Валерий Сдобняков. ЗА ТАЙНОЙ ГРАНЬЮ
Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 61, 2019 г. Валерий Сдобняков. Фото Сергея Шестака. Сдобняков Валерий Викторович. Родился в 1957 г. в Красноярском крае. Создатель и главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век». Секретарь Союза писателей России. Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. Награждён государственной наградой – «Медалью Пушкина», а также Почётной грамотой Нижегородской области и Почётным знаком главы города Нижнего Новгорода. Автор тридцати книг прозы, публицистики, критики. Живёт в Нижнем Новгороде. ТЛЕНИЕ НЕ НАСЛЕДУЕТ НЕТЛЕНИЯ 2018 год 2 января Прочитал книгу «Возвращение к истокам». Есть у меня к ней довольно серьёзные редакторские претензии (повторы, угловатые переходы от одной темы к другой, тяжеловесность и некоторая занудность в изложении, использование профессиональной терминологии, когда о прочувствованном и пережитом при соприкосновении с картинами художника можно рассказать доступным «человеческим» языком), но это не помешало постичь характер творца, осознать пройденный Шиховым путь. Он, как и у всякого человека, связавшего свою жизнь с созданием нечто небывалого до него на земле, непрост, с испытаниями, искушениями и всего этого преодолением. В этом моём постижении главное достоинство книги-альбома Квачей. Я с ещё большим пониманием и уважением стал относиться к Киму. Оказались в книге иллюстрации картин, которые хранятся у меня — подаренные К.И. Шиховым «Небесный свет» (2010 г.) и «Преддверье весны. Валаам» (2014 г.). Наталья Викторовна Квач со второй половины книги всё больше и больше говорит «о любви Шихова к отечественной природе, истории». Зная Кима Ивановича, мне кажется, это определение его отношения ко всему окружающему не совсем верно. Он человек не сентиментальный. Даже напротив — резковатый, категоричный. Но талант художника позволяет ему по-особенному видеть красоту — и обыденного, и исторического. А истинному таланту (чтобы раскрыться, воплотить в произведения искусства то, что затронуло твою душу, зародилось в ней образом-предчувствием, образом-ощущением) нужен твёрдый и целеустремлённый характер. Что и демонстрирует Ким в свои почтенные (по обывательским меркам) годы. Я думаю, он ещё успеет кое-что создать. И немало. В своих пейзажных картинах Ким зачастую изображает (отображает) те места, что и мне знакомы — от Заветлужья и Болдина до Кижей и Белого моря. Это меня каким-то неопределённым неведомым чувством роднит с его живописью. И ведь Кирилло-Белозерский монастырь мною исхожен до каждого заветного уголка, и там было нечто особенное пережито, как и в Сарове, Городце, Ростове Великом, Валааме… А вот на Соловках так пока и не довелось побывать. Господь туда дорогу пока не выстроил, не определил. 3 января Слушал в интернете рассказы И.А. Бунина. Уже не первый вечер это делаю, но сегодня захотелось найти что-то из произведений Юрия Казакова — с высочайшим пиететом относившегося к прозе Ивана Алексеевича, говорившего о жизни и творчестве писателя в Париже в 1967 году с тогда ещё живым Борисом Зайцевым. Сеть выдала много интересных ссылок, но я первым делом выбрал документальные фильмы о судьбе Юрия Павловича — и счастливой, и мучительной одновременно. Но, наверное, стоит немного повспоминать о том, как в мою жизнь вошла проза этого замечательного русского писателя. В начале 80-х годов прошлого века на занятиях в Доме учёных литературного объединения «Воложка» о рассказах Казакова довольно часто вспоминал Валентин Арсеньевич Николаев. Он старался привить нам вкус к слову, к классической русской литературе, чтобы мы поняли, насколько сложен, ответственен и большей частью неблагодарен писательский труд. — Если можете, то бросайте этим заниматься сейчас. Дальше будет сложнее… Литература — дело жестокое, безжалостное. Писательство сломало много судеб. Но мы, конечно же, писать не бросили и, вернее всего, Валентину Арсеньевичу не поверили. Да и не могли тогда понять всего откровения, высказанного В.А. Николаевым. Слишком разный жизненный опыт был за нашими плечами. У него — первые книжки, публикации в столичных журналах, литинститут. У нас… Да какие писатели мы тогда были? Так, пробы пера. Но именно под впечатлением от размышлений руководителя «Воложки» я впервые прочитал роман-газету с «Северным дневником» Юрия Казакова и полюбил прозу этого удивительного писателя навсегда. Тексты Казакова не были легки для моего восприятия, их, что называется, «не проглотишь», но они воспроизводили, создавали незнакомую для меня жизнь в полноте достаточной, чтобы её почувствовать, испытать, окунуться в неё, самому существовать в ней. И воспроизведена она была потрясающе красивым языком — изящным, многоцветным, ароматным. Однако Николаев не забывал своих предупреждений и как-то посоветовал нам прочитать статью Казакова «О мужестве писателя». Эти литературные заметки задержались в моей памяти только для того, чтобы намного позже осознать их глубину и горькую правду. Сейчас у меня этого текста нет под рукой, но я помню, что в конце его Юрий Павлович как-то «смазал» не совсем к месту появившейся риторикой. В общем, надо бы найти эти заметки и перечитать. По объёму они небольшие, но написаны, как ещё совсем недавно говаривали, кровью. Надо признаться, прошло ещё несколько лет, прежде чем я прочитал главные произведения писателя — его рассказы второй половины 50-х — первой половины 60-х годов ХХ века и два поздних рассказа «Свечечка» (1973 г.) и «Во сне ты горько плакал» (1977 г.). В сборник с этими рассказами (в конце его) я и вклеил вырезку из «Литературной газеты» от 8 декабря 1982 года с некрологом на кончину Ю.П. Казакова и прощальным словом «Памяти друга» Георгия Семёнова: «Перо не слушается, сердце не верит и не поверит никогда, что умер Юрий Казаков… смерть его кажется чудовищной неправдой. Он очень трудно и медленно писал в последние годы, но каждая строка его рассказов, оставленных нам, наполнена пронзительным предчувствием выстраданного и пропитанного слезами счастья... Это один из тех писателей, которые входят в литературу навсегда и никогда не умирают». В 1986 году в издательстве «Современник» вышла книга Казакова «Две ночи: Проза. Заметки. Наброски», куда вошло кое-что (совсем немного) из дневников и записных книжек писателя, его наброски, а в основном тексты, опубликованные ранее в журналах, предисловия к книгам и прочее. Конечно, я её сразу купил. Тираж 200 тыс. экземпляров. А так как уезжал в командировку в Вельск (летели через Архангельск, а уже оттуда на поезде до этого городишки), то взял книгу с собой. Архангельск встретил холодом, замёрзшей Двиной, пронизывающим ветром. Было нас из управления «Горьклесурс» трое; немного побыв на набережной, мы ушли в ресторан (кажется, он назывался «Север») и до поезда просидели там, так и не посмотрев город. Городок Вельск оказался жутким захолустьем. Делать в нём, кроме как участвовать в совещании, было нечего, и тогда вечером я приступил к чтению. Правда, урывочному, несосредоточенному. Но и такого оказалось достаточно, чтобы для меня открылся другой Казаков — путешествующий, читающий, размышляющий о литературном труде, делающий зачины для будущих, но так и ненаписанных рассказов. Особняком в книге выделялся большой очерк «Мальчик из Снежной Ямы» о Тыко Вылко — «Президенте Новой Земли», художнике, сказителе, поэте. Выбирались мы из Вельска другой дорогой — поездом сначала до Ярославля, затем, пересев, до Горького. Вот в этот-то последний переезд и оказался я в купе с двумя молодыми ребятами, которых заинтересовала дочитываемая мною книга «Две ночи». Пришлось им рассказать о писателе, о его произведениях, о местах, где он побывал и где побывал я. — Как вы много прочитали и много где побывали, — искренне удивились пареньки. Не скрою, их удивление мне тогда польстило. Это теперь, когда с того времени прошло более чем тридцать лет, я понимаю — и прочитано мною к тому времени было не так уж много, и главные путешествия, открывающие нечто совершенно новое и важное для меня, были ещё впереди. Но именно книга Юрия Казакова сблизила тогда нас — трёх случайных попутчиков. Книга его душевных странствий под названием «Две ночи», которую я читал на протяжении двух ночей странствия от Вельска до Нижнего Новгорода. Теперь вернусь к собственно просмотренным мною фильмам. В первом «Трали-вали Юрия Казакова» о судьбе и творчестве писателя рассуждали Алексей Варламов, Павел Басинский, Василий Аксёнов, Евгений Попов, Тамара Жирмунская (это всё коллеги по цеху), прочитал стихотворение, посвящённое Юрию Павловичу, Евгений Евтушенко, рассказывал о том, как создавался художественный фильм о Казакове («Послушай, не идёт ли дождь», в роли писателя Алексей Петренко) в середине 90-х годов режиссёр Аркадий Кордон (сценарий написан по рассказам «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал»). Как бы несколько отдельной темой идут воспоминания вдовы Юрия Казакова Тамары Судник, отрывки из беседы Юрия Павловича с Борисом Константиновичем Зайцевым в Париже о И.А. Бунине (магнитофонная запись). Но и это всё как бы подкрепляло главную мысль, высказываемую писателями, что Казаков слишком мало написал (хотя, что написал — это создано гением). Слушал я всё это, и во мне невольно зарождалось два противоположных чувства: первое — благодарности, что вспоминавшие писателя не акцентируют тему его пьянства, алкоголизма; второе — несогласия с количественной оценкой написанного Казаковым. Первое я выделил именно потому, что, открывая памятную доску на доме, в котором жил писатель в Лопшеньге, а затем, проводя встречи с жителями этой приморской деревни в местном Доме культуры, писатели из нашей делегации (лично знавшие Казакова, встречавшиеся с ним — Владимир Личутин, Юрий Пахомов, Владимир Смирнов, Николай Старченко, Юрий Немченко) как-то уж очень подчёркивали эту зависимость Юрия Павловича, болезнь, мешавшую ему и жить, и творить, и, в конце концов, отнявшую у него жизнь. Хотя — стоит ли об этом вспоминать, когда уже всё свершилось и остались только книги (даже дом его в Абрамцеве вместе с библиотекой, рукописями, дневниками и черновиками сгорел). О них, и только о них в первую очередь стоит говорить, вспоминая писателя. Вот вокруг рассказов и шёл разговор в фильме «Трали-вали Юрия Казакова». Тут Варламов с Басинским как-то уж очень акцентировано говорили о малом количестве написанного героем фильма. Если сравнить количество с написанным ими — да, мало. А если сравнивать с изданиями Петра Дмитриевича Боборыкина, Евгения Николаевича Чирикова — то и вообще малость. Я уже не беру в пример современных создателей любовных романов, детективов — тут совсем несравнимые количественные величины. Только разве этим измеряется значимость литературного труда? Ведь можно и один гениальный рассказ написать, и остаться в памяти благодарных потомков навсегда. Конечно, хочется нам, чтобы и Пушкин, и Лермонтов, и Есенин написали больше. Да и Достоевский до конца не высказался. Но неведомы нам пути, определённые Богом. И видимо, нам следует довольствоваться тем, что есть, быть благодарными тому, что имеем. Да ведь и не сказать, чтобы уж совсем мало написал «житель Абрамцева». Кроме рассказов, упоминалась в разговоре трилогия казахского писателя Абдижамила Нурпеисова «Кровь и песок» (в Википедии она названа «Кровь и пот» — не знаю, как всё-таки будет правильно), которую перевёл Казаков, тем самым сделав имя писателю (романы были удостоены Государственной премии СССР). Да, эта работа совершена для заработка, но и высокое качество её несомненно. И уж совсем не упоминался «Северный дневник», что, на мой взгляд, несправедливо. Пусть не всё из этих очерков, но многое осталось и останется (несомненно) в русской литературе. Нет никаких поводов эту удивительную книгу вычёркивать из списка творческих достижений Юрия Казакова. Были и публикации путевых заметок, статей и прочего, что сопутствует основной писательской работе, а в итоге образует его мир, придаёт ему всесторонность, цельность. Второй фильм — «Спрятанный свет слова» (подготовленный к показу телеканалом «Культура», 2013 г.) включает в себя основу предыдущего фильма с добавлением высказываний некоего литературоведа Вячеслава Мешкова и писателя Андрея Битова. Понятно, что последний не мог обойтись без каких-то оценок советского времени, выпадов против него. Вдруг заговорил, что Казакова не печатали (десятки книг и миллионный тираж «Роман-газеты», как я понимаю, не в счёт), привычно сводя все свои размышления к мести прошлой стране (СССР) и доперестроечной власти. Тут и высказывания вдовы, что не вошли в первый фильм, пригодились: «Он не боролся, а противостоял времени своим образом жизни, мыслями». Господи, да любой творческий человек во все времена находится в подобном состоянии относительно окружающего его мира, со всеми обывательскими пристрастиями, ценностями — неужели это непонятно! Но одно из высказываний Андрея Битова меня тронуло, и я записал его дословно: «Конечно, он был верующий человек. Неверующий не может хорошо написать. Может быть, он веровал в слово, а слово дело Божие. Не соврать в слове — это и есть такая вера. А у Юрия Павловича совесть присутствовала в каждом слове». 4 января Домой приходил Андрей Альпидовский. Новый писательский блог в интернете, который я задумал и начал уже заполнять (с помощью Андрея Дмитриевича) с сегодняшнего дня полностью перешёл под моё управление. Думаю, это чрезвычайно важный шаг «разговора с читателями». Со временем многие свои материалы (заметки, статьи, беседы, рецензии и, конечно, книгу «Искры потухающих костров») размещу на этом ресурсе — полностью независимом от кого бы то ни было. Название блога: «Союз писателей России. Нижегородская областная организация». 6 января Давненько мне была подарена книга Всеволода Соловьёва «Великий розенкрейцер» (в конце ХIХ века она вышла в С.-Петербурге в серии «Историческая библиотека альманаха «Русская старина», а в 1992 году переиздана в Москве «Профиздатом» и Товариществом «Возрождение», в редакционную коллегию которого входили Юрий Бондарев, Пётр Проскурин, Валентин Пикуль, Владимир Солоухин и др.), а прочитать её решил только сейчас. Да и книга-то попала в руки будто случайно — искал в шкафу иное, а наткнулся на неё, и взял с мыслью: «Знать, пришло время прочесть». И простое, и непростое это произведение одновременно. Но интереснейшее — философско-масонско-богословский роман, где есть две основных сюжетных линии (тайна эзотерических знаний носителя знака Креста и Розы князя Юрия Захарьева-Овинова и служение обыкновенного деревенского священника Николая, призванного в столицу в дом отца князя).Есть и третья (довольно большая по объёму), повествующая о жизни в Страсбурге графа Калиостро (он же Джузеппе Бальзамо), но этот кусок в романе наиболее неинтересен и в художественном плане уязвим. Слишком много явных фантастических придумок, а ведь произведение как бы отражает реальную жизнь того (восемнадцатый век) времени. Кстати, уж сразу как о неудаче скажу и о некоторых моментах (особенно в окончании романа), связанных с образом «святого из простецов» отца Николая, где он и жизнь помещика Метлина восстанавливает (помогает вернуть неправдой отнятое его имение, устраивает жизнь семьи), и беса из его дочери Катюши изгоняет, и своей праведной любовью преодолевает гордыню и неприязнь собственной супруги Настасьи Селиверстовны, чем и её душу спасает — поначалу грубой деревенской бабы. Всё это уже слащаво, святочно, многажды раз использовано в русской литературе, хотя (трудно спорить) чтение такое умилительно и как бы духовно укрепляюще. Но когда я называл чтение этого романа интереснейшим, я имел ввиду два места в книге, вызвавших у меня несомненный интерес: знакомство и его первые помощи духовно страждущим отца Николая (эпизод со странствующей пешком по богомольным местам купчихой, носящей на руках болящего своего сына Николушку, уродца шестнадцати лет) и речь князя Захарьева-Овинова в полуразрушенном тайном замке Небельштейна в Германии во время его избрания главой розенкрейцеров. Тут в этих эпизодах раскрываются (захватывающе интересно, неравнодушно) два главных стремления в человеческой жизни — поиск силы и счастья через обретение силы над материальным и духовным. (По сути, в вульгарно упрощённом виде в ХХ веке это отразится в споре «физиков» с «лириками»). И та и другая силы — бесконечны (через познания и опыт), дающие великую силу управлять человечеством. Но материальная лишена главного — тепла, любви, Бога. И потому не может привести к полному освобождению, счастью. Вот как на эту тему размышляет князь в романе Соловьёва: «Пройдёт немного лет, и мы будем присутствовать при страшных, кровавых событиях, которые окажутся кризисом в болезни человечества. Человечество оправится после этого страшного кризиса, и начнётся для него новая эра… Знания человеческие станут возрастать с необычайной быстротою… То, что считается теперь безумной сказкой, станет для всех привычной действительностью… Но… человечество, в какой бы высокой области познаний ни оказалось, этим самым не достигнет ещё счастья… А между тем ведь понятие о счастье существует, оно не звук пустой. Существо человеческое способно к счастью и, достигая его, возвышает и развивает свою душу более, чем знанием, более, чем силой и могуществом. …Мы теперь должны, наконец, убедиться… что познания не дают его, значит, даёт его нечто иное». Однако, если открытия князя Юрия вызывают в нём самом разочарование, то отец Николай совсем иначе переживает своё открытие: «— Ах ты счастливая!.. Да и сын твой счастливый, дай мне его… дай! И он взял дрожащими руками у матери это уродливое создание, бессмысленно на неё глядевшее, и с несказанной нежностью стал осенять его крестным знамением, целовал его, целовал его в страшное лицо, целовал его руки и ноги. — Батюшка, что же ты меня-то не благословишь на моё хождение? — Чего мне тебя благословлять, мать! Бог тебя благословил, сам Бог, слышишь, благословил тебя! Милости Его над тобою и над твоим сыном!» Перечитал эти отрывки ещё раз и убедился — эти рассуждения не потеряли своей актуальности и о многом заставляют задуматься. 8 января Моя Наташа рассказала о случае в Городце, когда двух мальчишек, нарвавших по пучку дикой конопли в овраге у старицы Волги, задержала милиция, и теперь ребятам грозит суд и даже какое-то серьёзное наказание. (Добавлю от себя — это при том, что в городке, впрочем, как и по всей России, всякой дурью торгуют чуть ли не в открытую, но этих «предпринимателей» почему-то арестовывают крайне редко и с каким-то уж совсем титаническим трудом). Наташа мальчишкам сочувствует, но… — Ведь они нарвали коноплю, а значит «нет дыма без огня». — Да сколько угодно, — возразил я и рассказал свои истории задержания доблестной милицией. Первый раз меня схватили, как великого злодея, недалеко от площади Революции. Было мне лет десять. Занимался я тогда на детской железной дороге. И вот, идя по путям от озера Цыганка в сторону Московского вокзала, нашёл металлический кружок — знак, который прикрепляется к последнему вагону состава. Поднял его, очистил (он был прикрыт грязью) и понёс куда-то, уже сам не помню, куда, но с благими намерениями передать нужную вещь по назначению. Недалеко от вокзала предложил взять знак машинисту тепловоза (он с любопытством смотрел из кабины, с высоты на двух мальчишек), но тот отказался. Тогда под воротами почтамта мы пролезли на улицу, и тут меня схватил какой-то негодяй, отвёл в железнодорожное милицейское отделение, которое находилось совсем рядом. Сдал туда. Далее меня препроводили к тётке, занимающейся несовершеннолетними. И вот эта тётка из ерунды раздула грандиозное дело. Я ей рассказал всё, как было. Она не поверила. Я, как честный человек, дожидался в коридоре, пока она была на совещании, не убежал (хотя мог, но зачем, ведь я был прав и хотел совершить доброе дело). После продолжилось выяснение, звонки на работу матери и отцу (а они при должностях). Помню, что были предпраздничные дни (1 мая или 7 ноября), люди готовились отдыхать. За мной пришла мама. И ей пришлось что-то выслушать, но она вела себя достойно, попыталась обратиться к разуму «доблестной милиционерши», поверив моему рассказу… В общем, подвёл я своих родителей. Таково было первое моё знакомство с органами внутренних дел, но не последнее. Потом меня забирали в милицию за то, что, идя со стадиона «Локомотив» (зимой там заливался грандиозный каток — свет прожекторов, музыка, буфет с горячим кофе и выпечкой), зашёл в буфет Московского вокзала купить коржик; на Ярмарке — за то, что в брюки был заправлен солдатский ремень, и так далее и тому подобное. Из этого детско-юношеского опыта я усвоил лишь одно — в мире много негодяев, злых подонков, которые (либо для того, чтобы выслужиться, улучшить показатели своей работы, либо, чтобы попользоваться служебной властью над другими и от этого получить удовольствие) ещё много впереди принесут мне горя. И надо сказать, я в своих прогнозах не ошибся. — Поэтому, Натуля, не верь всему тому, что тебе говорят про других людей. Прежде постарайся увидеть то, что не сразу бросается в глаза за внешним проявлением случившегося. 8 января Уже не первый год по зимам живёт где-то вверху нашего оконного блока синичка. Видимо, когда заменяли конструкцию и заполняли пустоты пеной, некоторое малое пространство осталось свободным. Птичка (со стороны улицы, конечно) его расширила (в углу занесённого снегом подоконника была накрошена мелкая стружка от застывшей пены) и стала там зимами жить. Всё это продолжается года три-четыре. Если синички живут меньше, то сейчас уже следующее поколение облюбовало наш оконный блок. В одну зиму Ирина пичугу напугала, сильно постучала по карнизу, когда синичка что-то там заскребла в своём убежище. Птичка выпорхнула в щель у стены, и больше мы её не слышали. В этом году всё повторилось, но пугать птичку я не разрешил. Как-то раз наблюдал за ней. Синичка подлетела к стене дома, вцепилась в неё коготками и тут встретилась со мной взглядом. Миг — и сорвавшись, она устроилась на голой ветке берёзы, что растёт под окном. Чтобы больше её не «смущать», я отвернулся от окна и вскоре услышал, как птичка шебуршится в своём гнёздышке, устраиваясь на ночлег. И так мне хорошо от этого, так радостно. Теперь, когда поздно вечером в своей комнате пишу, читаю или что-то выискиваю в интернете, занимаюсь электронной почтой, то часто слышу, как совсем рядом живёт крохотное существо. У него свои заботы — вдруг что-то зацарапает (словно во сне) крохотными коготками или еле слышно зашуршит пёрышками, удобнее укладываясь. Время к полуночи, дома и за окном тихо. У меня над столом горит небольшая лампочка, на столе светит прямоугольник ноутбука, соединяющий пространство моей комнаты с необозримым мировым пространством. Но, это всё где-то там, далеко, неживое. А тут, рядом, крохотная птичья душа видит свои загадочные сны, и мне от осознания этого отчего-то светлее и радостнее жить, теплее на сердце, умилительнее. Оказывается, чтобы испытать счастье, не обязательно ехать за тридевять земель, зарабатывать огромные деньги, получать немыслимые награды. В час (или миг), когда невыносимо тяжело, спасением может оказаться крохотная птичья душа, что нашла себе убежище за тоненькой стеночкой возле тебя, у окна.
(январь, 2018)
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий