Валерий Сдобняков. ЗА ТАЙНОЙ ГРАНЬЮ
Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 61, 2019 г. На фотографии: Валерий Сдобняков Сдобняков Валерий Викторович. Родился в 1957 г. в Красноярском крае. Создатель и главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век». Секретарь Союза писателей России. Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. Награждён государственной наградой – «Медалью Пушкина», а также Почётной грамотой Нижегородской области и Почётным знаком главы города Нижнего Новгорода. Автор тридцати книг прозы, публицистики, критики. Живёт в Нижнем Новгороде. ТЛЕНИЕ НЕ НАСЛЕДУЕТ НЕТЛЕНИЯ 2018 год 7 февраля Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького отмечает 220-летие бенефисом. Представление (капустник) готовил Сергей Блохин. И ему удалось создать (в определённой части) довольно оригинальные куски в действии с юмором, энергичные, так что все остались довольны — артисты сыгранным, зрители увиденным. А.В. Мюрисеп подготовил исторический сюжет, связанный с давним прошлым театра, и эта сцена оказалась наиболее внятной, законченной, выверенной. Наиболее уморительный кусок (тут блистал Блохин) — «Суфлёр». Совершенно неудавшийся, скучный — посвящённый театральным приметам (его вёл Фирсов). Видимо, стоило бы несколько сократить вокальные номера и танцевальные — цитаты из спектакля «Бесплодные усилия любви». А то иногда уж и забывать начинаешь, чему посвящён бенефис — большой дате театра или молодому девичьему танцевально-эротическому коллективу. Из двух монологов Котова хватило бы одного. Второй к образу философа-поэта-мечтателя уже ничего не добавил. Вся эта строгость (будь она применена постановщиком) сделала бы действие более энергичным и менее продолжительным. Так мне кажется. 9 — 10 февраля Большое Болдино Ким Шихов позвал в компанию с Квачами поехать на открытие его выставки. Не решился отказаться, хотя, как потом выяснил (в дороге), это можно было сделать — замену бы нашли. В местную картинную галерею перевезли (с небольшими заменами) юбилейную выставку Кима Ивановича из нашего Выставочного комплекса. Но новое размещение экспозиции и читалось, воспринималось как-то по- иному. Этим занималась Наталья Викторовна Квач. Подарили мне хозяева довольно большой каталог галереи — более двухсот страниц. Как оказалось — и его, и альбом-справочник к юбилею Союза художников, и альманахи Союза — всё готовили Квачи. Вообще я рад, что познакомился с этой парой. Сергей Иванович, как мне стало ясно из разговоров, больше занимается архитектурой, организаторской работой. Издательская деятельность — это лишь одно из направлений их трудов. В гостиничном номере (нас поселили с Шиховым), листая перед сном альбомчик «Болдино в сердце и на холсте» (всё собрание галереи, представленное в книге, состоит из даров художников), ахнул, увидев репродукцию акварели Светланы Ивановны Юсовой «Деревня Погореловка» — такая она лёгкая, прозрачная, поэтичная… Потом-то, когда всё возвращался и возвращался к ней, начал находить и какие-то огрехи, что-то потерялось от прежнего впечатления. Но первое впечатление было невероятно сильным. Кстати, и акварели Евгения Ивановича, написанные в реалистической манере (подаренная мне работа — из этой «болдинской серии») красивы, я бы сказал, живописны. Особенно «Старые деревья в усадьбе» (2005 г.). Шихов мучился бессонницей (хоть и принял для сна какие-то таблетки), ну и я вместе с ним непонятно как провёл ночь, ворочаясь в кровати с боку на бок. Утро холодное, морозное. Некоторое время у моих спутников ушло на улаживание мелких хлопот — и в обратный путь. По солнышку, через мостики, под которыми поблёскивают в стремнинах незамёрзшие речушки. 12 февраля В Каминном зале Литературного музея заседание комиссии по присуждению областной премии имени А.М. Горького. Заявок немного. По литературе три — но все слишком мелки, не профессиональны. В остальных номинациях что-то выбрали. Но вообще от увиденного осталось ощущение провинциальной убогости, затхлости. Прозвучал и риторический вопрос — почему так мало претендентов по литературе? Да всё поэтому же. Сначала навручали премии бездарностям, при этом отвергнув действительно талантливые книги, а теперь удивляются, почему порядочные люди не хотят иметь с этой премией никаких дел. Хотя, как сказал министр С.А. Горин, с этого года денежные выплаты по ней увеличились до 50 000 рублей. Одно хорошо — присудили премию «Степени свободы» А.В. Мюрисепа. 14 — 19 февраля Москва — Смоленск — Москва По приезду ещё в метро повстречались с Анатолием Андреевичем Строкиным. Окончательно всё определили по изданию его книги стихов «Петровская тетрадь». Я уж и своё предисловие к ней в интернете выставил. У Офитова оставил экземпляры «Вертикали. ХХI век» (№ 52) для Российской книжной палаты. Вместе с Николаем Викторовичем и в библиотеку имени Ф.М. Достоевского на Чистые пруды отправились. Как она хороша, современна, удобна для читателей стала. Большущие, чуть не во всю стену окна разделяют пространство залов библиотеки (их три — главных для читателей) и тротуар улицы, по которой идут прохожие. На улице морозно, бело от снега, а тут, в царстве книги (по всем стенам до потолка стеллажи с ними) тепло, уютно от мягкого света, за большим столом сидит молодёжь с компьютерами. На вручение премии Ф.М. Достоевского пришли два лауреата (о. В. Чугунов и А.Ю. Убогий) и три зрителя (я, Владимир Щукин и В.П. Смирнов). Но, как мне показалось, отца Владимира это нисколько не смутило. Он установил камеру и с энтузиазмом рассуждал о том, как книги лауреатов теперь, благодаря итальянским издателям, «будут распространяться по всему миру». Долго говорил (почти прочитал лекцию) Владимир Павлович Смирнов. После пошли в пивной ресторан отмечать свершившееся событие. Андрей Убогий — врач по профессии — довольно молчалив, в общении приятен. Разошлись чуть не к полночи. Офитов (не пил и не ел) утомился, меня дожидаючись. Уже на Чистых прудах обогнал нас прихрамывающий Андрей Убогий. 15.02. Уже в метро и по дороге в ЦДЛ начали встречаться наши писатели, спешащие на съезд. Зарегистрировались и мы с Чугуновым, получили временные удостоверения и мандаты. Вёл съезд Н.Ф. Иванов. Процедурные вопросы решал энергично, и всё равно времени на них угробили много. Разочаровали меня прения (до обеда, пока я был в зале) — суть их даже не буду пересказывать. Всё сводилось к местно-административным делам. Кого на местах власти поддерживают, кого нет. И никаких творческих, мировоззренческих проблем у «мастеров пера» не возникает. Только в зале узнал, что по предложению советника по культуре Президента РФ Толстого на должность председателя Союза писателей России выдвигается и кандидатура Сергея Шаргунова. Мне кажется — это разумный вариант. Писатель уже известен, довольно молод, набрался опыта в организационной работе, депутат Государственной Думы (тут важнейший административный ресурс). Но в итоге кандидатура Шаргунова не прошла. Подавляющее большинство проголосовало за Иванова. Сергея избрали ничего не значащим сопредседателем. Возможно, это для Союза писателей упущенный важнейший шанс. На коляске ввозили, увозили и вновь ввозили за стол президиума В.Н. Ганичева. Ну, что тут скажешь — время, невесёлое это всё зрелище. В своём слове (тихом, с трудом различимы отдельные фразы) Валерий Николаевич несколько раз повторил: «укатали сивку горки» и «мы ещё поработаем». Руки при этом трясутся, подпрыгивая над столом. С необъяснимой скукой в сердце отправился я в Смоленск. В чём тут дело — не знаю. Когда позвонил отец Евгений Юшков (я сидел в зале ожидания на Белорусском вокзале) — даже он заметил моё подавленное состояние. — Да, что-то не масленичное у тебя настроение. Но в поезде потихоньку дурное состояние развеялось, и уже в Смоленске я был искренне рад увидеть встречающего меня Володю Макаренкова. 16.02. Владимир энергичен в своей деятельности, даже кипуч. Пока ездил на вокзал встречать Бориса Лукина, мы с журналистом местного «Радио России» записывали интервью для его передачи. Говорил я довольно откровенно, по многим вопросам наши оценки с ведущим совпадали. Награждение премией имени Н.