Валерий СДОБНЯКОВ. ДУХОВНОЕ ЧАДО ОТЦА НАУМА. (О художнике Г.А. Скотиной). Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 78, 2023 г.
ДУХОВНОЕ
ЧАДО ОТЦА НАУМА
(О художнике
Г.А. Скотиной)
Необычность видения мира автором отмечается всеми.
Есть в живописной манере Скотиной что-то от русской былинности, от иконописи.
Это проступает как бы исподволь, ненавязчиво, как основа мировоззрения
художника. Потому не залюбоваться этими произведениями, пройти мимо
эмоционально не откликнувшись на них – невозможно.
Это картины, дарящие осознание жизни – как великого и
не случайного дара.
Для меня имя художника Скотиной известно давно, а вот
познакомились мы, впервые увиделись совсем недавно, только этим летом. Бывает
же такое.
Хотя ещё в 2014 году Галина Алексеевна делала рисунки
и оформляла обложку к моей книжке «Говорящее дерево». Но тогда всё происходило
через посредничество замечательного нижегородского графика Н.П. Мидова. Однако
и это произошло намного позже первого узнавания творчества Скотиной.
Когда мои дочери были совсем крошками, я покупал для
них с раннего детства разные книжки издательства «Малыш».
Маленькие, ярко разукрашенные сказочными сюжетами, они
сами из себя одновременно представляли и имеющие содержание книжки (стихи,
загадки, пословицы, короткие сказки), и игрушки, с которыми детям было так
приятно и интересно проводить время.
Вот тогда впервые я и прочитал имя художника – автора
увлекательных картинок для детей – Г.А. Скотина. И оно мне запомнилось на
многие десятилетия.
Не зная ещё Галину Алексеевну лично, я был наслышан от
её коллег, с которыми со временем познакомился и даже подружился (Н.П. Мидова и
Е.Д. Юшкова), о том, как они вместе, то расписывали, то реставрировали росписи
в церквях.
Со временем работы Скотиной всё чаще и чаще стали
украшать обложку журнала «Вертикаль. ХХI век».
Всё шло к тому, что должны мы наконец познакомиться
воочию.
Поиски в интернете дали довольно много информации о Галине
Алексеевне, как иллюстраторе, но из сайта в сайт кочует одна и та же
фотография, на которой голова молодой девушки туго повязана платочком, оставляя
открытым только лицо. Позже, рассказывая о себе, Галина Алексеевна скажет между
делом: «Я всю жизнь хожу в платке. Ага. Никогда по другому не было».
В первый свой приезд в гости к Скотиной, в её
небольшую квартирку в Правдинске, больше напоминающую мастерскую художника, чем
привычное для большинства населения жилое помещение, я расспросил Галину
Алексеевну: откуда она родом, кто её родители, как она попала в этот городок,
что расположен недалеко от Нижнего Новгорода, как вышло, что девочка из
заволжской глухомани стала художником?
Родилась Г.А. Скотина в деревне Силягодихе, что
ютилась на небольшой возвышенности около санатория «Городецкий». С трёх лет,
как себя помнит, вместо куклы у неё был карандаш, который она и пеленала. Но
вскоре семья переехала на правый берег Волги, в Правдинск, и этот город для
художника стал родным.
Здесь Галине открылись первые красоты окружающего
мира: «Вышла на крыльцо и увидела, как всё желто от цветущих одуванчиков.
Дорога тогда была выложена булыжниками, и все они разноцветные».
Рисовала всё время. Девочке купили краски. В то время
продавали приклеенные на картонную палитру кружки сухих акварельных красок.
Нужно было макать кисточку в воду, затем разводить этой водой кружок краски и
рисовать на листах бумаги.
Учась в школе, Галина сочинила однажды повесть. Только
не записала её, а нарисовала: в тетрадке на каждом листе был свой сюжет. По
этим картинкам и рассказывала содержание повести своим подружкам. Позже одна из
одноклассниц забрала тетрадку себе на память.
Самый близкий друг всю жизнь – старший брат Витечка.
Иначе, как уменьшительно ласкательно, Скотина его имя не произносит.
Брат оберегал сестру, как только мог. Водил её гулять,
придерживая за шиворот.
– Во время войны, когда мама пешком уходила в Работки,
чтобы что-то из вещей поменять на продукты, я, малолетняя, оставалась на
попечении Витечки. Он меня кормил: сварит одну свеклу или морковь, а мне этого
есть не хочется. Сижу на печке. Тогда он начнёт меня развлекать: поймает мышь и
посадит в валенок. А ещё вслух читал книжки – «Былины», «Конька-Горбунка». Был
терпелив, когда я с чем-то не соглашалась, не сердился. И вообще очень
общительный, весёлый, любил петь. Легко с людьми знакомился. Бывало, идёт где-то,
его ещё не видно, а уже слышно, как поёт, или пляшет.
Брат тоже рисовал, первым записался во все кружки Дома
культуры Бумажного комбината. В том числе и рисования, которым в то время
руководил профессиональный живописец Дмитрий Николаевич Никитин. Привёл в
кружок сестру, а сам вскоре бросил в него ходить. У Галины же с Никитиным
сложились долгие добрые отношения, как ученицы с наставником.
– Я ему из-за Волги привезла деревянную солоницу, и
Дмитрий Николаевич написал натюрморт: связанный петух и солоница. Красивая
получилась картина. У него вообще вся большая квартира была в картинах. Я со
временем перестала ходить в кружок, а приходила заниматься к нему домой.
Никитин показывал книги, рисунки – очень хорошо было.
– И всё-таки сразу не решились посвятить себя
живописи…
– Страшно было из дома уезжать. Поступила в Правдинске
в техникум у железной дороги. Помню, идёшь вечером – и такие звёзды на небе...
Ночь чёрная-чёрная, а звёзды светлые…
– Видимо поэтому в ваших работах так много звёзд, так
вы любите их рисовать – особенно в графике?
– Закончив техникум, получила распределение на Дальний
Восток. Жила там полгода, продолжала рисовать, переписывалась с художником
Никитиным, посылала ему свои рисунки. Дмитрий Николаевич отвечал хорошими
письмами, критиковал, что нет у меня в рисунках первого плана. Много я всего
насмотрелась на Дальнем Востоке – ягоды, травы разные, ездила однажды с
мужиками лучить рыбу. Они в лодке жгли покрышки, рыба на свет выходила, и они
её добывали. Мне тоже большую щуку дали. Я её на плече несла.
– Почему вернулись обратно в Правдинск?
– Хотела дальше учиться. Сразу не получилось
поступить, пришлось поработать на местном заводе. Но после сдала экзамены в
Московский педагогический институт имени В.И. Ленина. Там была подружка, она
меня везде водила – по театрам, библиотекам, кладбищам, церквям… Но не
молиться, а смотреть и удивляться, восхищаться. Очень она умела восхищаться.
Сильный живописец – домик деревянный нарисует, так, смотря на него, наплачешься.
Нам преподавал художник Борис Неменцкий из студии Грекова. Сейчас ему сто лет.
– Институт закончили?
– Нет, сколько-то проучилась и бросила, вернулась
домой.
– Что так?
– Потому что папа умер… Видно не судьба мне жить в
большом городе. А тут на Волге, в огороде, у старицы в лугах – всё одно чудо,
одно цветение… Когда училась в Москве – жить было негде. Папа устроил на
квартиру, но я там жить не могла. Хозяйка – женщина здоровенная, чистоплотная,
всё время стирала – и своё, и для подработки. Она совершенно не понимала, чем я
занимаюсь, что мне надо.
– Вернулись вы сюда, и как же попали в орбиту художественной
жизни?
– В Москве я жила ещё у искусствоведа Елены Ивановны Житковой.
Борис Михайлович Неменский устраивал мне какую-то выставку, а она приходила её
смотреть и забрала к себе жить. У них с мужем большая квартира, он у неё был
профессором, конструктором по авиационным двигателям или что-то связанным с
самолётостроением. Вернувшись в Правдинск, стала много рисовать. Взялась писать
в маленькой комнатке ту большую картину, которая вам нравится («В лодке», 1974
г., х/темпера, 110х260 см, висит на стене в моём рабочем кабинете в Союзе
писателей – В.С.) Во вторую мама меня не пускала. Ругала, что всё захламила. Это
была самая первая моя большая работа… Когда мама умерла, я ещё долго не
использовала эту комнату для работы. А теперь уж всё заставлено картинами,
папками с рисунками.
– Создалась эта картина и вы, наверно, захотели её
где-то показать?
– Елена Ивановна постоянно пугала, что меня посадят в
тюрьму за тунеядство, потому что нигде официально не работаю. Они с Борисом
Михайловичем старались, чтобы меня
приняли в члены Союза художников СССР. А для этого нужно организовать
персональную выставку.
– Вот и спрашиваю – как вы вошли в круг горьковских
художников?
– Приехала тогда в Горький с рекомендательными
письмами от Елены Ивановны и от Бориса Михайловича, добавилось от Дмитрия
Арсенина, до этого в журнале «Юность» опубликовали чёрно-белые репродукции моих
графических работ.
– Теперь понятно, зачем понадобилась выставка.
– Её устроила в Доме архитекторов местный искусствовед
Лариса Помыткина. Но мне сказали, что работ мало. А я все свои работы перед
этим сожгла.
– Почему?
– Мешали, квартира маленькая, где хранить, а их больно
много. Куда девать… Вот с Витечкой и повытаскивали их на пустырь и сожгли.
– Так вы по рекомендациям связались с Помыткиной?
– Нет, пошла в Волго-Вятское книжное издательство, там
познакомилась с Николаем Мидовым, графиком. Для издательства оформила несколько
книжек. Уж теперь не помню сколько. Николай познакомил с Женей Юшковым. И так
втроём мы стали дружить.
– Как прошла выставка в Доме архитекторов?
– Меня сразу приняли в Союз художников СССР. Картина
«В лодке» там тоже была выставлена. Писали про меня в газетках, картинки мои публиковали.
Кто-то приезжал сюда, чтобы про меня написать. А я этого не хотела. И мама тоже
не хотела… Потом много показывала свои новые картины на выставках. Как-то
пришёл один человек и купил картину – васильки и ромашки. Больше у меня ничего
не покупали. Картину «Мальчики» тоже намеревались купить. Человек уезжал в
Израиль, хотел забрать её с собой, а я не отдала.
– Почему?
– Очень мало предлагал заплатить. Да и не захотела в
Израиль отдавать.
– Как начали расписывать церкви?
– У отца Евгения Юшкова есть брат отец Геннадий,
который жил здесь в посёлке, прозванным в народе «Кавказ». Он служил в местном
храме. Вот они, умеешь – не умеешь, стали заставлять: давай делай. Стала
научаться. А у Витечки в институте, где он работал, продавались книги об иконах.
Он их мне покупал, я читала, рассматривала, училась, пробовала сама что-то
сделать.
– Когда осознали себя человеком верующим,
православным?
– Всё опять через Витечку… Сызмальства меня никогда не
причащали. Родители об этом ничего не говорили. Все же боялись! Вот и Николай
Мидов тоже был испуганным. Хоть с мамой и ходил в церковь, но она его строго предупреждала,
чтобы молчал, никому об этом не обмолвливался. А я ни разу не ходила. И мама у
меня тоже.
– Как начали сотрудничать с издательством «Малыш»?
– Продолжала ездить к Елене Ивановне. Иногда подолгу
жила у неё. Ходили с ней на Новодевичье кладбище. Там похоронен её первый муж.
Вот она и Борис Михайлович помогли – мне стали давать работу: такую, русскую. Много
книжек оформила в детском «Малыш», нравилось работать для детей. Это при
советской власти. И церкви расписывала при советской власти – батюшка Наум из
Троице-Сергиевой Лавры посылал к своим духовным чадам, молодым священниками. Мы
с Женей Юшковым, Мидовым и Тырдановым ездили в отдалённые сёла. Затем тырдановские
и юшковские дети присоединились.
– Расскажите о той грандиозной работе, которую сотворили
в Спасском храме, написав в течение двадцати лет все иконы для большого пятиярусного
иконостаса.
– Иконы стала писать тоже при советской власти. Ещё со
страхом. Меня вызывали в исполком, заставили подписать какую-то угрозную
бумагу. Чтобы не рисовала ничего религиозного. Приходилось прятать свои работы.
Являлась Зина, работница исполкома, проверяла, почему всем этим неодобрительным
занимаюсь. Я ей книги показывала, объясняла – изучаю древнюю живопись… Страшно
было.
– Иконы тогда писали для людей, или храмов?
– И для людей, и реставрировала старые иконы для храмов.
– Расскажите о своём духовном отце Науме.
– Я когда приезжала в Лавру, всё просила батюшку –
хочу, чтобы вы были моим духовным отцом. Он отвечает: «Далеко живёшь». А я всё
рано езжу. Нарисую какую-нибудь икону, и ему принесу. Так со временем всё и устроилось.
Потом батюшка заказал подготовить к изданию книгу про Киприана и Иустинию.
Роман написал текст, я нарисовала картинки. Издательство Московской Патриархии
её издало.
– С этим издательством вы тоже много сотрудничали?
– Да нет, немного. С отцом Артемием Владимировым
сделали две книги. Были ещё какие-то. Уж теперь не помню.
Я уезжал от Г.А. Скотиной не с пустыми руками. Увозил
на память ею написанную икону – Образ Покрова Пресвятой Богородицы.
При расставании, в тесной прихожей, Галина Алексеевна
остановила меня, уже было взявшегося за дверную ручку.
– Постой, я тебя благословлю.
Я наклонил голову.
Твёрдой, натруженной рукой Скотина запечатлела на мне
крестное знамение. Дабы не оставлял, хранил меня Господь.
Комментарии
Отправить комментарий