Анатолий СТЕПАНОВ. Патриотам, похоже, не хватает «большой войнушки». Так и провоцируют Кремль «жахнуть по Америке». Русская народная линия.

 



Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России 

Политический новый 2026 год начался в тревожно-упаднических тонах. Сразу три ощутимых удара по имиджу России – похищение американцами президента Венесуэлы Николаса Мадуро, захват американцами танкера «Маринера», шедшего под российским флагом, и мощные беспорядки в Иране, грозящие перерасти в «цветную революцию», которая снесёт союзный России правящий режим, а возможно и открытое вторжение США и Израиля. Каждое из этих событий активно обсуждается в патриотической (а другой у нас сейчас и нет) блогосфере. Причём обсуждается, как правило, в заранее принятых негативных оценках в отношении действий российских властей и эдаком победоносно-шапкозакидательском тоне.

Любые призывы трезво и объективно смотреть на происходящее сразу объявляются «кремлевским или АПешным антикризом». Придумали такое выраженьице сейчас патриоты, что защищать власть становится чем-то неприличным. Это похоже на ситуацию накануне революции 1917 года, когда любой образованный человек должен был быть в оппозиции власти, рискуя в противном случае навлечь на себя обвинения в продажности и подвергнуться травле. Это тревожный тренд в общественных настроениях. Ведь давно уже подмечено, что после провала попытки либерального сноса власти в России, будет предпринята попытка сноса власти под патриотическими лозунгами. Лозунги эти уже отрабатываются:

- недостаточный патриотизм и уступки либералам;

- нежелание захватывать всю Украину и заключение мира, который заранее объявлен «похабным»;

- предательство наших союзников (Сирии, Венесуэлы, Ирана).

И всё это, разумеется, – происки «пятой» или «шестой» колонн во власти, которые нужно обличить и ликвидировать.

Рискуя прослыть «платным агентом Кремля» и «АПешным антикризом», хочу всё-таки сказать о контексте упомянутых выше политических событий начала 2026 года, чтобы люди неосведомлённые не шли на поводу у мифологизаторов реальности.

Итак, начнём с Венесуэлы. Уже очень много сказано, как мы «предали нашего союзника», бросили Николаса Мадуро, как Россия не смогла оказать ему помощь и, если мы так будем относиться к нашим союзникам – нам никто в мире не будет доверять.

Но виновата ли Россия в том, что произошло с Мадуро? У меня нет никакого инсайда, а то, что известно из публикаций СМИ, говорит лишь о том, что возможно были провалы российских представителей, ответственных за военное сотрудничество с Венесуэлой и за разведку. Уже пишут, что главным военным советником в Венесуэле был генерал Макаревич, который был освобождён от своей должности на СВО за то, что не справлялся со своими обязанностями. Но это ни о чём не говорит. Войсками командовал в новых условиях плохо, но военный советник – другая специализация.

Пишут, что поставленные Россией системы ПВО не были даже развернуты, были отключены на момент атаки США. Но кто за это несёт ответственность? Это провал наших военных советников или откровенный саботаж венесуэльских генералов? Мы точно не знаем, поэтому судить об этом объективно не можем.

Как остроумно выразился один из экспертов, проживающих в Венесуэле, отвечая на вопрос о том, кто конкретно предал президента Мадуро: легче сказать, кто не предал. Уже много публикаций, что президент Мадуро был фактически передан в руки американцев своей политической элитой. А если кто и сражался за него, так это его личная охрана, состоявшая из кубинских офицеров-спецназовцев, которые не смогли оказать должного сопротивления американцам, но все с честью погибли.

Поэтому стоило бы воздержаться от столь категоричных осуждений действий представителей России в Венесуэле. Неизвестно, насколько мы контролировали и могли контролировать ситуацию в стране, это всё-таки независимое государство? Слушали ли наши советы представители власти в Венесуэле? Решения-то принимать должны были они. Как так случилось, что руководство Венесуэлы сдало своего президента? Были ли у Мадуро преданные ему генералы и политики?

