Наталья ПАВЛОВА. БОГАТСТВА, ЧТО НИ ВЗВЕСИТЬ, НИ ПОТРОГАТЬ. Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 94, 2025 г.: Публикация в журнале «Вертикаль. ХХI век» № 95.

 


 

Павлова Наталья. Родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век», сайтов «Русская народная линия», «Журнальный мир», «День литературы» и других. Автор книги «Духовное сбережение» (2024). Живёт и работает в Нижнем Новгороде.

 

 

БОГАТСТВА, ЧТО НИ ВЗВЕСИТЬ, НИ ПОТРОГАТЬ

Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 94, 2025 г.

 

 

Как мне скопить богатства наперед,

Которых червь прожорливый не сточит,

Огонь не тронет, вор не украдет,

Скрываясь под покровом темной ночи.

 

Не те богатства, что по сундукам

И тайным схронам прячут воровато,

Что любят к жадным прилипать рукам,

Звеня презренным серебром и златом.

 

Как мне скопить богатства, что нельзя

Ни посчитать, ни взвесить, ни потрогать…

 

Мы начали обзор с таких строчек из стихотворения поэта Николая Петрова из города Семёнова Нижегородской области не только потому, что именно его подборка открывает очередной выпуск журнала, но в первую очередь из-за того, что все авторы «Вертикали. ХХI век», на наш взгляд, стремятся скопить интеллектуальные и духовные богатства, «которых червь прожорливый не сточит». Это стремление разговаривать с читателем откровенно о самом главном, в содержании журнала, несомненно, переходит из выпуска в выпуск.

Тексты Игоря Соловьева с удивительным постоянством появляются в каждой новой книжке журнала. Пишутся они именно для публикации в «Вертикали». Автор находится в непрерывном литературном поиске. Подтверждение тому разнообразие тем и жанров, в которых он работает: от остропублицистических статей на горячие темы нашего времени, до обширных исторических исследований; от заметок философского осмысления последствий стремительного развития и внедрения в нашу жизнь искусственного интеллекта, до детских сказок…

В 94-м выпуске И. Соловьев представляет рассказ «Не всё в порядке у машины правосудия». Суть произведения в следующем: передаётся история преступника, маньяка-убийцы, лишавшего жизни малолетних детей и одновременно рассказывается о судебном процессе над преступником по всем требованиям закона после того, как негодяя разоблачили и арестовали. Автор проводит тонкий психологический анализ происходящего, но в конце не выдерживает, и заканчивает повествование тем, что наказание преступника выходит «за рамки закона». Финал фантастичен для реалий современного правосудия. Тем интереснее читателям будет познакомиться с «Не всё в порядке у машины правосудия», прийти к собственным выводам относительно того – нужно ли возвращать смертную казнь, как наказание за страшные злодеяния.

Рассказ Владимира Вещунова «Скворцы» – полная противоположность рассказу Соловьева. Это красивое, трогательное, лирическое повествование о соединении жизни человека с окружающей его природой. На этот раз сюжет не замысловат. В покинутой деревне в летнюю пору живёт одинокий старик. И вся живность вокруг, от скворца на берёзе до лягушек в болотце, считают его своим. Все живут в едином пространстве, не мешая друг другу. Автор, как талантливый художник точно рисует детали, которые больше многих слов передают ощущение одинокой жизни в некогда большом селении: «При жизни деревни к озеру спускалась трёхкилометровая дорога. Ныне от неё осталась тропка среди травостоя, сберегаемая подорожником, клевером, гусиной травкой и стариком».

В маленьком отрывке перед нами раскрывается и прошлое, и трагизм нынешнего состояния. Хотя напрямую об этом ничего не сказано – однако всё нам рассказала тропинка, художественно нарисованная Вещуновым. А старик что же: неудачно сходил на рыбалку, понаблюдал за волнением птиц – вот и день прошёл. И вроде бы ничего из этого рассказа нового и удивительного читатель не узнал, а отчего-то на душе тепло.

Олег Гонозов публикует рассказ «из литературной жизни», назвав его «Успешный Гвоздев». Провинциальный поэт, в своё время перебравшийся в столицу, возвращается на родину и проводит творческую встречу с земляками в редакции главной местной газеты. (Подчеркнём – автор вспоминает прошлое времён СССР.) Характер главного героя в рассказе прописан, намёк на то, что вот как устраивались и устраиваются ныне литературные судьбы – понятен. И о том, что зародившийся талант, так и не развившись, в итоге легко теряется в столичной суете – тоже тема не нова. Достаточно примеров и ныне можно привести. Потому тема как бы вечна, но всё-таки для довольно узкого круга людей.

О произведениях писательницы из Сербии Душицы Миланович Марики, постоянного автора журнала, нам много приходилось писать ранее. Нынешний рассказ «Капля женской крови» – сюжетно и по исполнению перекликается с предыдущими произведениями автора из Белграда. Для подавляющего большинства читателей в России в них раскрывается абсолютно новый, незнакомый мир близкого нам славянского народа.

Перейдём к публицистике.

Анатолий Степанов вновь представлен сразу пятью текстами, в которых отражена злободневность нашего времени и через призму давних исторических событий, например 1169 года, когда произошло взятие Киева войсками Андрея Боголюбского; и предупреждение о возможных пагубных последствиях, если бездумно увлечься националистическими идеями… Статьи этого автора как всегда энергичны, увлекательны и содержат много фактического материала, не всегда в достаточной мере известного широкому кругу людей.

Евгений Юшков в «Икона, храмовая роспись – часть общей культуры» касается темы передачи иконы «Троицы» Андрея Рублева из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Священника это событие привело к следующим воспоминаниям и рассуждениям: «Всякий раз в Третьяковке у меня был определенный маршрут. Сначала иконный зал: «Троица» Рублева и «Владимирская Божия Матерь». Затем, к своим любимым «Боярыне Морозовой» Василия Сурикова, «Явлению Христа народу» Александра Иванова, рассматриваемого не как живописца, а скорее, как «богослова-историка» нашей веры. Затем портреты Серова, пейзажи Саврасова, Левитана, Поленова, и в конце осмотра снова к «Владимирской» и «Троице»... Тогда я не крестился, взирая на них, но, ни на минуту не сомневаясь, говорю, что воздействие этих чудотворных икон, несомненно, происходило, и была уверенность, что это безгласная проповедь русской иконы, православия в безбожном окружении всей нашей страны. Единый Бог в Трех Лицах и совершенно удивительная «Владимирская» шедевр византийской иконописи, пришедшей на Русь. Та «проповедническая площадка» иконные залы Третьяковской галереи, основанной русским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым, активно работала в духовном смысле».

Валерий Сдобняков помещает продолжение своей книги дневниковых записей «Сквозь годы, карауля время» (конец 2024 – начала 2025 гг.). В том числе писатель сохраняет для истории страшные подробности зверств, чинимых современными нацистами на Курской земле. Вот признания одного из них:

«Попавший в плен в Русском Поречном садист из ВСУ Евгений Фабрисенко на допросе трясясь и заикаясь от страха так, что еле выговаривает слова, на видео признаётся в совершённых преступлениях.

Это об убитых стариках: «Зашли во двор. Они находились в сарае в стоге сена. Мы их вывели по очереди получается, связали. Затем один из моих сослуживцев спустился в подвал. Затем старший группы достал гранату, выдернул кольцо и кинул в подвал».

О насилии над девушкой:

«– Мы зашли в дом, в первый дом. Там была девушка лет 18–20. Девушку избили, изнасиловали.

– Что потом произошло? Вы ее убили? Каким образом?

– Поставил на колени и выстрелил в затылок».

Об издевательствах над мирными жителями:

«– Мы одному из мужчин порезали руки.

– А для чего это было сделано?

– Поиздеваться».

«– Наши простреливали (ноги – В.С.), чтобы они не могли убежать.

– То есть некоторые люди так погибли, да? Какие-то эмоции вы испытывали? У вас было какое-нибудь сожаление, раскаяние?

– Нет».

«Когда я убивал жителей Курской области, я верил, что это был мой долг».

                «Пошли обратно на позицию, отметили то, что сделали. У старшего группы была с собой бутылка водки и пакетик с героином».

Николай Бондаренко вспоминает о Великой Отечественной войне в материале «Время беспощадной памяти». Это рассказ о судьбе друга, поэта С.Ф. Павлова. О стойкости и мужестве русского солдата: «В 1942-м в бою под Богучаровом, во время зимнего наступления, его подкосили осколки вражеской мины. Когда очнулся, стал выползать к своим по кровавому снегу, через трупы – с осколками в лёгких, позвоночнике, с отмороженными стопами ног… Он боролся сам с собой, терял сознание, заставлял двигаться не много не мало – два километра. Его обнаружили, и началось долгое скитание по госпиталям. Всё же долгожданный срок настал – он вернулся домой, в родной Владимир».

Кондратий Емельянов 100-летие своего отца отмечает воспоминанием, стихами своими и Анатолия Фёдоровича Емельянова – фронтовика, участника штурмов Кёнигсберга и Берлина, раненого под Варшавой, после Победы в звании капитана служившего командиром комендантской роты в зонах оккупации… После окончания и преподавания в МГУ, А.Ф. Емельянов уехал с молодой женой в Туву, где оба стали известными поэтами. Сын вспоминает Анатолия Фёдоровича, публикуя одно из его стихотворений 1986 года:

 

Есть у души свои законы,

Порой неведомые нам,

Ни нашим помыслам, ни снам,

Но власть их часто непреклонна.

В душе, в её глубинах тайных,

В жестокой памяти, в тебе,

Откладывается кристально

Вся наша жизнь, всё бытие:

Следы и грубых и сердечных

Поступков – весь былого груз,

И наша праведность и грешность,

Прозрений запоздалых грусть,

Всё, в чём ты от себя отступишь

В минутной слабости любой,

Неотвратимо ранит душу

И не расстанется с тобой.

Солжёшь себе, хотя бы малость,

Ещё краснея от стыда,

А ложь уже в душе осталась

И сохранится навсегда.

Но даже малая частица

Твоей душевной теплоты

Душе поможет утвердиться

В великом царстве доброты.

Так созидается в неслышной,

Незримой внутренней борьбе

И то, что ниже нас и выше,

Всё то, что мним мы о себе.

И что-то станет в нас сильнее,

Войдёт с годами в кровь и плоть,

И нам чем дальше, тем труднее

Самих себя перебороть.

Вглядись и вслушайся поглубже

В себя, сумей в себе прочесть:

Какой ты был? –

Какой ты есть? –

Каким ты будешь?

 

Лариса Егоршина продолжает цикл краеведческих стихов – на этот раз они посвящены городу Трудовой Славы Дзержинску. Думается, это замечательно, когда у городов есть такие радетели их исторической памяти и современности, певцы их прошлого и настоящего.

Валерий Сдобняков в рубрике «Реплика» помещает несколько коротких текстов на злободневные темы. Тут и о том, что Россия должна напоминать европейцам о тех зверствах, которые они чинили на территории СССР во времена Второй мировой войны («Мы ежечасно должны напоминать немцам и всем европейцам – их предки, приходившие с войной в СССР, изверги, убийцы и насильники»); и о том, что миротворчество не может строиться на платформе пацифизма («За мечтами пацифистов следует большая кровь»); и предложения по обновлению работы Союза писателей России («Литература – дело государственное»). Наконец, помещены тезисы его выступления на торжественном собрании, посвящённом 90-летию Нижегородской областной организации Союза писателей России, в которых даётся краткая история организации.

Андрей Альпидовский заканчивает содержание журнала шуточной талантливой студенческой пьеской «Экзамен, или Страдание поколений».

Традиционно в журнале много новостной информации в рубрике «Наша хроника», к которой привыкли постоянные читатели «Вертикали. ХХI век».

На обложке репродукции картин художника А.Ф Важнева. Особо отметим портрет заслуженного художника России Кима Ивановича Шихова – не только друга Важнева, но и автора, многолетнего читателя «Вертикали».

 

 

 

 

           

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Валерий СДОБНЯКОВ. НАША ХРОНИКА. Апрель 2024 г. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 87, 2024 г.