В.А. Мельников. КЕРЖЕНЦЫ, КУЛУГУРЫ И КЕРЖАКИ. «Вертикаль. ХХI век», 2023
Край солнечной живицы:
сборник стихов / Сост. В.А. Мельников. – Нижний Новгород: «Вертикаль. ХХI век»,
2023. – 140 с.
В
жизни каждого человека есть места, в которые хочется вернуться и побывать в
атмосфере людей, некогда окружавших тебя, впечатлений и красот природы.
Одним из таких мест является лесное Заволжье, а
точнее, его дальняя, керженская (кержацкая) сторона. Ещё сравнительно в
недавние времена XIX – начала XX века, край привыкли
считать лесным с названиями: «Керженец», «Керженские скиты» или «Семёновская
глушь».
Сторона, события в которой определили в
дальнейшем историческое и культурное отношение к краю.
В то время, как одних из искавших Царства Божия узкий путь приводил в
обители, где и подвизались они с братией вкупе, других тот же путь управлял в
уединение, в места, не видимые для людского взора: в леса и пустыни. Здесь,
наедине с Богом, они очищали свою душу, боролись со своей греховной
человеческою волей, полагаясь только на свои силы да на помощь Свыше.
Пустыня стала особым пространством, землёй, где
ощутимо присутствие и близость Бога и стала путём нравственного ощущения,
«приготовлением» к иной жизни, свободной от греха и порока.
Такой вот новой «Пустыней» и выступили лесные
места Керженца, появились первые скиты и скитские поселения.
Последователи старой веры стали именоваться старообрядцами
или староверами. Часть из них продолжала совершать богослужения по древнему
чину, принимая в свои ряды покаявшихся священников. Другие же считали, что институт
священства лишился Божией благодати и наступили времена Антихриста. Они
собирались в общины и молились самостоятельно, без священников.
Глухие места и гонения на «старую» веру вели к
формированию представления о Керженце как о месте, где «жить покойно и
богоспасаемо». Слово «Керженец» стало иметь более широкий смысл, чем
географическое понятие, приобрело некий сакральный и духовный смысл: «Приехал с
Керженца», «Уехал на Керженец».
После разгрома керженских скитов приверженцы
«старой» и гонимой веры бежали на Урал и расселились по всей Сибири до Алтая и
Дальнего Востока. По названию реки Керженец за твёрдость веры там они получили
название «кержаков».
Слово «кулугур» («калогер») означало имя, с
которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более
почётным лицам из монашествующих. Староверы, старообрядцы, раскольники,
беспоповцы – неполный перечень определений «кулугуров», и потому оно стало
употребляться с пренебрежительно-негативным смыслом. Понятие «кулугур»
применялось сторонниками новой веры и носило негативный характер.
Благо,
по понятиям кулугуров, это – ежедневный труд, молитвы, добрые дела – только так
человек постигает Бога.
Вполне возможно первоначально слово «кулугур»,
не переделанное греческое «калогер», звучало как «коло-гур»: где «Коло» –
солнце, а «Гу-ру» от санскритского – «достойный, великий, важный, утвердившийся
в истине, непоколебимый, учитель, мастер». Тогда и значение слова звучит проще,
но величественнее – «от Солнца утвердившийся (утверждающийся) в истине».
Малые урожаи хлеба и обилие леса вынуждали
крестьян браться за любые вспомогательные промыслы, в том числе, изготовление
долблёной или точёной посуды и утвари, деревянных ложек и ковшей.
Деревянную посуду производили во многих местах:
в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских,
ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась
заволжская, или, как её ещё называли, керженская. Так уже в 1630-е годы много
керженской посуды (или керженцев) было на только что открывшейся Макарьевской
ярмарке.
По названию села Хохлома, на базарах которого в
основном нашёл сбыт деревенской деревянной, раскрашенной простыми и
незатейливыми рисунками, посуды, получил название промысел. Промысел появился
благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены
скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие
иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для
своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями
изготавливали посуду из дерева. По воле эти традиции пересеклись и появилась
хохломская роспись.
«Краем солнечной живицы» назван край поэтом
Владимиром Мироновым. Живица – это не просто смола дерева. Живица – это богиня
жизни, плодородия, воплощения жизненной силы и исцеления, духовного и телесного
здоровья.
Сборник состоит из введения и пяти частей.
Во введении – «Сказание о земле керженской»
приведён исторический экскурс зарождения и становления заволжской стороны, её
характера, нравов и устоев.
В первой части «Люди и вера» показаны истоки
керженского (кержацкого) характера, его веры, верований и отношения к жизни.
Сложность природных условий края, обилие лесов
обусловили занятие жителей края вспомогательными промыслами, связанными с
обработкой дерева, появлению хохломской росписи, что отражено во второй части
сборника «Ремесло и мастерство».
Притягательная сила красоты форм и красок
хохломской росписи отразилась в третьей части сборника «Магия Хохломы».
Четвёртая часть сборника «Семёнов – стольный
город славной Хохломы» показывает красоту Семёнова, где «городок бревенчатый,
кондовый», «тихая столица знаменитых керженских лесов», прошедший путь от
столицы ложкарного царства к столице золотой Хохломы.
Пятая часть сборника «Керженец» говорит о
красоте реки и почему «реке незабвенность дана».
В.А. Мельников,
член-корреспондент академии
космонавтики имени К.Э.
Циолковского
Комментарии
Отправить комментарий