Валерий Сдобняков. Евгений Юшков. ДУША – ЭТО ТАЙНА…
Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 65, 2020 г. Валерий Сдобняков. Отец Евгений, вот уже не первый год в каждом номере журнала «Вертикаль. ХХI век» печатаются ваши заметки, размышления, проповеди, воспоминания, которые в итоге составили содержание двух книг «Последняя тетрадь» и «Молчание», выпущенных одноимённым с журналом издательством. Всякий раз ваши публикации с большой заинтересованностью и душевной теплотой встречаются нашими постоянными читателями, отмечающими, что по ним видно какой значительный житейский и духовный путь прошёл их втор. Вот именно об этом пройденном пути я и хочу с вами поговорить. Евгений Юшков. Возможно, дорогой друг и добрый мой собеседник, наша встреча окажется для кого-то полезной, что-то интересное для себя они смогут из неё извлечь. О чём мне нужно сказать. Если я доживу до августа месяца, то 14-го дня исполнится 40 лет моей хиротонии в диакона, а 28 августа в иерея, и тогда… Что, тогда? В.С. Где это произошло? Е.Ю. Милостию Божией и молитвами родителей это произошло в 1980 году в кафедральном соборе города Иванова. Посвящение-хиротонию совершил архиепископ Амвросий – тихий умиротворённый владыка, любящий своих помощников-священнослужителей. В.С. Для вас это событие происходило в другое время, когда наша Родина жила, в отличии от сегодняшних, по другим социальным и политическим законам, отмечала юбилеи Октябрьской революции. Е.Ю. Мы привыкли ставить временные зарубки. Называем их юбилеями. Но с недавнего времени мне лично чётко представилось, что речь моя должна быть скорее исповедального характера, а не как отчёт, или подведение итогов. Результат у Бога, и вовсе не факт, что он будет одобрен Богом-Судиёй, и сразу же прощением. Может быть, будет какое-то наказание – испытание… Там… В.С. Всем нам без исповеди и покаяния не прожить… Е.Ю. Вот тут хочется сделать некую оговорку, которая у меня последнее время держится в уме и готова слететь с языка, если представится случай. Вот этот случай и вот оговорка: какие бы события, происходящие в мире, или простые бытовые обсуждения вокруг нас ни происходили, внутри у меня таится мысль о смерти. Как это будет? Каким я предстану?.. Эта мысль обязывает – приводит к покаянию, которое я совершенно не умею делать глубоко и качественно, и, при случае, завидую тем, у которых этот процесс хорошо получается. У таких я как-то учусь, но всё-таки это не моё, и мне оттого печально за себя. Вот недавно был образчик сокрушенного покаяния одного моего прихожанина: «Всё худо, ничего доброго не делаю. Согрешаю всюду и везде: в мыслях, в делах, в словах. Живу как скотина, которую надо накормить. Ничего не отдавая… Согрешаю осуждением всех, и священства и архиереев тоже. Завидую. Согрешаю гордостью, самомнением, саможалением, себялюбием. Сплошной обман во мне и лукавство. И предательство. Не умею любить, даже любящих меня, а это уже сопряжено с мысленным прелюбодеянием. Невнимателен к близким, к окружающим меня. Раздражение, гнев и злость. И непременно всё по-своему хочу. Жизнь проживаю праздно, суетно. Бегу куда-то от себя. Нет смирения, мало терпения, нет молитвы должной, разве что, иногда внутренней – промелькнёт, посетит. Согрешаю унынием, недоверием к Богу, ропотом на обстоятельства. Согрешаю объядением, чревоугодием и ленью. Просмотром непристойных «видео». Согрешаю недостаточно уважительным отношением к родителям. Согрешаю: редко исповедуюсь и причащаюсь. Сердечно сожалею и каюсь о своих согрешениях». Исповедь – дело непростое, и бывают очень разные обстоятельства, в которых трудно разобраться, но когда исповедь сопряжена со слезами и рыданием, то запоминается духовником и становится примером. В.С. Вы из большой семьи священнослужителей, во главе которой стоял ваш батюшка отец Николай – многими и по сию пору уважаемый протоиерей, добрая память о котором сохраняется в благодарных сердцах его духовных чад, наравне с Михаилом Хабарским и Григорием Долбуновым. Е.