О новых книгах Валерия Сдобнякова

Сбодняков В.В. Записки истерзанного времени. – Нижний Новгород: «Вертикаль. ХХI век», 2019 – 224 с. Сдобняков В.В. Когда душа плачет. – Нижний Новгород: «Вертикаль. ХХI век», 2019 – 300 с. В книге «Записки истерзанного времени» главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», писатель, автор более тридцати книг прозы, публицистики, критики, лауреат многих международных и всероссийских литературных премий Валерий Сдобняков продолжает размышлять над самыми острыми социальными, политическими и духовными проблемами современной России. «Записки истерзанного времени» являются как бы продолжением ранее вышедших книг этого автора, таких, как «Сопротивление нелюбви», «Возвращение», «Сроки», «В предчувствии Апокалипсиса» с большим интересом встреченных читателями и критикой. Том состоит из трёх разделов. Перед каждым из них автор даёт пояснения, во многом объясняющие как формировалась книга и раскрывающие главные темы в ней отраженные. Так цикл статей «Наше поражение? Публицистический дневник 1990-2015 гг.» предваряется следующей записью: «Я решил опубликовать эти статьи прошлых лет потому, что в них осталось много актуального для сегодняшнего времени. Забыв о существовании этих текстов, я нечаянно вновь их открыл для себя, перечитал и решил представить на суд читателям. Многие статьи на подобные темы ранее уже вошли в другие, изданные мною книги. Эти в книжном формате публикуются впервые в виде «публицистического дневника» – не только как напоминание о пережитом, но и в подтверждение многих несбывшихся надежд». И действительно, сколько в нашем обществе конца 80-х годов прошлого века возлагалось надежд на изменение к лучшему ситуации не только в СССР но и во всём мире. Мечталось о «едином европейском доме», «мире без границ», «всеобщей социальной справедливости». Но вот разрушен СССР, сменилась в, одночасье ставших самостоятельными, бывших союзных республиках власть, и что?... «Старики и старухи – бездомные, голодные, оборванные, гибнущие от болезней. Хотим мы того или нет, но это действительность, даже символ теперешней России… Они своими руками подняли из послевоенных руин страну. Не доедая и не досыпая, выстроили нашу индустрию – бесчисленные заводы и фабрики, порты и вокзалы. А ещё универмаги, жилые дома, рестораны, санатории… Всё то, что сейчас составляет достояние страны, и что мы так лихо приватизировали, при этом обманув и обворовав их… Куда ни посмотри, в какую сторону ни ткнись – везде кабала, свобода быть нищим, ограбленным, незащищённым ни государством, ни милицией, ни выборной властью. Везде тебя встречает равнодушие и унижение. Нет, сколько бы ни говорили о «продвижении реформ», сколько бы ни обещали впереди всеобщего достатка и благоденствия – что-то неправильно в нашем государстве, господа! Что-то неладное, безбожное творится в нём. Мы – больное общество. Мы не милосердны и потому, естественно, не требуем милосердия к тем, кто сам этого потребовать не в состоянии». Это я привёл выдержки из статьи Валерия Сдобнякова «Старики на помойке», опубликованной во времена самого страшного «демократического разгула» в России в газете «Нижегородская правда» (25 января 1997 г.), в те самые времена, когда подавляющее большинство местных «деятелей культуры» сидели по своим закуткам набрав в рот воды, боясь не то что произнести какое-то слово против воцарившейся в области власти, но даже косо посмотреть в её сторону. А из под пера Валерия Сдобнякова выходят одна за другой бесстрашные обличительные статьи: «Судилище и покаяние», «Быть честным – значит умереть», «Итоги, как они убоги», «Полюбишь язык, полюбишь и народ», «Очередная колониальная война Америки», «О национальном самосознании и исторической памяти», «Библиотека как зеркало нашей эволюции», «Площадь Монастырская: память против предвзятости», «Государственная идея Россией давно выбрана» и т.д. Из некоторых приведённых названий видно, что писатель бескомпромиссно размышляет на самые разные темы, касающиеся жизни людей, проживающих в России. Его публицистические произведения печатались в самых разных периодических изданиях и находили отклик у читателей. Может быть, в эти времена и зародилась у писателя мечта создать свой журнал. Не зря же он, близко к отчаянию, написал после первых неудач, связанных с выпуском «Вертикали. ХХI век»: «Я никогда не рассчитывал на помощь властей – они у нас традиционно малокультурны и духовно нетребовательны (иначе разве бы могли в течение одного века так издеваться, так мучить, унижать свой народ!). Но люди свободные, не продажные, самостоятельно творящие свою судьбу, почему не откликнулись на мои многочисленные призывы, на моё предложение о творческом и духовном сотрудничестве? Неужели в таком мегаполисе, которым является Нижний Новгород, нет наших сторонников. Неужели мы так и будем спокойно взирать, как попирается наша культура, история, все наши традиционные духовные ценности? Неужели конкурсы красоты, «Аншлаги», «Окна», Маринины и Дашковы закрыли нам доступ к художественному слову, к живой мысли, к философскому мышлению?» Не менее острые материалы помещены во второй раздел книги «Помнить о том, что за спиной», говоря о котором автор напоминает: «Эти беседы являются продолжением книги «В предчувствии Апокалипсиса», которая вышла в 2013 году в издательстве «Родное пепелище». Книга имела большой успех. И всё-таки я думал, что с этим литературным жанром закончил. Но жизнь столь сложна и многообразна, и столько замечательных людей встречается на нашем пути, что невольно пришлось продолжить беседы с художниками, учёными, писателями, одарившими меня своим душевным расположением». На страницах «Записки истерзанного времени» опубликованы беседы с философом, художником, переводчиком Дионисио Гарсией, критиком и публицистом Александром Казинцевым, поэтом, критиком Борисом Лукиным, писателем, врачом Сергеем Овчинниковым, доктором технических наук, поэтом Алексеем Коломийцем, протоиереем, писателем Владимиром Чугуновым, писателем Валентином Николаевым… И тут собеседники как на подбор – смелы и самостоятельны в суждениях, не прячущиеся за общие фразы, не держащие задней мысли «как бы кого не обидеть», и не утверждающие истин «как у всех». Думаю, что именно такой прямой, открытый разговор нам необходим как воздух, чтобы осознать дальнейший путь России, чтобы вновь не ошибиться и не свалиться в очередную историческую пропасть. Заканчивается книга автобиографическими заметками «Моя родина – Красноярский край». *** Увы, но и о писателях ушедшего поколения не так часто вспоминают современные литераторы. Вернее всего – нет в этом злого умысла. Просто на переломе эпох в истории нашего государства произошёл разлом между поколениями пишущих книги. Возобладал интерес в обществе, у читателей к иным темам, другие герои заполнили страницы глянцевых журналов, телевизионные экраны, мониторы ноутбуков. Современное российское общество стремительно удалялось от памяти прошлого, отрекалось от неё, стеснялось или стыдилось говорить, размышлять, думать о ней. Но без памяти – нет опоры в жизни человечества. И со временем всё возвращается на круги своя, ибо нет без прошлого настоящего, нет созидательной основы. В русской литературе всегда существовала традиция вспоминать своих предшественников, писать о них статьи, мемуарные заметки. Жизнь писателя, может быть, как никакого другого человека, наиболее остро, открыто вбирает в себя все перипетии ушедшего времени, в котором ему пришлось творить, все достижения и заблуждения, ожидания и разочарования, сомнения и восторги. Ведь написание и публикация художественного, поэтического, публицистического текста – это нечто похожее на акт публичной исповедальности. Не зря же утверждает русская пословица: «Написанное пером, не вырубишь и топором». Иными словами – это остаётся на все последующие времена, перед ними писатель будет нести ответственность за написанное и опубликованное при жизни. В истории нижегородской литературы не так много произведений мемуарного плана, рассказывающих о жизни и творчестве местных писателей. Можно вспомнить публикацию в ещё советских местных газетах глав из книги Бориса Пильника «Что было – то было», посвященных памяти писателей довоенной поры. В особом ряду стоят книги Юрия Адрианова «Нижегородская отчина» и «Провинциальные Гомеры», в которые поэт поместил очерки о писателях-нижегородцах вплоть до 70-х годов прошлого века. Валерий Сдобняков представляет на суд читателей свою новую книгу, в разделе которой «Бесценный дар судьбы», вслед за Ю.А. Андриановым продолжает знакомить читателей с последующими поколениями писателей Нижегородского края. В предыдущих книгах Сдобнякова «Душа живая» и «Память сердца» речь шла о литераторах, продолжавших работать и уже ушедших из жизни после 70-х годов ХХ века – Валентине Распутине, Викторе Астафьеве, Олеге Шестинском, Юрии Адрианове, Валентине Николаеве, Василии Осипове, Михаиле Жаравине, Сергее Карасёве… Пожилые и молодые, поэты и прозаики, кто значимее, кто менее значимо – все они оставили свой неповторимый след в истории культурной жизни Горького (так в 30-е – 80-е годы именовался наш город) – Нижнего Новгорода. Книга «Когда душа плачет» – это уже о писателях, их творческих судьбах, и об уже ушедших, и ещё здравствующих в новом ХХI веке – Николае Коняеве, Владимире Цветкове, Владимире Половинкине, актёре и писателе Александре Мюрисепе, протоиерее Евгении Юшкове, художнике и поэте Викторе Калинине, учёном-филологе Иване Кузьмичёве, геологе и поэте Алексее Коломийце… И тут, вспоминая своих коллег, Сдобняков не прячется от спорных, дискуссионных вопросов. Так в очерке, посвящённом памяти поэта Владимира Половинкина, рассказывая о его жизненном пути и творческой биографии, автор приводит такой эпизод: «В наших разговорах не раз Половинкин возвращался к теме непростой новейшей истории советского Отечества, вспоминал о судьбе отца, репрессированного в конце тридцатых годов прошлого века, когда семья жила в городе Павлове. Тогда мать вынуждена была их с сестрой увезти к бабушке в село. (Отца освободили и реабилитировали в 1939 году, и после этого семья переехала жить и работать в Горький. В 1943 году Василий Половинкин погиб на фронте). Но вспоминал и о том, как во время войны поступил в институт инженеров водного транспорта – руководство страны и в самые тяжелые испытания думало о будущем, готовило кадры для производства, науки, культуры, образования. И потому у молодого поэта, думаю совершенно искренне, в стихотворении «В степях», в котором он вспоминает рассказ отца о налетевшем суховее, уничтожившем труд многих людей («Он видел лица, тёмные от горя,/Сухие воспалённые глаза./ У ног крестьян поникшая пшеница/Роняла зёрна сморщенные в пыль…/ Мне было трудно с мыслью примириться,/Что мой отец рассказывает быль») написались такие строки, которые должны были утвердить читателя в мысли, что советские люди всё преодолеют, выстоят и построят новую счастливую жизнь: Сегодня мне в народе рассказали, Что видел кто-то (кто – утерян след), Как степью проходил товарищ Сталин, В косоворотку русскую одет. Шёл медленно просёлочной дорогой. Над степью плыл тяжёлый мутный зной. А он задумчиво колосья трогал И на ладони взвешивал порой. Быть может, и легенда… Люди знали, С лопатами весною выходя, Что план им начертал товарищ Сталин, Что в нём забота мудрого вождя… («Волжские огни». Юношеский альманах. Горьковское областное государственное издательство, 1951.) А когда умер вождь, благодаря которому (в этом была убеждена подавляющая часть населения страны), СССР победил в самой страшной, безжалостной, кровопролитной войне за всю историю человечества, молодой поэт написал пронизанное опять же искренней горечью стихотворение «Сталин бессмертен!», которое в 1953 году опубликовал всё тот же альманах «Волжские огни». Видимо, не таил Владимир Васильевич тогда на власть обиды, хоть та и не всегда поступала с их семьёй справедливо и милосердно. Я приведу здесь отрывок из этого стихотворения: Запомнится это утро: Отчизна в великой печали, – Скончался из мудрых мудрый, Наш вождь и учитель – Сталин. Как тяжко, как трудно поверить, Что сердце его остыло… Какою мерой измерить Всей скорби народной силу?.. Знамёна с каймою чёрной, Слёзы в глазах прохожих. А сердце стучит упорно: Нет, он умереть не может! Все трудности с ним побеждали, Идя по путям заветным. Бессмертен великий Сталин, Как дело его бессмертно. Плывут в весенние дали Мелодии скорбных маршей. Скончался товарищ Сталин…» В книгу вошли очерки, статьи, беседы, опубликованные ранее в газетах и журналах, как Москвы, так и многих других городов Российской Федерации и за рубежом. Не избегает Сдобняков и острой полемики с теми, с чьей нравственной позицией он не согласен. Подобные материалы представлены в завершающем разделе книги «В мире слепых сердец». Нелицеприятные высказывания писателя обращены к тем, кто литературный труд использует для нечестной наживы и удовлетворения собственных тщеславных амбиций, а не для служения своему народу, Отечеству. Думается, что без таких книг, как «Душа живая», «Память сердца», «Когда душа плачет» Валерия Сдобнякова, и подобные им, нам будет трудно сохранить истинные художественные и добрые христианские традиции русской литературы, вообще традиции русской культуры, которые, главным образом, основаны на православии. Может быть, они и сберегаются именно в глубинной России, в её древних городах, на её необъятных просторах, где главным образом ищут истину, а не денег. Публицистический двухтомник Валерия Сдобнякова даёт широкую панораму политической и духовной жизни России во времена переживаемого страной слома, со всеми её потерями и приобретениями, заблуждениями и откровениями.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СТИХИ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СУЛЕЙМАНУ СТАЛЬСКОМУ. Подборку подготовил Мурад Саид.