Евгений ЮШКОВ. О Галине Алексеевне Скотиной и ее картине «Путь Христа и учеников сквозь сеяния в субботу». Журнал «Вертикаль. ХХI век»
Евгений
Николаевич Юшков. Родился 16 января 1937 г. в Нижнем Новгороде.
Протоиерей. Один из пяти братьев, последовавших служению вслед за отцом,
священником Русской Православной Церкви. Окончил Горьковское художественное
училище. Провёл несколько персональных выставок. Автор книг «Моё поле»,
«Фиваида», «В той стране», «Душа моя», «Глас хвалы», «Моя родная Карповка»,
«Лампада моя тлеет…», «Последняя тетрадь», «Молчание», «Так и говори», или
Памяти друга», «Что слезы Женькины? Вода…» Член Союза писателей России. Живёт в
городе Бор.
О Галине
Алексеевне Скотиной и ее картине
«Путь Христа
и учеников сквозь сеяния в субботу»
В молодые годы мы довольно часто ездили в Москву, в
Третьяковскую галерею, и я не раз говорил, что мой любимый художник (после икон
Владимирской Божией Матери и «Троицы» Рублёва) – Василий Суриков. Его лучшая
картина – «Боярыня Морозова». В этой картине написан воздух, кроме всего
прочего. В реалистической картине это как само собой разумеющееся, но здесь
как-то особо ощущается. Воздух все пронизывает и облекает: одежды
многочисленной народной толпы, руку юродивого, снежные полозья от саней.
Многоцветные одежды людей, сочувствующих плененной боярыне, их лица ласкает
морозец. И все это многообразие объято-одето всеобъемлющим чудом – воздухом.
Картина мне вдруг вспомнилась (хотя я сто лет не был в
Третьяковке), когда увидел совсем небольшую работу Галины про Христа, идущего с
учениками сквозь сеяние, в переводе на русский язык – идущих через пшеничное
поле. В ней слышится шуршание колосьев и шелушение зёрен руками учеников.
– Галя, – воскликнул я от неожиданности увиденного, –
откуда она у тебя взялась?
– Да я давно ее начала, затерялась она надолго, и тут
вот на днях случайно нашлась. Я ее и дописала. По этой теме можно еще
нарисовать, и надо бы, да всё что-то отводит. Ну, иконы-то мне постоянно
приходится писать, а такое-то не востребовано.
– Не востребовано? Да это же готовый образец на стену
храма! Роспись можно сделать.
– Полно тебе, мы же ведь с тобой такие старые.
– Что верно, то верно. Но, Галина, можно мы у тебя ее купим?
Для подарка сыну. Понятно, за символическую цену, но я постараюсь.
– Конечно, можно, у меня как раз трудности с этим
делом. Очень, кстати. Что-то никто не платит.
Быт, он и есть быт, от него тоска. Но и необходимость.
А картину смотрим и смотрим. И удивляемся. Как это она так просто и проникновенно?..
Ответ вообще прост. Галина при всей своей удивительной
работоспособности – это сейчас она немного сдала, темп убавила, восемьдесят
восемь ведь – думается, что я не ошибаюсь, постоянно и неукоснительно каждое
утро читает Евангелие, и Христос у нее «свой Человек», и все, что от Него,
молча в ней сидит. И потому кажется – простые, одной белой краской нарисованные
колосья шепчут, и ученики среди этих колосьев идут, а Христос говорит вопрошающим
фарисеям о субботе, главном дне иудеев, что при необходимости субботу можно
нарушить, потому что «не человек для субботы, а суббота для человека».
Однажды утром, прочитав евангельские строчки, Галя
взяла грунтованный картон и начала рисовать картину. Прочитала она вот что: «В
то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и
начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики
Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали,
что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и
ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а
только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы
священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь
Тот, Кто больше храма» (Матф. 12: 1-6).
Вот прочитал и сам, в очередной раз, и подумалась: а
что изменилось в человеке за две тысячи лет? Как в то время не видели
большинство окружающих Христа, стоящего перед ними и множество чудес
совершающего, так и ныне многое множество не видят Христа или не хотят видеть.
Хотя никто не может отрицать – время это, прожившее человечеством, не что иное,
как христианская цивилизация, и вся культура и наука, созданная ею,
родоначальником которой является Христос. И сегодня, по состоянию умов наших,
Христа и Его Евангелие надо «защищать», то есть говорить о Нем.
У меня, благодаря Галиной картине, возникло
соображение – сделать в подходящей аудитории (в художественной школе, на уроках
русской истории в обычной школе и др.) выставку одной этой картины и, показывая
ее, говорить о Нем через Евангельские тексты и через любовь
художницы-христианки к Нему, как пример.
Основы
православной культуры
Мне в начале этого года пришлось говорить слово
родителям детей третьего класса в школе на Стеклозаводе. Им предлагается
выбрать предмет обучения для своих детей в четвертом классе: «Основы
православной культуры» или «Этика». Священник на таком собрании, естественно,
говорит об Основах православной культуры.
Родители совсем молодые, по годам мне внуки. Собрано
два класса, примерно 50 человек, все на вид благополучные, хорошо одетые, но
особого интереса к появлению священника не проявляющие. В прошлом году тоже
было такое собрание, и я взял за основу разговора тему «Русские художники,
писавшие картины по Евангельской тематике»: Александр Иванов «Явление Христа
народу», Крамской «Христос в пустыне», Николай Ге «Что есть истина?», «Голгофа»,
Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» (о Сергии Радонежском), Виктор
Васнецов с его росписями Владимирского собора в Киеве и даже Исаак Левитан,
обрусевший еврей, с его «Тихой обителью» и «Над вечным покоем». А еще Саврасов
«Грачи прилетели», Василий Поленов «Христос и грешница», упомянутый выше Василий
Суриков и многие другие.
А поэты и писатели – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский,
Толстой, Тютчев, Фет; ученые – Ломоносов, Менделеев, Павлов и множество других
великих, ходивших по воскресным дням в церковь, поющих на клиросе и пишущих оды
Творцу – у всех у них, так или иначе, в большей или меньшей мере, был
Христос-Спаситель, Бог наш. И как же можно детям и их родителям не выбрать
предметом обучения Основы нашей православной культуры?
Этика – это само собой разумеющаяся вещь, она
воспитывается с пеленок, а может и раньше, когда родители зачали, и поведение
мамы предполагается быть соответствующим христианским нормам.
В этом году на собрание я взял КНИГУ и начал с азов,
предварительно рассказав ярко запомнившийся эпизод. Английский писатель, когда
лежал на смертном одре, сказал сыну: «Дай мне КНИГУ». «Какую, отец?». Умирающий
приподнялся и сказал: «Дитя моё, есть только одна книга, это Библия». То было
его последнее слово. Это был Вальтер Скотт (1771-1832). Умирающий писатель, всю
жизнь работающий со словом, закончил земной путь с Книгой на груди, в которой
главной темой от начала и до конца было Слово – одно из имен Христа.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был
Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало
быть». Так начинается Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи первый и третий в Новом
Завете.
Библия состоит из Ветхого и Нового Завета, в Ветхом –
52 книги, в Новом – 27. Изучать это предстоит только в специальных учебных
заведениях: семинариях и академиях (в Царской России в школах был Закон Божий).
Нам же с вами, уважаемые родители, выбравшие для своих детей этот предмет,
предлагается узнать азы и истоки нашего Отечества, когда-то Святой Руси. Без
этих знаний мы можем оказаться иванами, не помнящими родства.
Русь в христианстве молодая. Она начиналась в начале X
века. Всем известные исторической даты: великая княгиня Ольга умерла в 969
году, лет за двадцать до того крестившись в Константинополе, а ее внук Владимир
крестился и крестил свою дружину и народ киевский в 988 году, но по преданию
истоки ведут от первого века. Апостолу Андрею Первозванному выпали по жребию
наши края. Он высадился с корабля в Херсонесе и положил начало христианским
общинам, что подтверждают современные археологические раскопки и предание об апостольском
пророчестве: о граде на Киевских горах, где будет колыбель Киевской Руси.
История непростая, нередко воинствующая, кровавая и братоубийственная, но она
наша история, и ее важно объективно разбирать, что от Христа, а что от
антихриста. И борьба за Истину не кончилась...
Началась она с евангельской истории о суде, устроенном
первосвященниками над Христом. Диалог был такой. Пилат спросил Христа: Твой
народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство
Мое, не от мира сего. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь,
что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о
истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть
истина? И сказав это, опять вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не
нахожу в Нем» (Иоанн, 18: 35-38).
Вины в Нем Пилат не видел, и это к его чести, но
Истины он тоже не увидел, а Она стояла перед ним – Христос есть Истина! И
Христос об этом сказал ученикам: «Аз есть путь и Истина и жизнь». Но Пилату до
этого было далеко, он был слишком телесен, как и все римляне. Культ тела был у них
настолько высок, что они триста лет будут гнать и казнить последователей
Христа. И этот «невозможный» исторический факт не может не удивлять и нас до сих
пор, правда, эпоха христианства ныне ощутимо завершается, Европа изгоняет
Христа, замещая низменными мерзостями. А затеянные ими братоубийственные войны
наглядно подтверждают этот ход. Но в этой же Европе были времена и люди,
высказывающиеся о Библии и о Нем восторженно и удивительно. И неожиданно даже.
К примеру, Наполеон I Бонапарт (1758-1821) во время
своего заключения на острове Святой Елены очень часто читал Библию. Он высказал
следующие великие мысли о Слове Божьем: «Евангелие имеет какую-то таинственную
силу, нечто удивительно мощное; теплоту, которая действует на ум и очаровывает
сердце… Когда эта Книга лежит у меня на столе…, я не устаю ее читать и всегда
читаю с одинаковым удовольствием».
Или Тэйлор (1784-1850) – президент Америки: «Библию
надо дать в руки в особенности юношеству. Она – лучшая школьная книга в мире.
То, чему я учился дитятей, гораздо лучше помню, чем то, что читаю теперь, и я
желал бы, чтобы все граждане нашей страны находились под воздействием этой
Святой Книги».
Линкольн (1809-1865) – президент Америки: «Библия –
это самый лучший дар, данный Богом человеку. Через эту книгу Спаситель мира
сообщил все блага. Без нее мы не могли бы распознать правды от лжи».
Рузвельт – президент Америки: «Учение Библии так
переплетается с нашей гражданской и общественной жизнью, что невозможно
представить себе человеческую жизнь, если это учение будет удалено от нее. С
удалением Библии мы потеряем всякое основание».
Немецкий поэт Гете: «Я убежден, что Библия (…) не есть
книга национальная – еврейского народа: она книга всех народов, записанные в
ней исторические события одного народа служат прообразом жизни каждого
христианина и всей Церкви Христовой, они даны нам всем для спасительного поучения».
Философ Кант в 1796 году, на 72-м году жизни писал:
«Библия (…) открывает нам в величии и выполнении плана спасения весь ужас нашей
греховности, всю глубину нашего падения… Все прочитанные мною книги не дали мне
того утешения, какое дало Слово Божье в Библии: «Если я пойду и долиною
смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс. 22,4)".
Исаак Ньютон, великий английский физик, астроном и
математик, открывший закон тяготения, говорил: «Мы имеем Моисея, пророков и
апостолов, даже слова Самого Иисуса Христа. Если мы не хотим соглашаться с
ними, то мы имеем столь же мало извинения, как и Иудеи»
Писали о Библии и наши соотечественники. А.С. Пушкин:
«Священное Писание, сколько его не перечитывай, чем более им проникаешься, тем
более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все
есть!"
Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорит:
«Люблю книгу сию! Гибель народу без Слова Божьего, ибо жаждет душа его Слова и
всякого прекрасного восприятия».
В.Г. Белинский с особенным вниманием относился к
Евангелию, считал его «лучшей Книгой, где сказано все, что нужно знать
человеку». «Есть книга, – говорил он, – в которой все
сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная,
книга святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие».
По свидетельству современников мало кто был так
начитан в Священных Книгах, как Байрон. У поэта 19-го века не проходило почти
ни одного дня без того, чтобы он не прочел ту или иную главу из маленькой
карманной Библии, которая всегда была при нем. Библия постоянно лежала на его
столе. И после смерти этого гениального и глубоко чувствовавшего поэта, в его
Библии нашли внесенные туда им собственноручно следующие строки: «В этой
святейшей Книге – тайна всех тайн. О, счастливы среди смертных те, которым Бог
даровал милость слушать, читать, с молитвою произносить и благоговейно
воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери
Библии и решительно идти по ее путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем
людям, которые читают ее только с той целью, чтобы сомневаться и
пренебрежительно относиться к ней»
Много добрых высказываний о Библии, но последняя
цитата предупреждает нас: «лучше было бы никогда не рождаться тем людям,
которые читают ее только с той целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно
относиться к ней». В связи с этим вспоминается гениальный русский писатель,
один из любимых – Лев Толстой, оказавшийся еретиком (в своем «евангелии»).
И нам, сегодняшним, живущим в России православной,
предлагается помыслить о Книге и постараться, чтобы она была в доме предметом
важным, значительным и по силам изучаемым.

Комментарии
Отправить комментарий