Андрей Альпидовский. Времена года. О книге Валерия Сдобнякова «Поэзия русского мира в акварелях Г.А.Скотиной»
Времена года
О книге Валерия
Сдобнякова «Поэзия русского мира в акварелях Г.А.Скотиной»
Во многих книгах
можно найти сравнение человеческой жизни с временами года. Весна – рождение,
детство, юность. Лето – молодость, зрелость. Осень – пожилые годы. Зима –
старость.
Но это больше о
телесной оболочке. А душа – у всех по-разному. У некоторых она и в старости открыта
и искренна, как взгляд ребенка, а у кого-то и в весенней юности покрыта инеем.
Рассматривая
акварели художника Галины Алексеевны Скотиной в книге Валерия Сдобнякова
«Поэзия русского мира в акварелях Г.А.Скотиной» мне легко представить девочку
Галю, рисующую «повесть в картинках» в школьной тетради. Потому, что такое
открытое, как будто детское (а значит
искреннее) восприятие окружающего мира сохранилось у нее до сих пор. А
изображения людей напоминают иконопись Феофана Грека и Андрея Рублева. Это
общее впечатление. Несколько слов об отдельных работах.
Начало альбома – весна: деревья стоят
пока без листвы, отражая в лужах голые ветвистые «руки»; над кронами, в
сумрачном небе – стая птиц. Грачи
прилетели? На земле – остатки подтаявших сугробов. Природа только просыпается от зимней спячки. Ожидание
возрождения природы.
Следующая
акварель: то ли раннее утро, то ли поздний вечер. Дома и деревья – в туманной
дымке, сквозь которую в небе просвечивает бледное светило, а на земле, между
деревьями – полупризрачные фигуры людей. Как будто в ожидании яркого солнечного
света.
А вот и он –
весна в разгаре: яркая зелень травы, деревья в изумрудной листве, чистая синева
воды в деревенском пруду. Душа радуется!
Лето: желто-зеленый берег реки, большое
дерево, кажется достающее кроной плывущие в небе «белогривые облака-лошадки»,
изба у водоема, белый пароход движется в «светлые дали», на другом берегу –
силуэт храма. Родные русские просторы! Хочется «войти» в картину и посидеть на
берегу без суеты и спешки, отдыхая душой.
Много работ с
изображениями лошадей. Прекрасные создания природы на верной службе человеку.
Но вольные по духу своему, с гордыми изгибами шей и буйными гривами.
«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!». И
встают перед нами кони из детских сказок.
Осень: деревья оделись в «золото и багрец»,
журавлиный клин тянется на юг. На другой акварели – стога на берегу реки,
склонившаяся головой к траве лошадь (грива уже не буйная, а смиренно струящаяся
к земле). В реке – отражение того же багрянца и заходящего солнца, и цвет воды такой
же. Умиротворение. И опять хочется «в картину».
Зима: белым-бело. Снег на крышах изб, на
дорогах-тропинках, на куполах храма, только золоченые кресты устремляются в
небо, затянутое серыми тучами. Деревья, как на картинах ранней весны, без
листвы, а ветки-руки все так же тянутся вверх, к алому восходу. По тропинке
между избами идет мальчик, перед ним бежит собачка – хвост торчком-крючком. Избы
укутаны снежными шубами, опять ощущение многовекового покоя русской «глубинки».
И на душе вновь спокойно.
Как же хорошо
было бы жить в этом тихом мире без порочных страстей, созданном талантом художника
Галины Скотиной!
Иллюстрации к
произведениям В.В.Сдобнякова (рассказ «Танин камень», повесть «Печаль и радость
сердца моего») – летние, яркие. Папа с дочкой на берегу ручья, где лежит
заветный камень; тропинка к дому, над которой летают синие птицы, а ниже, у
самых ног сидящих, в ручье, как будто тоже летает-плавает желтая (золотая?)
рыбка в окружении свиты (на других иллюстрациях рыбы так же выглядят
летящими-парящими).
А вот почти
радужная птица, широко распахнув крылья, парит над ручьем, мостком и лодкой.
Наверно, Марья-Искусница обернулась чудо-птицей. Сказка, в которую хочется
верить.
Деревенская
изба, печь, самовар, пожилая (кажется) женщина в белом платке, красной кофте,
зеленой длиннополой юбке, в войлочных домашних тапках, что-то достает ухватом
из печи. Уют.
Дерево с
наливными яблочками. Бородатый дед в синей рубашке навыпуск, холщовые штаны,
заправленные в сапоги. Что-то рассказывает паренькам – один совсем взрослый, с
сумкой, из которой торчит голова и хвост рыбы (может быть говорящей щуки из
колодца, выполняющей желания ленивого Емели?); другой – загорелый мальчик в
плавках и с сачком. Рядом внимательно слушает деда полосатый кот с большой
головой (Наверно ненадолго спустился со «златой цепи» на дубе, устав
рассказывать сказки).
Мужчина с
удочкой удобно расположился на берегу небольшой речки, рядом сидит девочка,
смотрит за поплавком, у которого плавает (опять пари́т) карась с высоко
поднятым плавником, рядом еще один побольше, другие рыбы. Должно быть это
«премудрые пескари», если они не обращают внимания на червячка на крючке. Зато
очень обращает внимание на рыбок затаившаяся у берега щука. «На то и щука в
реке, чтобы карась не дремал!».
Опять
крестьянская изба, иконостас в красном углу, стол, на котором стоит кипящий
самовар, лежат разносолы – рыба, яблоки, ягоды. За столом сидит хозяйка в белом
платке и переднике, собирается налить чаю двум разговаривающим мужчинам. Они, с
полотенцами на шее, босоногие, что-то благодушно обсуждают, не резко
жестикулируя (после бани, наверно). На подоконнике – герань, на окне –
узорчатые занавески, над ними за стеклом окна видно вечернее небо в звездах
(или «в алмазах»?). Неспешный душевный разговор. Благодать.
Каждая работа –
как небольшое повествование, погружение в волшебные миры, в сказку – добрую и,
обязательно, с хорошим концом.
Приятно и
почетно осознавать, что мы, Людмила и Андрей, по просьбе автора внесли малую
то́лику своего труда в создание этой прекрасной книги Валерия Сдобнякова с чудесными
акварелями Галины Скотиной.
Андрей
Альпидовский, 28.09.2023, Нижний Новгород
Комментарии
Отправить комментарий