Валерий Сдобняков. ЗА ТАЙНОЙ ГРАНЬЮ
Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 61, 2019 г. Портрет писателя Валерия Сдобнякова. Заслуженный художник РФ К.И. Шихов Сдобняков Валерий Викторович. Родился в 1957 г. в Красноярском крае. Создатель и главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век». Секретарь Союза писателей России. Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. Награждён государственной наградой – «Медалью Пушкина», а также Почётной грамотой Нижегородской области и Почётным знаком главы города Нижнего Новгорода. Автор тридцати книг прозы, публицистики, критики. Живёт в Нижнем Новгороде. ТЛЕНИЕ НЕ НАСЛЕДУЕТ НЕТЛЕНИЯ 2018 год 1 мая Звонок из Смоленска Владимира Королёва. Выписывает журнал «Наш современник». Пришёл четвёртый номер. Прочитал в нём опубликованное моё послесъездовское письмо. — Серьёзное письмо. Говорит о тебе, как о совершенно самостоятельном человеке, не «играющим» под кого-то. И для вновь избранного председателя оно не должно быть обидным. Я уточнил, что писал своё письмо, ещё не зная, что Куняев готовит свой «ответ победителям», и, в общем-то, оно носило частный характер. Но и возражать против публикации (когда попросили) не стал. Посмотрел на сайте МСПС номер «Общеписательской литературной газеты» за апрель. И там его опубликовали. Поздним вечером дождь и долгие громовые раскаты со сверканием молний. Небо затянуто, и из этой серой мути редко пробиваются к земле отростки разрядов. Большей частью бесформенные вспышки бурлят в толще непроницаемых туч. 6 мая Увидел по одному из центральных каналов новый фильм о Михаиле Михайловиче Шемякине. Я с глубоким уважением отношусь к этому человеку — неординарной личности, самостоятельно и оригинально мыслящему художнику. Но как много зависит от того, кто ведёт беседу! На этот раз ведущий был за кадром, но перебивал Шемякина, как только тот начинал отвечать на вопрос. И это раздражало, потому что ведущему явно хотелось выговориться самому, а не слушать Михаила Михайловича. Вспомнил, что у меня с осени прошлого года лежит непрочитанным журнал «Русский мир» (ноябрь, 2017), где опубликовано большое интервью с Шемякиным. «Я — сторонник культурной экспансии России». Прочитал с неослабевающим интересом, потому что многие оценки, взгляды на жизнь (политическую) и творчество мне близки. «Думаю, именно Россия удостоится высочайшей миссии «собирания камней», разбросанных в последнее столетие, и создания новых духовных маяков на грядущих путях мира искусства… Вот уже двадцать лет, как я живу среди галлов. Десять лет прожил в Париже с 1971 года, затем тридцать лет — в Америке и вот ещё десять лет — во французской деревне. У меня есть чувство, что я обитаю на красивейшем кладбище. Да, прекрасные музеи, архитектура, но вокруг — опустошённые зомбированные существа, которых трудно обозначить людьми». О революции 1917 года. «Да, было очень много жертв и крови… Но этот обновлённый Иван, этот Хомо Советикус, вскоре создаёт действительно новый строй, новый, ни на что не похожий мир. Он полон жестокости, несправедливости, но полон и романтики, энергии, невиданного энтузиазма. И возникает великое советское искусство, театр, наука, армия». О теперешнем положении в России. «В России сегодня очень сложная и тревожная ситуация. Если внимательно присмотреться, то увидим настоящий геноцид русского народа. Он состоит в уничтожении культуры и образования». О В.В. Путине. «Всё, что у меня есть в России, — благодаря Путину: он мне подарил 600 квадратных метров, два этажа отреставрированного здания, чтобы я мог приезжать и работать. Но я видел, в каком вопиющем состоянии находится образование, и отдал здание фонду — проводим выставки, научные конференции, мне важнее заниматься просветительской программой». Нашёл в интернете давний фильм «Михаил Шемякин. Исповедь художника» (Центрнаучфильм, 1989. Текст от автора читал Михаил Казаков), в котором, несмотря на перестроечный угар, оценки художника продуманы, взвешены. Съёмки проходили в Нью-Йорке и в Москве, Ленинграде. Тогда в выставочном комплексе у Крымского моста проходила его выставка, в которую выстроилась огромная очередь (как теперь на выставки Серова и Айвазовского). В фильме большой акцент сделан на дружбе Шемякина с Владимиром Высоцким. Художник много вспоминает об актёре и поэте. Конечно, Владимир Семёнович понимал, что он на Западе никому не нужен, потому и возвращался каждый раз в СССР после своих поездок по миру. Интересный факт: на первые свои заработанные деньги Шемякин купил два студийных магнитофона, окончил курсы звукорежиссёров и записал пять пластинок Высоцкого, выпустил трёхтомник его стихов.