Но может быть, мы потеряли в лице Венесуэлы торгового партнёра. Совсем даже нет. В сети нашёл такие цифры. У Венесуэлы главными торговыми партнёрами по экспорту были: США (более $5 млрд), Китай, ЕС, Индия. А по импорту: Китай (более $5 млрд), США, ЕС и латиноамериканские страны. Россия находится где-то в конце «турнирной таблицы». Больше того, главный предмет экспорта Венесуэлы – нефть. В условиях санкций со стороны США Венесуэла вынуждена была продавать свою нефть по демпинговым ценам, чем наносила серьёзный удар по продаже российской нефти, мы были вынуждены снижать цены, поскольку у потребителей была альтернатива в виде венесуэльской нефти.

Так что Венесуэла – союзник для России скорее теоретический. Больше нас заинтересованным в сохранении режима Мадуро является Китай. Несмотря на все дружелюбные заявления Николаса Мадуро в отношении России, несмотря на поставки нашего оружия в Венесуэлу – всё-таки основным партнёром Венесуэлы был Китай. Именно КНР вложила значительные средства в развитие инфраструктуры Венесуэлы, поэтому Пекин понесёт ощутимые потери, если США поставят Венесуэлу под полный контроль. Однако со стороны Китая в отношении США мы видим только жёсткие дипломатические заявления. Так с осуждением бандитских действий США выступил и наш МИД…

Словом, если трезво смотреть на вещи, Венесуэла не была нашим особым партнёром – ни военным, ни торговым. Поэтому реакция России на бандитские действия США с похищением президента независимого государства была вполне адекватной угрозе интересам России. Тогда, откуда такой вопль в патриотической блогосфере о катастрофе и предательстве нашего союзника?!

Ситуация вторая – с танкером «Маринера». История с захватом танкера, шедшего под российским флагом, часто описывалась чуть ли не как «казус белли», т.е. повод для России объявить войну США или, по меньшей мере, ультиматум (т.е. тоже войну, но не сразу). Как же – американцы нагло захватили судно, шедшее в нейтральных водах под российским флагом, США перешли «красную линию». Это либо откровенная неграмотность, либо же попытка подорвать доверие к действиям руководства России под патриотическую сурдинку.

Давайте вспомним контекст этой истории. Танкер «Marinera» совсем недавно назывался «Bella 1», ходил под флагом Гайаны и принадлежал олигарху с российской пропиской. То есть олигарх занимался опасным бизнесом, перевозя в Китай венесуэльскую нефть, находившуюся под санкциями США. И в этом опасном бизнесе зарабатывал, судя по всему, весьма приличные деньги. Где тут интересы России? Налоги платил? Возможно. Но при этом способствовал тому, чтобы российская нефть продавалась в том же Китае дешевле, ибо была альтернатива в виде дешёвой венесуэльской. Скорее уж выгоду получали китайцы от бизнеса российского олигарха.

Когда американцы устроили охоту на этот танкер, экипаж которого состоял из 20 граждан Украины, 6 граждан Грузии (в том числе капитана) и 2 граждан России, капитан, видимо, по приказу владельца не подчинился приказам американской береговой охраны и попытался уйти Атлантикой в сторону России. Одновременно хозяин танкера провёл какие-то переговоры с Минтрансом, в результате которых судно получило «российскую прописку» и на нём был поднят российский флаг. Якобы для защиты танкера была направлена наша подводная лодка и ещё два военных корабля. Кто принял это решение? Какие манипуляции были совершены олигархом с представителями Минтранса или с представителями ВМФ? Остаётся только гадать.

А когда американцы, наплевав на смену флага на танкере, его захватывают, объявляя о том, что теперь будут судить экипаж судна за нарушение американских санкций, поднимается гвалт в патриотической блогосфере, что Россия должна чуть ли не вступить в войну с США из-за этого хитрого олигарха, который попытался спасти свой танкер столь опасными манипуляциями. Звучат обвинения в адрес наших военных моряков, которые, видимо, не получив приказа, просто наблюдали за действиями американских моряков.

Ситуация до конца непонятная. Но что очевидно – захват танкера «Marinera» не являлся нападением США на Россию. Да, американцы действовали в свойственной им бандитской манере, захватив в нейтральных водах танкер, шедший под другим флагом лишь только на том основании, что он нарушал американские санкции, введённые против Венесуэлы. Налицо нарушение международного права. Но это вопрос дипломатии и юриспруденции, а вовсе не повод для военных действий. Тем более, что после требования российского МИДа США пошли нам навстречу и отпустили двух российских членов экипажа танкера. Ну а российский олигарх пускай судится в американском суде и пытается вернуть свою собственность. Видимо, наши дипломаты окажут ему необходимую помощь. Вот и всё, если без истерики.

И, наконец, третья ситуация – с Ираном. Патриотическая блогосфера наполнена призывами защитить Иран, потому что это наш важнейший союзник на Ближнем и Среднем Востоке, с которым нас связывает Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, наш надёжный торговый партнёр и вообще последнее препятствие на пути экспансии Израиля и строительства евреями Третьего храма, что будет означать приход антихриста.

Ну, давайте снова посмотрим на факты. Сначала о торговом партнёрстве. У Ирана сегодня главные торговые партнёры по экспорту: Китай (примерно $2,5 млрд), Турция, Пакистан, Азербайджан, Армения. По импорту: Китай (около $9 млрд), ОАЭ, Турция. Как видим, среди главных партнёров России нет. Правда с Ираном есть соглашение о свободной торговле, есть очень перспективные планы строительства торговых маршрутов из России к побережью Индийского океана (неизвестно, правда, реализуются ли они), Иран продавал нам БПЛА в самое трудное время, когда у нас их не было. Словом, Иран – не самый важный торговый партнёр, но перспективный.

Теперь что касается стратегического союзничества. Похоже «эксперты», пишущие на эти темы, просто не знают элементарных фактов. Давайте вспомним и попытаемся сопоставить эти самые факты, словом – вернёмся к реальности.

Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве был подписан 17 января 2025 года в Москве Президентом России Владимиром Путиным и президентом Ирана Масудом Пезешкианом. 8 апреля Государственная дума ратифицировала договор, 16 апреля Совет Федерации одобрил ратификацию, 21 апреля Президент России подписал закон о ратификации договора. Россия быстро, без проволочек, прошла часть своего пути. А что же Иран? Только 21 мая 2025 года законопроект о ратификации договора был одобрен парламентом Ирана. 11 июня Совет Стражей Конституции утвердил договор. 15 июня спикер парламента официально направил закон президенту М. Пезешкиану. И только 2 октября 2025 года договор вступил в силу.

А в это время 13 июня 2025 года Израиль атаковал Иран. 22 июня США нанесли удар по ядерным объектам Ирана. 24 июня 2025 года вступило в силу соглашение о прекращении огня, положившее конец двенадцатидневной войне. То есть на момент начала войны Израиля против Ирана у нас с Ираном не был официально заключён Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Причём, исключительно по вине Ирана, который откладывал несколько месяцев ратификацию. Причём, это было нарочито унизительно для руководства России. Обычно в таких случаях маленькая страна, которая больше заинтересована в договоре с большой страной, стремится пройти этапы ратификации побыстрее, чтобы ускорить процесс. Тут получалось наоборот, будто договор был больше нужен России, а не Ирану. Владимир Путин подписал договор уже в апреле, а парламент Ирана не нашёл времени собраться по этому вопросу до мая. Это было публичное унижение Президента России.

В чём же дело? А дело в том, что российско-иранский договор готовился ещё при прежнем президенте Ирана Ибрахиме Раиси, который был ориентирован на тесный союз с Россией. Раиси трагически погиб 19 мая 2024 года в авиакатастрофе вертолёта в Восточном Азербайджане. Все наблюдатели были уверены, что это было убийство, расходились только во мнении, кто осуществил теракт – большинство считало, что Израиль, но были и те, кто полагал, что это – внутриэлитные разборки в Иране. Далеко не всех в политическом руководстве Ирана устраивал курс Раиси на сближение с Москвой. Особенно, учитывая тот факт, что Ибрахим Раиси рассматривался как самый вероятный преемник Рахбара (Высший руководитель Ирана, соединяющий функции религиозного и политического лидера) Аятоллы Али Хаменеи, которому уже 86 лет и который с 1989 года занимает пост лидера Ирана.

Примечательно, что на выборах новым президентом Ирана был избран прозападно настроенный Масуд Пезешкиан, с которым во власть пришла команда, ориентированная на заключение соглашения с США и странами Запада. Вероятно, именно поэтому в Иране и устроили тягомотину с ратификацией договора – боялись обидеть «западных партнёров». А всё это время в Катаре шли тайные переговоры Ирана с представителями США. И лишь после того, как стало ясно, что американцы не пойдут на уступки Ирану, российско-иранский Договор был ратифицирован иранским парламентом. Но время было упущено, эскалация набирала обороты, и 13 июня Израиль атаковал Иран.

Кроме того, Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве не является таким уж и всеобъемлющим, он содержит только требование к каждой из сторон не помогать стране-агрессору в случае нападения на одну из стран. Договор с Ираном вовсе не такой, какой мы заключили с Корейской Народно-Демократической Республикой. В договоре с Пхеньяном есть пункт о вооружённой помощи союзнику в случае агрессии, что и выполнили наши корейские братья на полях сражений в Курской области. И в случае нападения на КНДР мы будем обязаны защитить нашего союзника, в том числе и вооружённым путём. В Договоре с Ираном этого нет. Тем не менее, несмотря на официальное отсутствие договора, Россия выполнила его положения – не оказывала помощи США и Израилю, осудила агрессию против Ирана, поддержав Исламскую республику дипломатическим путём.

Нам надо понимать, что значительная часть иранской политической элиты настроена на сотрудничество не с Россией, а с Западом. Конечно, внутри элиты есть и наши союзники. Таким был президент Ибрахим Раиси. Таким был убитый 3 января 2020 года американцами в Багдаде глава Корпуса стражей исламской революции генерал Касем Сулеймани, благодаря которому мы в своё время вошли в Сирию и спасли тогда режим Башара Асада, поскольку бойцы Сулеймани обеспечивали «работу на земле» против террористов, а российские ВКС работали в воздухе. Союзников России в Иране как раз больше всего среди военных. Но в Иране много тех, кто противится союзу с Россией. Это надо понимать, а не кивать всё время на Кремль. Не то по глупости и неграмотности, не то из-за, похоже, неизлечимой болезни русской интеллигенции – враждебности к государству. По крайне мере, об этой болезни писал ещё П.Б. Струве в знаменитом сборнике «Вехи» в 1909 году.

И наконец, последнее – об Апокалипсисе. Христианская эсхатология основывается на том, что главным условием прихода антихриста в мир и конца света является строительство иудеями Третьего храма на Храмовой горе в Иерусалиме. Лжемессия, которому поклонится человечество, должен явиться там же, где и истинный Мессия – в Иерусалиме, он должен воссесть и быть коронован как мировой правитель именно в иудейском храме. У иудеев, надо заметить, выбор небольшой. Без храма их религия является неполноценной, синагоги храм не заменяют, в них нельзя приносить жертвы, поэтому они будет стремиться построить храм, а он возможен именно на месте второго храма, разрушенного в 70 году от Рождества Христова. Но их мессия – это царь, который обеспечит господство иудеев в мире. Для христиан, этот мессия является антихристом, поскольку настоящий Мессия уже пришёл, но большинство иудеев Его не приняли и распяли.

Но на месте второго храма стоит ныне мечеть Аль-Акса – третья по значению мусульманская святыня, откуда по исламскому преданию вознёсся на небеса пророк Мухаммед. Без разрушения мечети Аль-Акса иудеям Третий храм не построить. А разрушение её означает тотальную войну с мусульманами. Однако, несмотря на острое противоборство Ирана и Израиля мечеть Аль-Акса является святыней для суннитов, но не для шиитов. И если уж кого считать защитниками передних рубежей в битве со слугами антихриста, так скорее арабов-палестинцев, Иорданию и Саудовскую Аравию, а не Иран. С Ираном противостояние Израиля носит скорее политический характер.

Ну а призывы наших безответственных патриотов к руководству России начать войну с США (из-за Венесуэлы, танкера, Ирана) являются в лучшем случае проявлением слабоумия. И понятно, почему Кремль их не слышит и не слушает. Владимир Путин, напротив, всё делает для того, чтобы не допустить большой войны, которая будет носить испепеляющий характер. И ответственные патриоты нашего национального лидера поддерживают.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2026/01/14/patriotam_pohozhe_ne_hvataet_bolshoi_voinushki

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Валерий СДОБНЯКОВ. НАША ХРОНИКА. Апрель 2024 г. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 87, 2024 г.