О новых книгах Валерия Сдобнякова
Сбодняков В.В. Записки истерзанного времени. – Нижний Новгород: «Вертикаль. ХХI век», 2019 – 224 с. Сдобняков В.В. Когда душа плачет. – Нижний Новгород: «Вертикаль. ХХI век», 2019 – 300 с. В книге «Записки истерзанного времени» главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», писатель, автор более тридцати книг прозы, публицистики, критики, лауреат многих международных и всероссийских литературных премий Валерий Сдобняков продолжает размышлять над самыми острыми социальными, политическими и духовными проблемами современной России. «Записки истерзанного времени» являются как бы продолжением ранее вышедших книг этого автора, таких, как «Сопротивление нелюбви», «Возвращение», «Сроки», «В предчувствии Апокалипсиса» с большим интересом встреченных читателями и критикой. Том состоит из трёх разделов. Перед каждым из них автор даёт пояснения, во многом объясняющие как формировалась книга и раскрывающие главные темы в ней отраженные. Так цикл статей «Наше поражение? Публицистический дневник 1990-2015 гг.» предваряется следующей записью: «Я решил опубликовать эти статьи прошлых лет потому, что в них осталось много актуального для сегодняшнего времени. Забыв о существовании этих текстов, я нечаянно вновь их открыл для себя, перечитал и решил представить на суд читателям. Многие статьи на подобные темы ранее уже вошли в другие, изданные мною книги. Эти в книжном формате публикуются впервые в виде «публицистического дневника» – не только как напоминание о пережитом, но и в подтверждение многих несбывшихся надежд». И действительно, сколько в нашем обществе конца 80-х годов прошлого века возлагалось надежд на изменение к лучшему ситуации не только в СССР но и во всём мире. Мечталось о «едином европейском доме», «мире без границ», «всеобщей социальной справедливости». Но вот разрушен СССР, сменилась в, одночасье ставших самостоятельными, бывших союзных республиках власть, и что?... «Старики и старухи – бездомные, голодные, оборванные, гибнущие от болезней. Хотим мы того или нет, но это действительность, даже символ теперешней России… Они своими руками подняли из послевоенных руин страну. Не доедая и не досыпая, выстроили нашу индустрию – бесчисленные заводы и фабрики, порты и вокзалы. А ещё универмаги, жилые дома, рестораны, санатории… Всё то, что сейчас составляет достояние страны, и что мы так лихо приватизировали, при этом обманув и обворовав их… Куда ни посмотри, в какую сторону ни ткнись – везде кабала, свобода быть нищим, ограбленным, незащищённым ни государством, ни милицией, ни выборной властью. Везде тебя встречает равнодушие и унижение. Нет, сколько бы ни говорили о «продвижении реформ», сколько бы ни обещали впереди всеобщего достатка и благоденствия – что-то неправильно в нашем государстве, господа! Что-то неладное, безбожное творится в нём. Мы – больное общество. Мы не милосердны и потому, естественно, не требуем милосердия к тем, кто сам этого потребовать не в состоянии». Это я привёл выдержки из статьи Валерия Сдобнякова «Старики на помойке», опубликованной во времена самого страшного «демократического разгула» в России в газете «Нижегородская правда» (25 января 1997 г.), в те самые времена, когда подавляющее большинство местных «деятелей культуры» сидели по своим закуткам набрав в рот воды, боясь не то что произнести какое-то слово против воцарившейся в области власти, но даже косо посмотреть в её сторону. А из под пера Валерия Сдобнякова выходят одна за другой бесстрашные обличительные статьи: «Судилище и покаяние», «Быть честным – значит умереть», «Итоги, как они убоги», «Полюбишь язык, полюбишь и народ», «Очередная колониальная война Америки», «О национальном самосознании и исторической памяти», «Библиотека как зеркало нашей эволюции», «Площадь Монастырская: память против предвзятости», «Государственная идея Россией давно выбрана» и т.д. Из некоторых приведённых названий видно, что писатель бескомпромиссно размышляет на самые разные темы, касающиеся жизни людей, проживающих в России. Его публицистические произведения печатались в самых разных периодических изданиях и находили отклик у читателей. Может быть, в эти времена и зародилась у писателя мечта создать свой журнал. Не зря же он, близко к отчаянию, написал после первых неудач, связанных с выпуском «Вертикали. ХХI век»: «Я никогда не рассчитывал на помощь властей – они у нас традиционно малокультурны и духовно нетребовательны (иначе разве бы могли в течение одного века так издеваться, так мучить, унижать свой народ!). Но люди свободные, не продажные, самостоятельно творящие свою судьбу, почему не откликнулись на мои многочисленные призывы, на моё предложение о творческом и духовном сотрудничестве? Неужели в таком мегаполисе, которым является Нижний Новгород, нет наших сторонников. Неужели мы так и будем спокойно взирать, как попирается наша культура, история, все наши традиционные духовные ценности? Неужели конкурсы красоты, «Аншлаги», «Окна», Маринины и Дашковы закрыли нам доступ к художественному слову, к живой мысли, к философскому мышлению?» Не менее острые материалы помещены во второй раздел книги «Помнить о том, что за спиной», говоря о котором автор напоминает: «Эти беседы являются продолжением книги «В предчувствии Апокалипсиса», которая вышла в 2013 году в издательстве «Родное пепелище». Книга имела большой успех. И всё-таки я думал, что с этим литературным жанром закончил. Но жизнь столь сложна и многообразна, и столько замечательных людей встречается на нашем пути, что невольно пришлось продолжить беседы с художниками, учёными, писателями, одарившими меня своим душевным расположением». На страницах «Записки истерзанного времени» опубликованы беседы с философом, художником, переводчиком Дионисио Гарсией, критиком и публицистом Александром Казинцевым, поэтом, критиком Борисом Лукиным, писателем, врачом Сергеем Овчинниковым, доктором технических наук, поэтом Алексеем Коломийцем, протоиереем, писателем Владимиром Чугуновым, писателем Валентином Николаевым… И тут собеседники как на подбор – смелы и самостоятельны в суждениях, не прячущиеся за общие фразы, не держащие задней мысли «как бы кого не обидеть», и не утверждающие истин «как у всех». Думаю, что именно такой прямой, открытый разговор нам необходим как воздух, чтобы осознать дальнейший путь России, чтобы вновь не ошибиться и не свалиться в очередную историческую пропасть. Заканчивается книга автобиографическими заметками «Моя родина – Красноярский край». *** Увы, но и о писателях ушедшего поколения не так часто вспоминают современные литераторы. Вернее всего – нет в этом злого умысла. Просто на переломе эпох в истории нашего государства произошёл разлом между поколениями пишущих книги. Возобладал интерес в обществе, у читателей к иным темам, другие герои заполнили страницы глянцевых журналов, телевизионные экраны, мониторы ноутбуков. Современное российское общество стремительно удалялось от памяти прошлого, отрекалось от неё, стеснялось или стыдилось говорить, размышлять, думать о ней. Но без памяти – нет опоры в жизни человечества. И со временем всё возвращается на круги своя, ибо нет без прошлого настоящего, нет созидательной основы. В русской литературе всегда существовала традиция вспоминать своих предшественников, писать о них статьи, мемуарные заметки. Жизнь писателя, может быть, как никакого другого человека, наиболее остро, открыто вбирает в себя все перипетии ушедшего времени, в котором ему пришлось творить, все достижения и заблуждения, ожидания и разочарования, сомнения и восторги. Ведь написание и публикация художественного, поэтического, публицистического текста – это нечто похожее на акт публичной исповедальности. Не зря же утверждает русская пословица: «Написанное пером, не вырубишь и топором». Иными словами – это остаётся на все последующие времена, перед ними писатель будет нести ответственность за написанное и опубликованное при жизни. В истории нижегородской литературы не так много произведений мемуарного плана, рассказывающих о жизни и творчестве местных писателей. Можно вспомнить публикацию в ещё советских местных газетах глав из книги Бориса Пильника «Что было – то было», посвященных памяти писателей довоенной поры. В особом ряду стоят книги Юрия Адрианова «Нижегородская отчина» и «Провинциальные Гомеры», в которые поэт поместил очерки о писателях-нижегородцах вплоть до 70-х годов прошлого века. Валерий Сдобняков представляет на суд читателей свою новую книгу, в разделе которой «Бесценный дар судьбы», вслед за Ю.