Ю. Твоё замечание о советском периоде нашей жизни напомнило сейчас о письме отца, посланном мне в Кинешму (это было в самом начале девяностых годов) из села Щенники Шарангского района Нижегородской области. Папе в то время было 84 года. Письмо грустное, что было не свойственно отцу. Он в то время, томясь душой без службы Божией (незадолго до того он был почислен «за штат») выпросился в командировку – послужить («куда угодно, только бы послужить»), его и направили на край области, куда добраться-то больших трудов стоило. Там сельский режим, службы редки, а родных – никого, и затосковал наш батюшка, да и годы уже не те, и вот печальные строчки письма: «…Поехал в Щенники… послушание. Слава Богу за всё! Живу у старосты, у них и питаюсь. Службы только по Воскресеньям и Праздникам. Народу мало. Служу третий месяц – покрестил 7 человек, отпел 3-х покойников… После Пасхи, Бог даст, поеду домой. Совсем бы уехал, жалко людей… Храм большой, как собор. Промывают стены, летом собираются расписывать, как оставить их. Но как Бог управит. В Нижнем наш дом под снос и всю улицу нашу, говорят, под снос. Ничто не радует. Храни Вас Господь и Мати Божия на многая лета. Привет настоятелю. P.S. После сноса дома буду жить в квартире с Людмилой, на Автозаводе на шестом этаже. Что же?» На конверте штамп: 27 марта 1991 год. К тому времени папа вдовствовал семь лет. Маму мы похоронили в сентябре 1984 года. В.С. Что было после сноса дома? Судя по дневниковым записям, отец в него вложил много труда, заботы? Е.Ю. Да! Именно так. Он его постоянно обустраивал, расширял. Семья возрастала, прибавлялась, и дом тоже увеличивался в размерах. Из изначально бывшей холодной веранды, отец сделал тёплую комнату, потом на чердаке появилось ещё две комнаты. Так что дом для отца был особенно дорог, одна его «передняя» чего стоила с множеством икон, лампадок, книг и других старинных вещей. Пойти «на шестой этаж» к дочери, хотя и в одну из комнат, для него было почти неприемлемо. Но печальное «ничто не радует», сказанное в Щенниках, не усугубилось, легко прошло, и радость ещё продолжилась. По окончании командировки и служения в селе, папа возвратился в Нижний Новгород, попереживал о переезде на новое место – в квартиру к дочери, но вскоре ему в епархии предложили служить в только что открытом (отданном государством) храме во имя Архангела Михаила в Большом Козино (это на границе Балахнинского и Сормовского районов), на что папа согласился. Ему определили жильё в доме Лидии: прихожанки, активистки по открытию храма. Эта женщина старательно его опекала – сопровождала в храм и из храма, устроила его быт. Условия оказались хорошими, и папа снова ожил… «Радость» ещё была в том, что я ему помогал служить в храме. К тому времени обстоятельства сложились так, что после некоторых проблем со здоровьем по согласованию с кинешемским настоятелем мне был определён «щадящий режим». К тому времени мы с матушкой находились в стадии переезда на жительство в Нижегородскую епархию. Такое состояние длилось примерно полгода. Месяц делился пополам: в течение двух недель я служил в соборе Кинешмы, а в течение двух других с папой. В Большом Козино богослужения проходили по воскресным дням и праздникам. Храм только восстанавливали, народу приходило много, и одному старому батюшке с таким наплывом верующих справиться было не под силу. Как-то всё, кстати, обустраивалось. Было даже предположение, что мне, после возвращения на родину, будет назначение именно сюда, но оказалось, что когда мы, наконец, переехали в сентябре 1994 года, владыка Николай определил мне местом служения город Бор. Сергиевский храм, используемый в советский период как «Дом пионеров», нужно было возрождать к жизни. Об этой истории мы не раз с тобой говорили, да и описывал я её. Можно только повториться, что начинался самый активный и деятельный период в моей священнической жизни. Мне пришлось быть настоятелем Сергиевского храма, возрождающегося, можно сказать, из руин (ничего в том помещении о храме не напоминало) и благочинным Борского округа. Забот не мало. В.С. Не жалко было расставаться с Кинешмой? Е.