Наталья ПАВЛОВА. ЦЕЛЫЙ МИР НАМ КАЖЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 79, 2023 г.
Павлова
Наталья. Родилась и училась в
Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и
гражданское строительство». Постоянный автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.
ЦЕЛЫЙ МИР
НАМ КАЖЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ
Обзор журнала
«Вертикаль. ХХI век» № 78,
2023 г.
Нижегородскому поэту Сергею
Николаевичу Карасеву в этом году должно
бы было исполниться 70 лет. Но ушёл он из жизни рано, прожив всего 42 года.
Однако и этого срока хватило, чтобы оставить добрую память о себе в сердцах
тех, кто его знал, с кем дружил.
Родился Сергей в северной
нижегородской глубинке, в Урене. Жил и учился в школе в Княгинине. Теперь на
родном доме прикреплена памятная мемориальная доска в честь поэта.
Окончив Казанский
государственный университет по специальности «журналист», вернулся в Горький,
стал работать в газетах сначала комсомольской «Ленинской смене», затем в
«Нижегородской правде». Стихи же, как начал писать с раннего детства, так и не
переставал.
По первым двум сборникам,
вышедшим в Волго-Вятском книжном издательстве, в 1983 году был принят в члены
Союза писателей СССР.
Третья книжка стихов «Ночные
поезда», которую Сергей подготовил к печати, но уже не увидел, вышла в 1995
году. Из типографии её выкупали друзья. Сергей был похоронен в ветреный и
дождливый день 20 октября 1995 года.
Высказывания литераторов,
критиков, любителей поэзии и подборку стихов для публикации подготовила вдова
С.Н. Карасева, поэт Ирина Дементьева.
Трофей
Там, в Берлине,
когда уезжал,
Подарила товарищу рота
С темной надписью
светлый
кинжал.
«С нами бог!» – перевел
ему кто-то.
И солдат,
как вернулся домой,
Где его победителем ждали,
Резал хлеб,
тот, что был с лебедой,
Тем кинжалом
из крупповской стали.
Темный сахар
в ладони колол,
Чистил крупные ломти селедки,
И, накрыв незатейливый стол,
Он кинжал
положил посередке.
Чтобы жители,
сколько их есть
(Пусть встречало солдата
немного),
Знали:
воина русского честь
Посильней чужеземного бога.
Другой значительной
публикацией в рубрике «Поэзия» стали два цикла Михаила Попова.
Михаил Михайлович больше
известен читающей публике как автор многих повестей и романов, завоевавших
широкую известность и получивших солидные литературные премии. Хотя в его
творческом багаже есть и сборники поэзии. О том, что прозаик талантливый поэт,
свидетельствуют его подборка стихов «Тигры перемен выходят из засад» и большой
цикл четверостиший «Люди, звери и герои».
Законы Божьи в общем-то
просты,
И вывод представляется мне
ясным:
В глазах смотрящих столько
красоты,
Что целый мир нам кажется
прекрасным.
И чтобы закончить с
поэтическим разделом, назовём других авторов рубрики. Это опять же цикл стихов
Евгения Кухтина «Венец терновый
увенчает сны», поэма для детей «Сказка про муравья» постоянного автора «Вертикали.
ХХI век» Андрея Альпидовского, к которой смело можно
применить строки русского гения: «Сказка ложь, да в ней намёк». Новичок журнала
Лариса Егоршина открыла новую рубрику издания: поэтическое краеведение («Озеро
Светлояр», «Китеж», «Катунки»).
Завершается в 78-м выпуске
публикация сразу двух больших документальных книг: Валерия Сдобнякова «Забытая
дорога назад» и Алексея Коломийца «Жизнь в профессии». О них в прошлых обзорах
«Вертикали» довольно подробно говорилось. Теперь лишь напомню: первая – это
последовательный ежедневный дневник событий (как считает сам автор –
судьбоносных) 2022 года; вторая – воспоминания известного геолога, учёного,
организатора производства о своей жизни в профессии.
Из новинок прозы стоит
отметить два рассказа Сергея Овчинникова «Вавилонская башня» и Николая
Бондаренко «Испытание рифмой».
Повествование Овчинникова
обращено к «болезненным» темам сегодняшнего дня, в то время как Бондаренко
написал сугубо фантастическое произведение.
У Овчинникова любящие друг
друга мужчина и женщина ощущают неловкость в своих отношениях. Он живёт в
России, она на Украине. Вот что при расставании говорят герои «Вавилонской
башни»:
«– Главное для нас, пишущих, –
сказал он вслух больше для себя, чем для Алины, – сохранить живыми душу, язык
народа. Остальное вторично!
– Это и моей Украины касается, –
согласилась Алина. – Самое гиблое, если начнут воевать Россия и Украина. Я,
наверное, тогда просто умру! Я ведь люблю и русских, и украинцев!»
Бондаренко помещает героя
рассказа «Испытание рифмой» (тоже литератора) в некое особенное пространство –
«Литературный лабиринт», в котором и происходят с поэтом, возжелавшим научиться
«хорошо писать», всевозможные приключения.
Традиционно очень насыщены
разделы критики и публицистики. Тут материалы на любой вкус для гурманов,
любящих поразмышлять о прочитанном, о творчестве, задаться «вечными» вопросами
бытия.
Священник Евгений Юшков
продолжает написание книги «Обитель твоя Там какая будет», публикуя в очередном
номере новую серию заметок, которые войдут в книгу при полном её издании.
Валерий Сдобняков в статье
«Духовное чадо отца Наума» рассказывает о судьбе интереснейшего живописца,
графика, иллюстратора книг и иконописца Г.А. Скотиной.
«В помещении Нижегородской
областной организации Союза писателей России на стенах висят большие картины,
привлекающие к себе всеобщее внимание своей красотой и радостностью восприятия
мира. Автор полотен – художник Галина Алексеевна Скотина. Необычность видения
мира автором отмечается всеми. Есть в живописной манере Скотиной что-то от
русской былинности, от иконописи. Это проступает как бы исподволь, ненавязчиво,
как основа мировоззрения художника. Потому не залюбоваться этими
произведениями, пройти мимо эмоционально не откликнувшись на них – невозможно.
Это картины, дарящие осознание жизни – как великого и не случайного дара».
Михаил Рубцов в статье
«Надежды свет» вспоминает о проведённом десять лет назад крестном ходе, которым
он руководил. Ход прошёл от Нижнего Новгорода до Москвы и завершился на Красной
площади. О его значении и «невыученных
уроках» и размышляет автор статьи. Непременно стоит отметить, что книга-репортаж «Ход особого
назначения» об этом значимом событии, которую написал Михаил Иванович, вышла
тогда же в издательстве «Вертикаль. ХХI век».
Литературная критика и
литературоведение представлены статьями Татьяны Антиповой «Перекличка памяти с
судьбой, Татьяны Криницкой «События нейтральны. Окраску даём мы сами», Валерия
Сдобнякова «Всякий честный художник творит не сам по себе».
Материал В.В. Сдобнякова
вмешает в себя пять, довольно конспективно написанных статей о книгах П.В.
Анненкова «Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года» и «Замечательное десятилетие
1838-1848»; романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»; монографии
Л.А. Смирновой «Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество»; книги К.Г. Паустовского
«Золотая роза»; двухтомники повестей и рассказов Г.Д. Гребенщикова «Сибирские
повести и рассказы (1911-1919)».
Наталья Павлова публикует
подробный репортаж о прошедшем вечере в Нижегородском Доме актёра, посвящённого
20-летию литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» и 65-летию его основателя Валерия Сдобнякова.
В торжестве приняли участие
такие известные в городе актеры Нижегородских государственных академических
театров драмы и оперы и балета, как народный артист России Валерий Никитин,
заслуженные артисты РФ Александр Мюрисеп, Юрий Котов, многократные лауреаты
международных и всероссийских театральных фестивалей и конкурсов Наталья
Кузнецова, Виктор Ряузов, а также студенты Нижегородской консерватории и
Нижегородского театрального училища, которые прочитали отрывки и полные
произведений Юрия Бондарева, Василия Белова, Валентина Курбатова, Олега
Шестинского, Юрия Адрианова, исполнили песни русских композиторов.
В завершении отдельно
хочется упомянуть о небольшой, но милой сказке Леонида Чигина «Волнушки»,
учащей детей состраданию и взаимопомощи.
Александр Мюрисеп подготовил
в раздел «Из исторического наследия» большой отрывок (переиздаваемый впервые)
из Филиппа Вигеля «Воспоминания», посвященного Нижегородской ярмарке. В своём
предисловии публикатор объясняет:
«Автор широко известных и популярных мемуаров: «Воспоминания» (или
«Записки»), которые содержат богатейший материал по истории и культуре
дворянского общества, русского быта и нравов первой половины XIX века. Мемуары, долгое время ходившие в списках, опубликованы со значительными
цензурными пропусками в «Русском вестнике» после смерти автора
(1864) и пользовались широкой популярностью. … Подготовка
текста к публикации осуществлена журналом «Вертикаль. XXI век» по
вышеназванной книге издания 1865 года. Публикуются эпизоды воспоминаний из II, III, XI-XVI глав части пятой упомянутой книги. Нумерация глав
опущена».
Остаётся традиционно сообщить, что
редакция продолжает знакомить читателей с рисунками из записных книжек
художника Н.П. Мидова, которые он передал ей перед своей кончиной.
Также в «Нашей хронике» кратко
представлены те события, к которым имели отношение авторы и редакторы журнала.
Обложку украшают репродукции картин
нижегородского живописца Владимира Заноги «Облака – крепости над городом»,
«Ветки цветущих деревьев», «Сентябрьские плоды».
Комментарии
Отправить комментарий