Кроме того, записал и выпустил пластинки двух цыган — исполнителей песен и романсов.Представители древнейших русских дворянских родов «обливались слезами, слушая их исполнение, но никто ничего не сделал, чтобы увековечить их голоса». В своей мастерской в США Шемякин показал огромную коллекцию репродукций картин, собранных в специальные чёрные папки-коробки. Это, конечно же, говорит о глубоком образовании художника, самообразовании. Пришло письмо от Бориса Лукина. Написал большую статью о моей книге «Лестница». Обещает прислать. Сайт МСПС разместил обзор 53-го выпуска «Вертикали. ХХI век». 7 мая В.В. Путин в четвёртый раз вступил в должность президента страны. Церемония торжественна (но видно, что для В.В. привычна, если не сказать больше, рутинна — вышел из рабочего кабинета, выступил, ушёл в рабочий кабинет). Интерьеры Кремля величественны и великолепны — блещет золото, резьба, лепнина, паркет зеркален. Сегодня же в Государственную Думу президент внёс предложение по назначению премьера и вице-премьеров правительства РФ — вновь Д.А. Медведев и прочие (прежние) персоны. Путин в последнее время всё говорит о технологическом и социальном прорыве в стране и в то же время оставляет у власти прежних руководителей либерального направления. Это говорит об отсутствии у него кадрового резерва, или о чём-то ином? 8 мая Саша Высоцкий попросил о встрече. Пришёл в Союз писателей — трезв, опрятен. Попросил дать ему письмо-справку о нём самом. Аккуратный черновик письма принёс. Всё это по предложению адвоката. Вступил в борьбу по возврату своего жилья, право на которое передал сыну, подписав дарственную. Пожив несколько месяцев в съёмной комнате, он вдруг обнаружил, что его квартира (в которой сын вроде бы собирался сделать ремонт) выставлена на продажу. Тогда вернулся в разорённое жилище (Ярмарочный проезд), соседи, сестра помогли с новым обустройством (его вещи и мебель, которую трудно назвать таковой, были выброшены), врезал в дверь новый замок и обратился в суд. Сюжет не нов, даже вечен. Людская жадность не имеет разумных границ. И я в своей судьбе подобного не избежал. Письмо, конечно, подготовил, подписал, заверил печатью. 9 мая Из выступления В.В. Путина перед Парадом войск на Красной площади. "За новыми угрозами проступают все те же старые уродливые черты: эгоизм и нетерпимость, агрессивный национализм и претензии на исключительность. Мы понимаем всю серьезность этих угроз. Всем странам, всему человечеству важно осознать, что мир очень хрупок, и его стабильность укрепляет наше общее стремление слышать, доверять и уважать друг друга. Разгром нацистов стал грандиозной, триумфальной Победой, это долгожданное слово сразу облетело планету, и все страны, все народы понимали тогда, что именно Советский Союз определил исход Второй мировой войны, что этот великий жертвенный подвиг совершил наш солдат и наш народ. Однако сегодня подвиг народа, спасшего Европу и мир от рабства, от истребления, от ужасов Холокоста пытаются перечеркнуть, исказить события войны, предать забвению подлинных героев, подделать, переписать, переврать саму историю. Мы не позволим сделать это. Никогда! Мы всегда будем гордиться, что советский народ не дрогнул, не прогнулся перед жестоким врагом, когда некоторые государства предпочли позор капитуляции, лицемерного соглашательства или прямого сотрудничества с нацистами. Наш народ сражался насмерть. Ни одна страна мира не отражала такого нашествия, не проводила под огнем агрессора эвакуацию миллионов людей и тысяч заводов, которые практически сходу, сразу стали выпускать для фронта технику и боеприпасы. Было сделано поистине невозможное: никто не думал о себе, трудились героически и женщины, и дети. Ради