Ю. Кинешемский период составил четырнадцать лет. Он тоже был насыщен всевозможными делами и заботами. По соборному расписанию службы совершались каждый день. Выходной у священника – один раз в неделю, по составляемому настоятелем графику. Но там было всё чётко отлажено, жизнь шла размерено: одна неделя – служащий, другая – требный, третья – по храму, четвёртая – подменяющий. Город Кинешма красив. Два собора – Успенский и Троицкий с колокольней – доминанта. Он нравился всем. Родня периодически к нам приезжала, гостили друзья: из Москвы отец Вячеслав Савиных (надо тут уточнить – будущий «отец»), приехав художником и начинающим иконописцем, месяцев, кажется, через восемь после моей хиротонии был посвящён также ивановским архиереем Амвросием во иерея и направлен служить в старинный город Юрьевец (в дальнейшем переехавший в Московскую епархию). Из Владимира – художники. Из Санкт-Петербурга Владимир Закамский. Он влюбился в Кинешму заочно (по моему письму). Они с женой из земли Нижегородской поступили в Санкт-Петербургский институт, по окончании которого там и остались. Владимир приехал бы ко мне в Кинешму (мы дружим, я ещё в художниках был, то есть больше сорока лет), да в силу физической невозможности (не переносит транспорт) не приехал. Так он в библиотеке нашёл виды старой Кинешмы, сделал совершеннейший рисунок, прислал мне кальку, и потом, по согласованию, написал две живописных картинки, очень красивых по цвету и иллюзорные по исполнению. Одну я подарил кинешемскому батюшке, а другую благодетелю из города Бор (ныне покойному) по Сергиевскому храму. Пейзаж и ныне висит на почётном месте у дочери благодетеля, украшает интерьер. Из Нижнего Новгорода приезжали в Кинешму Александр (Алик) Есиев с женой. Они расписывали один из приделов собора. Ещё Юрий Кузьмин с дочерью, Николай Мидов. Последнему так понравился город, что он мне прислал извлечение из найденной им книги «Воспоминания из путешествий по Волге» академиков Григория и Никанора Чернецовых. Я думаю, это будет интересно вашим читателям, потому стоит этот отрывок здесь привести: «Время основания Кинешмы неизвестно. Нашествия поляков во времена самозванцев и пожары истребили исторические сведения о начале оной. Она два раза претерпела беды от шаек Лисовского, злодействовавшего в этом крае. В преданиях жителей последнее разорение её, в 1609 году, осталось яснее, и оно увековечено существующей часовнею, построенною над могилою убиенных воинов и граждан, защищавших город под предводительством воеводы Бабарыкина. В этой часовне ежегодно совершается торжественное церковное поминовение по павшим за отчизну. Следы бывшего земляного укрепления составляют остаток старины в городе. Кинешма расположена на возвышенном берегу Волги при впадении в оную двух речек: Кинешемки и Касоги, при устьях которых находятся слободы, живописно оканчивающие этот прекрасный город, коего лучшие здания расположены по волжской набережной. На четырёх фабриках, в нём находящихся, вырабатывают большое количество бумажных и холщовых товаров. К пристани в летнее время много приходит судов с хлебом, которым производится здесь значительная торговля. Осенью бывает в Кинешме ярмарка, на которую в течение двух недель стекается много народу. В не города, за речкою Кинешемкой, в тени деревьев находится возвышенное место, называемое Пустынькою, в которой лет за семьдесят проводил в уединении остаток благочестивой жизни один из граждан Кинешемских. Память благочестивой жизни отшельника привлекает к этому прекрасному месту жителей города, где в летнюю жару прохлада теней в живописное положение служит им отдохновением в праздничное время». В завершении письма Николай приписал: «Часовня, что стоит на площади, при речном вокзале и по сей день, ведь это она и есть, а в честь и памяти кого, и на каком месте поставлена, уж мало кто помнит. Покопаться бы в архивах народной памяти, не всё же выжжено пламенем злодейского времени, а?» В.С. Я знаю, что вы были хорошо знакомы с одним интереснейшим человеком, жившим, кажется, во Владимире. Вы об этом как-то писали в своих ранних заметках. Нельзя ли сейчас рассказать об этих встречах подробнее? Е.Ю. Что могу вспомнить сейчас «о человеке из города Владимира»… Я сейчас перебирал в памяти знаемых моих владимирских той давней поры: Владимира Юкина (известный художник) с его женой Евгенией, любящей литературу и оригинальное творчество мужа. Вспоминал Людмилу Журавлёву, Ангелину Крузову – тонких художников, любителей поэзии и святоотеческого чтения. Юкины давненько уже почили (мне пришлось их обоих причащать, приезжая из Кинешмы), а молодые тогда Людмила, Ангелина и иже с ними, ныне в почтенных годах, старательные молитвенники и иконописцы… Но вот, наконец, вспомнил того человека, который где-то в опубликованных моих воспоминаниях «зацепил» тебя, только он не из Владимира, а из Владимирской области, городка Покров. Это Сергий Иосифович Фудель – в советское время неоднократно сидевший в лагерях только за то, что сын священника и православный христианин. После лагерей в Москву его не пустили, поселили на 101 километре: так они с женой Верой Максимовной оказались в Покрове, где мы и познакомились. В Покровской церкви мы, художники (упомянутые выше Людмила и Ангелина и другие), работали – поновляли стенопись, а Сергий Иосифович всякий раз на Всенощной читал Шестопсалмие. Его чтение тихим, но удивительно проникновенным гласом запало мне в душу на всю жизнь, и я, спустя несколько лет, читая Шестопсалмие в своей Карповской церкви, всегда мысленно вспоминал его интонацию и ориентировался ею. Мне нравилось читать те шесть псалмов, и я ждал вечера субботы (Всенощной), надеясь, что меня благословят. Меня благословляли. В те годы папа был настоятелем Карповской церкви… С Сергием Иосифовичем у нас завязалась крепкая дружба, и мы сравнительно часто встречались и беседовали за чаем в их гостеприимном домике в Покрове. Здесь уместно добавить, что наше знакомство и дружество произошло по благословению известного лаврского (Троице-Сергиевского) монаха – архимандрита Наума. Настоятелем Покровского храма был отец Андрей Каменяко – духовное чадо Наума. Известно, что, если «чадо», то такой человек без благословения своего духовника никаких дел (ни личных, ни церковных) не начинает. По вопросу промывки и поновления храмовой живописи, подборки бригады художников отец Андрей ездил в Лавру, где ему был представлен руководитель бригады (будущей, ещё не собранной), недавний послушник (и, значит, тоже «чадо») архимандрита Наума, а в то время иеромонах, Антоний, молодой, физически крепкий и деятельный человек. Ему был определён приход в Литве, и по субботам, воскресеньям и праздникам он должен был там служить, а в Покрове (по послушанию Наума) бывал с понедельника до пятницы. Потому жил по строгому режиму: после службы самолёт Вильнюс – Москва. Из аэропорта на Курский вокзал. Там электричка «Владимирская» или «Петушки». Храм большой – трёхпрестольный. «Леса» в те времена строились полностью из дерева. Стойки – жерди (металлических конструкций ещё не было), но всё делалось надёжно и прочно (в бригаде – женщины). Закупка моющих средств, красок и кистей, всего необходимого. По моему (тогда) ощущению, организационная работа отца Антония не тяготила, даже казалось, что ему не очень охота каждый раз уезжать в Литву. В дальнейшем мы подружились, и на другой год даже ездили к нему в гости всей семьёй. Были в Каунасе и Тельшае. В Тельшае мы жили подольше и немного рисовали пастелью. Сын – Коля, тоже рисовал, ему было лет девять. Это были семидесятые годы прошлого века. Помнится, когда были в Каунасе, в какой-то вечер отец Антоний возил нас смотреть тамошние достопримечательности и к реке Неман, где они с Олей и Колей, нашими детьми, купались. Мы с Ларисой стояли поодаль, довольно далеко, сейчас я уже не помню, почему мы не купались, наверное, чтобы не смущать монаха. Было такое наблюдение. Антоний заботливо и трогательно шёл с детьми к нам с Ларисой навстречу от реки. Может быть, он при этом вспоминал своих близких младших сестёр и братьев, или племянников, которые далеко (подробностей биографических мы не знали, да и не всякий монах о них скажет), но умилительную ту картинку я почему-то помню до сих пор. Любовь к детям. И людям. Любовь к близким и служение им. Он мог со Святыми Дарами поехать, полететь «на край света», по благословению духовника, причём (семидесятые годы) облачение забрано – подпоясано под плащом, и многочасовые ожидания на вокзале или в аэропорту, бесконечные терпения, со Святыми Дарами, надумаешься, как и по нужде сходить, если нет с тобой сопровождающего. Однажды мне пришлось в Тельшае видеть сцену (мы ждали Антония к обеду очень долго, и, наконец, он влетает в дверь, пробегает коридором во дворик, снимает Святые Дары с шеи, вешает Их на дерево и бежит в туалет. (В полноте таковое состояние понятно только священнику.) В общем, его жизнь до минуты была переполнена действом, и при этом – чуткое и внимательное отношение к нам – гостям. Удивительная жертвенность человека не принадлежащего себе. В.С. Но вернёмся к личности С.И. Фуделя. Е.Ю. Ещё в Покрове был запомнившийся случай, с матушкой моей и детьми. В какой-то приезд я взял их с собой, чтобы поработать в храме, потом ехать в Москву (мы в те годы много ездили, когда были каникулы в школе, а у меня отпуск). Не помню последовательность наших передвижений, но какое-то время (несколько дней) мы жили на веранде у Сергия Иосифовича. Однажды я ушёл в храм, «на леса» трудиться, а Лариса с Колей и Олей, по предложению Сергия Иосифовича погулять по окрестности (не всё же в саду и огороде сидеть, когда их улица на окраине городка – «вон пойдите, только большую дорогу перейти, там и ягодки можно пособирать» – так советовал хозяин дома), отправились в лес. Лариса рискнула, хотя надо сказать, что она всегда с большой опаской принимала подобные решения. Но тут они пошли. И увлеклись. Не заметили, как удалились вглубь лугов и начинающегося небольшого леска. Неожиданно погода переменилась, начиналась гроза. Над ними высоковольтная линия. Лариса потеряла всякую ориентацию, способностью к которой она никогда не отличалась. А лес, грибы и ягоды собирать, любила и всегда по приглашению Маши и Саши (нашими соседями на Бору), с ними ходила, но под их умелым водительством. А тут она заблудилась. И что самое страшное, Лариса всегда панически боялась грозы. «Ещё высоковольтная линия над головой, – это сын Коля произнёс. – Я не напугался, мне было жалко маму». А Лариса сказала: «Молитесь, дети, я не знаю, куда идти, где дорога?» Так и хочется продолжить: «ведущая к Храму». Моя «комсомолочка» взмолилась, это я сейчас размышляю, а тогда мне до священства было ещё примерно семь лет… «Матерь Божия, помоги», – выдохнула матушка вслух. – «Просите, дети». Гром и молния сверкнула. Дома у себя она уткнулась бы в подушку и зашторила окна, а тут, перед детьми, надо изо всех сил держаться. Она и держалась, слёз не показала (да и вообще к слезам не была склонна). И, выходит, что молилась!.. Вдруг, откуда ни возьмись, из кустов выходит старушка, и на вопрос, как выйти – легко и просто указывает направление… Потом, всякий раз вспоминая этот случай, Лариса больше всего выражала удивление: «буквально сделав два шага, я обернулась, чтобы поблагодарить. Старушки не было. Куда она подевалась?..» Вот такой, вот, собственный опыт краткой, но из глубины сердечной вырвавшейся молитвы. Это я сейчас… а тогда – так, поверхностно, поразмышлял. Тогда я был «правильный – верующий», а она «атеистка»… Сейчас я больше всего желаю, когда окажусь Там – это увидеть Ларису и быть с ней рядом… Мне кажется, мы будем рады друг другу. В.С. Вы учились в Горьковском художественном училище, а в итоге стали священником. Последнее как-то связано с обучением, это оказало какое-то влияние на ваше мировоззрение? Е.