И. Рыленкова прошло в Центральной городской библиотеке. Мне и тут пришлось «произносить речь» перед пришедшими старшеклассниками. Но говорил, как сам чувствую, не совсем удачно. А вот Лукин молодец, заставил аудиторию себя слушать. Читал отрывки из моего очерка «Путешествие к мечте», делал свои выводы — в общем, произнёс конспект готовой статьи. После ещё успел и о своей антологии рассказать, тома которой привёз для библиотеки. Культурное же сообщество города эта акция почти не заинтересовала. Было два-три писателя, местный певец-композитор, всё жалующийся на отсутствие внимания в Смоленске к его творчеству. А он и гимн для города написал, и много другого чего сделал… Как всё это похоже на то, что слышал я множество раз в Нижнем Новгороде, да и в других городах России. Хорошо, что после церемонии награждения заехали на городское Братское кладбище, положили цветы на могилу Николая Ивановича, к талантливо выполненному скульптором надгробью. — Он именно таким был, как на этом барельефе, — подтвердила Ирина Николаевна, дочь писателя. После гуляли по центру города сначала с Макаренковым, затем с Лукиным. Посмотрел памятники, прошёл у фрагментов Кремлёвской стены. Во все времена непростая судьба была у Смоленска. Ещё государь Алексей Михайлович отбил его у поляков. А после — кто только ни стирал его с лица земли — французы, немцы. И как же по-варварски вели себя на русских просторах представители «цивилизованной Европы». Непременно им нужно было всё сжечь, взорвать — особенно при отступлении. Мстительны и невежественны полководцы «высшей расы». Следы пребывания поляков в городе остались в виде большого католического собора и польского кладбища вблизи его. Успели с Борисом (немного стали замерзать, а коньяк во фляжке закончился) посидеть в зале центральной почты. Колонны, лепнина на потолке, люстры — всё образец позднесталинского величественного стиля. Ужинали у И.Н. Рыленковой в довольно тесноватой квартире трёхэтажного дома послевоенной постройки. Много книг в шкафах и на стеллажах. Кабинет писателя и вовсе сплошная библиотека. Из мебели только диван, кресло, письменный стол со стулом. Кого только в этих стенах не было. А сколько было всего написано! Вечер удался. И не то чтобы случился уж очень интересный разговор. Этого всё-таки не было. Но тёплое, располагающее хлебосольство меньше ли дорого человеческой душе, чем умные разговоры. Возвращались к Владимиру домой пешком по запорошенному снегом Смоленску. Он нам ещё и о местных достопримечательностях успевал рассказывать, встречавшихся на пути, — от тюрьмы до мастерской знакомого скульптора. 17.02. Весь день в поездке. В первую очередь посетили во Флёнове усадьбу М.К. Тенишевой, здание её Сельскохозяйственной школы для крестьянских детей. В этом музее мемориальных экспонатов немного — разве что балалайки, расписанные С.В. Малютиным и М.А. Врубелем — «Змей Горыныч» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — для оркестра балалаечников М.К. Тенишевой. Тут больше всего восхищает идея, ради которой княгиня Мария Клавдиевна положила столько сил и средств, чем привлекла в своё имение стольких замечательных людей. Здесь они жили, творили, передавали своё мастерство детям крестьян. На первый взгляд может показаться, что всё это барская потеха. Может, оно отчасти так и было. Но ведь и семена разумного эта «потеха» непременно сеяла, «пускала по ветру» на просторы великой империи. Понятно, что после революции эта школа не уцелела в отличие от чудной красоты «Терема». Тут и здание затейливой сказочной архитектуры сохранилось, и экспонаты оказались не разграбленными. Их перевезли (поначалу) в старинное здание (в Смоленск) музея «Русской старины», в котором и княгиня хранила свою коллекцию. Частично после их вернули в «Терем». Это был гостевой дом в усадьбе Тенишевой, в котором жили Игорь Стравинский, Николай Рерих, Сергей Константинович Маковский. Среди выставочных экспонатов: керамические ковшики в «русском стиле», созданные самой Марией Клавдиевной, мебель и утварь, выполненные С.В. Малютиным, А.П. Зиновьевым и самой хозяйкой; невероятной красоты портал «Георгий Победоносец» работы М.К. Тенишевой (дерево, эмаль). Это произведение фашисты упаковали к вывозу в ящики, но не успели отправить. Потерянными оказались только створки ворот. Тут же эскизы церкви Святого Духа, выполненные М.А. Врубелем, ну и множество других замечательных экспонатов. Экскурсовод предупредила (когда поднималась на второй этаж Терема), что резные перила, как и большей частью всё в доме, подлинные. — Представляете, за эти перила держался Стравинский, — с восторгом сказал Лукин, и мы, как по команде, все до них дотронулись. Церковь Святого Духа — особое сооружение. Расписывал её внутри (алтарную часть) Николай Константинович Рерих в 1908-1914 годах. Теперь фрески утрачены, но сохранилась фотография, где главенствует непривычное, странное изображение Богородицы. Да и изображения апостолов библейских сюжетов абсолютно нам непривычны. Церковь не была освящена. Революционные события поставили крест на её строительстве. Но и сейчас огромная мозаика Спаса Нерукотворного над западным входом поражает и своими размерами, и выразительностью, и искусством воплощения, исполнения. Далее нас (Рыленкову, Лукина и меня) Макаренков привёз на хутор Загорье — родину А.Т. Твардовского. Глухое место. Заснеженные поля и перелески. Занесённые снегом небольшие деревни, плохо очищенная просёлочная дорога. В музее нас ждали, встретили приветливо — домашним салом и блинами. Конечно, вся усадьба Твардовских — новодел, воссоздана на прежнем, историческом месте благодаря памяти младшего брата поэта. Но земля-то та же самая, прежняя. Да и мебель воссоздана Иваном Трифоновичем Твардовским та, что использовалась в семье. Так же, как и все постройки — двор, сеновал, колодец, баня, кузница. Всё это даёт возможность ощутить тот мир, в котором зародилась поэзия будущего автора «Василия Тёркина». И фотография (военная) Твардовского, где он запечатлён у единственно сохранившегося обгорелого столба, или иное — всё, что осталось от его дома, от хутора, в котором жила их семья, здесь производит совершенно особое впечатление на зрителей — как нигде. 18.02. Рано утром уезжаем из Смоленска. Переезжая через реку по мосту, мысленно попрощался с Днепром. Неширок и мелок он здесь, не судоходен, а всё ж требует уважительного отношения к себе. В Москве слякотно. Снег после обильного снегопада убран плохо, но всё равно от Белорусского вокзала до Красной площади пошёл пешком. Хотелось прогуляться после поезда. К тому же вечером по приглашению Землячества предстояло идти на концерт. С хорошим настроением дошёл до метро «Площадь Революции». Николай Викторович дома меня ждал — приготовил обед. Пока я перекусывал, делился впечатлениями от прошедшего писательского съезда. Он там был, как я понял, с Аршаком Тер-Маркаряном. Ну, да это всё суетное, проходящее. Всё схлынет и забудется. На Кузнецком Мосту в Центральном доме работников искусств юбилейный концерт полусамодеятельной певицы. Одно достоинство — поёт некоторые хорошие песни русских композиторов. Во всём же остальном — никаких достоинств. Грустно — и в этом, некогда знаменитом центре столичной интеллигенции витает дух опустошения, упадка, угасания и разрухи. 19.02. Измайловский парк утопает в белом. До поезда времени достаточно, чтобы тут побродить по тихим, немноголюдным дорожкам. После столь суетных дней хочется этого спокойствия. Будто сам себя останавливаю, притормаживаю, успокаиваю что-то внутри себя. С этим же чувством и в Нижний Новгород возвращался. Отрываясь от книги, смотрел в окно и всё любовался на то, как сугробисто лежит снег на лапах елей, даже на обнажённых ветвях лип и тополей, пока сумрак не сделал всё густо-неразличимым. 21 февраля Приходил И.К. Кузьмичёв. Наговорил много хороших слов о мною написанном и в итоге сказал, что хочет написать книгу о моём творчестве. Уже сидит в областной библиотеке, подбирает материал. Но, как оказалось, не все из моих книг там есть (во всяком случае, в свободном доступе). Подобрал и отдал Ивану Кирилловичу десять своих книг от «Сопротивления нелюбви» до «Лестницы». Тяжеловатым получился пакет, но профессор убедил меня, что это ничего, он живёт недалеко, на Ковалихе (а это вверх в гору через Кремль!), и потому без труда донесёт книги до дому. Мне показалось, что ему не терпится поскорей углубиться в чтение, потому и поторопился домой. Всю жизнь Кузьмичёв посвятил книгам. С ними же и заканчивает свой земной срок. Для него читать — как дышать. Может, поэтому и ум ясен, и жизненная энергия ещё не иссякла. Я понимаю — никакой книги он не напишет. 95 лет — не возраст для больших начинаний. Но я рад, что мои книги пробудили в Иване Кирилловиче импульс к работе, творческий азарт. Может быть, их чтение скрасит последний срок его жизни. Дай-то Бог!
(февраль, 2018).
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий