Юрий АДРИАНОВ. ПАМЯТЬ ДЯТЛОВЫХ ГОР
Записки нижегородского литератора. Продолжение. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 60, 2019 г. На обложке журнала «Вертикаль. ХХI век» № 11 работа Ю.А. Адрианова Фольклорные проселки Каждый год, летом и в детстве и в юности, я жил в селах на Волге, на Керженце, на маленькой речонке Ункор у станции Зименки, ходил на шлюпках по Оке, Волге, Клязьме, Суре, с шестнадцати лет охотился в разных местах. Казалось, что быт деревни знаю не понаслышке: если сложить времена — получится не один год! Но оказывается, что это «гастрольное общение» — я не замечал, вернее, не стремился все это понять из глубины. Познание началось со студенческих фольклорных экспедиций. В них мне было просто: я знал быт, «русскую печь» с ее не очень хитрым нравом, бани и дворы, соседство со скотиной — все было привычно, как неприхотливая пища. Но ежечасные беседы «по душам», ежедневная смена сел и деревень, разные глаза — усталые и светлые, испуганные и недоверчивые — все это пришлось на пору нашего «народознания» — «хождения в народ». Фольклористов даже наши однокурсники (классики «по пристрастиям») не очень жаловали. Мы искали древности, как археологи, но во многом по сказочному рецепту: «Иди туда, не знаю куда! Ищи то — не знаю что!». Может быть, поэтому «наш атаман» доцент Потявин перед тем, как выпустить нас «во чистое поле», в славном городе Муроме привел нас в архивы краеведческого музея, где, по надежным сведениям, были давние фольклорные записи еще XIX века. Записи были... Но нам с Сашей Цирульниковым музейная барышня принесла папки, сказав — это вот частушки первых лет советской власти. Мы листали их, находя много общих запевок с современными текстами, но вдруг пошло нечто, заставившее нас, детей 1958 года, заерзать: Эх, яблочко сверху зелено: Я куплю наган — убью Ленина! Или: Пароход идет — вода кольцами: Будем рыбу кормить — комсомольцами. Или вот такой «былинный запев»: Ходит Троцкий по базару! Частушки попадались среди каких-то и очень коммунистических отчетов собраний, победные резолюции которых завершались неизменным лозунгом: «Да здравствует мировая революция и ее вожди Ленин и Троцкий!». «Краткий курс истории ВКП(б)» мы уже тщательно и правомерно изучили. Было не по себе от такого «фольклора». Мы призвали Василия Михайловича Потявина и шепотом рассказали о своих первых находках в фольклорных записях здешнего архива. Потявин был невозмутим, но, видимо, просчитав ситуацию с нашим приобщением к такому «гласу народному», весело сказал: «Это вам ерунда попалась. Это все кулацкое, вражеское! В Муроме был мятеж контрреволюционный, как в Ярославле — так от тех дней осталось!». А ныне думаю: вот вам и запретный плод. Раз прочитал, а всю жизнь до пенсии не забываю. Видимо, для души человеческой такое запретное памятно и дорого, как грешная запретная любовь. Фольклорные экспедиции были и нашим первым с Цирульниковым приобщением к киноискусству. В университете создали кинолабораторию, во главе которой стоял биолог Лаврентьев. Впоследствии его хорошо знали в городе, как книжника, собирателя редких икон, постоянного собрата по рыбалке нижегородского митрополита Николая. И тогда Потявин, любивший всякие новинки, задумал документальный фильм о фольклоре (и он оказался действительно первый в России) — «Волга поет!». В Горьком завод имени Петровского начал выпуск первых репортерских магнитофонов «Романтик». Это было действительно пижонское чудо тех лет весом килограммов шесть-семь, которое носили на плече. У филфака денег, естественно, не было. Но Потявин пошел в научно-исследовательский институт химии, к лауреату Ленинской премии и академику Разуваеву. У него в институте деньги водились и, таким образом, для фольклористов «нахимичили» четыре магнитофона. Когда в поволжской деревне, где-нибудь под Саратовым, начиналась запись, то народ бежал к нам и мешал. Он не ведал, что в аппарате простые батарейки для фонаря. Потявин, чтобы остановить «доступ к телу», говорил: «Видите, нет проводов! Магнитофоны работают на атомной энергии. Кто подойдет на три шага — на пять лет выходит из строя». Как «васюковские любители шахмат», к нам приходили на съемки «Волга поет» местные книгочеи: «Это не о вас писала на днях «Советская Россия»? Потявин брезгливо морщил губы и говорил: «О нас везде пишут постоянно». В дело включалось руководство сельхозартелей. Народ требовал угостить именитых гостей. И четко зная преимущество народного строя, все кричали: «За счет колхозу! За счет колхозу!». Начинались пляски. Камера трещала впустую. Шеф, все понимая, велел беречь пленку. Раскрасневшиеся бабенки выскакивали из круга и, вытирая лоб, словно ища сочувствия, вздыхали: «Юбки мешают кружиться». Доцент филфака советовал: «А вы их сбросьте». Сидя со студентами за вечерним застольем, он радостно говорил: — Какой у нас замечательный народ — фольклористы. Молодой, непьющий. — Ну как же непьющий, вот она, — показывали на бутылку под белой головкой. Потявин, улыбаясь, вещал: «Ну, это же пустое дело — поллитра на двоих!» Магнитофоны были причиной ряда «задержаний». Помню, как уже в поле колхозники схватили милую маленькую Сашеньку Бычкову. Думали, уже после записи, что к ним пожаловали шпионы. Время было бдительное до безмерности. Биологи рассказывали, как в их экспедиции поймали Света Приклонского, что потом был директором знаменитого Окско-террасского заповедника, потомка древней дворянской семьи, дальних родственников Пушкина и знаменитых осадных воевод эпохи Смутного времени. Так вот, у Света Приклонского, студента-биолога, раймилиция обнаружила ружье бельгийской марки, бинокль «цейсовский», фотоаппарат тоже «не наш». Ну, а мы шли по проселкам, пели с девчонками на ходу новые песни Блантера и Мокроусова, собирали и записывали на «шпионские машинки» древние думы наших предков. Доцент Потявин давал «план», он не признавал полупустых тетрадей. Я нашел «жилу», стал расспрашивать маленьких девчушек. Вот кто знал «море» частушек. В васильсурскую экспедицию вызвался идти любимец курса, весельчак Турасов. Потявин спросил его: «Валя, как вы относитесь к сбору народного творчества?» — «Как матрос к революции, Василий Михайлович!» — бодро ответил бывший суворовец. Он дружил с обладателем звонкого тенора Володей Алексеевым. Уже в четвертом классе парохода, что вез нас в Василь, новобранцы-фолклористы горячо общались с народом. Увидя группу серьезных «очкариков», что, как донесла разведка, ехали в дом отдыха, Турасов, вынув из вещмешка летние белые брюки, вопрошал: «Вы не аспиранты? Среди вас нет аспирантов? Сейчас самое время аспирантам ходить в белых брюках. Купите, недорого!». Садясь возле старушек, задумчиво размышлял: «Вот скамейки деревянные, а у нас на эсминце — все железное, все, все...». В глубине района они стали ходить на пару. О них доходили изустные рассказы. Они заходили в дом к какой-нибудь бабушке. Тогда домов никто на Руси не запирал, а если вешали открытый замок, так лишь для того, чтобы в горницу не забрались куры или коза. Наши друзья истово молились на иконы и говорили старушке: «Матушка, мы честные русские офицеры! Идем из австрийского плена. Не откажи, покорми странников». Шумно ругали молодежь, безверие и пили парное молоко, хрустели огурцами... Они вдвоем, согнав девчонок в микрохор, давали концерты, платные. Правда, с тех, кто сопротивлялся, денег не брали. Однажды в одной из деревень мы увидели приличную бричку с ладною лошадкой. Стараясь не замечать однокурсников, они вопрошали древних поселян: «Матушка, а как нам в Детройт проехать? — Куда? — В Детройт! — Ах, так это прямо, прямо. Вот по столбовой дороге и езжайте». Впрочем, и мы не чуждались, когда давали телегу. Помню, кажется, в Шереметьеве под Василем, нам дали такой транспорт с условием, что мы его сдадим в соседнем селе, в отделении колхоза. Фотодокумент сохранил нашу компанию: я и девчата сидим на телеге, спустив ноги, а ямщиком сидит с вожжами Саша Цирульников, на голове у него белая шляпа, которыми мы разжились с ним весной в г. Киеве, где выступали на студенческой конференции. Жизнь была веселой, интересной и поучительной. Я не преодолел свою некую некоммуникабельность, а Цирульников, ныне известный российский тележурналист, репортер, уже тогда отличался среди нас открытостью и свободной общительностью в любой среде. Разговорить сельских стариков-молчунов — это для будущего журналиста словно высшие курсы. После Василя мы двинулись через Ульяновскую область. Помню, как будущих литераторов, нас завораживала топонимика здешних селений: Языково, Карамзинка, Анненково, Аксаково... В селах еще жили клубы — разгромленные барские особняки. Заросшие парки, засохшие ямины — память от бывших прудов. Иногда в сельских избах, в нехитром и самодельном шкафчике для посуды, рядом с чашками, гранеными стаканами, вспыхивал фужер красного стекла, расписная тарелка. .. — Откуда? Спутанно объясняли, что это, наверно, тятя принес оттуда, и показывали в сторону усадьбы. Грабили награбленное. Гражданская война оставляла еще памятный, живой след. — А у нас в селе Железная дивизия доукомплектовывалась, — важно сообщали в правлении колхоза. Проселки вели и вели нас вдоль Волги, по скользкому шару глобуса на юг земли русской! Через Казань-Ульяновск-Саратов, через станцию Эльтон, где под ногами соль, а в руках сладчайшие арбузы. Потом были пристани Астрахани, засыпанные рыбьей чешуей. А за ними удивительное путешествие по протокам волжской дельты, по ильменям к селу Тишкову, основанному в XIX веке арзамассцами. Мы плыли намоторной «лодье», похожей на ветлужские завозни, сквозь густые тростниковые плавни, мимо склоненных деревьев, и нежданно впереди нас поднимался то серый гусь, то били крылами по воде стаи лысух. Это был природный рай после сдержанности и почти скудости природы средней Волги. Спустя день, за окраиной Тишкова, нам откроется полупустыня — выжженная мертвая земля, земля, что оживает лишь при усердном орошении. На земле стоял год 1960-й. В то лето мы постигали Россию изнутри! Мы проходили сквозь природные зоны: таежное Заветлужье, голубой Светлояр. Потом Васильсурск — голубой камешек в ожерелье России! Симбирские лесостепи. Саратовские степи, суховатые увалы. Наконец, астраханский край — изумрудная ладонь дельты вся в живых жилках проток и окрест — сушь великая. А за спиной сотни километров дорог, сотни встреч. И, как сказал поэт, «деревни, деревни, деревни с погостами, как будто на них вся Россия сошлась». На земле стоял год 1960-й. И в селах были обычными старики в восемьдесят лет, которые помнили сопки Маньчжурии и японскую войну. Участникам первой мировой было по семьдесят лет. А тем, кто брал Берлин и освобождал Европу, — около сорока. А чаще — еще моложе. Мы входили, познавая Россию, в свои шестидесятые годы. Поколение, сохраненное в годы войны трудами матерей, поколение надежд тех, кто лег на фронте. Я перешел на патетический стиль. А в памяти веселые незабвенные старики. В одной из деревень Ульяновской области жители нас сразу оповестили: «У нас поэт живет. Все время говорит стихами». Мы с ним повстречались, и точно: он бесхитростно лепил строчки. На днях, говаривали, на рога своему бычку надел плакат: Переход, быка не трогай. Бык идет своей дорогой По деревне, за мосток, Прямо, прямо на восток... И так далее. Бычок самостоятельно, вооруженный поэтическим словом, двигался к луговине, где дали выпас. Рассказывали, что еще до войны «поэта» нагнал за околицей какой-то районный чин, что разъезжал на бричке. — Привет, «поэт»! Все пишешь? — Пишу. — А вот слабо тебе сходу про меня сделать стих! — Напишу. Слушай: На лошадке едет карей, Двоеглазый, с толстой харей! Была перебранка... В войну «поэт» пострадал, написав про союзников-американцев и яичный порошок. Из района приехали чекисты. В кузов грузовика накидали какие-то творческие архивы, а поверх их «поэта» посадили. Срок ему дали небольшой, уж больно заметен был перекос. Старики, старики, старики... Книгочеи, искатели премудростей. Один, помню, жаловался на глаза — слабеют! И ругался про себя, найдя причину бед: — Я, дурень, лежу на печке всю ночь и смотрю на лампочку. А ведь нельзя: там же атомы и эти, как их, рентгены! Дед, ты почти прожил век, а что самое памятное в жизни? Старик молчит, потом отвечает: «Это, сынок, когда я белорыбицу на Волге на четыре пуда поймал!» Ах, старик, нет уж белорыбиц. Забыли! Помню еще одну историю. Мы зашли случайно в село на Саратовщине, где родился известный писатель Федор Панферов. Но, услыхав о «классике», тамошние деды зашумели: — Федька — писатель? Мы его не читали и читать не будем! Вот такие дела!.. ...Прошли годы пятидесятые, шестидесятые... Старинные песни затихли. Ныне в каждом районе свои барды. А это, чаще всего, и стишки неважные, но непременно с попытками философствовать, мелодии исчезли, остались крутые гитарные перезвоны. Кто знает, может где-то в глубинке и есть еще реликтовые древа истинного искусства. Эти осколки и голос их напоминает мне журчание лесной речки, какой-нибудь Ватомы, что спешит из хвойного лога, перебирает струями зеленые кудри водорослей. Глядит в нее с сухого кустика диковинная пичуга зимородок. И у малой Ватомы — вечный путь из лесных раменей, в открытый простор великовражских лугов, через молчание озер-колодобцев, к матушке Волге. У нее-то в памяти и песни, и легенды, и души живых и мертвых. «Вертикаль». Выпуск 8, 2004 г.
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий