты чего там делаешь? — спрашиваю его. — Я пошёл вдоль стены узнать, открыта ли дверь… и потерялся. Не пойму — где оказался. Смех, да и только. Он и так плохо видит, а тут ещё в темноте. Перепугался. Но книжкой остался доволен. Приехал с материалами для своего двухтомника А.М. Коломиец. Выпили с ним по две рюмки водки, настоянной на калине с мёдом — вкуснейшая вещь. Начали вспоминать прошлое журнала. Я рассказал, как ходил покупать в окрестные ларьки копеечные пакетики с китайской лапшой быстрого приготовления — денег не было, а голодное состояние доходило до того, что руки дрожали. Вот так делался журнал, так создавались его номера. И разве можно было бы всё это выдержать, не бросить, если бы «не воля свыше», которая вела, не давая впасть в отчаяние. Хотя моменты близкие к этому бывали. Маша Занога заехала с гостями показать свои работы в нашем зале. Талантливый она человек. Впрочем, я об этом писал в своих дневниках. Пришло письмо из налоговой — ответ на моё послание по поводу латинских букв в названии «Вертикаль. ХХI век». Больше ко мне претензий не имеют. Не часто, видимо, им пишут такие издевательские ответы. 9 октября Вновь пошли прогуляться до Молитовского моста. Хотя и солнышко, но ветер холодный, северный. Небо чистое — до бирюзовости. По склону — всё разнообразие красок. Лишь пирамидальные тополя своей стойкой зеленью напоминают о прошедшем лете. Да золото куполов Благовещенского монастыря сверкает будто прощально, с необъяснимой словами, потаённой грустью. Близко зима, близко… Отец Владимир Чугунов прислал на телефон сообщение: «Калина поспела». Подразумевается — можно приезжать собирать. 11 — 13 октября Кунавино Приехали в дом, когда уже темнело. Успел засветло только сходить на родник за водой, да затопить обе печи — холодно в комнатах, всего два градуса тепла. В большой комнате так и ещё раз топил — в десять часов, чтобы ночью уж наверняка спать спокойно, в тепле. Ирина, как всегда, покапризничала — не любит холода, боится его. Но легла на кровать у печки с книгой, и почти тут же заснула. А я ещё долго работал с рукописью (своей) для 50-го выпуска «Вертикали. ХХI век». Перед сном читал прозу Юрия Бондарева — замечательный стиль, создающий плоть художественного произведения. Все награды, премии за свои романы Юрием Васильевичем были получены заслуженно, а не из-за его «секретарства». 12.10. С утра вновь затопил печь в первой комнате, и в доме уже основательно потеплело. На улице занимались всякой мелочью — собирали и обрезали шиповник, обрезал и уносил сломанные ветки яблонь, собирали яблоки для дома. Несколько раз начинал моросить дождь — нудно, противно. Но довольно быстро переставал, и вновь тяжёлое серое небо давило сверху, обещая близкие холода и сырость. И от этого тоскливо становилось на сердце. Почему плохая погода не угнетает так сильно в городе, как в деревне? Видимо, потому, что тут ты сам с собой — не спрятаться за всякую суету, не забить сознание (и чувство) новостями из телевизора. Тут волей-неволей приходится думать о вечном. Хотя городские заботы и здесь достают телефонными звонками. Вот приехал Василий Дворцов на встречу в нашем министерстве культуры по поводу Некрасовского семинара. Хотят всё это развернуть в нечто грандиозное, задействовать несколько районов области. Но я же не могу здесь в деревне всё бросить и вернуться в город. Надо дом в зиму закрыть — будет ли ещё возможность в этом году приехать в Кунавино? После обеда выпиливал на дальнем участке кусты (даже деревья) облепихи. Мы их не сажали. Это незваные гости с соседнего участка. И уж у законных хозяев их давно нет, а мы вот запустили. Теперь объявил этим «оккупантам» войну — выпиливал всё подряд под корень. 13.10. Ну вот и дождались — первая снежная крупа зашуршала по ещё не опавшим, жёлтым ссохшимся листьям яблонь. И тут же в природе словно всё затаилось — напугано ли, или в ожидании неизбежных перемен? Мы все свои работы закончили, и вот тоже грустно сидим за чаем, вздыхая и вспоминая прошлое. Много всего произошло в этом, сиротливо оставляемом на зиму (с закрытыми окнами) доме. Скольких людей, когда-то перешагивающих порог его, нет теперь в живых. Да, многих он принимал под свой кров, которые затем шли по жизни своей, отдельной от него дорогой. Но ведь, слава Богу, что все они когда-то бывали здесь. Звонили из типографии «Радонеж». В понедельник привезут тираж «Вертикали-49». Художник из Москвы Алексей Фёдоров просит захватить, когда поеду в столицу, работы его племянника для выставкома. Сам он заканчивает работу над юбилейной книгой Нижегородского землячества — «25 лет Нижегородскому землячеству в столице». К вечеру погода успокоилась, затихло всё. Почти нет ветра. Но за калиной в дальний угол второго участка уже не пошёл. Не захотелось выходить из тёплого дома до самого приезда машины. Уложил, чтобы отвезти в город, в три здоровенных сумки часть хранящегося в деревне архива — в основном вырезки из газет. 14 октября В Орле открыт памятник Иоанну Грозному — большой, солидный. Фигура царя на коне, в вытянутой правой руке православный крест, в опущенной левой меч. Высота памятника пять метров. Понятно — либералы подняли вой. «Памятник кровопийце». И это всё так предсказуемо, что меня, например, даже не возмущает. Все, кто укреплял наше государство, строил его, расширял границы России — для них враги. Все, кто нёс народам России горе и муки — благодетели (например, Б.Н. Ельцин). Любое государственное строительство даётся для народов тяжело, с жертвами. Так было всегда и во всём мире. Но именно Россию наши враги (кстати, множество раз битые нашими предками, но потом милостиво прощаемые) хотят представлять «исчадием ада». Что ж, пусть тешатся. А между тем 4 ноября в городе Александрове Владимирской области откроется ещё один памятник Иоанну IV. 17 октября Под окном жёлтая берёза, оранжевая рябина и ещё зелёный американский клён. В одно время увядание и продолжение жизни. 20 октября Приезжали за номерами «Вертикали-49» отец Сергий Муратов и отец Евгений Юшков. Первый на этот раз без машины — ради прогулки. Побыл у меня недолго. Рассказал, что у него набралось немало статей и каких-то рассказов — «случаев из жизни». Горячо его поддержал в мысли, что всё нужно собрать и издать книжку. Иначе по газетам и интернет-сайтам пропадёт. Отец Евгений заехал после отпевания. Пили чай, вспоминали Н.П. Мидова. Евгений Николаевич ему звонил, говорил, что мы собирались к нему приехать, поздравить с днём рождения. Николай Павлович дома, болеет. «Что у тебя?» — поинтересовался Юшков. «Да много чего болит. Но главное, сказали врачи — эмоциональное истощение». Отец Евгений взял десять книжек журнала. Пошёл его провожать, чтобы донести пакет с журналами до парома. Шли по набережной Волги. Погода тихая. Облака тяжёлые, серые, низкие, но ни ветерка — словно заснуло всё в природе. Вода в реке спокойная, гладкая. У берега плавают утки, низко летают, просто скользят над водой, отражаясь в ней — тёмной, осенней. Склоны Александровского парка горят разноцветьем умирающей листвы. Любуясь всей этой красотой, вдруг заговорили о человеческом эгоизме, который ради наживы окружающую нас красоту может уничтожить. И я тут сознался, что счастливый человек, потому что Господь устроил так, что я лишён трёх страстей, что невыносимо терзают людей — сребролюбия (жадности к деньгам), ревности (к жене) и зависти (например, к более талантливым коллегам). Сознался, и испугался — вдруг это отнимется от меня. Не дай Бог! Вечером в Союзе писателей Сергей Скатов собрал заседание «Русского Собрания». Пришли профессор Олег Алексеевич Колобов (Подарил свою книгу «Моя жизнь» с любопытным подзаголовком «Опыт автобиографического исследования с документированными приложениями о событиях, действительно свершившихся». 490 страниц, набранных мельчайшим шрифтом.), Михаил Рубцов, Георгий Кузенков, Владимир Занога, Юрий Покровский, Николай Михайлович Лапшин и прочие… Разговор, надо сказать, получился рассудительным и как бы на перспективу. Что там из затеи с созданием «Русского Собрания» получится, пока неизвестно. Нам же следует использовать эту возможность для интеллектуального общения, встреч с интересными людьми, и при этом общении дискутировать (моё предложение — думаю, самое реальное и перспективное). При расставании (по просьбе Заноги) подарил Володе № 49 с началом публикации дневников. Сразу предупредил, чтобы не обижался, если что-то будет «против шерсти». А там будет. 22 октября Рэм Иванович Чарыков развернул бурную деятельность по пропаганде своей статьи «13 секунд до гибели лётчика-испытателя В.П. Чкалова», опубликованной в «В-49». Периодически звонит мне и сообщает новости «на этом фронте». Я рад, что опубликовал статью, столь важную для автора. Опубликую и следующую, если он её действительно подготовит. Впервые увидел, как ворона с удовольствием ест рябину. Сидит на ветке и клюёт по одной ягоде. Потом не выдержала, перелетела на самый край другой ветки. Та сильно прогнулась под тяжестью птицы, но ворона удержалась, оторвала большую кисть рябины, села с ней на низкий металлический заборчик у тротуара и принялась уплетать ягоды. Всё это происходило на набережной Федоровского, когда я из Союза писателей (только что закончил писать обзор 49-го выпуска для «Дня литературы») шёл на чай к Лубяко на 3-ю Ямскую улицу. В этот раз побыл у Татьяны Борисовны совсем недолго. Выполнил давно обещанное — подарил настенный православный календарь. Второй раз старая учительница сказала: — Не хочу больше читать. Скоро умирать, а получаемые знания всё равно применять некуда. Решила, что лучше буду рисовать. Показала старенький (советских времён) блокнот с карандашными рисунками на тему сказов Павла Петровича Бажова и романа «Джейн Эйр». Всё это какое-то детство. И есть в подобной наивности что-то беззащитное, чистое… спокойное отношение к жизни, к своим земным срокам. 26 октября Завален собственными обязательствами: подготовка сборников стихов Валерия Темнухина и Полины Тарабриной, рассказов Игоря Соловьёва (всеми книгами занимаюсь одновременно), а ещё вычитываю текст собственной книги (из Смоленска Володя Макаренков прислал вёрстку № 15 альманаха «Под часами», где печатают 2002 год «Искр потухающих костров»), поджимает двухтомник собрания сочинений Алексея Марковича Коломийца (попросил автора немного набраться терпения), книга к юбилею С.И. Шуртакова (там тоже огромная работа впереди — одна подготовка к печати рукописей писателя чего стоит!). А уже надо думать и о следующем выпуске «Вертикали. ХХI век», текущих союзных делах, отвечать на вопросы газеты «Саровская пустынь», готовить интервью с Борисом Лукиным по поводу антологии «Война и Мир. Великая Отечественная война (1941-1945) в русской поэзии ХХ-ХХI вв.» (он просит помочь в этом нужном деле), писать статью о Евгении Юшкове в № 12 журнала «Столицы Нижний». И вот на этом фоне звонок из Нижегородской академии МВД. Среди их курсантов есть те, кто пишет стихи и прозу. Просят организовать у них литературное объединение. Очень нужное, хорошее дело. Надо и над этим думать. И ведь наверняка, как уже было не раз, с Божьей помощью всё осилю. Отправил с Борисом Селезнёвым целый ворох старых бухгалтерских документов в областной архив (спасибо, как всегда Татьяна Антипова помогла), письмо митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Гергию на благословение выступлений у нас о. Владимира Гофмана, письма в инстанции на награждение Бориса в связи с 15-летием его «Арины» (и все эти бумаги пришлось самому сочинять и набирать). 27 октября Пришёл в Союз писателей Анатолий Абрашкин (давно с профессором не виделись). В свитере жарко (в нашем старинном доме сильно, не по сезону, топят) — переодел профессора в свою «русскую рубашку», в которой был на Крестном ходе. Вот так и сидели за столом, не торопясь выпивая по рюмочке. Анатолий Александрович пожаловался, что в каком-то солидном научном американском журнале муторят его математическую статью, не печатают, в Москве не пускают в производство его новую историческую книгу. Попросил «Вертикаль» с началом публикации «Искры потухающих костров». Приехал Евгений Галкин, тоже просит журнал. Начали вспоминать Володю Жильцова. Тут я не вытерпел, рассказал, как Владимир Иванович мелочно предавал, вообще поступал недостойно (эпизод с его интриганством, чтобы не допустить меня на радио, дабы рассказать о Валентине Николаеве). Евгений Иванович понимает, как Жильцова обыграли, подставили, использовали его в разворовывании денег Союза писателей. И спасла тут Володю от больших неприятностей, как ни горько это звучит, смерть. Иначе пришлось бы за всё ответить ещё и перед органами. Да, с чего начался разговор с Галкиным. Он был на заседании клуба старых нижегородцев, где отметили 70-летие Жильцова. Ну и посетовали — в городе несколько писательских союзов, а бывшего председателя никто не чествует. Что на это ответить? Кому Владимир верно служил — Шамшурину, Рябову (без него он даже заседания Правления не начинал, и только когда последний милостиво разрешал, мол, я скоро приеду, можете начинать, отвечая на вопрошания Владимира по телефону) — все его бросили ещё при жизни. Уж тем более не собираются хранить память о нём после смерти. Но это был выбор самого Жильцова. Только его, и никого другого. Значит, по своему духовному, нравственному потенциалу они ему были ближе, понятнее. А ведь сколько раз я его убеждал освободиться из-под их влияния, отойти от них. Во Владимире Ивановиче было чистое зерно русака. Он был добр, но не хватило характера. Галкин помянул Пашкова. Александр Павлович из квартиры не выходит, в университете уже не преподаёт, хлопочет, чтобы лечь в клинику, подлечиться. Но Абрашкин провокатор — так за разговорами по бутылке водки с ним и выпили. Но как хорошо после жаркого кабинета было прогуляться до дома по вечернему, осеннему городу. Сухо, ветерок где-то затаился, и только россыпь огней по склонам холмов и за Окой. 28 октября Неожиданное известие – Анатолий Анатольевич Парпара, который должен был в Дивееве проводить литературный семинар, разбирать рукописи (ему и билет уже купили, выслали) вдруг оказался в Тамбове. При разговоре с Зимой (Нелли Витальевна ему звонила, чтобы решить о встрече его в Арзамасе) просто бросил трубку, не сочтя нужным объясниться. Мой первый порыв — ехать самому. Но благодаря некоторым обстоятельствам вовремя одумался. Что за привычка собой затыкать всякую дыру. К тому же надо готовиться к поездке в Москву, делать звонки. Но каков Парпара! Для меня такие поступки — это нечто за гранью… Прислали вёрстку моей статьи из «Столицы Нижний» о И.К. Кузьмичёве. Перечитал. Ничего, терпимо. Во всяком случае, хоть так вспомним наших филологов-критиков прошлых, советских лет. 30 октября Проснулся оттого, что услышал ветер за окном — зимний. Подумал — вот и выпал первый снег. Встал, подошёл к окну. Снега немного, но всё им припорошено — газоны с зеленеющей травой, чёрный асфальт, машины. И редкие жёлтые листики на берёзе стали выглядеть так сиротливо, так грустно на них смотреть… Что-то это мне напоминает в собственной жизни, какую-то давнюю тоску.
(ОКТЯБРЬ, 2016). ОКОНЧАНИЕ
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий