Игорь СОЛОВЬЁВ. ТОНКОЕ ИСКУССТВО ЧУВСТВОВАТЬ ПОДАТЛИВОСТЬ КНОПОК. Рассказ. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 90, 2024 г.
ТОНКОЕ
ИСКУССТВО ЧУВСТВОВАТЬ ПОДАТЛИВОСТЬ КНОПОК
Вот и взошла она, заря Искусственного
интеллекта, и нас, немолодых, надеждой осветила. Ну наконец-то, наконец… И
молодёжи повезло, а юной поросли — подавно. Особенно в освоении всякого
рода искусств, не связанных с хореографией. Помните, наверно, давнишнее, — а по этой колее многие прошли, как
через ветрянку: родителями куплена недорогая, для пробы, гитара; приятели, уже
чуть-чуть кумекающие в этом деле, за час показали на грифе четыре-пять
аккордов. И после мозолей домашней репетиции ты уже бард, менестрель, орфей с
дворовой скамейки, ты уже с почти умным, почти вдохновенным взором под
бренчание струн старательно завываешь нечто, именуемой романтическое песней. Да
ещё пытаешься и сам сочинять, — и
музыку, и стишки, — уверенный,
что сии творения непременно станут откровением для всего мира. Самонадеянная,
глупая, мечтательная юность, ещё не знающая жизни. С вами было такое? Если да, — простительно: хотя бы пробовали, старались,
дерзали. Но
тщетно соперничать с магнитофонами и музыкальными колонками, и дворовые гитары
быстро смыло волнами профессиональной музыки.
.В музыкальных школах
несколькими аккордами не отделаешься, там посерьёзнее, да по нескольку раз в
неделю, —
и в музыкальном классе, и дома. Не только пьесы, но и арпеджио, сольфеджио, и
прочие нудные, муторные упражнения-страдания, терзающие нетерпеливые детские сердца
и пожирающие драгоценное время забав на улице. В музыкальных училищах, тем более в консерваториях,
— добираться
до вершины ещё изнурительнее.
Или, скажем, другое искусство: изобразительное. Здесь даже любительский
уровень (его можно достичь долгими занятиями, например, в изостудии или в художественной
школе), пожалуй, потруднее, чем любительский уровень в музыке. (Вероятно, поэтому
художников много меньше, чем музыкантов. И это при том, что в детстве все мы
любили порисовать.) Нужна конкретика? Ладно. Попробуйте на формате А3
изобразить обыкновенный освещённый гипсовый шар: глаза поломаете, различая
оттенки перехода света и тени по сферической поверхности, и потратите не одну
тысячу быстрых, коротких штрихов наклонённым грифелем, чтобы передать этот
переход (Часа три с непривычки потратите, одним часом, как для нескольких
гитарных аккордов, не обойдётся.) А ведь шар (как и другие геометрические тела для рисунка) — всего лишь первый шажок. Потом — различные натюрморты, фрагменты
интерьера, быстрые наброски; потом (или параллельно) всевозможные и непростые
гипсовые модели увеличенных размеров, чтобы прочувствовать детали: «Глаз», «Нос»,
«Ухо», «Губы с подбородком», «Кисть руки», «Ступня» и прочее, и прочее. Потом «Череп», гипсовый или
пластиковый, (причём, изобразить надо в разных проекциях, с прорисовкой
различных косточек и впадин-выступов), потом «Обрубовка» («гранёная» голова»),
разнообразные гипсовые головы (мужские и женские), заодно срисовывание
портретов с разных картин, а всё названное
— только
подготовительный этап.
К чему это перечисление (весьма неполное, кстати)? Чтобы не складывалось представление, будто
кто-то умеет рисовать «ну потому, что у него просто получается, вот и всё!» Да лишний раз напомнить: по щелчку пальцев
(как может показаться или, например, как обещают
некоторые гипнотизёры, под внушением) прилично рисовать не научишься. За этим
талантом —
долгий, сосредоточенный, кропотливый и внимательно-напряжённый творческий труд.
Так даётся лёгкая, уверенная непринуждённость рисунка. В общем, уйму времени потратите, равносильно второму образованию, и вот тогда уже можете приступить к основательной попытке
портрета в рисунке с натуры, —
впрочем, без гарантии на абсолютный успех, на полное сходство. Глядишь, и
достигните любительского, но всё же вполне неплохого, уровня рисования, — и это надо ценить, уважать и в
других, и в себе. Однако кроме рисунка в изобразительном
искусстве есть и широчайшая творческая работа с красками (масляная живопись,
акварель, пастель и иное), есть цветоведение, изучение перспективы,
гравирование и много-много чего, да ещё отдельные науки и практики по
подготовке материалов и инструмента, — жизни не хватит всё освоить! Правда,
к сожалению, мастерство, добытое великими трудами, если не практиковаться
постоянно, потихоньку сходит на нет.
И посему можно поздравить детей и
подростков ближайшего будущего: пожелаете числиться в художниках — отлично, не надо никакой
возни-тягомотины со всякими карандашами, с палитрой, этюдником, мольбертом, — всё это атавизм, людей смешить.
Просто объявите, как факир, желаемое, — и ваше творчество возьмёт на себя
проворный нейроджин, и будет у вас, как говорят нынче некоторые продвинутые
молодые люди, всё «чики-пуки», «тип-топ», а может, даже и «Вау!». Лепота, одним
словом.
Профессиональным музыкантам и певцам
тоже стоит поумерить рвение: возможно, и сами они, как прежде, не спонадобятся.
Вспомните: перед музыкальным спектаклем, перед концертом, эстрадным или
симфоническим, в зале ощущается и ожидание праздника, и волнение не только
публики, но и музыкантов, настраивающих, подстраивающих инструменты. Живая
музыка на то и живая, чтобы хоть иногда сбиваться, ошибаться. Но вот недавно на телевидении одна артистка спела дуэтом с роботом. Хм,
а что, мысль! Заменить всех на эстрадных «подпевках» и в хорах чёткими, надёжными
роботами. Оставить одних солисток и солистов, — прим, эстрадных и оперных див, звёзд,
короче. Хотя… А, может, и их тоже того, заместить? Ведь у иной-то звёзды и звёздная болезнь
случается, и связки простужены, и вдруг не возьмёт верхнюю ноту? Ужас, конфуз,
скандал! А робот и связки не простудит, и возьмёт любую ноту, хоть на самом
верху, — подпрыгнет,
если что, но возьмёт, —
и от звёздной болезни иммунитет у него. А ещё интереснее, увлекательнее — завлекательнее — оркестр из одних роботов, вместе с дирижёром. И со смычками на скрипицах, на
виолончелях, и с флейтами-саксофонами, и на ударных, палочками жонглируя, — и загляденье вам, и слуху услада, и экзотично,
и феерично! Реально и на одежде сэкономить: пусть их будут как есть, с
конвейера, одинаковые. Но можно и одеть: в костюмы с бабочками, в чопорные, строгие
платья. Или, наоборот, в кокетливые плиссированные юбочки, — взбодрить воображение публики.
Тем более, что, не исключено, кроме
вас в публике и роботы окажутся, локоть к локтю, рядышком. Да вот о чём говорить с роботами? У них-то в головах — вселенная
окольцованных, оцифрованных знаний; всё обо всём знают, в раз музыкальные
гармонии на терции с бемолями разложат. А вы? За плечами да в короткой памяти — сомнительный жизненный опыт, и тот с изъянами, с ошибками
молодости? Негусто. Для робота
вы как собеседник — всего лишь человек обыкновенный, не
более того. Так чего ж позориться? Пусть уж они, роботы, одни на концерты ходят, хоть на эстрадные,
хоть на симфонические. А вам бы лучше дома обитать, возле телевизора или
компьютера. Тем более, если вы молодой человек. Чего хотите? Накатила
романтика, и тянется рука к перу? Не надо перьев, — какие перья, ещё чернильницы
вспомните! — есть
же закладка на экране: «Стихи романтические, мои. (послеобеденные, от томления
и другие)». Обозначьте голосом или текстом ключевые слова и количество строф,
кликните — и
откликнется! Хоть и не птеро-, но всё-таки дактилем, ямбом с хореями, да хоть
виршами-одами, —
вариантов тьма, без искорки, конечно, зато аккуратненько, и слова и рифмы — всё на месте, и без творческих самоистязаний.
На всё про всё —
секунды, едва сделаете вдох, едва зевнёте, потягиваясь, или дожуёте пищу, вы
сегодня вообще молодец, браво, Новый человек новой эпохи!
Девушка знакомая в гости заглянет? А
сделайте ей, кроме стихов «экспромтом», другой подарок: изваяйте её
скульптурный портрет! И не как какой-то там Микеланджело, который вначале возился,
искал мрамор, без пороков-трещинок, потом готовил зубила, резцы, шлифовальные
пудру и камни, потом подолгу обдумывал, с чего начать и что удастся, потом
прорабатывал образ в глине — и
потом уже, постясь, брался за работу. Не так, конечно! А как умеете только вы,
используя иной инструмент, и одним лишь изящным нажатием на клавишу визуального
3D-принтера. Всё, готово, за несколько минут, скульптура ещё тёплая! Разве вы
не гений? Бесспорно!
А можно ещё, скучая на пару,
посмотреть какой-нибудь знаменитый, титулованный, звёздный фильм и заняться его
редактированием, переделкой. Кинематографом, короче. Сделать копию, поменять в
ней актёров на другие образы —
да хоть на соседей! —
изменить, по настроению, сценарий, интерьеры, смонтировать, — и вы уже сами мэтры кино, посылайте
на конкурс!
Так что грядёт племя молодое,
незнакомое. Гениальное. И останется нам, древним, давним, только завидовать.
Позавидуем? А точно —
им, гениям, способным нажимать подходящие кнопки? Или самим себе? Что застали и
иную, прежнюю эпоху, и сами хоть что-то умели или пытались уметь, — не опасаясь деградации до кнопочного
состояния? У кого бы спросить…
Октябрь
2024 г.
Комментарии
Отправить комментарий