Валерий СДОБНЯКОВ. ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЖИЗНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИОАННА
ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЖИЗНИ
ИЕРОСХИМОНАХА ИОАННА, ПЕРВОНАЧАЛЬНИКА И ОСНОВАТЕЛЯ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ
В этом году исполнилось бы 90 лет русскому писателю Петру Васильевичу
Еремееву. Он был одним из плеяды тех «незаметных» литераторов, что глубоко
впитав в себя высокую культуру классической русской литературы, всю жизнь
работали в наших глубинных городах, создавая поистине замечательные
произведения, но при этом оставаясь известными довольно узкому кругу читателей,
живших вместе с ними в посёлках, районных городках, самое большое областных
центров.
Пётр Еремеев был замечательным стилистом, настоящим профессионалом,
членом Союза писателей СССР, автором книг о Сибири и родном Арзамасе, где и
прожил до скончания своего земного срока. Я провожал его в последний путь, у
могилы говорил о завершении пути истинно русского писателя, которого Господь с
радостью, как полностью и достойно исполнившего свой долг, позвал к Себе.
До перестройки, году в 1982 (если
не ошибаюсь), рассказы и повести Петра Еремеева выпустило в свет столичное
издательство «Современник».
Одна из книг у Еремеева называлась «Ярем Господень». Я её читал, она мне
настолько понравилась, что в итоге написал на неё рецензию, которую опубликовал.
Но вряд ли бы о ней я сейчас вспомнил, если бы не особый случай.
Недавно по российскому телевидению прошёл сериал «Бомба». Я его не
смотрел. К продукции наших кинематографистов, посвящённых русской истории, я
отношусь с большим скептицизмом. Но в новостях один из создателей фильма
заявил, что атомную бомбу создавали в бывшем монастыре, «основанном Сервфимом
Саровским». Тогда-то я и подумал, что вдруг кто-то из кинематографистов
задумается о подлинности своих знаний и найдёт время познакомиться с книгой
русского писателя Перта Васильевича Еремеева.
Вот, казалось бы, давно следовало
появиться в печати большой и глубокой статье о творчестве удивительного и во
многом замечательного нижегородского прозаика Петра Васильевича Еремеева.
Поводом тому служат и многие книги писателя, и широта его
творческо-исторических интересов, и образный язык истинного художника слова...
А вот нет такой статьи – и все тут. Хотя уже вне всяких сомнений имя его крепко
встало в череду лучших писателей Нижегородчины за всю историю этого нелегкого
творческого «промысла».
Что же тому помехой?
Я думаю, как раз то, что слишком
обширен круг интересов писателя. И чтобы его как-то осмыслить, необходим
большой и скрупулезный труд. Всякий ли решится на такое? Я вот тоже не решаюсь.
Хотя о последней книге Петра Еремеева «Ярем Господень», изданной по
благословению ныне почившего епископа Балахнинского, викария Нижегородской
епархии Иерофея, умолчать не могу.
Изначально задачу перед собой автор
поставил непростую — в художественной форме, определив ее как повествование, не
только отразить жизнь основателя и первоначальника Саровской пустыни
иеросхимонаха Иоанна, но и попытаться осмыслить духовную составляющую
совершенного иноком подвига на фоне сложного исторического процесса, переживавшегося
Россией.
Я повторюсь: «Ярем Господень» — не
скудное по форме жизнеописание, основанное на дошедших до нас преданиях, а
ответственное художественное исследование, где автор пытается «вжиться» в
образ, пытается дышать с ним одним воздухом, вместе с ним ощущать запахи,
испытывать боль, разочарование от предательства, страх. Удалось ли в полной
мере задуманное? Давайте обратимся к книге и попробуем во всем разобраться.
Право, как я уже говорил, труд того стоит.
Уже в первой главе, расставляя все основные
художественно-исторические акценты, Петр Еремеев задает темп своему
повествованию, довольно близкий к житийному, но все-таки таковым не являющийся.
Ведь перед читателем проходят чередой картины первой любви Иваши (будущего
инока), первой потери, первого «призыва к Богу». Доводятся до внимания читателя
исторические реалии, справки, обширный и разносторонний этнографический
материал. И становится ясно, что, в принципе не отходя от канонического жития
будущего строителя Саровской обители, автор, тем не менее, подготавливает нас к
восприятию его жизни еще и в чисто человеческом, «плотском», «житейском» плане.
Для того ему и понадобился принцип художественного вымысла в этой работе.
Но чем дальше, тем больше автора
увлекает краеведческо-исторический материал. На протяжении всей книги он
интересен, ярок и в то же время будет точно работать на художественную
разработку образа главного героя произведения, которого неминуемо должны ждать
несправедливое заточение, поругание, смерть в узилище. И видно, что материал
этот ему очень хорошо, подетально знаком, дорог, и Еремееву хочется поделиться
своими знаниями с читателем.
И все это настолько органично
вплетено в сюжетную линию, в действие повествования, что воспринимается как
вполне естественное и даже необходимое дополнение к собственно главному замыслу
— показу иноческого ПУТИ.
Да, мы видим древний Арзамас в
крепостных стенах, с пыточной башней, с главными улицами, рыночной площадью,
домом воеводы. Но все это не уводит нас от инока Иоанна, не разрушает нашей читательской
гармоничной связи с ним, а, наоборот, погружает в его время, в его состояние,
ощущения. И потому, когда после всего созерцательного, внешнего, после обзора
древнего города с высоты колокольни, мы вместе с ним читаем слова Псалтыри
«Сердце мое говорит от тебя: ищи лица Моего», то охватывающее чувство героя нам
самим не менее близко и понятно.
Оно нам не безразлично, не чуждо, не
произнесено во вне — но в нас.
Автору «Ярема Господня» эта слитность
удается еще и потому, что он прекрасно владеет этнографически-бытовым
материалом. Конечно, это несколько уводит читательское восприятие от аскетики
(ведь главный герой, не будем этого забывать, — монах), но по-человечески, по
правде жизни это более достоверно, чем «сухое» морализирование и высокомерно-отстраненное
поучение.
Чего в этом ряду только стоит сцена,
разыгравшаяся на Сенной площади Арзамаса, с выступлением «ученого»
(дрессированного — как бы мы сейчас сказали) медведя или взгляд на окрестности
с вершины высохшего дуба (первый поход в междуречье Сатиса и Сарова для
пригляда будущего места уединения). Здесь все живо, все дышит. Ведь мы помним —
наш монах молод. Ему всего лишь девятнадцать лет.
И все увиденное естественно
впитывается его памятью, душевно и эмоционально тревожит. В этом заключается
правда образа. Повторюсь, всему этому читательскому восприятию помогает
правильно найденная автором повествовательная интонация, неспешный ее ритм и абсолютно
подходящий к этому ритму язык своеобразный, выразительный, с некоторой
стилизацией под старославянский. Он, язык, помогает нам видеть не
«залакированную икону», а, в первую очередь, человека, его жизненный и духовный
путь в обретении великого духа в Господе Иисусе Христе, что и есть несомненное
и главное достоинство книги.
В подтверждение этих слов не могу
себе отказать в удовольствии, чтобы не процитировать «Ярем Господень».
«В жаркую июльскую пору 1698 года под
сильным конвоем драгун в Арзамас из Москвы привели восемьдесят два стрельца
мятежного полка Ивана Чернова.
Скованные, измученные дальней
дорогой, они еле волочили ноги. У иных не по возрасту поседели виски,
перепотелые, черные от загара и пыли лица пугали своей худобой, стрелецкие
кафтаны изорваны, на некоторых виднелись пропитанные кровью холсты. Были ли это
следы пыток или боевых ран — ведали лишь сами несчастные.
Толпа горожан скорбно шепталась, а
потом тревожно загудела, подступила к конвою, заглядывала в изнуренные лица
стрелецкие — громко печаловалась русская душа. За что бы ни судили на Руси
человека — не злорадствуют, а страдают свидетели площадного наказания или
казни. И потому, в свою очередь, кланяются и просят прощения у всего
православного мира обреченные на казнь».
Здесь посредством слова передано все
— и историческая эпоха, и народный характер, и сама живописная картина действа,
и физическая усталость стрельцов, и нравственная народная боль. Вот ведь вроде
бы и изображена-то безликая толпа. Но талантом художника, неведомыми для нас
путями Еремеев одновременно передает читателю и общее состояние людей, и
индивидуальную их оценку, их боль, сопереживания.
Но вот действие переходит в покои
архимандрита Павла, настоятеля Спасского монастыря. И как же виденное
воспринимает инок Иоанн?
«Покои архимандрита подивили Иоанна. Невольно вспомнилось,
как просто жил игумен Афанасий. Он и рясу-то чаще носил из мужицкой холщовой
крашенинки. А теперь вот в тех же покоях тяжелые резные стулья с цветной кожей
на сиденьях и высоких спинках, большой стол с резными ножками, изразчатая печь
отливала синевой диковинных птиц. Иконы в красном углу с ярким блеском золота
на окладах, на столе два богатых, вызолоченных же шандала. И много книг в
хороших переплетах. Тотчас подумалось, что бывший патриарший ризничий попривык
к московскому злату-серебру и красоте в соборных храмах Кремля, в самой
ризнице, да и покоях патриарха».
Здесь, еще не встретив будущего
героя, мы уже видим его характер, властность, знатность.
Так много говорят читателю
немногочисленные, но точно подмеченные и изображенные детали монастырского быта
конца XVII-гo века.
Также умело и ненавязчиво, вплетая
разные сюжетные линии в ткань повествования, автор рассказывает о происходящей,
творящейся в это время истории России. Благо, крепко она связана с городом
Арзамасом. Здесь и разинский бунт, и стрелецкий, и церковный раскол — все
коснулось провинциального города. Все связывается воедино, все невидимо
наполняет саму историю духовного становления инока, его отношение к миру и с
миром.
А ведь мир тоже непрост и полон
соблазнов. Одно торжище Макарьевское, куда отправился Иоанн за покупками для
монастыря, чего стоит. Приехал на него игумен Арзамасского Введенского
монастыря по делам хозяйственным, а испытал смущения всякие и от девичьих глаз,
и от бурлацкой, душу жалобящей песни.
Большая часть книги посвящена вопросу
возвращения Иоанном в лоно единой Церкви раскольников заволжских. Автор как бы
документально воспроизводит возможно происходившие тогда споры, беседы,
разговоры игумена с ушедшими в раскол. Приводит доводы, цитирует Евангелие и
слова из книг святых отцов.
Все вдумчиво, серьезно и
основательно. И такие сцены, такие беседы без большого, кропотливого труда
самого пишущего, отразить и оживить в произведении невозможно. Здесь нужны знания.
Здесь необходима позиция. Здесь должен быть собственный (и подчеркнем,
немалый!) духовный опыт, за которым следует, которому верит, который выработал
и выстрадал писатель.
Петр
Васильевич Еремеев написал хорошую, потребовавшую много труда книгу, плотно
легшую еще одним кирпичиком в фундамент русской культуры
Комментарии
Отправить комментарий