Валерий СДОБНЯКОВ. СВЕТ ОБЖИГАЮЩИЙ ИГОРЯ СОЛОВЬЕВА
СВЕТ ОБЖИГАЮЩИЙ ИГОРЯ
СОЛОВЬЕВА
Игорь
Соловьев – профессиональный писатель самого разностороннего порядка, и это
говорит о безусловной его литературной талантливости.
Приобретши
известность в первую очередь как яркий публицист, который за статьи в газете
«Советская Россия» был отмечен редакцией премией лауреата года,
Соловьев-прозаик попробовал свои силы и в художественной литературе.
Он
написал две книги, я бы сказал, «экспериментальных» рассказов на жесткие
социальные темы, применив в сюжетах элементы фантастики и триллера. Произведения
этого цикла составили содержание книг «Тихие окраины» и «Гипсовая трава».
Затем
создал цикл рассказов и сказок для детей – добрых, ярких, таких, как собраны в
книге «По следам Цветочного льва». Рассказы, составившие содержание сборников
«Заводи» и «Зимние яблоки» вновь
показали, что их автор находится в непрерывном творческом поиске –
экспериментирует с разработкой новых тем и сюжетов.
Я
с восхищением принял два произведения Игоря Соловьева, которые раскрыли его не
только как замечательного прозаика, но и как человека, глубоко знающего
историю, чувствующего прекрасное в музыке и живописи. Повесть «Яд для Сальери»
и рассказ «Все люди не могут быть не правы. (Неотправленное письмо)» в первую
очередь захватывают читателя двумя свойствами – раскрытием неординарного сюжета
и созданием достоверных характеров действующих лиц.
После,
казалось бы, безусловного успеха, когда писатель окончательно нашёл свою стезю
в литературном труде, с которой уже не сойдёт, он вдруг вновь окунается в
стремительный поток неведомого, начал разрабатывать тему влияния искусственного
интеллекта на дальнейшую судьбу человечества, создавая тексты на стыке
художественного воплощения и философской публицистики. При этом не оставляя и
публицистические выступления на жгучие современные темы, и создание
художественных рассказов, таких, как цикл о возможном продолжении судьбы
известного покорителя женских сердец Донжуана («Завидовали все ему…», «Испивший
чашу и разбивший», «Свидетельство третье о славном Донжуане») или о жизни непревзойдённого
английского раскрывателя самых запутанных криминальных историй Шерлока Холмса в
России («Шерлок Холмс: из России – с приветом!»).
Произведения
последнего времени читатели найдут в содержании книги «Искусство самообмана».
Что
бы мне ещё хотелось отметить.
В
неспокойное время для страны, которое длится не первое десятилетие, думающие
люди пытаются проанализировать состояние общества и найти те точки, которые
могут оказаться если уж не спасительными, то хотя бы удерживающими от
необдуманных и губительных решений, поступков, действий.
Игорь
Александрович Соловьев из их числа. Он не прячется от сложных проблем. Он их
поднимает, он обращается к людям, в ком не заснула совесть. Он понимает: «Свет
обжигающий» (так названа одна из книг писателя) – это не только искусство, но в
первую очередь правда во всей её полноте, какая только может быть открыта
человеку. Правда и социальная, и
историческая, и художественная. Она может быть непривычной, выбивающейся из раз
и навсегда сковывающих её рамок. Надо уметь заглядывать за эти рамки, видеть
другие горизонты.
Однако,
мне не хотелось бы, чтобы читатель мог подумать, что в произведениях И.А.
Соловьёва преобладают назидательность и нравоучение. Этого вовсе нет. Писателю
в равной степени удаются и юмор, и создание чрезвычайно привлекательных
образов, и яркие описания природы, и городские пейзажи, и захватывающие
сюжетные интриги – всё то, чем испокон славилась русская литература.
Одним
словом – рассказы Соловьева не должны вас оставить равнодушными, как свет
обжигающей происходящей вокруг нас жизни.
12 июля 2025 г.
Нижний Новгород
Комментарии
Отправить комментарий