Анатолий Строкин. КАК РОЖДАЕТСЯ ПОЭТ. Журнал «Вертикаль. ХХI век»
Родился в 1939 г. в г. Алма-Ата перед
Великой Отечественной войной. Победу встретил в Сибири в г. Томске. Основную
часть детства и юности провёл на древней ярославской земле близ Ростова
Великого и Переславля Залесского (п. Петровск). Эти земли считаю своей Малой
Родиной и источником вдохновения. В Петровске окончил школу с золотой медалью.
Служил на Балтике. Окончил знаменитую Бауманку, в которой проработал много лет.
Кандидат технических наук. В «лихие девяностые» уходил из родной альма-матер.
Волею случая оказался в глухой деревушке Пески под Переславлем Залесским.
Нежданно там встретил глубинных и широко образованных товарищей. Они и стали
первыми слушателями (и учителями) моих первых стихов. Поэзия захватила, стала
частью творческого образа жизни. Запоем читал литературные журналы, книжки
стихов других поэтов, очень быстро появились новые литературные товарищи и
новые учителя, тоже ставшие позже близкими друзьями-товарищами. В 2005 г.
вернулся в Бауманку. Считаю себя типичным «физиком-лириком». Творческие
процессы в этих двух областях для меня неразрывно связаны между собой. Автор
шести поэтических книг. Член Союза писателей России.
Собрату по перу
На
память добрую собрату по перу:
Наш
дар земной на небесах отмечен,
Стихи
– они – как надпись на ветру,
Мерцающий
мираж в пространствах речи…
Но
вдруг – как чудо: «Миг остановись!»
В
словах простых и с ясным очертаньем,
И
это чудо падает на лист,
Который
ждёт и счастлив ожиданьем…
Несмотря на то, что «стихотворчество» стало
значительной частью моей жизни довольно поздно, в весьма зрелом возрасте, с тех
пор пролетело уже немало лет, лет, наверное, счастливых, ибо творчество и есть,
тот потаённый уголок, который порой освещает наше земное счастье. Наверное,
оттого и появилась довольно настойчивая потребность рассказать об этом пути и
как бы спросить «собрата по перу»: «А как это было у него? Что у нас общего, а
что происходило и происходит по-другому?» Тем более, что по-прежнему остаются,
несмотря на множество ответов, вопросы: какие стихи воспринимаются как стихи и
как что-то важное, находящее отклик в душе другого, а какие уходят в пустоту и
интересны только автору. Как они рождаются, откуда берутся? Почему одни живут
долго, другие, прогремев, спустя время, вызывают удивление: отчего они так
гремели, а сегодня кажется, что это и не стихивовсе. Вопросов – множество… А
поэт, как и прежде, бежит за чудом рождения стихотворения.
И всё же существует глубинная основа
стихотворного творчества – это русское слово, уходящего корнями в тысячелетия.
От бабушкиных сказок, пословиц, поговорок. Каких-то (для нашей современности)
наивно простых, незамутнённых пятнами взрослой жизни, с чудесами, в которых так
хорошо и уютно жить душе ребёнка. Да, это отсюда: «Что русский дух – есть чистаядуша». Это отсюда рубцовское: «До конца, до тихого креста / Пусть душа останется чиста» и, конечно, наш во всём Александр Сергеевич
Пушкин: «Что за прелесть эти сказки…
Каждая – целая поэма». И
кажется, что чудо доброй сказки живёт в каждом человеке на нашем необозримо
громадном евразийском пространстве.
Это ожидание и ощущение чуда и есть процесс
рождения стихотворения – стихия поэзии, которая «Унизит нас или возвысит, / Но всё равно возьмёт своё, / И не она от
нас зависит, / А мы зависим от неё…»
Но каков «технический» процесс рождения
стихотворения, его «алгоритм». И как рождается поэт? Об этом писали многие, но
лучше других, на мой взгляд, рассказал Вадим Кожинов в своей книге «Как пишут
стихи». (Просвещение,1968г.).Вадим Валерьянович при этом особо отмечает, что
научить поэзии нельзя, можно говорить только о «типовых алгоритмах» рождения
стихотворения. Но сам же и оговаривается (как бы противореча этому «постулату»),
что «в наше смутное время многие люди,
что может удивить (!!! – А.С.),
продолжают и читать, и писать стихи… Да в России стихи сочиняет несметное
количество людей». Это явление
живёт в различных литобъединениях больших городов, но мне кажется, ещё более
удивительно проявляется в российской глубинке, где человек ближе к природе, к
её первозданной чистоте, к её «сказке»: «Я
пишу не в стол, а в печку, / Пусть поставят по мне свечку, /Панихиду сотворят…
/ Я не знаю, как там проза / Но стихи порой с мороза / Замечательно горят!» (Виктор Шелехов – из глубинки ярославской
древней земли). Из этих «миллионов» и вырастают поэты и, конечно, они «учатся»,
а учиться поэзии, коли есть неодолимое желание, можно и нужно, и очень важно
при этом не просто вариться в собственном соку, а иметь товарищей-собратьев по
перу, единомышленников (и не только).
Ещё несколько слов об «алгоритме» рождения
стихотворения. Обычно, пишет Вадим Валерьянович, нежданно появляется
ячейка-клеточка: это слово, сочетание слов, строка, несколько строк. Клеточка
эта волнует, требует понимания и продолжения. Часто при этом улавливается ритм,
мелодия. Из этой «клеточки» и вырастает стихотворение. Вот как об этом
чуде-явлении говорят строки стихотворения поэтессы Евгении Шелуки, рождённой в
глубинке приказахстанских степей, где слово главное «пшеница»,
а «Космос ближе заграницы»:
Я нечаянно задела
Стайку лёгких слов и точек –
Покружились и несмело
Опустились лентой строчек.
Нежно с ними я шепталась,
Любовалась тихой стаей –
И она со мной осталась –
Вот теперь сижу, читаю.
Здесь хочется добавить, что со временем
появляется ещё и уверенность: когда возникает в душе эта волнующая «клеточка»,
то кажется, что в ней непременно и скрыто то неведомое ещё стихотворение,
которое обязательно должно упасть на бумагу, а поэт слушает, вникает и
добавляет, добавляет, добавляет… Но по-прежнему волнует мгновение, в котором:
Кто там смотрит за поэтом?
Кто дал дар ему при этом –
Слушать музыку небес,
Чтобы этот лучик света,
Вспыхнув, мигом не исчез,
А поэт, гордясь ответно,
С отсебятиной не влез…
Часто эта доля «отсебятины» становится
заметной. Слово, строка… Стихотворение уже опубликовано, но по-прежнему
беспокоит диссонанс с общей мыслью стихотворения и самого поэта, и его друзей,
и читателя. И какое счастье, когда «по
древней исторической традиции»,
вновь вернувшись к своему произведению, более точное слово, строку,
четверостишие (иногда спустя годы) всё же удаётся найти. Есть здесь и некий
психологический нюанс: поскольку «чудо» уже легло на бумагу и трогать его сам
порой не решаешься – чужое замечание и ранит, и обижает. Однако, почти всегда
поэт сам видит стихотворные грехи-огрехи, потому стоит успокоиться, а если
повезёт с Музой, то и исправить сии вирши. По этой же причине, прежде чем
публиковать свои произведения, предпочитаю, смирив гордыню, показать их
редактору, который порой может иметь и иные взгляды, как на поэзию, так и на
нашу бурлящую многообразием жизнь. Стихи в итоге получают более совершенное
звучание. А исправлять, не исправлять, отложить, подумать – это решение всё
равно остаётся за поэтом. Поэтому в благодарность редактору:
Здесь ваша работа
И ваша забота
К моей прикоснулась тетради.
Не просто с поэтом
Свершить было это:
«Простите его, Бога ради!»
А вот о разных взглядах, в содержании
«контента» стихов разных авторов – рассудить очень сложно, а порой кажется и невозможно,
но и не попытаться сказать об основных так называемых «трендах» нашей
поэтической жизни, наверное, необходимо.
У каждого из нас есть
предыстория, опыт жизни, учителя, товарищи, и отношение к такой важной основной
(основной прежде всего для меня) теме света и тени, добра и зла, греха человеческого
– оказывается разным по глубине и силе восприятия, да и возможно ли разделить
объективно и контрастно позиции, если в жизни и свет, и тень, добро и зло живут
вместе, переплетаясь непостижимыми нитями, и их вместе поэт пропускает через
себя в своём творчестве. Всё же, оглядывая даль ушедшую и туманы грядущего, их
сочетание и путь поэту освещают слова Александра Сергеевича Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Да, вновь нам кажется «наш век» ещё более
жестоким, и вновь о новой тяжкой борьбе хочется повторить:
«Добро должно быть с кулаками»–
Не раз мы слышали уже –
Не дай же Бог! – Нам это знамя
Без милосердия в душе.
Таким был путь Пушкина, путь «Золотого
литературного века России», таким он остаётся в памяти и помогает шагать в
будущее.
Но всё же – света без
тени не бывает. Какая она, какова степень её «черноты» и каковы раны, которые
она оставляет, когда поэт пропускает её через себя? – Здесь поэту можно только
посочувствовать, просто пожалеть, хотя вряд ли процесс творчества нуждается в
жалости и для поэта его строки – сущая правда. Правда у разных поэтов – разная:
светлая, тёмная, смешанная… «Макай перо
своё в правду» – Василий
Макарович Шукшин; «Я поэт и тем
интересен» – Здесь правда
Владимира Маяковского; «Над вымыслом слезами
обольюсь» – (над светлым
вымыслом, над сказкой!) – А.С. Пушкин. Потому для любого поэта (большого ли,
малого) миг рождения его стихотворения, его «правды» является счастьем и
кажется раем:
И поживёшь в раю до срока,
Забыв земное бытиё.
Рука сама напишет строки –
Благослови, Господь, её!
Ещё несколько слов о
восприятии поэзии. Стихотворение обладает ритмом. Ритм – это колебательный процесс
и обладает свойством резонанса, когда настрой читателя совпадает со строем и
настроем ритмических образов стихотворения. Резонанс усиливает восприятие
образа и правды поэта:
Но попадаются глубины,
В которых сразу тонет взгляд,
Не достигая половины
Той бездны, где слова молчат.
И ты отводишь взгляд туманный,
Глаза не видят ничего,
И дух твой дышит бездной странной,
В которой много твоего.
Это пишет крупнейший поэт нашей недавней
современности Юрий Кузнецов о восприятии поэзии древних рукописей, о чтении. И
пока жив читатель, готовый «резонировать» со «стихотворной правдой» поэта –
ритмическое сочинение можно отнести к «поэзии» и стихотворение считать «стихотворением»,
а не графоманским опытом (обидное и несправедливое словосочетание). Не для
такого ли «своего» читателя Александр Твардовский написал: «Вот стихи и всё понятно, всё на русском языке…» и как следствие этого образа определения стихотворения,
стихами можно считать поэтические строки,
к которым хочется вернуться, чтобы вновь испытать сердцу милый резонанс
общения с автором. Хотя поэт оставил эти строки прежде всего для «своего
земного рая», являясь их первым читателем.
Сила этого резонансного
воздействия на читателя и самого поэта зависит от силы возникшего «поэтического
образа». Например, Юрий Кузнецов особое значение придавал и считал особой
поэтической удачей, когда в образе-метафоре «расстояние
между прямым значением и переносным…сокращено до минимума». Вот как это звучит в его знаменитых строках:
И снова за прибрежными деревьями
Выщипывает лошадь тень свою.
Да, эти строки вызывают удивление и даже
восхищение, запоминается такое наблюдение своим поэтическим необычным сочетанием
динамической картины. Но для устойчивого «резонанса» важны также и значимость
мысли в общем контексте стихотворения, её ритм и развитие, честность оттенков
поэтической правды и что-то неведомое, неуловимое, но как бы глубинное
читательское, гармонически связанное с поэтическим образом строки поэта. Вот
как об этом предмете-образе говорил наш выдающийся писатель и философ Василий
Васильевич Розанов:«Тысяча мнений о предмете и есть настоящий предмет…». Это
же можно сказать и об оттенках метафоры-образа, которые и формируют её силу. И
в случае «резонанса» у многих людей такие строки разбираются на цитаты, о них
вспоминают часто даже не упоминая автора. Вот пример таких строк поэзии Сергея
Есенина:
Лицом к лицу лица не увидать –
Большое видится на расстояньи…
Или строки Николая Рубцова:
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
Или одна из многочисленных цитат Фёдора
Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…
Такие строки живут с нами как что-то важное и
часто вспоминаемое уже много, много лет и будут жить и дальше с человеком наших
пространств, а лошадь с её тенью останется как бы экзотикой, учебным материалом
для иллюстрации возможностей стихотворного образа. То есть приведённые выше
цитаты Есенина, Рубцова, Тютчева – более живые в пространстве и времени,
нежели, хотя и динамическая, картинка лошади и тени.
Хочется отметить ещё один
момент в творчестве поэта: человек, взявшись за перо, пишет свой портрет. Это очень
важный момент при восприятии поэзии автора. Портрет автора можно увидеть даже
тогда, когда он по какой-то причине хочет его скрыть. Он проявляется в каких-то
«собственных» сочетаниях слов, как бы читается между строк. Это очень хорошо
видно в прозе: вы читаете книгу, и вдруг вам приходит в голову мысль, которой
ещё нет у автора, но спустя абзац, страницу, вы обнаруживаете эту мысль и у самого
автора. Это межстрочный волновой эффект, обладающий резонансными свойствами,это
его высшие гармоники как бы и осветили у вас мысли автора, который уже думал об
этом выше, но чётко описал свою мысль чуть позже. Об этом свойстве сочетаний
слов, их высших и как бы невидимых гармонических свойствах писал Михаил
Лермонтов:
Есть сила благодатная
В созвучье слов простых
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
В этом стихотворении («Молитва») уже виден
глубинный портрет М.Ю. Лермонтова, который ярко подтверждается во всём его
творчестве. В нём живёт его живая душа. Многочисленные отзывы и воспоминания
неблагожелательных современников и некоторых их наследников не дают той правды,
которая просто очевидна в его творческом портрете. Видимо, поэтому Вадим
Кожинов писал свои исторические книги, опираясь на произведения поэтов. В них
истина своего времени. Яркий пример того есть и в наследии Михаила Лермонтова.
Вот стихи, которые настойчиво ему приписывали и продолжают приписывать:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Вглядитесь в портрет его творчества и нигде,
ни в одном произведении вы ничего подобного не найдёте, а найдёте особо чуткие
и сказанные многократно с великой любовью слова о России и о его простом народе:
И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляски с топотом и свистом
Под говор пьяных мужиков.
О приведённой же выше фальшивке можно лишь
добавить, что её автор «имеющегося у него
автографа» якобы Михаила Лермонтова, так никому и не показал, стихотворение
появилось десятки лет спустя после смерти Лермонтова, «созвучье слов» в фальшивке не лермонтовские и не соответствуют его
портрету. Просто в советское время оно было напечатано в учебниках по
литературе и учили его наизусть многие поколения, как лермонтовское. Более
того, во времена М.Ю. Лермонтова «голубых
мундиров», о которых идёт речь в фальшивке, не было, а он был особо точен в
словах своих стихотворений.
Хотелось бы также сказать
ещё об одном моменте «портретного свойства творчества». Автор, исходя из
сказанного выше, всё же соавтор, согласившийся с пришедшими ему строками.
Поэтому творчество может ответно влиять уже на «живого поэта», и он может тоже
как-то меняться в реальной жизни, и его стихи могут тоже как-то меняться,
соответствуя приобретённым оттенкам нового знания.
В заключение: наверное,
надо бы было обсудить ещё многие моменты нашего творческого процесса, таких,
как «чувство меры», о вреде категоричных классификаций и ярлыков типа «или-или»,
о возникающих своих сомнениях. Что-то недосказанное читатель и Собрат по перу
обнаружит в стихотворениях, которые мне хотелось бы опубликовать по данной теме
отдельной книжкой в недалёком будущем, и, может быть продолжит разговор,
опираясь на процесс собственного творчества.
Анатолий Строкин
Член Союза писателей России
Комментарии
Отправить комментарий