Ю. Про художественное училище… Сравнительно недавно всплыли совершенно неожиданные новости. Получаю большое письмо (к Рождеству и поздравление к Пасхе) из Белоруссии, города Бобруйска Могилёвской области, от некоего Семёна Тихоновича Абрамова. Не сразу получается вникнуть, что за адресат. Читаю. Оказывается: Семён на конверте, а в тексте Симеон – имя, данное при крещении Саше Абрамову. Саша Абрамов, как же не знать, мой однокурсник по художественному училищу, чернявый с прекрасной шевелюрой мальчик, по возрасту на два года постарше меня (я-то был на курсе самый младший и самый маленький). Саша Абрамов (Почему-то фамилия непременно добавлялась. Возможно, потому, что он был детдомовский.) тоже был небольшого роста, чуть выше меня, но крепкий и широкой кости. Молодые и, естественно, активисты. У нас на курсе оказалось много великовозрастных (и даже один участник Великой Отечественной войны) студентов, то есть для многих мы были как дети. И вот в письме прекрасным каллиграфическим почерком подробно описывается Сашина биография, из которой высвечиваются переломные моменты всей страны. Осмысление же наше бывает не сразу, а на каком-то временном расстоянии или по «подсказке» случайно встретившегося человека, как Саша пишет в письме, что он своим духовным ликбезом постоянно занимается уже четверть века. И чем больше познаю, говорит, Божественную мудрость, тем тоньше чувствую присутствие Бога в своей жизни. И приводит пример – жуткий случай: «На закате советской власти (такой слог высокопарный, оправдан тем, что Саша – Александр Тихонович Абрамов – был не только членом партии, а ещё и парторгом) Господь очень жёстко напомнил мне о Себе. 19 июля 1981 года, при трагических обстоятельствах, я овдовел, остался один с двумя детьми – жена Вера была из 4-го Нижегородского детдома, ни бабушек, ни дедушек у нас не было. Вторую жену Господь не послал – живу монахом в миру». Далее он подробно пишет о детях, внучке, выучившихся и трудящихся в сфере художественной культуры, выражает удивление моей священнической деятельностью, пытается найти, перебирая училищные фотографии, Женю Юшкова в улыбающемся мальчишеском лице. Да, особенно на пленере (художественная летняя практика) мы много фотографировались. Группами и парами. У меня тоже училищные снимки есть, где я сам себя с трудом узнаю, особенно первокурсника. Мы летнюю практику (писали этюды, рисовали) в Печорах проходили, в Печерской слободе. На территории монастыря в то время размещались «Реставрационные мастерские», а в дальней Преображенской церкви совершались службы. Но внутрь храма мы не заходили (это было летом 1953 года, за мной был и грех, «стеснялся показаться верующим»), рисовали церковь снаружи, со всех возможных точек с неповторимым ландшафтом, домиками, палисадниками, деревянными колодами у ключей-родников со студёной водой, зарослями лопухов и прочей буйной растительностью. Всё рисовали – этюдов было множество. Кстати сказать, лично я не расстался с Печерской слободой до самого пятого курса и дипломную работу «увидел» на одной из улочек, где из ворот девушка выгоняет своих овец в общее стадо, идущее на зрителя. Кажется, картинка получилась. Хвалили, хотя пару овечьих «портретов» пришлось откуда-то срисовать. На этюдах (к диплому) ранним утром (приезжал специально) они мне не позировали. А Саша Абрамов продолжает в письме своим каллиграфическим бисером сыпать восторги, по воспоминаниям училищных товарищей, их способностям и дружеству, особенно отмечая «своих детдомовских». Вспоминает, как в зимние каникулы 1954 года Горьковское художественное училище организовало агитпоход на лыжах по деревням Борского района: в нём участвовали студенты из разных курсов, в частности, Виктор Сафронов (ныне народный художник России, а тогда певец с репертуаром Штоколова), Володя Маскаев, Игорь Лягин, баянист и выдумщик на оригинальную подачу (по окончании училища он поступит во ВГИК и станет также известным художником в Нижнем Новгороде) и другие. Девчонки-красавицы: Нонна Новикова и Майя Туликова – эти с нашего курса, Света Рябинина, Инна Шелехова – песни и танцы, веселья было много. Саша пытается вспомнить мою роль в этих поездках, но усилия его тщетны, потому что я в них не участвовал. То, что был Борский район, думаю, это по инициативе Игоря Лягина (его отец в борском Доме культуры «Теплоход» был руководителем театрального самодеятельного коллектива, и это положение естественно могло способствовать проведению подобных праздников). Я же жил тогда в Горьком и о Боре мало чего знал. Это потом я с ним «сроднился». Да и думается, родители бы меня не пустили (да и вопрос я такой не ставил), мне было 16-17 лет, а главное, семья у нас была другая. У нас было Рождество Христово, а Новый год в Рождественском посту, и хотя, находясь на учёбе, я не постился, но домашний климат христианский. А Саша был примерным комсомольцем, чтобы потом стать парторгом. Эту «климатическую разницу» нам и в голову не приходило разбирать, мы жили дружно и уважали друг друга, мне кажется, даже любили друг друга. И только теперь (а это «теперь» с 1957 года – окончание Училища, и до 1980-го – год моего посвящения в священнический сан), из нынешнего времени вопрос к Саше-Симеону: как из партийного человека образовался человек-христианин? Трагедия с женой Верой (имя которой уже несёт в себе определённый потенциал) или ещё что-то? Детдомовские-то тоже из «Святой Руси» происходили? Или как?.. И не «детдомовские» вели себя непонятно, судя хотя по этой вставке: «Помню, тогда (в агитпоходе) в одной деревне, – пишет Саша, – зашёл я в храм, построенный из красного кирпича. Дверь была открыта, окна наполовину выбиты; я зашёл в алтарь – в правом приделе на полу лежали богослужебные книги толщиной в три пальца, в кожаных переплётах, их было больше десятка, а на них лежало священническое облачение, шитое золотыми нитями. Я был поражён таким варварством, не мог понять, почему никто из верующих не взял на хранение эти дорогие, во всех смыслах, вещи. С тяжелым чувством я вышел из церкви. Прошло 60 лет с тех пор, а это впечатление не развеялось»… В.С. Интересное письмо. Случай с находкой в поруганном храме удивительный. Хотя, вернее всего, нам сейчас трудно понять то время. В родном селе моего отца церковь тоже закрыли, осквернили, сделали из неё склад для зерна (увидел это, когда мальчишкой впервые оказался там, в начале шестидесятых годов прошлого века), но из неё иконы и всё прочее по домам разобрали прихожане – так почему-то я запомнил. Кстати, и крестный ход впервые в своей жизни я увидел в этом селе. Но о прочитанном письме: как вы считаете, почему горькое и давнее впечатление Симеона по прошествии многих лет не развеялось? Е.Ю. А оно и не могло развеяться. Душа-то она тайна, что в ней происходило полвека назад, и что случилось позавчера, подчас не разобраться. Может оказаться, поймёшь в больнице, если успеешь. Потому было в одной деревне: храм брошенный, а в другой в подобном – клуб, и на сцене (на месте алтаря) танцуют и пляшут, весело живут, да ещё и о «светлом будущем» на комсомольских собраниях говорят. Участвуют, «стало быть, во лжи». И ладно бы поучаствовали, опомнились, да исправились и повернули на «старые рельсы»… В.С. Так ведь, вроде бы, и повернули… Е.Ю. Повернули, было и пошли…, да программисты-то не дремали. У них «руководитель» вообще – не спящий и искусный «изобретатель» всяческих козней к отравлению душ человеческих. И ещё сокрушается Саша Абрамов: «В окаянные годы позакрывали «Детские дома». Их было пять. Наш был первый (из пяти) «Специальный детский дом музыкально-художественного воспитания в СССР». Журналисты его сравнивали с Пушкинским лицеем. Его закрыли последним 29 декабря 2010 года… Сколько вышло из его стен талантливых учеников, продолжавших традиции русской культуры… А ныне дети России стали доходным бизнесом, для этого внедряют сатанинскую ювенальную юстицию. Такие вот печальные размышления, которые можно было украсить красивыми картинками русского возрождения: восстановление порушенных храмов, строительство новых, воскресные школы, гимназии и семинарии, и вроде бы «Святая Русь» показала своё лицо. И мы были бы правы в созерцании этих картин, если бы не «новое изобретение, изобретателя-врага рода человеческого» коронавирусной эпидемии, свалившееся вдруг, и перевернувшее наше представление, как казалось, будущих перспектив с ног на голову. Господь попустил нам такое испытание, мы обнаружили своё отступление и предательство. Но это разговор особый. В.С. Спасибо, батюшка, за столь откровенную и поучительную беседу. Впрочем, других наших бесед я с вами и не припомню. Июнь 2020 г. г. Бор
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий