Наталья ПАВЛОВА. БОГАТСТВА, ЧТО НИ ВЗВЕСИТЬ, НИ ПОТРОГАТЬ. Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 94, 2025 г.: Публикация в журнале «Вертикаль. ХХI век» № 95.
Павлова
Наталья. Родилась и училась в
Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный
университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское
строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской
курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала
«Вертикаль. ХХI век», сайтов «Русская народная линия»,
«Журнальный мир», «День литературы» и других. Автор книги «Духовное сбережение»
(2024). Живёт и работает в Нижнем Новгороде.
БОГАТСТВА,
ЧТО НИ ВЗВЕСИТЬ, НИ ПОТРОГАТЬ
Обзор журнала
«Вертикаль. ХХI век» № 94,
2025 г.
Как мне скопить богатства
наперед,
Которых червь прожорливый
не сточит,
Огонь не тронет, вор не
украдет,
Скрываясь под покровом
темной ночи.
Не те богатства, что по
сундукам
И тайным схронам прячут
воровато,
Что любят к жадным
прилипать рукам,
Звеня презренным серебром
и златом.
Как мне скопить богатства,
что нельзя
Ни посчитать, ни взвесить,
ни потрогать…
Мы начали обзор с таких строчек из стихотворения поэта
Николая Петрова из города Семёнова Нижегородской области не только потому, что
именно его подборка открывает очередной выпуск журнала, но в первую очередь из-за
того, что все авторы «Вертикали. ХХI век»,
на наш взгляд, стремятся скопить интеллектуальные и духовные богатства, «которых
червь прожорливый не сточит». Это стремление разговаривать с читателем откровенно
о самом главном, в содержании журнала, несомненно, переходит из выпуска в
выпуск.
Тексты Игоря Соловьева с удивительным постоянством
появляются в каждой новой книжке журнала. Пишутся они именно для публикации в
«Вертикали». Автор находится в непрерывном литературном поиске. Подтверждение
тому разнообразие тем и жанров, в которых он работает: от остропублицистических
статей на горячие темы нашего времени, до обширных исторических исследований;
от заметок философского осмысления последствий стремительного развития и
внедрения в нашу жизнь искусственного интеллекта, до детских сказок…
В 94-м выпуске И. Соловьев представляет рассказ «Не
всё в порядке у машины правосудия». Суть произведения в следующем: передаётся
история преступника, маньяка-убийцы, лишавшего жизни малолетних детей и одновременно
рассказывается о судебном процессе над преступником по всем требованиям закона
после того, как негодяя разоблачили и арестовали. Автор проводит тонкий
психологический анализ происходящего, но в конце не выдерживает, и заканчивает повествование
тем, что наказание преступника выходит «за рамки закона». Финал фантастичен для
реалий современного правосудия. Тем интереснее читателям будет познакомиться с
«Не всё в порядке у машины правосудия», прийти к собственным выводам
относительно того – нужно ли возвращать смертную казнь, как наказание за
страшные злодеяния.
Рассказ Владимира Вещунова «Скворцы» – полная
противоположность рассказу Соловьева. Это красивое, трогательное, лирическое
повествование о соединении жизни человека с окружающей его природой. На этот
раз сюжет не замысловат. В покинутой деревне в летнюю пору живёт одинокий
старик. И вся живность вокруг, от скворца на берёзе до лягушек в болотце,
считают его своим. Все живут в едином пространстве, не мешая друг другу. Автор,
как талантливый художник точно рисует детали, которые больше многих слов
передают ощущение одинокой жизни в некогда большом селении: «При жизни деревни
к озеру спускалась трёхкилометровая дорога. Ныне от неё осталась тропка среди
травостоя, сберегаемая подорожником, клевером, гусиной травкой и стариком».
В маленьком отрывке перед нами раскрывается и прошлое,
и трагизм нынешнего состояния. Хотя напрямую об этом ничего не сказано – однако
всё нам рассказала тропинка, художественно нарисованная Вещуновым. А старик что
же: неудачно сходил на рыбалку, понаблюдал за волнением птиц – вот и день
прошёл. И вроде бы ничего из этого рассказа нового и удивительного читатель не
узнал, а отчего-то на душе тепло.
Олег Гонозов публикует рассказ «из литературной
жизни», назвав его «Успешный Гвоздев». Провинциальный поэт, в своё время
перебравшийся в столицу, возвращается на родину и проводит творческую встречу с
земляками в редакции главной местной газеты. (Подчеркнём – автор вспоминает
прошлое времён СССР.) Характер главного героя в рассказе прописан, намёк на то,
что вот как устраивались и устраиваются ныне литературные судьбы – понятен. И о
том, что зародившийся талант, так и не развившись, в итоге легко теряется в
столичной суете – тоже тема не нова. Достаточно примеров и ныне можно привести.
Потому тема как бы вечна, но всё-таки для довольно узкого круга людей.
О произведениях писательницы из Сербии Душицы
Миланович Марики, постоянного автора журнала, нам много приходилось писать
ранее. Нынешний рассказ «Капля женской крови» – сюжетно и по исполнению перекликается
с предыдущими произведениями автора из Белграда. Для подавляющего большинства
читателей в России в них раскрывается абсолютно новый, незнакомый мир близкого
нам славянского народа.
Перейдём к публицистике.
Анатолий Степанов вновь представлен сразу пятью
текстами, в которых отражена злободневность нашего времени и через призму
давних исторических событий, например 1169 года, когда произошло взятие Киева
войсками Андрея Боголюбского; и предупреждение о возможных пагубных
последствиях, если бездумно увлечься националистическими идеями… Статьи этого
автора как всегда энергичны, увлекательны и содержат много фактического
материала, не всегда в достаточной мере известного широкому кругу людей.
Евгений Юшков в «Икона, храмовая роспись – часть общей
культуры» касается темы передачи иконы «Троицы» Андрея Рублева из Третьяковской
галереи в Троице-Сергиеву лавру. Священника это событие привело к следующим
воспоминаниям и рассуждениям: «Всякий раз в Третьяковке
у меня был определенный маршрут. Сначала иконный зал: «Троица» Рублева и
«Владимирская Божия Матерь». Затем, к своим любимым — «Боярыне
Морозовой» Василия Сурикова, «Явлению Христа народу» Александра Иванова,
рассматриваемого не как живописца, а скорее, как «богослова-историка» нашей
веры. Затем портреты Серова, пейзажи Саврасова, Левитана, Поленова, и в конце
осмотра снова к «Владимирской» и «Троице»... Тогда я не крестился, взирая на них, но,
ни на минуту не сомневаясь, говорю, что воздействие этих чудотворных икон,
несомненно, происходило, и была уверенность, что это – безгласная проповедь
русской иконы, православия в безбожном окружении всей нашей страны. Единый Бог
в Трех Лицах и совершенно удивительная «Владимирская» – шедевр византийской
иконописи, пришедшей на Русь. Та «проповедническая площадка» – иконные залы Третьяковской галереи,
основанной русским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым, активно работала в
духовном смысле».
Валерий Сдобняков помещает продолжение своей книги
дневниковых записей «Сквозь годы, карауля время» (конец 2024 – начала 2025 гг.).
В том числе писатель сохраняет для истории страшные подробности зверств,
чинимых современными нацистами на Курской земле. Вот признания одного из них:
«Попавший в плен в Русском Поречном
садист из ВСУ Евгений Фабрисенко на допросе трясясь и заикаясь от страха так,
что еле выговаривает слова, на видео признаётся в совершённых преступлениях.
Это
об убитых стариках: «Зашли во двор. Они находились в сарае
в стоге сена. Мы их вывели по очереди получается, связали. Затем один из моих
сослуживцев спустился в подвал. Затем старший группы достал гранату, выдернул
кольцо и кинул в подвал».
О
насилии над девушкой:
«– Мы зашли в дом, в первый дом. Там была
девушка лет 18–20. Девушку избили, изнасиловали.
– Что потом
произошло? Вы ее убили? Каким образом?
– Поставил на
колени и выстрелил в затылок».
Об
издевательствах над мирными жителями:
«– Мы одному
из мужчин порезали руки.
– А для чего
это было сделано?
–
Поиздеваться».
«– Наши
простреливали (ноги – В.С.), чтобы они не могли убежать.
– То есть
некоторые люди так погибли, да? Какие-то эмоции вы испытывали? У вас было
какое-нибудь сожаление, раскаяние?
– Нет».
«Когда я убивал жителей Курской области, я верил, что это был мой долг».
«Пошли обратно на позицию, отметили то, что сделали. У старшего группы
была с собой бутылка водки и пакетик с героином».
Николай Бондаренко вспоминает о Великой Отечественной
войне в материале «Время беспощадной памяти». Это рассказ о судьбе друга, поэта
С.Ф. Павлова. О стойкости и мужестве русского солдата: «В 1942-м в бою под
Богучаровом, во время зимнего наступления, его подкосили осколки вражеской
мины. Когда очнулся, стал выползать к своим по кровавому снегу, через трупы – с
осколками в лёгких, позвоночнике, с отмороженными стопами ног… Он боролся сам с
собой, терял сознание, заставлял двигаться не много не мало – два километра.
Его обнаружили, и началось долгое скитание по госпиталям. Всё же долгожданный
срок настал – он вернулся домой, в родной Владимир».
Кондратий Емельянов 100-летие своего отца отмечает
воспоминанием, стихами своими и Анатолия Фёдоровича Емельянова – фронтовика,
участника штурмов Кёнигсберга и Берлина, раненого под Варшавой, после Победы в
звании капитана служившего командиром комендантской роты в зонах оккупации… После
окончания и преподавания в МГУ, А.Ф. Емельянов уехал с молодой женой в Туву,
где оба стали известными поэтами. Сын вспоминает Анатолия Фёдоровича, публикуя одно
из его стихотворений 1986 года:
Есть у души свои законы,
Порой неведомые нам,
Ни нашим помыслам, ни
снам,
Но власть их часто
непреклонна.
В душе, в её глубинах
тайных,
В жестокой памяти, в тебе,
Откладывается кристально
Вся наша жизнь, всё бытие:
Следы и грубых и сердечных
Поступков – весь былого
груз,
И наша праведность и
грешность,
Прозрений запоздалых
грусть,
Всё, в чём ты от себя
отступишь
В минутной слабости любой,
Неотвратимо ранит душу
И не расстанется с тобой.
Солжёшь себе, хотя бы
малость,
Ещё краснея от стыда,
А ложь уже в душе осталась
И сохранится навсегда.
Но даже малая частица
Твоей душевной теплоты
Душе поможет утвердиться
В великом царстве доброты.
Так созидается в
неслышной,
Незримой внутренней борьбе
И то, что ниже нас и выше,
Всё то, что мним мы о
себе.
И что-то станет в нас
сильнее,
Войдёт с годами в кровь и
плоть,
И нам чем дальше, тем
труднее
Самих себя перебороть.
Вглядись и вслушайся
поглубже
В себя, сумей в себе
прочесть:
Какой ты был? –
Какой ты есть? –
Каким ты будешь?
Лариса Егоршина продолжает цикл краеведческих стихов –
на этот раз они посвящены городу Трудовой Славы Дзержинску. Думается, это
замечательно, когда у городов есть такие радетели их исторической памяти и
современности, певцы их прошлого и настоящего.
Валерий Сдобняков в рубрике «Реплика» помещает
несколько коротких текстов на злободневные темы. Тут и о том, что Россия должна
напоминать европейцам о тех зверствах, которые они чинили на территории СССР во
времена Второй мировой войны («Мы ежечасно должны напоминать немцам и всем
европейцам – их предки, приходившие с войной в СССР, изверги, убийцы и
насильники»); и о том, что миротворчество не может строиться на платформе
пацифизма («За мечтами пацифистов следует большая кровь»); и предложения по
обновлению работы Союза писателей России («Литература – дело государственное»).
Наконец, помещены тезисы его выступления на торжественном собрании, посвящённом
90-летию Нижегородской областной организации Союза писателей России, в которых
даётся краткая история организации.
Андрей Альпидовский заканчивает содержание журнала
шуточной талантливой студенческой пьеской «Экзамен, или Страдание поколений».
Традиционно в журнале много новостной информации в
рубрике «Наша хроника», к которой привыкли постоянные читатели «Вертикали. ХХI век».
На обложке репродукции картин художника А.Ф Важнева. Особо
отметим портрет заслуженного художника России Кима Ивановича Шихова – не только
друга Важнева, но и автора, многолетнего читателя «Вертикали».
Комментарии
Отправить комментарий