Родины, ради победы, ради тех, кто защищал страну, свои семьи в пекле войны. Ничем нельзя измерить храбрость наших воинов. От рядового до маршала — они боролись в стужу и в зной, на больших и малых плацдармах, каждый рубеж был частью Отечества и потому каждый был самым главным. Наши войска одержали победы в решающих битвах за Москву и Сталинград, в сражениях под Курском и на Днепре, прорвали блокаду Ленинграда, освободили европейские столицы, решающим штурмом взяли Берлин». В телевизионном репортаже о праздновании в разных городах Дня Победы впервые увидел, что выполняется Указ главы государства возвращать в этот день городу Волгограду прежнее название — Сталинград. И хотя корреспондент, ведущий репортаж с Мамаева кургана, продолжал именовать Волгоград Волгоградом, но на титрах под картинкой значилось: «Сталинград». Борис Лукин прислал свою статью о книге «Лестница». Я её прочитал и восхитился — как он хорошо, профессионально её написал. Как-то незаметно, тихо он стал настоящим, глубоким по чувству критиком. Так о моих писаниях ещё никто не писал. Да они и не заслуживают серьёзного разговора. Но Борис и на этом материале сумел порассуждать о главном. Искренне его поздравил (написал письмо) с этой работой, на что он ответил со сдержанным достоинством. 10 мая Оформлял медицинскую справку для продления лицензии на охотничье оружие. Целый день мотался по городу (ничто у нас не совершается без этих никчемных мытарств — в разных медицинских конторах и лабораториях следует получить подтверждения, что ты не наркоман, не псих, не алкоголик). А вечером в театре драмы премьера «Господа Головлёвы» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина. (Инсценировка Владимира Жеребцова, режиссёр-постановщик Искандер Сакаев.) Длиннющий спектакль — действие длится более трёх часов. И к роману он имеет отношение больше внешнее, сюжетное. Всё время со сцены не уходит Юрий Котов (Порфирий Головлёв — Иудушка). Из психологических кружев плетёт удивительный образ — мало похожий на литературный. В нём нет однозначно отрицательных черт. Всё сложнее, тяжелее, тревожнее в борьбе страстно-земного стяжательного с верой, Божьим началом в человеке. Котов это понимает. К тому же и как актёр он органичен, точен в жестах, мимике, интонации произносимых длиннющих монологов. Я был захвачен этой работой. Оттого и все рядом на сцене оказались втянуты в орбиту его страстей, переживаний, — Сергей Кабайло (Степан), Алексей Хореняк (Павлуша), Елена Туркова (Арина Петровна — тут, правда, не обошлось, на мой взгляд, без излишних эмоций, крика). Хуже показала себя молодёжь. Однако всё действо просмотрел без утомления. И тем удивительнее было услышать от В.В. Никитина резко отрицательные оценки спектакля (впрочем, у нас не в первый раз совершенно не совпадают оценки увиденного с Народным артистом РФ), ну и ещё от некоторых уважаемых мною людей. Придя домой, достал со стеллажа том с произведениями Н. Щедрина (М.Е. Салтыкова), буду перечитывать роман. Давно рука к нему тянулась, а тут и повод есть. 15 мая Горбатовка Всё цветёт — черёмуха, сирень, вишни, яблони. У одного дома деревца вишни так аккуратно обрезаны, что будто огромные белые шары на тонких бордово-красных ножках стоят на изумрудном ковре в жёлтых крапинках цветущих одуванчиков. Приезжал к Важнёву художник Михаил Станиславович Поляков. Полноватый, добродушный, из-за очков посверкивает улыбчивыми глазами. Александр Фёдорович вознамерился купить у него небольшой зимний пейзаж, вот он его и привёз. Работа яркая, колоритная по цвету, праздничная. Я уже писал в дневниках о выставке этого художника, работающего всё больше не кистью, а мастихином. Оттого полотно приобретает вид некой мозаичности. Важнёв походатайствовал, чтобы работы Полякова опубликовать на обложке. Пришлось заранее обратиться в разрешительную систему по продлению лицензии на владение охотничьим ружьём. Проверяющие перед чемпионатом мира по футболу проявляют излишнее рвение — как же, в нескольких сотнях метров от моего дома пройдут матчи. Вдруг я что-нибудь удумаю. За всем этим рвением видится такая административная бестолковость, что не знаешь — смеяться над ней или раздражаться. Все необходимые документы и справки сдал. Ружьё показал. Ещё на пять лет вперёд определил законность владением оружия. Сегодня открыто движение по 19-километровому Крымскому мосту через Керченский пролив. Полуостров соединён с материком. В Секторе Газа на границе с Израилем бойня. Еврейские войска расстреливают из стрелкового оружия, артиллерией, с самолётов безоружных протестующих против открытия посольства США в Иерусалиме. 62 человека убито, более 2500 ранено. Как же может быть беспощаден, жесток и немилосерден человек. А ведь они нас учат правильно жить — свободе, демократии, правам человека, терпимости… Всё ложь. 20 мая «Господа Головлёвы» — горько, как горько! Хоть автор и «идею» внедрил в роман, но от отражения, понимания русской жизни куда убежишь, спрячешься. От того невероятного характера, в котором всего намешано — но более эмоционально-философического, что неизменно приводит к терзаниям совести. Повествование о гибели одного семейства… Невольно вспоминаются «Будденброки» Томаса Манна. Но там больше немецкой сдержанности, рассудительности, скрупулёзной последовательности в изложении содержания романа — оттого он в несколько раз больше произведения Н. Салтыкова-Щедрина (по объёму). Да и написан намного позже. Михаил Евграфович «Господа Головлёвы» в «Отечественных записках» публиковал с 1875 по 1880 год. Но как это до болезненного актуально по сию пору — особенно в сегодняшней России, где идея «нового накопления капитальца» убивает многое важное в окружающей социальной среде, и в первую очередь в самом «накопителе».Оттого-то и горько, что вся эта борьба вечна. Во время всей своей жизни ничего мы не накапливаем, кроме грехов, кроме того, что так отяжеляет нашу совесть, а память цепко держит, сохраняет. И Котов всё это понимает, создавая своего Иудушку. Не совсем того, которого написал Салтыков-Щедрин, но не менее живого, психологически сложного. Кстати, тут невольно встаёт вопрос о качестве преподавания литературы в советских школах 60-70-х годов прошлого века. Читали и изучали романы Гончарова, Л.Толстого, Достоевского, Гоголя, Щедрина… Какой же сложный духовный мир открывался перед подростками. Безусловно — в преподавании была своя заданность (в оценках, объяснениях), но ведь произведения-то великие, остававшиеся с теми, кто научился самостоятельно мыслить, на всю жизнь. 22 мая Гастроли Государственного русского драматического театра из Чебоксар на сцене нашего театра драмы. Посмотрел «Отель двух миров» Э. Шмитта (трагикомедия в двух действиях). В афишке сказано: «Один из старейших профессиональных театров России — в 2017 году отметил 95 лет». В ролях — все народные артисты Чувашии. А показали какое-то примитивное убожество — от пьесы до режиссуры и игры актёров. Действие — попадают люди в некое место между небом и землёй, жизнью и смертью. Тут они дожидаются итога — спасут их доктора или нет. Кажется, какие важные оценочные мировоззренческие вопросы они должны были решать, осмысливая свою прожитую жизнь. Но нет — невероятно много пустых слов, споров с «доктором» (властелином этого места) и слабенькие, с драматургической точки зрения, развязки. Современная западная драматургия стремится развлечь зрителя, а не заставить его думать. 24 мая Заседание издательского совета Нижегородской области. На этот раз поданы заявки на довольно интересные книги. Правда, всё больше краеведческой направленности, но качество их, я думаю, будет неплохим. Во всяком случае, интригуют воспоминания Ольги Эрнестовны фон Тунцельман (Голубевой) о жизни в дореволюционном Нижнем Новгороде и о последующих послереволюционных испытаниях, пережитых ею и её семьёй («Жизнь как она есть», издательство «Кварц»). Представляла книгу Татьяна Павловна Виноградова, которая, собственно, и отыскала рукопись этих воспоминаний. (Слушая её, подумал: «Вот и я пишу свой дневник для будущих читателей — краеведов и историков русской литературы…») Книгу «Архитектор Александр Яковлев» написала Ольга Владимировна Орельская, тесно сотрудничая с дочерью архитектора, которая живёт в Абхазии. Труды этого зодчего и по сию пору украшают Нижний Новгород — дом на площади Минина и Пожарского, студенческое общежитие и кинотеатр «Рекорд» — да много чего. Всё это эпоха расцвета особой советской архитектуры, совершенно неповторимого стиля, по которому испытываешь не всегда объяснимые ностальгические чувства. Книга-альбом о Народном художнике РСФСР Гусеве «Павел Гусев. Скульптура в пространстве вечности». Он автор памятников матросам на площади Маркина, Н.А. Добролюбову на театральной площади, композитору Глинке у Нижегородской консерватории. Ну и В.И. Ленину в центре Кстова — тоже его. А ещё альбомы о Максиме Дмитриеве, «Александр Пушкин и Нижний Новгород», книга-справочник «Нижегородцы — кавалеры Георгиевского креста Великой войны 1914-1918 гг. (К 100-летию окончания Первой мировой войны)». Ну и ещё целый ряд изданий претендует на финансовую поддержку из бюджета области. Впервые, уходя из зала приёма зарубежных делегаций, где проходило заседание, искренне похвалил подбор представленных заявок. 25 мая Закончена работа над 54-м выпуском «Вертикали. ХХI век». Два последних номера (53 и 54) как-то легко «выдохнулись» — не было ни больших сомнений, ни нервотрёпки при подготовке материалов, формировании содержания. Не часто так бывает. Вчера в Союз писателей заезжал отец Евгений Юшков и своим неспешным, вдумчивым разговором погрел мне душу. Но всё равно мало побыл — рвётся в свой дом на Бору. Хоть и осиротел он после смерти матушки, а по-прежнему самый тёплый, уютный и родной. — Чего вы, батюшка, спешите за Волгу? — Там стол (рабочий, за которым пишет) и диван (на котором спит). А я мысленно добавил: «И старые образа, у которых молится ежедневно — и утром, встав ото сна, и вечером, перед тем, как отойти ко сну…» В этом номере традиционно идут заметки Юшкова. Продолжение книги, которая сейчас пишется. И ничего в ней нет мудрёного — проста, как сама жизнь. Всё в нашей жизни на поверхности — это мы сами выдумываем для неё сложности, которыми затем терзаемся, рвём сердце, истязаем душу. Во второй половине дня провели представление книги — сборника статей, собранного С.А. Смирновым «Гражданская война и Нижегородский край». Жаль, что именно о гражданской войне почти не говорили — всё больше о «красном терроре» и «репрессиях». Хотя тема могла подтолкнуть к самому широкому кругу обсуждаемых вопросов. В своём выступлении я попытался к этому подвести, сказав, что гражданская война в России не только не закончилась бегством белых из Крыма, но продолжается и по сию пору, и будет продолжаться не только десятилетия, но, может быть, и столетия в будущем. Потому что те тектонические социальные сдвиги, которые она породила, нарушили что-то главное, центроукрепляющее в русском народе. Говорить же о репрессиях — это значит рассуждать о поверхностном, производном, действительно оставшемся в прошлом. Приятно было слушать выступление приехавшей из Москвы правнучки хлебопромышленника Матвея Емельяновича Башкирова и редактора, издателя газеты «Нижегородский биржевой листок» Сергея Ивановича Жукова. Впоследствии дело отца продолжил сын, дед Сергиевской — Борис Сергеевич Жуков, который переименовал газету в «Волгарь», где печатались ранние рассказы М.Горького. Это было многотиражное, авторитетное и интересное издание. За столом президиума мы с Александрой Петровной Сергиевской сидели рядом, и она, как авторитетный филолог (преподавала на переводческом факультете Института иностранных языков им. Мориса Тореза (1970-1990), заведовала кафедрой колледжа МИД РФ (1990-2010)) доверительно мне сообщила: — Ваши книги у меня стоят на почётном месте. Не вышло ли у вас чего-то нового? Пообещал показать у нас в библиотеке — на выбор. После завершения встречи (я отвлёкся по какому-то поводу) Сергиевская в коридоре мне напомнила об обещанной книге. Подарил ей «Лестницу» с доброй надписью, в которой порадовался нашей новой встрече и пригласил ещё приезжать в Нижний на родину знаменитых предков. А в книге, представляемой сегодня, помещена статья А.П. Сергиевской «Мой дед Борис Жуков: родной, но незнакомый». 29 — 31 мая Москва Получилось с Виктором Сидоровым привезти тиражи книг Анатолия Строкина «Петровская тетрадь» и Николая Офитова «На Ключищинском косогоре». Часть этих книг оставил у себя для целевого распространения. Поездка получилась спокойной, без обычной спешки и беготни. На следующий день в Российскую книжную палату передали необходимое количество экземпляров книг, вышедших в моём издательстве за прошедшее полугодие — стихи, проза, литературные заметки. После обеда пошли в Измайловский парк. Я читал статью Юрия Павлова в «Нашем современнике» (№ 6, 2016 г.) «Александр Байгушев: пожалейте голого короля», о которой ещё перед её публикацией говорил мне Александр Казинцев. Повод написания текста — огромная статья Байгушева в «Литературной России», хамская по отношению к Александру Ивановичу (тогда и мне пришлось ответить статьёй «Как избавиться от клеветы и ненависти» сначала на интернет-ресурсах «День литературы» и «Русская народная линия», а затем в «Вертикали. ХХI век» № 49, 2016 год). Текст Павлова логичен, аргументирован, интеллектуален. И уж, конечно, без площадной брани Байгушева. Кстати, вчера здесь же в парке прочитал в газете «Слово» отрывок из интервью бывшего (во времена Б.Н. Ельцина) вице-премьера Михаила Никифоровича Полторанина, где он рассказывает, как открывали, изучали архив ЦК КПСС и, в частности, дело о смерти И.В. Сталина, из которого однозначно ясно, что вождя, главу государства отравили. Иосиф Виссарионович был совершенно здоров и трудоспособен, все же разговоры об инсульте и прочем — выдумки. Корреспондент не единожды уточняет, настаивает — вы лично сами видели подтверждающие то, о чём говорите, документы, на что Полторанин твёрдо отвечает — «да». Сенсационное откровение, на которое никто не обратил внимание — будто разговор шёл о незначительном краеведческом изыскании… В Москве готовятся к буре. В парке по репродукторам призывают покинуть территорию, на велосипеде ездит работник всё с тем же предложением. Но погода солнечная, тёплая с нестрашными синеватыми облаками на небе, и посетители не торопятся уходить. Однако статья в журнале дочитана — встаём не торопясь, идём на улицу Щербаковскую. Там в скверике вижу, что на первом этаже соседнего дома работает библиотека. Обязательно нужно туда сходить. А пока вечером встречаюсь у метро «Семёновская» с новым автором, пожелавшим опубликовать книжку стихов в издательстве «Вертикаль. ХХI век» — Ольгой Менестронцевой. Довольно быстро уточняем все вопросы по изданию и идём с Николаем прогуляться. Заходим в примеченную мной библиотеку (её номер 84), знакомимся. Смотритель в читальном зале встречает несколько настороженно — в помещении пустынно, безлюдно, но ухоженно. Хорошая, современная удобная мебель — всё располагает к работе. С этого и начался наш разговор-знакомство. Библиотечная беда в Москве общероссийская, что удивительно. — В этом году получаем одну газету в неделю — «Аргументы и факты». На большее нет денег — так говорят. — Как с новым поступлением книг? — За это полугодие ни одной. Предложил передать в библиотеку некоторые номера «Вертикали. ХХI век». — Подписаться нет возможности, к сожалению, а так примем с благодарностью. У нас есть читатели, которые следят за литературными журналами. Мы можем провести творческую встречу. Я привёз в Москву около десятка номеров «Вертикали. ХХI век» за прошлые годы, хотел их отнести в шкаф во дворе «Гоголевского дома», из которого желающие берут книги и журналы для чтения, но раз такой случай, то попросил Офитова отнести их в библиотеку. Из телевизионных новостей узнали, что ураган в Москве всё-таки был, и прошёл он совсем недалеко от нас, в районе ВДНХ — ливень, поваленные деревья, шесть человек пострадало. Удивительно —в районе Соколиной горы ни тучки, ни капельки дождя или дуновения ветра. Изрядно потрепало и Нижний Новгород. Даже в Кремле с одной башни сорвало крышу и около километра крыши с Кремлёвской стены. В ночь выехали из столицы. Рассвет встречали в пути. Солнце пробивалось на горизонте в просвете тёмных ночных облаков алеющей полосой. И затем быстро посветлело, но ещё долго серым цветом было залито пространство за стёклами машины. После Вязников вдоль дороги стали часто попадаться сломанные (будто какой-то гигант переломил играючи) стволы деревьев, и так до самого Нижнего Новгорода. Побушевала стихия.
(май, 2018)
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий