Валерий СДОБНЯКОВ. ИКОНЫ ПИШУТСЯ НЕ ТОРОПЯСЬ. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 90, 2024 г. На обложке книги В.В. Сдобнякова «Забытая дорога назад» графика Г.А. Скотиной.
ИКОНЫ
ПИШУТСЯ НЕ ТОРОПЯСЬ
С того момента, как я впервые встретился и поговорил с
художником Г.А. Скотиной, я хотел совершить эту поездку, побывать в старинной
балахнинской церкви Спаса Нерукотворного Образа 1668 года постройки.
Из статьи заместителя директора Государственного архива
Нижегородской области в городе Балахне Ж.Д. Кувшиновой «Об истории храма Спаса
Нерукотворного образа г. Балахны», опубликованной на сайте газеты «Рабочая
Балахна», я заранее довольно подробно узнал об истории этого прихода. Жанна
Дмитриевна в своём материале приводит сведения из «Церковной летописи Спасской церкви»,
составленной в 1886 году приходским священником Львом Константиновичем Беловым
и из других документальных источников, хранящихся в фондах Центрального архива
Нижегородской области.
Автор в своей статье так пересказывает содержание
летописи: «В сотной грамоте 1620 г. указано, что на Никитской улице была
деревянная тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с Введенским
пределом. Вот возле неё, как пишет священник, «солепромышленник Григорий
Ефремов Добрынин по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
великия и малыя России Иоасафа II (…) построил нынешнюю каменную о пяти главах
церковь с трапезою без придела. Основание сей церкви положено 1668 года 8
сентября. Церковь эта была украшена Добрыниным лучше всех балахнинских церквей:
в ней одной были резные и золочёные царские двери, серебряные сосуды, дорогие
ризы, пояса с жемчугом и прочее». В 1702-1704 гг. перед западным приделом
выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами.
В послереволюционные времена, после принятия новой
властью декрета от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства,
Балахнинский уездный комиссариат начал национализацию церковного имущества.
Спасскую церковь закрыли 6 марта 1926 года.
Дальнейшая судьба строения полна драматизма. Реставрация
Спасской церкви, как памятника истории и культуры республиканского значения
(постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г.), была впервые проведена
лишь в 1959-1962 гг. В распоряжение же Русской Православной Церкви оно перешло
лишь 31 августа 1995 года. Конечно же, всё убранство храма было потеряно.
Внутреннее его состояние необходимо было приводить в порядок. И одним из первых
с начала совершения службы нужно было воссоздать иконостас. За эту работу
взялась Галина Алексеевна, которую и завершила за пятнадцать лет. Посмотреть на
эти труды мы и отправились в Балахну.
Первым делом, проехав весь город, в начале проспекта
Дзержинского в трёхэтажном доме навестили Скотину в её квартире. Хозяйка было
тут же решила усадить нас за стол, но скоро поддалась настойчивым просьбам в
первую очередь всё-таки съездить в церковь Спаса Нерукотворного Образа, а уж
потом обед да чай со сладостями.
Погода пасмурная. Изредка начинает накрапывать дождь.
Но, может, это и к лучшему – в церкви кроме нас никого. Неспешно переходим от
иконы к иконе, прикладываемся к ним. Галина Алексеевна указывает, какая из них
– её работы. Вот большая Введение во храм Богородицы, другие такого же размера
Святая Татьяна, Равноапостольная Нина Грузинская…
Иконостас не может не поражать красотой и величием.
– Вот это работа! – невольно полушёпотом восклицаю я.
Конечно, на это величие сразу обращаешь внимание,
когда только заходишь в церковь, но я сознательно старался отводить взгляд,
чтобы не испортить главного впечатления, когда подойду ближе к солее.
– Когда они открылись, ничего у них не было, –
уточняет Галина Алексеевна, – тогда я и решила: «Надо им отнести».
И отнесла первые иконы.
– Отец Евгений Юшков говорит, это красиво, потому что
один человек писал. И то теперь не знаю что – все ходят смотреть, как в музей.
А чего такого. Я знаю Машу в Москве, она и храм расписала, и иконостас. Одна
тётенька пять иконостасов сделала, и всё сама одна. Я же за двадцать лет только
один. И то с перерывами – когда мебельная фабрика не работала, никакой доски
негде было взять, ждали. Теперь тут не знаю что – как к знаменитости ходят: из
библиотеки, из музея, ещё откуда-то из редакций… Я уж попросила женщин на лето
сделать перерыв.
– Не вижу большой иконы Максима Грека, которую вы
написали.
– Она в алтаре, её выносят только на праздник.
– Как родилась мысль оформить иконостас?
– Да когда началась тут служба, то кто-то привёз много
больших репродукций напечатанных на бумаге икон. Хотели ими всё завесить. А я
сказала – не надо этого делать и вообще торопиться. А лучше всё сделать
постепенно и хорошо, по-настоящему. Отец Виктор, теперь болящий, поддержал
меня. У меня для себя был написан Образ Спаса Нерукотворного на большой чертёжной
доске. Его первым я и отвезла в церковь на автобусе. Вообще мне хотелось писать
большие иконы, вот и взялась за работу.
Идём вдоль стен храма, рассматриваем и прикладываемся
к иконам.
– Это епископ Лаврентий (Князев) Балахнинский, викарий
Нижегородской епархии – поясняет Скотина. – Его расстреляли и утопили в
революцию… Не зная за что?
– Как за что? За веру.
– Какое время страшное мы пережили!..
Уже дома я открыл в интернете сайт «Церковный
календарь» и прочитал житие священномученика Лаврентия, расстрелянного латышами
в тюрьме нижегородского ВЧК, что располагалась тогда на улице Малая Покровская.
Тело епископа, по словам очевидцев, вывезли на Мочальный остров и бросили в
Волгу.
– А вот Иоаким и Анна, – подводит меня Галина
Алексеевна к другой большой иконе.
Так от образа к образу обходим весь храм,
фотографируемся на память в центре, на фоне иконостаса, выходим на улицу.
Старинная церковь хороша, стройна, украшена изразцами
древнерусским орнаментом и за столетия, кажется, стала только величественнее.
Дома у Скотиной устраиваем обед, перед которым
успеваем сфотографировать листы с графикой и кое-что из живописных работ (это
всё для редакционного архива), получить в подарок от художника икону Образа
Спаса Нерукотворного, написанную на старой почерневшей иконной доске. Хозяйка
недавно закончила над ней работать, как и над другой подобной, только новой
доске с ковчежком.
Комментарии
Отправить комментарий