Татьяна Антипова. Нижегородцы, как и встарь, сегодня «купно за едино». Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 70
«Круглый», семидесятый выпуск литературно-художественного
журнала «Вертикаль. XXI век» вышел из печати накануне государственного
праздника – Дня народного единства – и объединил под своей обложкой творческие
проекты писателей, поэтов, художников, научных работников, промышленных
руководителей, политических деятелей. Как стало обыкновением для «Вертикали.
XXI век», объёмно и разнопланово представлены труды нижегородцев (и тех, кто
начал жить и трудиться в Нижнем Новгороде в зрелые годы, и тех, у чьих родных и
близких горьковские-нижегородские «корни»). Прямо с первой обложки журнала
глядит на будущего читателя седой мужчина в шляпе. Это автопортрет художника
Евгения Анатольевича Расторгуева, в своё время подаренный Валерию Сдобнякову на
память.
Представляя
на первых страницах выпуска журнала эту незаурядную личность, главный редактор
так повествует о творческом пути художника: «Евгения Анатольевича Расторгуева
не стало в ноябре 2009 года. Слишком коротким был срок нашего знакомства. И в
то же время слишком яркую память оставил он о себе. Расторгуев был личностью
совершенно незаурядной, художником яркого и самобытного таланта, темперамента,
интеллектуального поиска. Он ушёл, прожив долгую жизнь, которая вместила в себя
и учёбу в Горьковском художественном училище, и Великую Отечественную войну, в
которой он участвовал с 1941 по 1945 годы, и окончание института имени В.И.
Сурикова, и большое признание его художественного таланта, и путешествия по
СССР и Европе, и выставки во многих странах мира. Что ни говори, а это
счастливая судьба для творца. Но главное достижение Расторгуева – он создал
свой, совершенно неповторимый, уникальный художественный мир».
Евгений
Расторгуев не только неповторимый художник, но и поэт особой рифмы, в чём легко
убедиться, читая его воздушные, самобытные стихи. Вот строки некоторых
стихотворений, опубликованных на страницах 70-го выпуска «Вертикали. XXI век»:
«…Ангел… белым шелестел крылом…
И в воздухе чертил узоры, оставленные мне, сегодня на бумаге измаранной стихом».
«Ты в храм вошла, чтоб в нём
зажечь свечу… Ты руку подняла в прощальном жесте… И тайна от невысказанных слов
осталась в травах тишины у дальнего погоста».
«Сегодня Троица! Берёзками увит
иконостас… И Спас, глаза прищуря, сквозь них глядит на нас… И улыбается... и
бабушка… из храма возвратясь, с Великим Праздником нас поздравляет… И Раем
пахнет тот её кусок от пирога… А с высоты, из ризы золотой, в мерцании свечей
Спаситель смотрит… И улыбается, берёзами шумя».
«…И я смотрю, как чайки ловят
на лету гудок от парохода, ныряя с высоты в прозрачную волну».
Развивая
художественное направление, продолжая знакомить читателя с творчеством
нижегородцев, Валерий Сдобняков помещает в новом выпуске журнала работы из
архива старейшего нашего графика Николая Павловича Мидова. Подробная беседа –
рассказ Н. Мидова о своих юношеских годах, размышления о творчестве – также
помещена на страницах журнала. Вот фрагмент из рассуждений художника:
«Человеческий
взгляд видит самую малую часть окружающего мира. Мы в основном воспринимаем его
внутренним взором. Образ, воспринятый нами внутренним взором – главный и
значительно отличается от непосредственного зрительного восприятия окружающей
среды. Поэтому в картине, чтобы добиться зрительного эффекта, мы пространство
сжимаем, косогоры делаем круче, чем они есть на самом деле, и ещё допускаем
массу всяких искажений по сравнению с реальностью. Не искажаем же только
воспринятый внутренним взором образ природы ли, города ли. И тогда зритель,
который тоже сердцем воспринимает всё окружающее, верит в то, что изображено на
наших картинах. Верит, что это и есть действительность. Поэтому, когда я рисую
свой город, то я его и восстанавливаю в исторической справедливости, и в то же
время не документально списываю с натуры, а передаю его истинный образ. И люди
эти места узнают, воспринимают их как бы вне времени».
А
вот что пишет сам Валерий Сдобняков:
«…Мы
говорили с Николаем Павловичем о том, что надо бы его рабочие материалы
передать в фонд журнала «Вертикаль. XXI век» в Нижегородском областном архиве.
Только в июне 2021 года мне была принесена просто неподъёмная сумка от Н.П.
Мидова, набитая записными книжками, блокнотами и прочими бумагами. Первое, что
бросилось в глаза, когда перелистал лежащие сверху блокноты: невероятно
интересные рисунки и наброски, графика разных лет. Это творческий кладезь,
который просился на страницы журнала. Жалко было прятать обретённое творческое
богатство под спуд – когда ещё у исследователей дойдут до этих бумаг руки. И
вот теперь журнал являет их свету. Я благодарен замечательному нашему художнику
и за его служение искусству, и за его глубокие раздумья о жизни, и за
преданность творческой мысли. Верю, что труды, созданные во имя человека, не
пропадут даром и не будут забыты».
Значительную
и необыкновенно содержательную, интересную часть выпуска составили
«Литературные заметки», которые включили размышления Анатолия Пафнутьева «О
русской литературе». В 2008 году в издательстве «Вертикаль. XXI век» малым
тиражом вышла интересная книжка Анатолия Пафнутьева. Вот редакторский
комментарий Валерия Сдобнякова:
«Высказывания
Пафнутьева спорны именно потому, что они самостоятельны, а значит, для
большинства непривычны. К тому же автор касается в них жизни и творчества
классиков русской поэзии от А.С. Пушкина, через стихи В.В. Маяковского и С.А.
Есенина до возведённых на поэтический пьедестал уже в наши дни, при нашей жизни
И. Бродского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко… Диапазон разговора обширнейший.
Так что я лишь могу пожелать приятного и увлекательного чтения тем, кто откроет
эту книжку, которая как мозаика собрана из ярких и занимательных мыслей, в
итоге составляющих полотно собственного восприятия русской поэзии... Анатолий
Пафнутьев… и после 2008 года продолжал писать литературные заметки и
впечатления, которые публиковались на страницах журнала «Вертикаль. XXI век».
29 декабря 2020 г. А.И. Пафнутьев, после внезапно обрушившейся на него болезни,
покинул сей мир… В память о нашем многолетнем авторе и друге мы и публикуем…
текст давней его книги, которая стала библиографической редкостью».
Анатолий
Пафнутьев о русской литературе начинает размышлять с призыва: «Найдите Пушкина!
Предрёк же Николай Васильевич Гоголь, что Пушкин (второй) может появиться на
Руси двести лет спустя Пушкина (первого). Время это уже пришло».
Как
бы в преддверии 4 ноября, дня чествования Казанской иконы Пресвятой Богородицы,
одного из значимых православных праздников для русских людей, в рубрике
«Церковь воинствующая» опубликованы главы из готовящейся к печати книги
протоиерея Евгения Юшкова «Обитель там твоя какая будет». Вот некоторые
размышления умудренного опытом священника:
«Быть
жертвенным не всякому из людей дано. Напрямую, то есть до смерти, способны
единицы – святые люди, избранные Богом. Но помнить об этой добродетели и быть
жертвенным, так сказать, «по мелочам» – это может всякий христианин».
«Никто
не хотел умирать. В советское время, в нашей молодости, был кинофильм с таким
названием. В нём борьба за идею: ставят председателем колхоза человека, а
противники его убивают, ставят другого и снова смерть. «Не хотел умирать» - это
естественно. Господь создал человека для вечности, и значит, для верующего
человека смерть – переход в другую сферу бытия. В христианской истории есть
примеры желания смерти, потому что такие люди вожделеют этот переход и
дальнейшее бытие со Христом, и даже добровольно идут на свою Голгофу, подражая
Христу.
Ныне
таких очень мало, большинство говорит: «Не хочу умирать».
Не
хотеть умирать и бояться смерти, повторюсь, естественно для нашей падшей
человеческой природы, и значит, сопротивляться, лечиться, по возможности,
бороться и, может быть, побеждать болезнь, но для верующего во Христа человека,
при всём при том, главной установкой в поведении его должны быть слова Христа –
Спасителя: «… да будет воля Твоя…, не введи нас во искушение, но избави нас от
лукавого. Яко Твое есть Царство, и сила и слава во веки! Аминь».
Мы
же помним, сам Христос наказал своим Ученикам, как молиться: «Отче наш… да
будет воля Твоя…»
И
материал о. Сергия Муратова в рубрике: «Из редакционного архива» – под
названием «Голос доброго пастыря», повествующий о встречах автора с
митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым), и рубрика «Вспомним»
с работами Валерия Сдобнякова «О «Руси уходящей» митрополита Питирима», «Жизнь
и служение митрополита Вениамина (Федченкова)», «Нравоучительные и полемические
сочинения преподобного Максима Грека» подчёркивают духовную направленность
очередного выпуска журнала.
Плеяда
нижегородцев представлена на страницах семидесятого выпуска «Вертикали. XXI
век» мемуарами Алексея Коломийца, размышлениями Николая Офитова, воспоминаниями
Павла Шарова, рассказом Андрея Альпидовского, поэтическим словом Леонида Чигина
и Татьяны Антиповой. Безвременно ушедшие авторы журнала Евгений Галкин и Андрей
Стариченков навсегда остались в наших рядах. Каждый из этой плеяды мог бы
подписаться под словами А. Коломийца: «И всё-таки я скажу, что в то время, о
котором я здесь пишу, было наше счастливое время, это была наша замечательная
страна – СССР, которая тогда стремительно развивалась в научном, промышленном,
экономическом, культурном отношении, которая целиком трудилась только для
своего народа, училась и чудесно учила новые поколения советских людей. И у
меня эту страну – СССР, никогда не изъять из сердца и не очернить.
Ну,
а достоинства, недостатки и беды, ведь они были. Нужно тщательно и объективно
их изучать, анализировать, пытаться понять, лучшее – продолжать, а плохое
стремиться никогда не допускать. Это, впрочем, касается и сегодняшнего нашего
противоречивого и непростого времени».
Перекликается
с этой мыслью и поэтическая страница, представляющая творчество Ирины Цветковой
из Херсона. Её стихи вошли в антологию «Украина. Русская поэзия. XX век». По
мотивам её романа «Жребий судьбы» в 2014 году снят одноимённый 4-серийный
художественный фильм. Её верность памяти дедов выражается в верности своему
поэтическому призванию:
Я не хочу других путей,
Ни власть, ни ложная молва
Не запретят в безумье дней
Мне буквы складывать в слова.
Не
плаксивая, безвольная ностальгия по безвозвратно ушедшему прошлому, по ощущению
крепкой, здоровой, рвущейся вперёд молодости, а взвешенный, спокойный, трезвый
подход к решению накопившихся проблем и задач, которые ставят перед народом
реалии сегодняшнего дня – вот что свойственно главному редактору Валерию
Сдобнякову и собранному им коллективу авторов.
В
рубрике «Критика и публицистика» представлена научная работа нашей
соотечественницы Татьяны Сдобняковой-Стенерсен. В её статье всесторонне
рассматриваются проблемы обезлесения нашей планеты, в частности, уделяется
внимание этой проблеме в Бразильской Амазонии. Давая оценку труду Т.
Сдобняковой-Стенерсен, профессор, доктор наук А.М. Коломиец замечает:«Автор
поставила чрезвычайно серьёзный вопрос о том, как будто бы позитивные программы
сохранения лесов в целях обеспечения экологической безопасности планеты, влияют
отрицательно на развивающиеся страны, в первую очередь, как они нарушают и не
учитывают интересы коренных народов Амазонии. Статья содержит всесторонний
анализ проблемы и намечает пути, которые должны быть реализованы в будущем».
Рубрика
«Дискуссия» откликается на злободневные вопросы политики и экономики, «висящие
в воздухе», и представляет статью Анатолия Степанова «О переносе столицы и
мистике Русской истории», в которой обсуждается предложение Сергея Шойгу
развивать Сибирь и перенести туда столицу. Каждому читателю, безусловно,
предоставляется возможность мысленно поучаствовать в предлагаемой дискуссии,
взвесить все «за» и «против».
Любители
«лёгкого чтения» с удовольствием познакомятся с произведением Аркадия Мара
(Нью-Йорк, США) в рубрике «Современная сказка» – «Кошка мурка, которую зовут
Шепсит».
Семидесятый
выпуск, разноплановый, разносторонний и, если не всеобъемлющий, то охватывающий
по диапазону те самые разные вопросы современности, тем не менее, как и обычно,
пронизан стремлением укрепить духовную составляющую личности потенциального
читателя, поддержать молодых в «поисках смысла жизни», в самореализации,
укрепить «стариков» в вере в правильность выбранного пути.
Татьяна Антипова, Нижний Новгород
Комментарии
Отправить комментарий