А. Андриановым продолжает знакомить читателей с последующими поколениями писателей Нижегородского края. В предыдущих книгах Сдобнякова «Душа живая» и «Память сердца» речь шла о литераторах, продолжавших работать и уже ушедших из жизни после 70-х годов ХХ века – Валентине Распутине, Викторе Астафьеве, Олеге Шестинском, Юрии Адрианове, Валентине Николаеве, Василии Осипове, Михаиле Жаравине, Сергее Карасёве… Пожилые и молодые, поэты и прозаики, кто значимее, кто менее значимо – все они оставили свой неповторимый след в истории культурной жизни Горького (так в 30-е – 80-е годы именовался наш город) – Нижнего Новгорода. Книга «Когда душа плачет» – это уже о писателях, их творческих судьбах, и об уже ушедших, и ещё здравствующих в новом ХХI веке – Николае Коняеве, Владимире Цветкове, Владимире Половинкине, актёре и писателе Александре Мюрисепе, протоиерее Евгении Юшкове, художнике и поэте Викторе Калинине, учёном-филологе Иване Кузьмичёве, геологе и поэте Алексее Коломийце… И тут, вспоминая своих коллег, Сдобняков не прячется от спорных, дискуссионных вопросов. Так в очерке, посвящённом памяти поэта Владимира Половинкина, рассказывая о его жизненном пути и творческой биографии, автор приводит такой эпизод: «В наших разговорах не раз Половинкин возвращался к теме непростой новейшей истории советского Отечества, вспоминал о судьбе отца, репрессированного в конце тридцатых годов прошлого века, когда семья жила в городе Павлове. Тогда мать вынуждена была их с сестрой увезти к бабушке в село. (Отца освободили и реабилитировали в 1939 году, и после этого семья переехала жить и работать в Горький. В 1943 году Василий Половинкин погиб на фронте). Но вспоминал и о том, как во время войны поступил в институт инженеров водного транспорта – руководство страны и в самые тяжелые испытания думало о будущем, готовило кадры для производства, науки, культуры, образования. И потому у молодого поэта, думаю совершенно искренне, в стихотворении «В степях», в котором он вспоминает рассказ отца о налетевшем суховее, уничтожившем труд многих людей («Он видел лица, тёмные от горя,/Сухие воспалённые глаза./ У ног крестьян поникшая пшеница/Роняла зёрна сморщенные в пыль…/ Мне было трудно с мыслью примириться,/Что мой отец рассказывает быль») написались такие строки, которые должны были утвердить читателя в мысли, что советские люди всё преодолеют, выстоят и построят новую счастливую жизнь: Сегодня мне в народе рассказали, Что видел кто-то (кто – утерян след), Как степью проходил товарищ Сталин, В косоворотку русскую одет. Шёл медленно просёлочной дорогой. Над степью плыл тяжёлый мутный зной. А он задумчиво колосья трогал И на ладони взвешивал порой. Быть может, и легенда… Люди знали, С лопатами весною выходя, Что план им начертал товарищ Сталин, Что в нём забота мудрого вождя… («Волжские огни». Юношеский альманах. Горьковское областное государственное издательство, 1951.) А когда умер вождь, благодаря которому (в этом была убеждена подавляющая часть населения страны), СССР победил в самой страшной, безжалостной, кровопролитной войне за всю историю человечества, молодой поэт написал пронизанное опять же искренней горечью стихотворение «Сталин бессмертен!», которое в 1953 году опубликовал всё тот же альманах «Волжские огни». Видимо, не таил Владимир Васильевич тогда на власть обиды, хоть та и не всегда поступала с их семьёй справедливо и милосердно. Я приведу здесь отрывок из этого стихотворения: Запомнится это утро: Отчизна в великой печали, – Скончался из мудрых мудрый, Наш вождь и учитель – Сталин. Как тяжко, как трудно поверить, Что сердце его остыло… Какою мерой измерить Всей скорби народной силу?.. Знамёна с каймою чёрной, Слёзы в глазах прохожих. А сердце стучит упорно: Нет, он умереть не может! Все трудности с ним побеждали, Идя по путям заветным. Бессмертен великий Сталин, Как дело его бессмертно. Плывут в весенние дали Мелодии скорбных маршей. Скончался товарищ Сталин…» В книгу вошли очерки, статьи, беседы, опубликованные ранее в газетах и журналах, как Москвы, так и многих других городов Российской Федерации и за рубежом. Не избегает Сдобняков и острой полемики с теми, с чьей нравственной позицией он не согласен. Подобные материалы представлены в завершающем разделе книги «В мире слепых сердец». Нелицеприятные высказывания писателя обращены к тем, кто литературный труд использует для нечестной наживы и удовлетворения собственных тщеславных амбиций, а не для служения своему народу, Отечеству. Думается, что без таких книг, как «Душа живая», «Память сердца», «Когда душа плачет» Валерия Сдобнякова, и подобные им, нам будет трудно сохранить истинные художественные и добрые христианские традиции русской литературы, вообще традиции русской культуры, которые, главным образом, основаны на православии. Может быть, они и сберегаются именно в глубинной России, в её древних городах, на её необъятных просторах, где главным образом ищут истину, а не денег. Публицистический двухтомник Валерия Сдобнякова даёт широкую панораму политической и духовной жизни России во времена переживаемого страной слома, со всеми её потерями и приобретениями, заблуждениями и откровениями.
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий