Наши репортажи. Наталья ПАВЛОВА. Нижний Новгород. ЖУРНАЛЫ «МОСКВА» и «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» НА ФЕСТИВАЛЕ «ЧИТАЙ ГОРЬКИЙ».
Павлова
Наталья. Родилась и училась в
Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и
гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва),
«Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного
журнала «Вертикаль. ХХI век» и сайта «Русская
народная линия». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.
ЖУРНАЛЫ
«МОСКВА» и «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» НА
ФЕСТИВАЛЕ
«ЧИТАЙ
ГОРЬКИЙ»
Не первый год Нижегородская государственная областная
библиотека им. В.И. Ленина проводит фестиваль «Читай Горький». Неизменно он
привлекает к себе внимание многих любителей книги. И традиционно, с самого
первого проведения такого форума в нём принимает участие редакция
литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век». При этом главный редактор «Вертикали» Валерий
Сдобняков всегда старается не только рассказать о содержании номеров, вышедших
к этому сроку, но и пригласить на встречу как можно больше авторов журнала,
познакомить их непосредственно с читателями.
Так, по инициативе Валерия Викторовича в Нижний
Новгород приезжал известный прозаик, автор многих книг по истории нашего
Отечества В. Бахревский. В этот раз наш город посетили руководители журнала
русской культуры «Москва» В.В. Артёмов, М.М. Попов, В.В. Ковалёв.
Первая встреча у гостей состоялась в Нижегородском
государственном педагогическом университете им. К. Минина «Мининском
университете». Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и
зарубежной филологии Виктория Трофимовна Захарова попросила «известного
писателя, постоянного участника международной научной конференции, проводимой
педагогическим университетом» Валерия Сдобнякова представить собравшейся
студенческой аудитории писателей из столицы, что он и сделал, дополнив сведения
о краткой истории журнала тем, что и Владислав
Владимирович, и Михаил Михайлович, кроме всего прочего ещё и преподаватели
известного в стране Литературного института им. А.М. Горького. М.М. Попов в нём
– доцент и заведующий кафедрой творчества. Это объявление было встречено присутствующими
дополнительными аплодисментами.
Стоит отметить, встреча, организатором которой
выступила В.Т. Захарова, вызвала большой интерес у будущих педагогов, зал
оказался полностью заполнен, гостей не только слушали, но им было задано много
вопросов.
В областной библиотеке завершение первого дня работы
фестиваля в Балакиревском зале было предоставлено презентациям журналов
«Вертикаль. ХХI век» и «Москва».
Начал встречу Валерий Сдобняков. Он рассказал, что в
2024 году было подготовлено к печати восемь журнальных книжек «Вертикали», но
вышло только семь. Это номера 82-83, 84, 85, 86, 87, 88, и 89.
Сдвоенные номера 90-91 и 92-93, являющиеся
продолжением № 82-83, так как они посвящены единой теме – истории зарождения и
развития драматического театра в Нижнем Новгороде, так и не вышли пока в свет
из-за понятных трудностей. Этот проект для финансирования сейчас
рассматривается в дирекции президентского фонда культурных инициатив. Если его
одобрят, то читатели получат уникальные для прочтения материалы. Уже по одному печатному объёму, который
приготовлен редакцией для издания видно, сколь грандиозная работа была
проделана. С рассказа о ней Валерий Викторович и начал знакомить собравшихся с содержанием
«Вертикаль. ХХI век» за 2024 год. И в первую
очередь было отмечено, что хоть идея подобных тематических номеров и
принадлежит главному редактору, но основная огромная работа по сбору и
подготовке материала к публикации осуществлена профессором, заслуженным
артистом РФ, актёром Нижегородского государственного академического театра
драмы им. М. Горького А.В. Мюрисепом, который по праву является соредактором
театральных выпусков.
Содержание номера 82-83, который поступил к
подписчикам в начале года, состоит из нескольких разделов: «Начало. Театр князя
Н.Г. Шаховского и последователей», «Антреприза Ф.К. Смолькова», «История»,
«Советский театр», «Летопись» и «Об авторах».
Приведём выдержки из предисловия «От редакции»:
«Суждения князя
Ивана Михайловича Долгорукова и столичного чиновника Филиппа Филипповича Вигеля
– людей образованных и довольно искушённых в понимании тогдашнего театрального
искусства – критические и несколько язвительные по отношению к владельцу
театра, репертуару и его труппе. Впечатления эти связаны со спектаклями,
увиденными авторами на ярмарках (в одном случае Макарьевской, в другом –
Нижегородской). Труппа и репертуар в ярмарочных театрах принадлежали князю
Николаю Григорьевичу Шаховскому, помещику, сценолюбу и основателю
Нижегородского театра.
Исключительный интерес представляют воспоминания
Любови Павловны Никулиной-Косицкой, человека редкого таланта и прекрасной души,
которую А.Н. Островский считал украшением русской сцены. Наблюдательность,
искренность, чувство любви к людям, знание жизни наполняют «Записки»
поразительной правдой и силой в изображении России той поры.
Воспоминания
Екатерины Борисовны Пиуновой-Шмидтгоф, актрисы, наделённой большим талантом и
пониманием особенностей жизни в театре – живые и зоркие. Бесценными в них
рассказы её бабушки Настасьи Ивановны
Пиуновой, крепостной актрисы князя Шаховского.
Бесконечно дороги памяти автора эпизоды близкого знакомства с поэтом Тарасом
Григорьевичем Шевченко и любви его к юной актрисе. Оставил интереснейшие
заметки о Нижегородском театре, гастролировавший на его подмостках артист
императорских театров Александр Александрович Нильский. Мемуары Полины
(Пелагеи) Атипьевны Стрепетовой, актрисы огромного темперамента и выдающегося
трагического дарования, удивительно зримы. Обладая превосходной памятью, на
страницах книги она живо рисует сцены жизни провинциального театра.
Удивительно яркие
по подробностям и анализу оставил воспоминания о своей театральной молодости
великий артист и режиссёр Малого театра, заслуженный артист императорских
театров Александр Павлович Ленский, начинавший свою сценическую жизнь на
нижегородских подмостках в антрепризе Ф.К. Смолькова. Член-корреспондент императорской академии наук Петр Осипович Морозов
воспоминает о Нижегородским театре, использовав записи, сделанные им ещё в
гимназические времена. Очерк Александра Гациского «Нижегородский театр» –
работа учёного и писателя. Мало кому известна работа режиссёра Первого
Советского Нижегородского театра Юрия Васильевича Соболева. В 20-ом году группа
актёров Нижегородского театра на агитпароходе отправилась по Волге со
специально подготовленными спектаклями.
Завершает выпуск
уникальная, кропотливая и педантичная работа Бориса Николаевича Белякова –
«Летопись» – об антрепренёрах, работавших в Нижнем Новгороде в тот или иной
театральный сезон, о труппе, то есть артистах, поимённо указанных автором и,
наконец, о том репертуаре, который был представлен нижегородцам в указанные
годы. Вся информация составлена за шестьдесят шесть лет, начиная с сезона
1893-1894 по сезон 1959-1960 гг.»
Не
менее захватывающе по содержанию и продолжение. Так в следующих
«юбилейно-театральных» выпусках подготовлены к публикации выдержки из «Записок»
Н.И. Собольщикова-Самарина
тех глав, содержание которых связано с жизнью и творчеством выдающегося
театрального деятеля в Нижнем Новгороде. Главы воспоминаний артиста, режиссёра,
педагога Николай Александрович Левкоев, рассказывают о работе в городе на Волге.
Более полувека отдал театру актёр Святослав Михайлович Ушаков. Ряд глав взят и
из его книги воспоминаний. А ещё тексты Юрия Лебского, Вячеслава Жучкова, документальное
повествование о жизни
народной артистки СССР А.Н. Самариной, воспоминания народных артистов
России Маргариты
Алашеевой, Георгия Демурова, Валерия Никитина и других ведущих мастеров сцены –
наших
современников.
И опять же уникальная «Летопись Горьковского-Нижегородского театра», продолжающая то, что было
начато Борисом Беляковым в его известной книге. Редакция уверена, что издание станет
для любителей театрального искусства бесценным даром.
Конечно,
театральные выпуски – это событие не только для культурной жизни Нижнего
Новгорода. Но ведь и традиционные литературные выпуски у «Вертикали.
ХХI век» получаются не менее интересными.
В прозе главным редактором в первую очередь был
отмечен роман Ярослава Каурова «Миры проходят сквозь миры» в №-х 88 и 89.
Ярослав Валерьевич раньше был большей частью известен нашим читателям как поэт,
работающий в самых разнообразных жанрах: лирические стихи и песни, поэмы,
сатирические стихи и басни. Дошла очередь и до романов, второй из которых и
появился на страницах нижегородского журнала.
По своей проблематике роман перекликается с
публицистическими работами Игоря Александровича Соловьева, который, в
частности, в рассказе «Первое улучшение» (№ 85) пытается
философски-художественно осмыслить (или лучше сказать – поставить вопросы для
разрешения) духовно-нравственные проблемы современного урбанистического
общества и особенно связанных с всё более внедряющихся в это общество систем
искусственного интеллекта, нейросети и т.д. Это футурологический взгляд, но не
без оптимистического посыла.
Кауров и Соловьев используют разные
художественно-публицистические методы (хотя оба прибегают к фантастическим
сюжетам, дискуссионным приёмам), и пусть каждый по-особенному, но ставят перед
читателями самые глобальные вопросы.
Пожалуй, стоит в разделе «Проза» выделить ещё рассказы
прозаика Василия Килякова (№ 86 «Простая душа», № 87 «Выстрел», «Сиделец» и
т.д.). Это продолжение традиции, которую в советское время окрестили
«деревенской прозой».
Поэзия. Тут, безусловно, самым заметным явлением стали
стихи Михаила Михайловича Попова. В 2024 году журнал дал три больших подборки
его новых стихов. Циклы: «Псевдошекспировские сонеты» (№ 84),
«Псевдошекспировские сонеты – 2» (№ 85), «Я остаюсь» (№ 87).
На протяжении долгих лет журнал продолжает публиковать
произведения в рубрике «Переводы для «Вертикали. ХХI век»». Тут хотелось бы отметить в первую очередь
рассказы-притчи с элементами сказки и фольклора сербской писательницы Душицы
Миланович Марики «Девичья слеза» (№ 89), «Ни во сне, ни наяву» (№ 86), «Зов из
камня» (№ 87). Готовятся к публикации и другие переведённые редакцией рассказы
этого автора. Ещё стоит выделить в этом разделе совместно с коллегами из
Дагестана подготовленную публикацию стихов классика лезгинской литературы
Сулеймана Стальского. Его произведения в новых переводах представил Мурад Саид
в № 87.
Критика. Кроме традиционных авторов главный редактор
отметил статьи и обзоры Натальи Павловой, которые печатались почти в каждом
номере «Вертикали» и поздравил автора с выходом первой книги «Духовное
сбережение», которая в этом году вышла в издательстве «Вертикаль. ХХI век». Пообещал он и свои новые литературоведческие
статьи, а также продолжение романа-дневника «Сквозь годы, карауля время», в
котором будет отражена хроника наиболее важных внутри российских и
международных событий, в первую очередь связанных с нашей страной, за весь 2024
год.
Затем с чтением стихов выступили Евгений Эрастов,
Андрей Альпидовский, Алексей Коломиец.
Главный редактор журнала «Москва» Владислав Артёмов
прочитал стихи, заместитель главного редактора Михаил Попов главным образом
представил нижегородских авторов своего издания. Это Валерий Сдобняков (в № 10
«Москвы» выходит глава из его большой работы «За тайной гранью» – публикацию
высоко оценил М.Попов), Евгений Эрастов (который рассказал о многолетнем
сотрудничестве с редакцией), Ярослав Кауров (исполнил ряд песен на свои стихи,
что было самым доброжелательным образом встречено собравшейся публикой).
На этом встреча редакций в рамках фестиваля была
завершена.
27 сентября
2024 г.
Нижний
Новгород
Комментарии
Отправить комментарий